О казнях. Часть первая
ОБРАЩЕНИЕ АВТОРА К ЧИТАТЕЛЮ
О чём этот рассказ? Прежде всего, о событиях 16 – 18 веков в Речи Посполитой на правобережном Поднепровье, связанных с законами о смертной казни и их применении. О том вопросе, который большинство писателей и исследователей обходит стороной, ограничиваясь лишь короткими замечаниями. Одни не хотят подробностями приводить в смятение чувствительную общественность. Другие считают это пережитком жестоких времён, давно ушедших в прошлое. Третьи сознательно искажают значение казней в их различных видах не только и не столько для поддержания порядка в государстве, сколько для сохранения целостности государства.
Прекращение воспроизводства крайней жестокости путём значительного сокращения или отмены высшей меры наказания – лишения жизни – попросту невозможно. Опираться в этом вопросе на представления и умозаключения мыслителей 18 века неуместно в третьем десятилетии 21 века. И не будем прикрываться различными вероучениями. Смертная казнь – это дело государственное: «кесарю кесарево» [1].
Человек НЕ ЯВЛЯЕТСЯ собственно «чистым листом», из которого при «должном обращении» всегда можно вырастить достойного члена общества. Влияние наследственности, душевного здоровья, образования, воспитания, семьи и общества, в конце концов, никто не отменял. С другой стороны, кто сказал, что помыслы тех, кто «работает с чистыми листами» сами по себе чисты и бескорыстны? Почему из розовых младенцев к 1941 году выросло столько фашистов, столько «эсэсовцев»? До 2 миллионов человек, представляющих различные страны Европы, прежде всего Германию, служили, воевали и совершали страшные преступления в составе «войск СС» в годы Второй мировой войны [2]. А разве в настоящее время что-то изменилось?
Безнаказанность или несоответствие наказания преступлению неизбежно будет порождать новое насилие. Но довольно общих слов и, как это может показаться на первый взгляд, достаточно спорных заявлений. Перейдём к делу.
Сразу скажу: то, что будет представлено далее, – это рассказ об истории Поднепровья, истории казаков Войска Запорожского и гайдамаков. Это и размышления о событиях 2022 года, сведения о наполеоновской армии в Отечественной войне 1812 года и войсках европейских стран-участников Второй мировой, а точнее, Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Не обойдём вниманием и Волынскую резню.
СМЕРТНЫЕ КАЗНИ НА ПОДНЕПРОВЬЕ
В 1594 – 1596 годах на Поднепровье произошло крестьянско-казацкое восстание под предводительством Северина Наливайко (годы жизни с 1560 по 11 (21) апреля 1597 года) и Григория Лободы против власти Речи Посполитой [3; 4; 5]. Восстание охватило земли от Брацлавщины до Минска [3].
После ряда побед польских войск в 1596 году «казаки решили выдать Наливайко, [запорожского гетмана Матвея] Саулу [(Шаулу)], Шостака и других зачинщиков [восстания], лишь бы получить свободу. 8-го июня казаки привели к полякам Наливайко, который долго отбивался от хотевших взять его и был схвачен уже во рве, намереваясь убежать. Казаки соглашались отдать полякам остальных зачинщиков, пушки, [иноземные] хоругви и прочее, но, когда [польский коронный] гетман [Станислав Жолкевский] сказал, что всякий пан, находящийся в войске, имеет право взять себе своего подданного, если узнает его между казаками, последние наотрез отказались от сдачи. В это время поляки, воспользовавшись тем, что казаки почти все вышли из [своего стана], внезапно ударили на них, почти безоружных. Казаки побежали и были все перебиты за исключением полутора тысяч… Весь [стан и обоз] казацкий попали в руки поляков вместе с двумя знаменами, пожалованными казакам императором [Священной Римской империи] Рудольфом [Вторым], 21 пушкой и небольшой казной. После этого Наливайко и шесть других важнейших казаков были привезены в Варшаву, где последних немедленно казнили, а Наливайко оставили жить до сейма, [по решению которого] ему отрубили голову, тело разрубили на четыре части и [каждую отсечённую часть] развесили по разным местам» [4; 5; 6].
Так в Речи Посполитой наказывали за измену и бунт. О законности подобных действий со ссылками на законодательство речь пойдёт в дальнейшем.
Впоследствии сложилось предание, по которому Наливайко был сожжён поляками в медном раскалённом быке [5], что не соответствует действительности, поскольку такую казнь в Речи Посполитой не применяли.
