лс182 Пушкин, муки совести и Повести Белкина 1

Архив болталок и диалогов (речевых споров по греческой исходной традиции) В Дзене:

По хронологии летописи творчества А.С. Пушкина мы перед обещанной уже темой фаустианы должны слегка затронуть тему Повестей И.П. Белкина
«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 г. По датировке автора повести закончены:
• 9 сентября - «Гробовщик»
• 14 сентября - «Станционный смотритель»
• 20 сентября - «Барышня-крестьянка»
• 14 октября «Выстрел» 
• 20 октября -. «Метель» 

Впервые весь цикл повестей, включая «издательское» предисловие, был опубликован в книге «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» (СПб., 1831).

Первый наш комментарий. 7 сентября прямо с дороги Пушкин написал своих знаменитых «Бесов» -  апокалипсический рассказ о том, как в дороге в самом начале осени Пушкину причудилась метель, окруживший его рой бесов и их пророчество о бедовых последствиях женитьбы на Гончаровой …(домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают!). Поэтому следом за Бесами он пишет повесть в прозе о гробовщике Адриане, что жил напротив Гончаровых на Бол. Никитской в Москве, и ритуал которого с гробами он мог лицезреть в окошко дома невесты, а видение мертвецов уже принесло предсвадебное вдохновение горе-сочинителя. Средоточием произведения является сон Адрияна, т.е. то, что происходит внутри человека и помимо его воли … Во сне – три  события = Адрияна упрекает его собственная совесть.  Белый А. А. назвал повести «перепетиями совести» автора (см. «„Повести Белкина“: перипетии совести». Московский пушкинист. Т. XII, М. ИМЛИ РАН. 2009. С. 316):  В «Повестях Белкина» все вертится вокруг существования совести в человеке. Она дает о себе знать через кажущуюся свободу поступка, совершаемого под действием каких-либо случайных аффектов: романтической влюбленности, гусарской удали или просто занимательной игры в «барышни-крестьянки».

Пушкин сознавал всю греховность своего стремления жениться на юной и не любящей его девушке. Медленно в его сознание проникала отрезвляющая мысль = это чорт его догадал, а бес попутал думать о счастье с нелюбящей красивой девицей из разряда (сорта)  московщины
Повести Белкина написаны ради денег -- 
seleorus seleorus

История повестей такова:

1) 1830, август. Пушкин женится - крепость "Карс" взята = Гончаровы дали согласие на брак АСП с НН при 2-х условиях: АСП выкупит невесту за 12 тыс руб и предоставит справку от правительства о благонадежности + подпишет брачный контракт, по которому НН не отвечает за долги мужа-мота...
2) Поэт мчится в Болдино, чтобы взять в пользование (временное - до ...) дер.Кистеневку... и добыть денег на выкуп....
3) в начале от впечатлений дороги и осознания, он пишет гениальных Бесов = о том, что его опутали-околдовали бесы и "чорт догадал жениться"... (да еще на этой нелюбящей гризетке-московщине НН) = он прямо с дороги пишет апокалиптических Бесов и 4 маленькие трагедии (!) о возмездии за страсти .....
4) Затем он запускает фабрику поэзии и прозы денег для и женитьбы ради. На этой осенней фабрике и созданы денег ради БЕЗ ПОДПИСИ автора (!) эти белкинские повести... Белка и золотые орешки дохода.... Деньги, деньги, деньги... Что Пушкин никогда не писал из-за денег - это он приврал и мистифицировал свое бытиё.

Справка ФЭБ = Написаны въ Болдин; 1830 г., въ 1831 г. появилось въ печати отд. изданіе подъ заглавіемъ: «Пов;сти покойнаго Ивана Петровича Б;лкина, изданныя А. П.», Спб. Второе изданіе, Спб. 1834 г. По мн;нію Б;линскаго, «эти пов;сти были недостойны ни таланта, ни имени Пушкина. Это что-то въ род; пов;стей Карамзина, съ той только разницей, что пов;сти Карамзина им;ли для своего времени великое значеніе, а пов;сти Б;лкина были ниже своего времени».
Наоборотъ, А. Григорьевъ ставилъ высоко пов;сти Б;лкина, См. Б;лкинъ. Григорьев и придумал : "Пушкин = Наше Всё" ... иному не бывать, никогда.... Повести никогда шедевром не были ... В них есть та печать профессионализма Нашего Всего - нашего гения словесности, о которой замечательно сказал Проспер Мериме...

Его брошюра со ст. о Пушкине есть в книжной лавке ИРЛИ на Поварской ... Рекомендую...

