До 1947 г. Отец. 1

Родословная

Считается, что предками Качала были запорожские казаки.
На родине отца в селе Чутово жило очень много людей с фамилией Качала, что можно понять по длинному списку фамилий Качала на мемориальной доске со писком погибших в ВОВ, установленном в селе.
По переписке с американскими жителями по фамилии Kachala можно судить, что их предки с Западной Украины.

Мой прапрадед, Качала Зиновий Емельянович (крепостной), годы жизни: ~1821–1914 (прожил ~93 года).

Мой прадед, Качала Владимир Зиновьевич (крепостной), годы жизни: 1846–1943 (прожил 97 лет), фармацевт. Участвовал в 1877–1878 гг. в освобождении Шипки (турецко-болгарская война). Погиб от снаряда при освобождении Полтавы. Его жена умерла в 1912 г от побоев мужа.

Мой дед, Качала Павел Владимирович, годы жизни: 1901–1943. Сведения о его месте работы очень мутные: вроде бы работал в ЧК, ОГПУ. Сведения о смерти тоже не до конца ясные. Из базы данных Мемориала о погибших на войне написано: «Качала Павел Владимирович, дата рождения __.__.1901, место призыва: Чутовский РВК, Украинская ССР, Полтавская область, Чутовский р-н, воинское звание: красноармеец (странно, если он действительно служил в ОГПУ, то почему был на фронте рядовым?), причина выбытия: пропал без вести, дата выбытия: __.12.1943, источник информации: ЦАМО». По непроверенным сведениям, он попал в плен и умер в Освенциме (будто бы там его видел односельчанин, который, спрятавшись в выгребной яме, бежал из Освенцима – дед, вроде бы, не решился на побег).
Бабушка Качала Прасковья.

Мой отец, Качала Василий Павлович, родился в 1923 году в с. Чутово Полтавской области. Там всю свою жизнь прожила его мать Прасковья Александровна и брат Яков.

Отец хорошо учился в школе, особенно ему хорошо давалась математика, которую он любил. У него был очень плохой почерк, и он в 10-м классе усиленно работал над его улучшением. В результате получился идеальный каллиграфический почерк. Он был секретарем комсомольской организации школы.

Весной 1941 г., откликнувшись не призыв «Комсомол – на самолёты», почти весь его класс написал заявление в летное училище. Ребята поехали в Полтаву, где на медкомиссии большинство были отсеяны. Ребята, поступившие после школы в летное училище, все погибли во время войны.

Окончание школы совпадает с началом войны. Отец едет в Харьков, где поступает в Военно-медицинское училище на специальность «фармацевт».

Обучение в училище было очень тяжелое: требовалось пройти в два раза быстрее учебную программу. Поэтому в день проводилось в два раза больше аудиторных занятий и военной подготовки. Уставали страшно, отец говорил, что спали во время строевых занятий на ходу. Регулярно жесткие экзамены – не сдал экзамен – на фронт.

Немцы продвигались к Харькову, поэтому училище перевели в Туркмению.

После окончания училища с отличием отец получает назначение на должность начальника аптеки и отправляется на фронт под Сталинград. Там попадает в окружение. Под его командованием несколько автомашин с медикаментами и медицинским оборудованием. Чтобы вырваться из окружения сливают бензин из всех машин в одну. И как рассказывал отец, в качестве горючего использовали… спирт. Все удивлялись и говорили, что такое невозможно. Но, если в аптеке есть спирт, то все возможно… получить взамен его.

Вырываясь из окружения отец, как ответственный товарищ, прихватил всю документацию на оборудование и медикаменты, за которые он отвечал. И это сослужило ему плохую службу. На выходе из окружения отца встречает заградительный отряд, начинается допрос и обвинение: бросил на произвол судьбы (оставил врагу) вверенную технику и медикаменты. Следствие длилось почти полгода.

Потом, уже на Украине, опять окружение, опять следствие. Потом прохождения с армией через свое родное Чутово, а потом Европа: Венгрия, Чехословакия, Польша, Германия.

Летом началась подготовка к войне с Японией, и воинскую часть отца отправляют на Восток. Но по дороге они задерживаются в Туркмении, где отец узнает о начале войны против Японии. При этом лишается большого радиоприемника, который он привез из Германии – в начале войны заставляли сдавать все радиоприемники (назад, конечно, ничего не отдали).

Отец из Германии ехал со своим вагоном, где было аптечное имущество. Но кроме военного имущества он вез личные трофеи, добытые в разрушенных домах европейских стран. В частности, большой ковер и коврики. Ковер был такой большой, что в голодные времена уже в Украине мама разрезала его на 8 кусков, которые продала на базаре. А последний коврик еще был в квартире у мамы до года 2017. Еще были столовые приборы, из которых серебряной вилкой я ем до сих пор. Около сотни открыток как с видами европейских городов, так и просто заполненные поздравительные открытки из Венгрии. Были четыре немецких ящика от медикаментов: один большой сундук, на котором можно было спать, два деревянных ящика, обитых по сторонам железом и маленький железный ящик. Эти ящики служили семье около 50 лет.
Б
ыл небольшой железный ящичек с немецкими медикаментами и инструментами. Последний инструмент – долото из нержавейки для обработки костей раненных – служит долотом до сих пор. К сожалению, много чего из привезенного было отцом пропито.
Кроме того, отец привез несколько ящиков шоколада и коньяка. Когда во Львове надо было прицепить вагон отца к нужному поезду, все разрешил ящик коньяка. А шоколад пошел на подарки девушкам в Туркмении.

В Туркмении отец познакомился с медперсоналом в городе Иолотань Марыйской области. Он с друзьями снял квартиру через дом от места, где жила моя мама, и стал к ней наведываться. Маме он понравился тем, что был скромным, не нахальным. Правда, был один момент – отец часто выпивал. На что подруги говорили, что это от неустроенности, вот женится и перестанет пить. Но пьянство его сопровождало всю жизнь.

В деревне в семье рано начинали выпивать. Его мать много пила до самой смерти, родной брат Яков тоже много пил. Много пил и его старший сын Николай, который из-за пьянки плохо кончил. Потом отец – хозяин аптечного спирта на войне.
Они с мамой поженились, родился я, отец демобилизовался, и вся семья поехала в Украину (см. воспоминания мамы: http://proza.ru/2007/04/26-334   http://proza.ru/2007/05/30-314 ). 


Рецензии
Очень хорошо. что помните об отце. Я тоже написал очерк с таким же названием. Теперь часто думаю о том, что мало сделал для отца при его жизни.
с Уважением

Юрий Матусов   07.02.2024 10:24     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! Я очень жалею, что не поспрашивал своих родных об их жизни.
С уважением, Вадим

Вадим Качала   07.02.2024 13:42   Заявить о нарушении