Согласно «свидетельству другого польского современника, Янчинского, Наливайко посадили на раскалённого металлического коня; на голову ему надели такой же железный обруч» [5а]. Это также больше похоже на предание, чем на правду.
В 1635 году на Поднепровье вспыхнуло восстание запорожских казаков под предводительством гетмана Ивана Сулимы (род. до 1587 года, ум. 12.12.1635 года) против Речи Посполитой [7].
«В ночь с 3 на 4 августа 1635 года, возвращаясь из похода к Чёрному морю, Иван Сулима с нереестровыми казаками [внезапно] напал на строящуюся крепость Кодак [на Днепре], истребив [пропольские войска] во главе с французским комендантом Жаном Марионом. Крепость была разрушена.
В ответ польское правительство направило на [Поднепровье войска] во главе со Станиславом Конецпольским, которые состояли из поляков и [реестровых казаков]. В ходе военных действий [Иван] Сулима с пятью наиболее близкими соратниками был схвачен изменниками [из числа] казацкой старшИны и выдан полякам. Сулима был привезён в Варшаву, где 12 декабря был посажен на кол, по некоторым данным, [после отрубания головы] четвертован» [7; 8: 9].
Для справки. КРЕПОСТЬ КОДАК («поселение на горе») находилась на правом берегу Днепра напротив Кодацкого порога, где Днепр круто поворачивает на юго-запад, в полутора верстах (км) к югу от нынешнего города Днепр (Днепропетровск). Строилась под руководством французского инженера на польской службе Гийома Левассёра де Боплана. Охрану крепости несли 200 немецких наёмников-драгун [5а; 10; 11].
В 1637 году на Поднепровье произошло восстание Павлюка (род. до 1610 года, ум. 02.1638 года) против польской шляхты, поднятое под руководством гетмана нереестровых запорожских казаков Павла Михайловича Бута (Павлюка) [12; 13].
После поражения восстания «захваченный в плен Павлюк был, подобно Сулиме, зверски казнён в Варшаве в феврале 1638 [года]. Вместе с ним по приговору польского сейма были казнены бывший реестровый гетман Томиленко, перешедший на сторону Павлюка… По некоторым сведениям, с Павлюка была заживо содрана кожа» [13; 14].
Как писал Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский «Там [в Варшаве] совершилась… казнь ужаснейшая. С Павлюка живого содрана была с головы кожа, которую тогда ж набили мякиной; прочим были отрублены головы и все они разосланы были по городам [поднепровским]: гетманская была выставлена на свае в Чигирине, остальные – в Нежине, Батурине, Умани и Черкассах; потом сожжены всенародно» [15: 16].
Восстание и мученическая смерть Павлюка описаны в поэме Евгения Петровича Гребёнки «Богдан» (рассказ ведётся от имени «тени Павлюка»):
«Я вытерпел неслыханные муки:
С меня живого сняли кожу
И чучело набили для потехи,
А тело бросили собакам!» [14; 14а].
Это – к вопросу о радостных ожиданиях на Украине от полного открытия (или отмены) границы между Польшей и Украиной и ввода польских войск на Украину в 2022 году. И прошу учесть, что те ужасы, о которых шла речь выше, – это всего лишь вступление.
И ещё одно замечание: все казни, о которых шла и будет идти речь, совершались по решению судов в полном или частичном соответствии с действовавшим в те времена законодательством. Продолжим рассказ.
После захвата Павлюка «восстание на [Поднепровье] продолжалось. В районе Ирклиева действовал отряд атамана Кизимы числом 2 – 3 тысячи казаков. Лубны, [одно из основных] владений Вишневецкого, трижды захватывали повстанцы. Среди руководителей повстанческих отрядов отличались атаманы Кропец, Дукренко, Куша, Скребец и Кизименко (сын Кизимы). Самого Кизиму [предательски] схватили и отправили к Потоцкому в Ирклиев.
На … пути [из Ирклиева в Переяслав Н.] Потоцкий осудил на смерть множество ни в чём не повинных людей, «а по его примеру, – писал [Симеон] Окольский, – и сами господа наказывали своих непокорных подданных или на смерть, или на лишение имущества».
