лс187 Пушкин История любовной лирики в период гона

 История любовной лирики Пушкина в период гона женихания 1828-1830


Зима
1828, декабрь.
Ты и Вы  и Её глаза = об увлечении Аннет Олениной. Сватовство и абшид … Забывается неудача сватовства к Олениной и рана абшида затягивается: в один из декабрьских вечеров в Москве произошла встреча, роковым образом изменившая весь ход жизни Пушкина: на одном из балов поэт увидел 16-летнюю красавицу - Наталью Гончарову. Этого видения эротоману, уже бесившемуся в гоне сватовства и женихания, было достаточно, чтобы начать его новый этап. Игра его нагнала и привела к новым скачкам и тотализатору богов ..
ЗА NETTY СЕРДЦЕМ Я ЛЕТАЮ — это уже послание Зизи...

1829, январь. АСП пишет
«Вы избалованы судьбою (природой) » в альбом Ек. Ушаковой,
Е.П. Полторацкой «Я ехал к Вам»,
 «Подъезжая под Ижоры» Ек. Вельяшевой, двоюродной сестре А. Н, Вульфа
 
1829, апрель «Приметы» после встречи вечером с А. Керн …

Весна
Близится весна климатологическая (она с 4 апреля — последние сроки морозов на Руси) и все её новые старые обострения …

1829, 1 мая, к Гончаровым послал свата Ф. И. Толстого - «Американца»  с прошением руки и сделав ... не получил ни отказа, ни согласия … АСП выбежал на Перекресток и с кучей любимых им бесов рванул … на Кавказ в армию Паскевича. Не спросив разрешения у жандармов властей!  Он лишь застрял в гоне женихания до мая в М … Пушкинианцы толкуют: это явное свидетельство безумной любви, внушенной огончарованному поэту юной девой – ННГ. Но … подождем торопиться с сильно водевильными выводами. Убедившись в верности онегинской догадки  «Любовью шутит Сатана», поэт поскакал не на розовом коне за новым бесом:
Я перестану быть поэтом,
В меня вселится новый бес,
Задолго еще 5 марта 1829 г Пушкину выдана подорожная в Тифлис (в бумагах его сохранился только вид, данный ему от СПБ Почт–Директора 4 марта 1829 года на получение лошадей по подорожной без задержания до Тифлиса и обратно = Анненков. Материалы…).  АСП снова командирован «на юга»! И при этом он останавливается в Москве на 2 месяца!? И уже потом только АСП наконец то направил свои стопы на юга … на почтовых.

В дороге уже в Грузии (после встречи в степи с юной калмычкой, угостившей его трубкой и затем чаем-джомбой с бараньим жиром и давшей понять = Жизнь прекрасна и без домашней ма-Донны) нагнала его муза и надиктовала ставшее знаменитым На холмах Грузии лежит ночная мгла …  В нем есть такие слова: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
Начальную редакцию этой знаменитости нашел Бонди С. (см. Черновики Пушкина. Ст. 1930-1970. 2-е изд, 1978): Всё тихо - на Кавказ идет ночная мгла, Восходят звезды надо мною. Мне грустно и легко - печаль моя светла, Печаль моя полна тобою - И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. Со мной одни воспоминанья. Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь И без надежд и без желаний. Как пламень жертвенный, чиста моя любовь И нежность девственных мечтаний. Выделим интересующее нас в теме  <…И сердце вновь горит и любит…>.  Это признание, но  обращено оно, фра,  не к НН!  = в свежем издании «А. С. Пушкин. Стихотворения (1829-1836). Подробный иллюстрированный комментарий (2019)  составитель Л. Рожников пишет:  Прекрасная вариация того же замысла лишает Н.Г. права считаться единственной вдохновительницей знаменитых строк. Именно выдающая тайну замысла «И сердце вновь горит и любит» получившая в иной редакции свое развитие и уточнение, дает все основания предполагать, АСП обращался в нем к предмету ранней своей юности – Марии Волконской. А слова Сокрылось много лет +  Со мной одни воспоминанья  + Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь не оставляют шанса усомниться в версии = Пушкин по-прежнему любит иную = не ННГ! Его избранница в женки = это лишь следствие гона… любовью тут не пахнет. А Пахнет Сатаной и его сутаной.

