лс181 Пушкин и его наследник сатирик Салтыков

Михаил Салтыков (позже + Щедрин) учился в Царскосельском лицее и считался первым поэтом («Пушкиным») своего выпуска.

Все юношеские стихи он впоследствии уничтожил и вообще к стихам был очень строг.

Самый бескомпромиссный критик имперской бюрократии был вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери. Он спас взбунтовавшихся крепостных приятеля Пушкина барона А. Вульфа от кровавой расправы ...

В отличие от Пушкина, помешанного на "ножках", терпеть не мог балет, полагая, что зрителя в нем привлекают «поднимание ног, обнажение плеч и прочие более или менее возбуждающие ингредиенты».

По одной версии написал пародию на Евгения Онегина = Пошехонскую старину...

***

Никольский В.А. из Калининского ГУ в 1979 (источник: написал следующее:

<<<
« ... Несомненно автобиографичны признания Никанора Затрапезного в «Пошехонской старине»

(см.  Белинский В. Г. Собр'. соч. в трех томах. М., Худ. лит., 1948, т. 3, с. 179. 2 Гончаров Я. Л. Собр. соч. в восьми томах. М., Гослитиздат, 1955, т. 8, с. 77. lib.pushkinskijdom.ru )

: «Гений Пушкина достиг в то время апогея своей зрелости, и слава его гремела по всей России. Проникла она и в наше захолустье и в особенности среди барышень нашла себе восторженных поклонниц. Но не мешает прибавить, что слабейшие вещи, вроде «Талисмана», «Черной шали» и проч., нравились больше, нежели произведения зрелые. Из последних наибольшее впечатление производил «Евгений Онегин», по причине легкости стиха, но истинный смысл поэмы едва ли был кому доступен»

(см. Салтыков-Щедрин M.Е. Собр.соч. в 20 тт. М.,Худ.лит., 1975, т.XVII, с. 333.)

Увлечение Пушкиным у Салтыкова началось в годы его учения в Московском дворянском институте и особенно в Царскосельском (Александровском) лицее. Правда, начальство усердно изгоняло из лицея тот дух, который отличал его в годы пребывания в нем Пушкина, но некоторые традиции еще удерживались. В автобиографической записке 1858 г. Салтыков свидетельствует: «В то время Лицей был еще полон славой знаменитого воспитанника его, Пушкина, и потому в каждом почти курсе находился воспитанник, который мечтал сделаться наследником великого поэта» (XVII, 467). Мечтал об этом и лицеист Салтыков. Именно его называли Пушкиным XIII выпуска. И первое появившееся в печати произведение Салтыкова — стихотворение «Лира» — посвящено Державину и Пушкину.

Знаменательно, что возвратиться из ссылки Салтыкову помогала H. Н. Ланская-Пушкина

В сороковые годы Салтыкова особенно увлекает Белинский. Пушкин ему раскрылся в глубокой интерпретации великого критика.

Салтыков-Щедрин не посвятил Пушкину критических статей.

Принципиальное значение приобретает высказывание Щедрина о Пушкине в письме одиннадцатом из «Писем к тетеньке». Разоблачая лицемерный характер похвал Пушкину, расточаемых в официозных и либеральных кругах, он саркастически замечает: «Ведь это только шутки шутят современные Ноздревы, приглашая литературу отдохнуть под сепию памятника Пушкину. В действительности они столь же охотно пригласили бы Пушкина в участок, как и всякого другого, стремящегося проникнуть в тайности современности. Ибо они отлично понимают, что сущность пушкинского гения выразилась... в тех стремлениях к общечеловеческим идеалам, на которые тогдашняя управа благочиния, как и нынешняя, смотрела и смотрит одинаково неприязненно» (XIV, 406).

Не принимал Щедрин и той трактовки наследия Пушкина, которая содержалась в речах И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского на торжествах 1880 г. в связи с открытием памятника поэту в Москве. Они выступили не с объективной оценкой поэта, а с пропагандой своих общественно-литературных взглядов. Достоевский в почвенническом духе истолковал творчество поэта (XIX, I, 157, 159). Пушкин принадлежал к тем, в его время еще немногим, русским людям, кто «протестовал безвременною своею гибелью» против чудовищного уродства крепостнических порядков (IX, 388). Он не пассивная жертва враждебных народу сил, а борец, павший в схватке с врагами. Щедрин подчеркивает национальную самобытность Пушкина, оставшегося русским даже в тех произведениях, создавая которые он «раздражался чужой мыслью», например, в южных поэмах и «Подражаниях Данту».

***
«Пошехонская старина» сопоставима с главами «Евгения Онегина», изображающими усадебную жизнь, т. е. с основным содержанием гениального стихотворного романа. А. Цейтлин в статье 1941 года склонен был хронику Щедрина рассматривать в литературном плане как пародию на пушкинский роман.

>>>
Исходник: ВОПРОС Ы БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИН А Межвузовский тематический сборник. КАЛИНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 1979


В следующий мы прочтем то письмо Щедрина тетеньке, где сатирик пишет о Пушкине

А потом рассмотрим и версию Цейтлина будто Пошехонская старина сатирика Щедрина суть пародия на ЭРЖд Евгений Онегин


Рецензии