Много человеческой крови пролил Потоцкий в Нежине – [ядре своих земель]. Здесь людей казнили десятками и сотнями. Вдоль путей, что вели на Нежин, можно было видеть виселицы и колья с посаженными на них людьми. «Я приказываю, – говорил Потоцкий, – поставить [казнённых] вдоль их главных дорог – десяток будет примером для сотни, а сотня – для тысячи. Не для чего иного я сюда в Нежин заехал, а только для того, чтобы собственными глазами увидеть [их на кольях] в поле. Теперь благоприятная минута для того, чтобы лепить из них, как из воска, всё что угодно, лишь бы это зло не гнездилось больше в лоне Речи Посполитой». [Поднепровцы], спасаясь от кровавой расправы господ, сотнями и тысячами убегали [на русские земли]. Потоцкий требовал выдать беглецов, но московские власти от этого отказывались.
Напившись крови в Нежине и оставив там часть войска, Потоцкий отправился в Киев, чтобы, по словам Окольского, «установить порядок в этом [рассаднике] неповиновения». Здесь, перед стенами замка, на горе Киселёвке, на Подоле, он первым делом посадил на кол Кизиму вместе с сыном» [5а].
Из сказанного выше следует, что подавление восстания сопровождалось лютыми расправами польного коронного гетмана Николая Потоцкого. «К примеру, вся дорога от Днепра до Нежина была уставлена кольями с посаженными на них казаками и крестьянами» [13].
Для справки. Монах-доминиканец Симеон Окольский служил военным священником у великого коронного гетмана Речи Посполитой Станислава Конецпольского. Он является автором известного дневника польского похода 1637 – 1638 годов [5а].
Далее.
Восстание Острянина и Гуни – это казацкое восстание на Поднепровье против польской шляхты в апреле-августе 1638 года под руководством гетмана нереестровых запорожских казаков Якова Острянина (Степана Остряницы) [17; 18].
Согласно одним источникам, после поражения восстания в 1638 году гетман «Острянин с частью казаков и их семьями (всего около 3000 чел.) перешёл … в пределы [русских земель], где и остался вместе с поселенцами-казаками» [18; 19]. Умер (был убит) 6 мая 1641 года.
Согласно другим источникам, он был вероломно схвачен поляками и казнён вместе с соратниками в 1638 году. К этим источникам относится, в том числе, небезызвестная «История русов или Малой России», написанная на Поднепровье в последней трети 18 – начале 19 века. Её создание в течение всего 19 века приписывалось Георгию Конисскому [18; 20; 21], что ставит под сомнение большая часть современных исследователей [22].
«Архиепископ Георгий (в миру – Григорий Осипович Конисский; 20 ноября 1717, Нежин, Черниговский полк, Русское царство – 13 (24) февраля 1795, Могилёв, Российская империя) – епископ Русской православной церкви, архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. Философ, [преподаватель], богослов и общественный деятель Речи Посполитой, а затем Российской империи. Причислен к лику местночтимых святых Белорусского [наместничества] Русской православной церкви в 1993 году. 30 ноября 2017 года Архиерейским собором Русской православной церкви было принято решение об общецерковном прославлении святителя Георгия, с установлением празднования памяти 6 августа по новому стилю» [21].
Исследователи и историки 20 и 21 века, прежде всего польские, ставят под сомнение показанную в «Истории русов» звериную, ни с чем не сравнимую жестокость поляков по отношению к населению Поднепровья и казакам при подавлении восстания Острянина [22]. Судите сами.
«Гетман Остряница, разослав свои войска – иные по городам в гарнизоны, а другие в их жилища, сам с Генеральной старшИной и многими полковниками и сотниками, заехал в город Канев, для принесения благодарственных богу молений в монастыре тамошнем… Поляки … по [своим] странным правилам, подлым коварством сопровождаемым, сведавши … через [соглядатаев] своих … о поездке гетмана Остряницы … без нарочитой стражи, в Канев, тут в монастыре его окружили многолюдной толпой войск своих, прошедших по ночам и буеракам до самого монастыря Каневского, который стоял вне города. Гетман не прежде узнал о сём предательстве, как уже монастырь наполнен был войсками польскими, и потому сдался им без сопротивления. Они, перевязав весь [ближний круг] гетманский и самого гетмана, всего тридцать семь человек, положили их на простые телеги, а монастырь и церковь тамошние, разграбив напоследок, зажгли со всех сторон, и сами с узниками скоропостижно убрались и прошли в Польшу скрытыми дорогами, боясь погони и нападения в городах. Приближаясь к Варшаве, построили они узников своих …, по два вместе связанных, и каждому из них накинули на шею верёвку с петлёй, за которую они проведены конницей по городу с … барабанным боем, проповедуя в народе, что схизматики сии пойманы в сражении, над ними одержанном; а потом заперты они в подземельные тюрьмы и в оковы. Жёны многих, захваченных в неволю [казаков], забрав с собою малолетних детей своих, отправились в Варшаву, надеясь умилостивить и подвигнуть на жалость знатность тамошнюю трогательным предстательством детей за отцов своих. Но они сим только пищу кровожадным тиранам умножили и отнюдь [ничем казакам своим] не помогли; и [казаки] сии, после нескольких дней своего заключения, повлечены [были] на казнь ...