Осень
1829 г., сентябрь.  АСП,  возвратился с Кавказа в Москву, сразу нанес визит Гончаровым: «Сколько мук ожидало меня по возвращении! Ваше молчание, ваша холодность, та рассеянность и безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали… У меня не хватило мужества, и я уехал в Петербург в полном отчаянии. (Пушкин – Наталье Ивановне Гончаровой).
 Он понял – ему предстоит ждать итогов торгов на московской ярмарке невест… Поэт исполнен не злобы, а отречения. В это время он лечит себя воспоминаниями о прежних своих любовных страстных увлечениях и  пишет новое знаменитое «Я ВАС ЛЮБИЛ…» Я вас любил: любовь еще, быть может,
Казенные пушкинианцы уверяют – оно посвящено НН. Но есть и иная и более достоверная версия = оно посвящено прежней избраннице – Аннет Олениной; доверитель – внучка АО, видевшая автограф в альбоме бабушки, увы, не сохранившемся… 

Не находя себе места, поэт умчался… не к невесте… к Вульфам!  Сейчас вы можете это проделать автотуром по т. н. «Пушкинскому Верхне-вожскому кольцу» (ПВК)

1829, ноябрь. Пушкин в удивившем многих туре по ПКВ (пушкинское кольцо Верхневолжья). В селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии в имении Павла Ивановича  Вульфа он пишет знаменитое ЗИМНЕЕ УТРО :  Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры …
Пушкин в восторге от проведенной ночи  будит какую-то красавицу (друга милого!), у которой сомкнуты НЕГОЙ взоры …  В словаре Даля = Нега – состояние полного довольства, услады, по всем чувственным потребностям. Ай да, Пушкин! Ай, да сукин сын! Усладил до полного сладостного изнеможения! Хотя вечером красотка была еще полна печали. Стоило оторваться на пару месяцев от воспетого стройного стана юной «невесты», а он уже что вытворяет …  Быть беде.   Из всех любивших Пушкина-человека мы знаем двух девиц, ждавших с лично надеждой окончания гона его женихания и сватовства: Ек.Ушакова и Евпраксия (Зизи) Вульф. Естественно,  на ПВК такой восторг могла вызвать только Netty … Анна Вульф жила в имении родителей Берново, Тверской губернии. Она была красива, и Пушкин, познакомившийся с ней в 1825 г, до своей женитьбы увлекался ею, написав в 1828: За Netty сердцем я летаю     В Твери, в Москве,  И R и О позабываю  Для N и W.

Зима
1829, декабрь. Душевное состояние поэта доходит до заупокойного: появляется элегия  Брожу ли я вдоль улиц шумных с темой и перспективой скорого сошествия «под вечные своды»:  Брожу ли я вдоль улиц шумных,
В желчном раздражении на молву о его неудачном сватовстве поэт пишет обидевшую многих эпиграмму: СОБРАНИЕ НАСЕКОМЫХ

1830, январь.  Поэт ищет утешение в попытке сломить полное равнодушие страстно любимой им полячки – Каролины Собаньской -  он пишет ей в альбом откровенное  Что в имени тебе моем?  с концовкой:  Скажи: есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я. Записано в альбом К. Собаньской 5 января, напечатано в «Лит.газете»  6 апреля  – это Пасха и АСП вновь сватается к ННГ именно в день появления этого любовного послания к … страстно любимой  Собаньской!

Весна
1830, апрель. В Москве в то время было две красавице: Алябьева красоты классической и Гончарова красоты романтической. Обе претендентки на звание «Мисс Москва 1830» упомянуты поэтом в его «К ВЕЛЬМОЖЕ». Вяземский считал, что у первого поэта России должна и жена быть первой красавицей и непременно романтической… Роковое событие = на Пасху 6 апреля Пушкин снова сделал НГГ предложение и оно было принято! 

1830, май.  Николай Афанасьевич и Наталья Ивановна Гончаровы имеют честь объявить о помолвке дочери своей Наталии Николаевны с Александром Сергеевичем Пушкиным, сего мая 6 дня 1830 года.  ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ НА ПОМОЛВКУ ПУШКИНА. Девятнадцатый век, кн. I.   Поэт вручил свою судьбу юной девице. Умно.

Лето
1830, июль. Чтобы снять все толки, кривотолки и недоумения от его зигзагов, Поэт пишет свою «МАДОННУ»: СОНЕТ    Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Это не страстное послание сгорающего от любви – это экспертная оценка приобретенного после падения Карс товара… Образцового как с точки зрения приобретений и инвестиций, так и с точки зрения образца связанных с такой прелестью рисков при полном равнодушии и холодности невесты. Это очевидный экфрасис у Пушкина = это не любовное послание или признание – это описание картины и иконы домашней мадонны  домостроя.

