Встреча с Альбрехтом Дюрером

В мои студенческие годы на факультете иностранных языков мы старательно изучали  грамматику немецкого языка, свой словарный запас обогащали  чтением оригинальной литературы на немецком языке, произношения отрабатывали упражнениями в лингафонном кабинете. Всё это нам, студентам  ин.яза , очень нравилось, т.к. мы пришли учиться на этот факультет  с большой любовью к иностранному языку.
В программу занятий по устной практике  входила тема «Искусство Германии», и наша преподавательница  Антонина Петровна  предложила  своим студенткам подготовить сообщения о творчестве знаменитых немецких художников. Сейчас я, к сожалению, не вспомню, кому был посвящён мой рассказ, но в  моей памяти сохранились  чувства удивления и восторга  от увиденной на занятии репродукции автопортрета  Альбрехта Дюрера (1471 – 1528),  великого  немецкого живописца эпохи западноевропейского Ренессанса.  О нём рассказывала моя подруга Ириша.  Меня поразили  очень чёткие, ровные и строгие черты лица, умные глаза, уверенный взгляд, красивый рот в обрамлении усов и негустой бороды. Ухоженные длинные волнистые волосы  и богатая одежда как свидетельство того, что молодой человек был щёголем и франтом! Работа, выполненная художником в 1500 году,  была настолько хороша, что более походила на цветную фотографию, чем на живописную картину!
Через несколько лет мне посчастливилось купить в магазине папку с цветными репродукциями немецких художников, среди которых оказался и этот автопортрет Альбрехта Дюрера.  Долгое время он стоял за стеклом книжного шкафа  моей комнаты, «наблюдая» за современными событиями  жизни юной школьной учительницы, а потом преподавателя немецкого языка в вузе. Но однажды автопортрету  Дюрера суждено было поменять место жительства.


Наша кафедра иностранных языков  была переведена для работы в другой учебный корпус.  Старое,  дореволюционное  двухэтажное  здание  стояло на берегу реки Ловать, на котором с давних времён  существовали городские  постройки и большой фруктовый сад. Первоначально это был купеческий особняк, потом городское начальное училище, в годы советской власти в нём находились разные конторы и учреждения, в 70-ые годы студенческое общежитие и, наконец , учебный корпус института физкультуры. Наша кафедра  занимала первый этаж этого дома.  Одну из аудиторий предстояло оформить как кабинет немецкого языка, для  которого  кроме  учебных  таблиц по грамматике нужны были красочные стенды о стране изучаемого языка. Я решила оформить стенд, посвящённый немецким художникам. Для этой цели  как раз и пригодилась моя домашняя подборка репродукций на тему «Deutsche Malerei» / «Немецкая живопись».  Мои студенты  нашли в  лаборантской комнате старый щит, принесли его в учебную аудиторию, почистили, обтянули новой бумагой. Я подготовила  картинки и  соответствующие надписи к ним, разложила  на стенде так, как мне этого хотелось.  Осталось только прикрепить материал, и тогда  стенд будет готов. Этой работой я решила заняться в последний день уходящей рабочей недели. Завершились занятия, опустели все аудитории  нашего крыла в старом учебном корпусе,  мои коллеги разошлись по домам. Наша добрейшая вахтёрша тётя Машенька тоже отпросилась уйти пораньше,  при этом передав  мне ключи от входной двери нашего первого этажа.  Я порадовалась тому, что осталась одна – благо, что никто не будет отрывать меня от оформительской работы. Для собственного спокойствия я даже закрыла на ключ первую входную дверь и направилась в аудиторию, где на последнем столе лежал  мой стенд с расположенными на нём  цветными  картинами  немецких  мастеров живописи.


Войдя в кабинет немецкого языка,  я  быстрыми  шагами   подошла к стенду и  … остановилась, замерла от удивления!   С автопортрета Альбрехта  Дюрера,  прямо  в упор, на меня    смотрели  живые  глаза  художника!  Человек, который жил почти 500 лет тому назад,  как живой взирал на меня сквозь столетия!  От его взгляда у меня по спине пробежали мурашки,  и дрогнуло сердце в груди…  Страшно? Нет, я не испытывала страха, испуга не было. Но возникло глубокое чувство восхищения и преклонения перед талантом великого Мастера.  Ведь это был не просто портрет, который,  как мы можем сейчас предполагать и догадываться,   имел сходство с оригиналом.  В нём была ТАЙНА  продолжения жизни  на полотне  картины, и раскрывалась эта тайна  не всегда и не для всех, а только при  определённых  обстоятельствах, а именно: атмосфера тишины и спокойствия в помещении, где находится  эта картина,  причём   это должно быть старое вековое здание с богатой историей; одиночество  человека, смотрящего на этот портрет, и его большое,  от души исходящее желание сделать эту картину доступной просмотру  других людей. В тот день и час все эти условия сложились  вместе, и таким образом  тайна автопортрета Дюрера открылась мне! Ненадолго, всего на пару секунд, но  мне хватило этого времени, чтобы уловить и почувствовать на себе живой взгляд Дюрера   из глубины веков.