Казнь оная была ещё первая в мире и в своём роде, и неслыханная в человечестве по лютости своей и варварству, и потомство едва ли поверит сему событию, ибо никакому дикому и самому свирепому японцу не придёт в голову её изобретение; а [её проведение] устрашило бы самых [диких] зверей и чудовищ. Зрелище оное открывало [шествие] римское со множеством ксёндзов …, которые уговаривали ведомых на жертву [казаков], чтобы они приняли закон их [католический] …; но [казаки], ничего им не отвечая, молились богу по своей вере. Место казни наполнено было народом, войском и палачами, с их орудиями. Гетман Остряница, обозный генеральный Сурмило, и полковники Недрыгайло, Боюн и Рындич были колесованы, и, переломав им поминутно руки и ноги, тянули из них по колесу жилы, пока они [не] скончались; полковники Гайдаревский, Бутрим, Запалий и обозные Кизим и Сучевский пробиты железными спицами насквозь и подняты живыми на сваи; есаулы полковые Постылич, Гарун, Сутига, Подобай, Харкевич, Чудак и Чурай и сотники Чупрына, Околович, Сокальский, Мирович и Ворожбит, прибиты гвоздями к доскам, облитым смолою, и сожжены медленным огнём. Хорунжии Могилянский, Загреба, Скребыло, Ахтырка, Потурай, Бурлий и Загныбеда растерзаны железными когтями, похожими на медвежью лапу. СтаршИны Ментяй, Дунаевский, Скубрий, Глянский, Завезун, Косырь, Гуртовый, Тумар и Тугай четвертованы по частям. Жёны и дети страдальцев оных, увидя первоначальную казнь, наполняли воздух воплями своими и рыданием...
Главные члены человеческие, отрубленные у замученных [казаков] [поднепровских], как-то: головы, руки и ноги, развезены по всему [Поднепровью] и развешаны на сваях по городам. Разъезжавшие притом войска польские, наполнившие всё [Поднепровье], делали всё то над [населением], что только хотели и придумать могли: всех родов бесчинства, насилия, грабежи и [мучительства], превосходящие всякое понятие и описание» [20].
Оцените силу художественного воздействия «Истории русов», оцените упоение писателя-историка и переписчиков описанием жестокостей.
Под воздействием «Истории русов» Александр Сергеевич Пушкин писал свою «Полтаву», Николай Васильевич Гоголь пользовался ей при написании «Тараса Бульбы», а Тарас Григорьевич Шевченко чЕрпал из неё замыслы для своих произведений [22].
Николай Иванович Костомаров пришёл к заключению, что в «Истории русов» «много неверности и потому она, в оное время переписываясь много раз и переходя из рук в руки по разным спискам, производила вредное в научном отношении влияние, потому что распространяла ложные воззрения на прошлое [Поднепровья]» [22; 23; 24].
Тем не менее, не стоит недооценивать долгосрочное влияние «Истории русов» на неокрепшие умы и на людей, мало знакомых с подлинной историей Поднепровья. Они принимают «Историю русов» за достоверный источник. Даже историк Н. И. Костомаров писал, что ему «значительно повредило доверие, оказанное таким мутным источником, как «История русов»» [22; 23].
А потом происходят такие события как Волынская резня [25].
Продолжение следует.
ИСТОЧНИКИ:
1. Кесарю кесарево – Википедия [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кесарю_кесарево
2. [Две Войны, военно-исторический журнал. Яндекс Дзен. 22.11.2019 года]. Стыдные вопросы про Ваффен СС [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://zen.yandex.ru/
3. Восстание Наливайко [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Восстание_Наливайко
4. Наливайко, Северин [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Наливайко,_Северин
5. Модзалевский В. Л. Наливайко, Семерин // Русский биографический словарь: в 25 томах. – СПб. – М., 1896 – 1918. Т. 11 (1914): Нааке-Накенский – Николай Николаевич, с. 49 – 55; РБС/ВТ/Наливайко, Семерин [Электронный ресурс Интернет]. Викитека. URL: https://ru.wikisource.org/ wiki/РБС/ВТ/Наливайко,_Семерин
5а. [Володимир ГОЛОБУЦЬКИЙ, ЗАПОРОЗЬКЕ КОЗАЦТВО, КИЇВ — 1994]. Володимир Голобуцький. Запорозьке козацтво [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://izbornyk.org.ua/ holob/hol.htm
6. Шаула, Матвей [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаула,_Матвей
7. Восстание Сулимы [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/ wiki/Восстание_Сулимы
8. Сулима, Иван Михайлович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сулима,_Иван_Михайлович
9. Сулима, Иван Михайлович // Русский биографический словарь: в 25 томах. – СПб. – М., 1896 – 1918. Т. 20 (1912): Суворова – Ткачёв, с. 142 – 144.