Irina  Выскажу крамольную мысль: "Повести Белкина"канули бы в Лету, если бы не школьная программа и, конечно же, музыкальный цикл Свиридова. Музыка на какое-то время вернула к жизни то, что стремительно выпадало из предпочтений новых поколений. (Все сказанное не имеет отношения к поэзии А. С. Пушкина).
Seleorus - Irina, никакой крамолы... так и есть и никакой Свиридов даже самый гениальный не мог уже исправить созданное ради денег.  Истина сильнее царя гениальности.
Книжный мякиш, а это крайне ошибочно и не без последствий. Хотя наверное для СРЕДНЕЙ школы со средне-образованным учительским составом и посредственными толковниками ... это показательно. Вот немцы не имеют вообще в школах предмета ЛИТЕРАТУРА. Ибо как мальчонке втолковать то, что писано для мужей и дев ... да еще в переполненных фаустианством, эротизмом и мистикой текстах. Тогда начинают адаптировать и ...

Seleorus  - А-р Белый назвал статью «Повести Белкина»: перипетии совести (см. Московский пушкинист. Т. XII, М. ИМЛИ РАН. 2009. С. 316). И у меня в согласии с ним есть подозрения: Пушкин мучился совестью: он добился согласия на брак с молоденькой, замученной в дурке Гончаровых девушкой (замученной до такой степени, что она (о, ужас!) сама предложила Пушкину взять её всю без приданного (Пушкин просил руки, а НН отдавала всё…) = поэт понимал – его бес попутал, а чорт догадал: добиваться брака с нелюбящей, вступающей в брак с ним (почти уже пожилым по тем временам человеком сомнительной репутации со славой поэта) из своего тайного расчета = это преступление совести и оно будет Роком наказано. Это чувство вины, эти сомнения в праведности уже почти содеянного, этот гнет греховности страстно желаемого обладания и это отрезвляющее осознание неотвратимости возмездия и кары и стали лейтмотивом Повестей некоего Белкина.
Ключевым для меня стала повесть Гробовщик: автор словно предвидел сцену «Отпевающий и агент гробовщика на площади Конюшенного ведомства Двора 1 фе-враля 1837»  с их откровенным диалогом …
Повести удивительны, но вряд ли гениальны (если только вас не пленил лже-патриотизм и дурное влияние штандарта ограниченности = «Наше Всё, пипец» - «Отбой, и не шевелись!»). Они хороши  рёпсаньем чайка и прикуской карамельного гренделька … вьется в тёплой печурке огонь …
Кроме того, автор заметки прошел мимо  «Ист. села Горюхина», которая хоть и не окончена Белкинымъ (как и Арап Петра Великого – кстати, после сюжета с напугавшим Пушкина пророческим кокюажем, переданным ему с родовой программой кокю-рогоносцев), но является ключевой: она держит ключ к тайной двери в погибельный  мир  повестей … Горюхино – модель тухлодырной крепостной России, в которой вдоволь только горя… всех прелестей непротивления народа злу, и всего ужаса грядущих последствий пу-царьства…

Бездна пространства. Гоголь: «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт»
Фраза Станционного смотрителя  с противоречивым нерасшифрованным впечатлением: «Ямщик, который вез его, сказывал, что во всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте». Фраза осталась в пушкинистике необъясненной. Каган С.М. назвал такое впечатление темой философского и трагического  недоумения (см. В мире Пушкина: сб. статей – 1974). Не – до – умения.
Путь фраз в Повести: ямщик сказывал смотрителю, тот  - титулярному советнику А.Г.Н., за которым записывал Белкин, но написал все Пушкин…Эхо от ямщика до первого поэта. 
У АСП много фраз и фрагментов, которые пушкинисты (проф-ые) называют - "с противоречивым нерасшифрованным впечатлением" (Бочаров С). Каган С.М. назвал такое впечатление темой "высокого философского и трагического  недоумения. Не – до – умения. А вы решили эти конструкции и лакуны в них закрыть своим умением. Дописать Пушкина. Только вот в автотуре до Торопца и взад мне бурчалось:  отчего филологи занимаются не поэтикой, диалогами жанров, метафабулами и метасюжетами АСП, а следственными экспериментами? Эксперименты с несущественным чаще всего.

