Наши собачки!





   Как и с лошадьми,мое детство,да что там детство,почти вся жизнь связана с собаками. Причем, себя я т.н "собачником! не считаю. Это сегодняшняя категория населения,в значительной степени подвергшаяся западной моде на собачку в доме. Там это естественная в общем-то любовь к собаке-другу и спутнику человечества,приняла некоторые омерзительные черты, как и все их насквозь прогнившее общество. Там ,а теперь и у нас,собака стала модой,непременным атрибутом каждой"добропорядочной" семьи,а соответственно развился "собачий" бизнес и мораль "собаковладельцев" для которых их четвероногие мопсы-хаски стали куда важнее заповеданной Богом любви и сострадания к человеку. Т.е человек для них стал ниже собаки. Тут уже не смешно часто,глядя на закаканные районы на ссоры- от словесных до физических между самими собачниками из-за собачек. А уж сделать замечание такому "другу собаки",значит сильно рискнуть в прямом и переносном смысле. Можно и огрести,как говорится "по-полной".
   Ну да фиг бы с ними,речь тут не о них,а о тех кто по душе или профессии связан с собаками,знает в них толк,умеет найти собаке место,где бы она принесла пользу хозяину. Тут любовь другая,тут интерес и призвание. Ну и конечно,для сельского жителя собака просто естественный член его семьи,образа жизни,его подворья.
Любовь к собакам заложена в нас с генами и проявляется с раннего детства,когда малыши дети и щенята играют вместе практически на равных,и собака-мать мудро смотрит и защищает их одинаково. В дальнейшем совсем не обязательно человек заведет себе пса,но всегда будет к собакам благосклонен.
   У нас в семье собаки были всегда,мне по крайней мере так казалось. Главным собаководом был отец,выросший в сельском доме,а мама к ним относилась как к неизбежному злу,так как часто с нашими собачками случались всякие "непредвиденные " обстоятельства,которые ей приходилось "расхлебывать".
   Еще учась в младших классах,я убегал в Москве на Тульскую улицу по соседству,где среди оставшихся еще частных домишек и складов,в Смежном переулке была "собачья площадка",где с собаками разных пород проводился профессиональный дрессаж. А мы,втиснушись лицом в прутья железной ограды, затаив дыхание,наблюдали процесс. Собаки эти,были конечно не чета нашим деревенским бобикам-шарикам,как и спортивные кони отличаются от колхозных сивок,эти благородные псы приходили или чаще приезжали на площадку важно,увешанные дорогими ошейниками или строгими цепями,на крепких поводках,сытые,уверенные,благородные. Они иногда прибывали с увешанной наградами грудью,как победители и чемпионы собачьих олимпиад. Доги,и эрдели,боксеры и московские сторожевые,русские черные терьеры и конечно,наши любимые восточно-европейские овчарки,эталон собачьей красоты и ума. Ну умом-то и статью они были все оделены сполна,и мы только диву давались,как быстро и точно эти "дворяне" собачьего сословия выполняли команды хозяев. А те,в перерывах,покуривали и вели нескончаемые беседа о своих любимцах...
   В деревне конечно жители этим не заморачивались и собачек заводили спонтанно,как правило обычных дворняг. Ну может с той или иной долей породистой крови. Что в общем-то не гарантировало им что-то выдающееся в деревенской собачьей жизни. Потому как в этих условиях,когда без всякого дрессировки,псу надо было исполнять свои обязанности или самому добывать себе пропитание. А вот дворняжки этой смекалкой владели на все сто!
   Первым псом,которого я помню был Шарик. Дворняга белого окраса с коричневым носом,хвостом завернутым кольцом на спину и полувисячими ушами. Согласен,что вид не очень-то привлекательный,но пес он был классный во всех отношениях. Обходился самой простой пищей из варева,которое отец делал ему из картофельных очисток,перловки и куриных голов. Эти головы наш шкет разгрызал моментально и вообще через пару минут здоровенная миска была пуста,а рыжие глаза Шарика опять жадно искали пищу. Но питался он довольно успешно и подножным кормом в виде соседских кур и цыплят,за что нам регулярно устраивали скандалы пострадавшие птицеводы. После такого обычно Шарик был нещадно выдран отцом(если он был трезв) или отечески обласкан с одобрительной речью(если хозяин был в подпитии). Шарик почти всегда носился с нами,активно интересуясь всеми нашими проказами и принимая в них радостное участие. В общем был весельчак и хулиган. Имел одну отвратительную привычку-вываляться с довольным визгом в свежих коровьих лепешках(а их хватало по округе)и бежать обниматься с нашей компанией. Ну естественно получал пинков. Однажды Шарик жестоко пострадал в схватке с одичавшей кошкой в сосняке у футбольного поля. Та раскровянила псу нос и с воплями гнала его до опушки. Мы сразу же помчались туда в чащу,но увидев гнездо в сплетении сосновых лап озверевшую кошару,мигом ретировались. Нос у Шарика конечно зажил,сам зализал,но шрам остался белой ниткой. Как погибали наши собаки писать не стану,мне и по сей день нелегко об этом говорить. Это ведь как потерять родного члена семьи.