10. Кодак (крепость) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Кодак_(крепость)
11. Левассёр де Боплан, Гийом [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Левассёр_де_Боплан,_Гийом
12. Восстание Павлюка [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/ wiki/Восстание_Павлюка
13. Павлюк (гетман) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Павлюк_(гетман)
14. Евгений Гребёнка. Богдан. Сцены из жизни малороссийского гетмана Зиновия Хмельницкого. [Журнал] Библиотека для чтения, 1843, т. LVI, № 11, с. 149 – 206; БОГДАН Гребёнка Е. П. [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://www.biblioteka-poeta.ru/ bogdan/grebenka-e-p/
14а. Гребёнка, Евгений Павлович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Гребёнка,_Евгений_Павлович
15. Бантыш-Каменский, Дмитрий Николаевич (1788-1850). История Малой России: с девятнадцатью портретами, пятью рисунками, двадцатью шестью раскрашенными изображениями малороссиян и малороссиянок в старинных одеждах, планом Берестечского [Берестецкого] сражения, снимками подписей разных гетманов и предводителей казаков и с картою, представляющею Малороссию под владением польским в начале XVII века. – Изд. 3-е [печ. с изд. 1830 г.]. – Москва : [издание В. Логинова], 1842 (в Тип. Николая Степанова). Ч. 1: От водворения славян в сей стране до присоединения оной, в 1654 году, к Российскому государству царём Алексеем Михайловичем. – 1842. – XXIV, 318, 80 с., [5] л. ил., карт.
16. Бантыш-Каменский, Дмитрий Николаевич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бантыш-Каменский, _Дмитрий_Николаевич
17. Восстание Острянина и Гуни [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Восстание_Острянина_и_Гуни
18. Острянин [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Острянин
19. Остранин, Степан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890 – 1907. XXII (1897): Опека – Оутсайдер, с. 345 – 346.
20. История Русов или Малой России. Сочинение Георгия Конисского, Архиепископа Белорусского. – М.: в Университетской Типографии. – 1846. – 261 с. С. 44 – 58.
21. Георгий (Конисский) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Георгий_(Конисский)
22. История русов или Малой России [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ История_русов_или_Малой_России
23. Костомаров Н. И. Письмо в редакцию «Вестник Европы», т. IV, авг. 1882 г.
24. Костомаров, Николай Иванович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Костомаров,_Николай_Иванович
25. Волынская резня [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Волынская_резня
Свидетельство о публикации №222050800012
Почему из розовых младенцев в Германии выросли фашисты?
Очень просто. Все дети обязаны были состоять в государственной детской патриотической Гитлерюгенд, где основательно промывали мозги. Взрослых запугали, а детям промыли мозги. Внушив веру в святого и мудрого фюрера, который думает за всю нацию, без которого страна погибнет.
Фашизм всегда начинается с отключения головы и промывки мозгов.
Григорий Рейнгольд 14.11.2024 08:35 Заявить о нарушении
В идеях, которые захватывают умы миллионов человек, ничего простого нет.
И в противостоянии результатам воздействия таких идей на массы тоже нет ничего простого. Не только сила ломит силу, но и идея побеждает идею. Побеждает в головах людей, определяя, "что такое хорошо, и что такое плохо".
И потом, сначала носители идеи приходят к власти, зачастую, волей случая, особенно, если идея банальна или похожа на безыдейность, а потом эту идею навязывают всем всеми доступными способами. Предварительно хорошенько упаковав в яркий, блестящий, шуршащий фантик, если речь про обогащение, или облачив в угрюмую мантию необходимости, если речь о противостоянии различного рода.
С уважением,
Дмитрий Беспояско.
Дмитрий Беспояско 14.11.2024 23:16 Заявить о нарушении