Повести – пересказы – сказы белки, что грызет орешки, да не простые… Пушкин упредил любителей шарад, загадок и ребусов:

Больше ничего
Не выжимать из рассказа моего

В литературоведении стали объектом непрекращающихся истолкований и приобрели репутацию «простых», но загадочных. Сенковский Осип в «Потерянная для света повесть (1834): Повести Б. читаются легко, ибо они не заставляют думать. Белинский В.Г.: Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия; это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать (conter); но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки; их с удовольствием и даже с наслаждением прочтет семья, собравшаяся в скучный и длинный зимний вечер у камина; но от них не закипит кровь пылкого юноши, не засверкают очи его огнем восторга; но они не будут тревожить его сна - нет - после них можно задать лихую высыпку. Пушкин А.С.: сказки моего друга Ив.П. Белкина = «CONTES a DORMIR DEBOUT». Читая ПБ, более всего – Гробовщика (повесть разрешается в ничто = ничего так и не произошло!) «ржал и бился Баратынский».  Толстой Л.Н.: Я знаю, что анализировать этого нельзя, но ЭТО чувствуется и усваивается (в письме Голохвастову апрель 1873). Эйхенбаум Б.М. = болдинские побасенки Пушкина. В статье о Домике в Коломне он снял вопрос о смысле повестей и его истолковании: ничего «выжать» из них не удалось – философия не поместилась.

Гершензон М.О.: в предложении «ничего больше не выжимать из рассказа» - есть гениальное лукавство: именно после таких слов читателю хочется «выжать» больше, чем это сделал сам автор. И читатель, будто спровоцированный и завороженный загадочностью сказа, принимается не только толковать его, но и бурно дописывать… В ПБ по Узину есть «митрофановский» интерес к фабуле и взыскательное грустное созерцание жизни = и самое явление жизни и ее тайный смысл слиты воедино.

seleorus seleorus
в тему о дописывании АСП = НВ: из моего конспекта бреда литроведов о Повестях Белкина:
Повести – пересказы – сказы белки, что грызет орешки, да не простые… Пушкин упредил любителей шарад, загадок и ребусов:
Больше ничего
Не выжимать из рассказа моего
В литературоведении стали объектом непрекращающихся истолкований и приобрели репутацию «простых», но загадочных. Сенковский Осип в «Потерянная для света повесть (1834): Повести Б. читаются легко, ибо они не заставляют думать. Толстой Л.Н.: Я знаю, что анализировать этого нельзя, но ЭТО чувствуется и усваивается (в письме Голохвастову апрель 1873). Эйхенбаум Б.М. = болдинские побасенки Пушкина. Гершензон М.О.: в предложении «ничего больше не выжимать из рассказа» - есть гениальное лукавство: именно после таких слов читателю хочется «выжать» больше, чем это сделал сам автор.
И читатель, будто спровоцированный и завороженный загадочностью сказа, принимается не только толковать его, но и бурно дописывать…

Татиана Шумахер, магистр-филолог  это про жену, извините за упрощенность / схематизм ответа, нет времени обдумывать "развёрнутые" предложения. Суть в том, что Онегин хандрит из-за ощущения своего "бессилия" во власти "чужой деспотии" (розыгрыш друзей), "случая" (смерть жены) и "принятого решения" (Татьяны не становиться неверной женой).
Теперь о "Пушкин упредил любителей шарад, загадок и ребусов":
1) предложение "Больше ничего /Не выжимать из рассказа моего" вырвано из контекста.
2) его значение противоположное названному, т.е. с точностью да наоборот.
Мой разбор двух последних строф "Домика в Коломне":
"— Как, разве все тут? шутите! — «Ей-богу»."
(вы пошутили? -НЕТ - ЭТО НЕ ШУТКА, т.е. все очень серьезно)
"Да нет ли хоть у вас нравоученья?
«Нет... или есть: минуточку терпенья...
(мораль есть? - ЕСТЬ!)
"Вот вам мораль: !!!
а) "Кухарку даром нанимать опасно;"
(т.е. бесплатный сыр только в мышеловке, если вам что-то дается "без труда" = без оплаты, подумайте, не выйдет ли вам это боком?!)
и б) "Кто ж родился мужчиною, тому
Рядиться в юбку странно и напрасно:
(зло часто "маскируется", но НАПРАСНО)
"Когда-нибудь придется же ему
Брить бороду себе, что несогласно
С природой дамской... "
(все тайное становится явным, т.е. зло когда-нибудь "разоблачит" само себя).
БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ... это не Божий дар ("манна небесная"), а "проказы" змея-искусителя.
Поэтому "Больше ничего /Не выжимать из рассказа моего" значит то, что сам сюжет произведения не имеет большого значения, только его "изумрудные ядра"