   Берта был сухой,поджарой полуовчаркой волчьего окраса. Она щенком вообще казалась волчонком с уже стоящими острыми ушами. Собака была тоже бедовая,но конечно не чета Шарику. Она интеллигентно ощерив зубы,выбирала из миски куриные субпродукты ,остальное игнорировала,чем несказанно удивляла отца,который и нам в суп был любитель добавить всяких куриных ливеров,что впрочем было довольно вкусно. А вот Берта этого не оценила. Она также вечно носилась с детворой,причем была яростной "кошатницей",и с десяток соседских кошек закончили жизнь в её пасти. Уж не знаю,чем они ей не угодили так. Многие наши псы вполне уживались с кошками и даже иногда дружили. Ну вот такой у нее был бздик. Другой бздик был во время течки(ведь говорили отцу -не заводи сучку,хлопот не оберешься). Берта была в этом смысле местной "секс-бомбой", и кобели сбегали к ее будке со всей округи,устраивали шумные драки,делали подкопы под забором,который безуспешно укреплял отец. А один невероятно шустрый кобелек даже умудрился совершить цирковой трюк,когда отец натянул по забору сетку-рабицу,глубоко вкопав ее понизу в землю. Тогда влюбленный пес с разбегу взлетел по стволу росшей за забором ветлы и оттуда перевернувшись по спирали спрыгнул прямо в объятия нашей вертихвостки. Несмотря на обилие половых партнеров,щенков Берта приносила мало-один-два от силы,которые часто погибали в юном возрасте,либо их попросту топили. Хотя некоторым везло и их отдавали соседям.
   Еще запомнился Джек. Чистопородная овчарка. Мощный кобель,классического окраса.наверное он был забракован прежним хозяином-летчиком,который за бутылку водки сбагрил пса отцу. На примере Джека можно понять,как вредно заводить собаку служебной породы,не обладая навыками дрессировки. Горе-хозяин видимо не имел ни времени ни желания этим заниматься,в итоге вырос почти неуправляемый,но очень породный пес. Мой папик,хотя и имел настольную книгу(которую я я неоднократно штудировал) по служебному собаководству,тоже по иным причинам не смог ничего поделать с овчаркой. Поначалу Джек и на него кидался,не раз покусал,но со временем как-то смирился,однако выпускать его без поводка было весьма неосмотрительно,он мог запросто порвать любую встречную псину, а возможно и человека. Охранные навыки он освоил четко,и непрошенных гостей у нас в доме поубавилось. Однажды он серьезно прокусил ногу товарищу отца-дяде Юре Семину,зашедшему в неурочный час с бутылкой в кармане. Этой водкой они потом промыли рану и свои потревоженные внутренности. Меня Джек терпел как говорится скрепя сердце,вернее зубы,и даже когда я его гладил,издавал глухое рычание. В итоге мать потребовала убрать опасного пса, и отец куда-то увез его.
   Следующим нашим псом,причем всеобщим любимцем был Рекс. Кличка довольно дурацкая для западно-сибирской лайки.Но это уж воля отца. Рекса мы купили на Птичьем рынке(о котором у меня будет отдельный рассказ). Щенка выбирал я из небольшого помета,выбрал самого активного и крупного,рыжего с о светлым подпалом. Хозяин рассказал(насколько правда сказать не могу,мне не поверилось тогда), что у них щенков выбирают так-весь помет кидают в яму в снегу,засыпают сверху снегом и даже притаптывают,потом первых двух-трех,кто выберется оставляют в живых,а остальных там в яме и хоронят. Это якобы для отбора наиболее жизнеспособных щенков.Позднее Рекс станет по спине гораздо темнее.Вид у него самый благородный-острые уши,хвост кольцом,суховатый,мускулистый и невероятный охотник. Меня Рекс очень любил,даже когда я подолгу его не видел,а приезжал на каникулы,он был самым верным спутником моим в походах по лесу. Рекс был равнодушен к кошкам,курам и другим собакам. Кроме Бокса.