Шли годы, в которые я путешествовала по большим и малым городам нашей страны, стараясь, по возможности, посещать картинные галереи и выставочные залы с произведениями живописи. А в душе у меня таилась слабая такая мечта -  увидеть  когда-нибудь  живой, т.е. в оригинале автопортрет Альбрехта Дюрера. Эта мечта казалась несбыточной по той причине, что у меня не было возможности  выезжать за границу.  Мой любимый  автопортрет  Дюрера находился в Германии, в Мюнхене, в картинной галерее «Старая Пинакотека».


Но лет 10  тому назад обстоятельства изменились в лучшую сторону. Я стала «выездной» за рубеж!  И не в составе туристической группы, а как индивидуальный турист-путешественник, который сам для себя составляет  план поездки и придумывает  культурную программу.  В Мюнхене мы с мужем оказались проездом/пролётом   менее чем на сутки. Во второй половине дня  мы добрались электричкой от отеля в районе аэропорта до центра города.  На карте городских улиц  определили место расположения  «Старой Пинакотеки», вычислили,   каким  видом транспорта , и за какое  время мы сможем  добраться до музея,  в залах которого  находится Альбрехт Дюрер.  Судя по плану  Мюнхена, эта поездка не должна была занять много времени, но на деле  всё было гораздо  сложнее для  туристов, оказавшихся в Мюнхене впервые!  Когда мы уже подошли к Пинакотеке,  то до её закрытия оставалось  всего полчаса.  Нас об этом предупредили  в кассе при покупке входных билетов (недешёвых!).  Мы дружно закивали головами – « Всё равно мы идём смотреть картины!»  Залы с работами  старых мастеров в связи с ремонтом  огромного здания Пинакотеки перевели на верхний этаж, к  нему  вела   широкая и очень длинная прямая без поворотов лестница, по которой я  буквально бежала  наверх без остановки, сберегая каждую минуту драгоценного времени. Отдышалась только тогда, когда  мы вошли в первый зал с большим количеством разных  картин. Мои глаза в  тревоге  забегали по стенам, увешанным большими и малыми картинами… И где же здесь автопортрет Дюрера?!  Я не нахожу его!!!  Чтобы не  тратить время на поиски, я обратилась к смотрителю, который явно скучал, ожидая окончания своего рабочего времени. Услышав  мой вопрос,  он оживился и мягко  указал рукой на противоположную  сторону  за моей спиной, как бы разворачивая меня на 180 градусов. «Вот, пожалуйста, мадам!»  Я обернулась и …  увидела на зелёном фоне  стены ту картину, которую я мечтала увидеть многие годы.  Нет, не таким   представляла  я себе великолепный автопортрет Дюрера!  Мне почему-то  казалось, что он должен быть большим, внушительным, выделяющимся из всех представленных в зале полотен. Но передо мной была  скромная картина размером  66  на 49 см, созданная художником в 1500 году.  Чтобы сохранить её, поверх  масляных красок пришлось положить стекло, что  явно препятствовало  детальному рассмотрению портрета. Нет, даже  не в мелких деталях дело.  Стекло  не позволяло проникнуть вглубь картины и постичь тот  таинственный из 16 века взгляд художника,  адресованный  грядущим поколениям… 


И всё же я очень рада, что судьба позволила мне  быть совсем рядом с произведением великого немецкого художника Альбрехта Дюрера!


Рецензии
Замечательный очерк. Спасибо.
Я тоже люблю работы Дюрера. Десять лет назад в коротком пребывании в Праге, когда я неожиданно "наткнулся" на музей Дюрера, то до его закрытия оставалось, как и в Вашем рассказе про Мюнхен, всего полчаса. Я готов был купить билет, но меня уже не пустили. Переживаю до сих пор.
С уважением

Юрий Матусов   10.03.2024 04:27     Заявить о нарушении
Да, понимаю Ваше переживание, Юрий, и очень сочувствую! У меня такой казус случился в знаменитой Дрезденской галерее зимой 2013. Мы из Праги на один день с экскурсией приехали в Дрезден, после прогулки с экскурсоводом отстояли час в очереди, чтобы зайти в галерею. Но когда стали искать залы с картинами Дюрера, оказалось, что они временно закрыты (по техническим причинам). Вот было обидно!!!

Наталья Дюбина   10.03.2024 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.