Татиана Шумахер, магистр-филолог   seleorus, "Слуги БЕЛКУ стерегут" (без белочки способной грызть орешки ядра не просто достать!).
Сюжеты "Повестей Белкина" не так важны, как их объединяющая ключевая мысль или мораль. Все рассказы заканчиваются хорошо - happy ending. Человеку свойственно замечать только негативные стороны жизни и обвинять Бога за его "бездействие". В "повестях" показано Божественное "воздействие" на сложившуюся ситуацию, все "чудесным образом" разрешается, даже когда "катастрофы" (по всем признакам и законам логики, вероятности) было не избежать. Ср. "Кто нас спасает? Русский Бог" (не дословно).
1) Выстрел. Возмездие справедливо, но убийство не состоялось,
2) Метель. Все так запутанно, что ни один человек не мог бы повлиять на "распутывание" ситуации,
3) Гробовщик. Сам "вызывает" привидений и должен был бы с ними остаться, но это сон.
4) Станционный смотритель. Дочь предала, не вернулась за "прощением", т.е. не покаялась, но в конце она счастливая жена и мать (а не блудная девка).
5) Барышня-крестьянка. Она вмешалась в ход событий, стала переодеваться. Он и она уже были предназначены друг-другу, она могла бы все испортить, но что-то (Бог) спасает ситуацию от катастрофы.

seleorus seleorus  Татиана Шумахер, магистр-филолог,
1) не угадали - не Андрей ... но в муж линии есть Андриан или Анджей
2) Повести Б-на = сказки , поэтому в них не Порядок и Сила Вещей правит миром, а сказочный Бог (да еще и русский! т.е. оберег русской сплошь неудачи горемык...) = поэтому неизбежен пародийный happy ending. Это обманка = в ней нет худож.ценности и "изумрудных ядер", а только мастерство щелканья орешков - труда белкообразных грызунов = т.е. мастерство рассказчика, техника рассказа, восхитившая Толстого и Мериме... : умей завлекательно рассказать побасенку. Вот картина : какой глупый сюжет, но какое мастерство наложения и нанесения красок ... Поэтому то в такой никчемный сказ ничего и нельзя добавить = он никчемен по фабуле и сюжету при мастерской технике рассказа ... Это как покрытие золотом унитаза = только Дали таким восхищался и особо его содержимым, называя его главным своим творением, да еще приглашая им любоваться гостей... Так и Пушкин: опять поиздевался над читателем и критикой... = они для него в "подавляющем большинстве" = толпа и чернь. И такое отношение к людям привело его в 1836 к психозу в одиночестве неудачника и банкрота (по всем статьям бытия) и полной изоляции ...

О Повестях = позже выложу копию моих выдумок об их генезисе = но идея общая вот в чем.
П.Б. появились той болдинской осенью, когда АСП в погоне за деньгами для выкупа невесты из дурки Гончаровых запустил свою писательскую фабрику в авральном режиме. И что важно: с дороги он пишет ... апокалиптических Бесов! = черный гимн погибельному счастью и тому черту , что его "догадал". Затем 4 малые трагедии с одной метафабулой = Встреча со Злом, Соблазн и плен Страсти, неотвратимое Возмездие Силы Вещей (и никакого русского Б-га!!!).
Устав он бесовщины и измотанный бесами, он пишет 5 сказок ... = Повести Белкина = как сплетни или байки: ямщик сказывал смотрителю, тот - титулярному советнику А.Г.Н., за которым записывал Белкин, но издал все Пушкин… ПБ - Эхо от ямщика до первого поэта.

Но истинного автора вычислил Вас. Осип. Ключевский = об этом позже ....
Спасибо. Но оптимизм и "возвышенная влюбленность " к обмундированному во фрак гению мешают беспристрастному анализу, коий требует хладнокровия при отсутствии кумирововщины

У Ключевского в [Ключевскій. «Он;г. и его предки»] <… Скромная была судьба нашихъ Митрофановъ. Пушкинъ отм;тилъ два вида недоросля или точн;е, два момента его исторіи: одинъ является въ Петр; Андреевич; Гринев;, невольномъ пріятел; Пугачева, другой въ наивномъ беллетрист; и л;тописц; села Горюхина Иван; Петрович; Б;лкин;, уже челов;к; XIX в., «временъ нов;йшихъ Митрофан;». Къ обоимъ, Пушкинъ отнесся съ сочувствіемъ. Недаромъ и капитанская дочь М. И. Миронова предпочла добродушнаго армейца Гринева остроумному и знакомому съ французской литературой гвардейцу Швабрину.  Историку XVIII в. остается одобрить и сочувствіе Пушкина и вкусъ М. И.>


Рецензии