   Бокс появился у нас через год после Рекса,его отцу опять всучил какой-то знакомый летчик из Внукова,по причине что его овчарка нагуляла приплод от невесть кого. Но щенки вышли мощные,толстолапые и с характерным окрасом. Отец взял самого толстого,сказал,что вырастет злобным,потому как у щенка черная пасть. Однако это оказалось полной фигней. Хоть Бокса отец специально кормил только сырым мясом и держал в холодном крольчатнике, пес вырос полнейшим добрягой и увальнем. Невысокий,толстяк, с подвисшими вниз кончиками ушей. Ничего грозного. Скорее наоборот,даже равнодушная к собакам мама его любила за игривость и отзыв на ласку. Бокс невероятно любил одну и ту же игру-догонялки,причем догонять должны были его,что мало кому нравилось. Тогда он старался как-то задеть своего напарника(будь то собака или человек),куснуть,облапить грязными лапищами,и кинуться наутек. Рекс обычно мгновенно его догонял и задавал хорошую трепку,которая на этого толстяка не имела никакого воздействия. Поесть он любил самозабвенно.Сожрав моментально свою порцию "варева",он по-пластунски начинал движение к миске аккуратиста Рекса,и невзирая на его укусы и лай,мигом съедал и его порцию,после чего блаженно разваливался у будки. В лесных походах наших он как правило шел возле меня и не обращал внимания на Рексов лай на очередную белку где-то в чаще.
   Были еще у нас и приблудившаяся в лесу гончая,и пара восточно-сибирских лаек-Вилюй и его сын Алдан,серьезные ребятишки,но они были не наши,а от внуковского общества охотников(которые были авиаторами и привезли этих псов из далекой Сибири).
   Жил еще некоторое время медалист Акбар,прекраснейшая дрессированная ВЕО,которого передала мне на передержку девчонка-лошадница,уехавшая на пару месяцев за кормами. Акбар меня знал и до этого,а тут мы так с ним сдружились,просто не разлей вода. Акбар сопровождал меня повсюду,даже если я заходил к соседям по делу,он невозмутимо ломился следом. Как-то будучи в совхозе ,я подвергся атаке местных двортерьеров . Вернее они напали не на меня,а на Акбара,который шел рядом. Приблизиться это разношерстная и разнокалиберная публика не смела,но шум подняли страшный. Акбар посмотрел на меня ,я причитал реально в его взгляде-Ну разреши я их немного шугану! Ну я и дал команду Фас!. Стая бросилась во все стороны,какой-то замешкавшийся здоровяк был в миг сметен Акбаром и дико взвыл,но мой друг уже гнал шавок по дороге у коровников. Там одна мелкая нырнула в трубу под дорогой,но другой конец был забит глиной и собачонка завыла,заголосила тоненько от страха .Акбар с улыбающейся мордой стоял у трубы и периодически ревел туда грозно,на что псина внутри отвечала диким визгом. Но я постарался прекратить этот собачий концерт,взяв довольного пса на поводок. Когда пришла пора нам расставаться,Акбар вбунтовался(и это при его вышколенности) и отказался уходить в хозяйкой.Это и понятно,там команды,квартира,а тут вольняга -гуляй не хочу! Еле утащила пса. Еще раз мы встретились через несколько лет ,и он уже старый с седой мордой узнал и притиснулся головой в ноги и так стоял помахивая хвостом.
   Потом уже гораздо позже были еще собаки у нас,в вернее уже у меня,но больше всех по душе был Рим,красавец-колли,которого выбрали на том же Птичьем рынке мои девочки. Я ранее на эту породу внимания не обращал,и поначалу отнесся скептически к симпатичному щенку,счел выбор несерьезным,но как оказалось Рим стал нашим полноправным членом семьи. Мы все его обожали за характер и поведение ,но о нем еще я как-нибудь расскажу отдельно!

P.S  На фото,как вы возможно догадались-Шарик!


Рецензии