Осень
1830, осень. Болдинское протрезвление. Получив в подарок на предстоящую свадьбу крепостных Кистеневки во временное пользование доходов от их рабского труда, Поэт несется в Болдино и первое (7 сент), что пишет с дороги, – Бесов (!):  БЕСЫ   Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны,  Будто листья в ноябре… Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?  ***
Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне.
Эта бесиада, навеянная в дороге трезвеющим после гона, остывающим и хладеющим вулканом сознания, суть яркое свидетельство о понимании женихом ситуации  – бес его попутал с этим сватовством к не  любящей и навеки безразличной, а чорт догадал мечтать о счастье с ней в браке. Кто эта ведьма, что явилась в мистической сентябрьской метели впавшему в гон схизиса поэт-человеку?  Да то будущая жекна — ННГ.   Сорвал куш — а кажется что не дюж… Хтонические силы  делают попытку помешать помолвке и расстроить нелепые планы женитьбы = они насылают холеру… (хотя те же хтонические силы выгнали поэта из Закавказья, наслав чуму на край кровавой кавказской войны). Поэт остывает и думает о возможном  попятном пути.

1830, сентябрь. Вторым следом за Бесами творением Пушкина по приезду в Болдино стала ЭЛЕГИЯ  со словами пророчества : Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. /*** И может быть — на мой закат печальный  Блеснет любовь улыбкою прощальной.   Блеснет любовь улыбкою прощальной. Блеснула. Не любовь – пуля.  Свою Элегию Пушкин не печатал до 1834 г – года высылки им женки-кокетки  из СПб… в родовое поместье Гончаровых  - в Полотняный завод. Пусть остынет, попрыгунья

1830, октябрь. Урожайная поэтическая осень … Сразу следом АСП пишет вольный перевод стихов  Иоанна Секунды: Глухой глухого звал к суду судьи глухого, с пророческой концовкой: Судья решил: «Почто ж идти вам брат на брата, Не тот и не другой, а девка виновата».  а полях автографа записан другой вариант двух последних стихов: Судья решил: «Чтоб не было разврата, Жените молодца, хоть девка виновата».  Пушкин уподобился глухому (он не «слышит» парки лепетанье и смысл слов в вое и визге бесов, пляшущих в ритуале ведьминой свадьбы), или слепым, доверчиво бредущим к пропасти за бесноватым поводырем или к обрыву в полное горя грядущего волнуемое море.

1830, октябрь. Поэт пишет еще одно откровение – апокалипсическое Прощанье со словами  В последний раз твой образ милый  Дерзаю мысленно ласкать, **** Как друг, обнявший молча друга  Пред заточением его.
  Он прощается с прежней любимой и памятью в сердце бережно хранимой. Сильнейшее признание жениха -  он воспринимает женитьбу и брак как заточение!  Охладеешь тут…  Его терзают нерадостные мысли и невеселые прогнозы, его мучает бессонница = написаны в стол СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НОЧЬЮ ВО ВРЕМЯ БЕССОННИЦЫ:
Парки бабье лепетанье, Ты зовешь или пророчишь? Я понять тебя хочу,  Смысла я в тебе ищу…
Что нашептывала поэту своим лепетаньем Мойра-Парка, что она ему пророчила… Хтонические силы пытались образумить поэта.  Бессонница  погружает поэта в тягостные раздумья о случившемся в безумном гоне сватовства. Он записывает последовательно стихи знаменитой трилогии :
 1. ПРОЩАНЬЕ
2. ЗАКЛИНАНИЕ
3. Для берегов отчизны дальной

Первое, написанное 5 октября 1830, стало предметом многих исследований и споров об адресате прощанья, о силе и значении возникшей страсти. Общий согласованный вывод – это не ННГ. Наиболее вероятные персоны – Воронцова или Ризнич: Прими же, дальная подруга, Прощанье сердца моего, Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга Пред заточением его.  Предстоящая женитьба с выкупом холодной и безразличной невесты ничего, кроме грусти и горестных раздумий, у поэта не вызывает. Предстоящий брак с хитрющим брачным контрактом от Гончаровых поэт рассматривает как заточение.

17 октября написано Заклинание с более, чем откровенной концовкой: Сомненьем мучусь... но, тоскуя,
Хочу сказать, что всё люблю я, Что всё я твой: сюда, сюда! Как Орфей зовет поэт свою Лейлу Не опубликовал…

27 ноября возник следующий помянник: Для берегов отчизны дальной *** Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой — А с <ними> поцалуй свиданья… Но жду его; он за тобой…
При жизни Пушкина не печаталось. Толкований также много.  Прожогин Ник в статье  “Для берегов отчизны дальной…”  проводит параллель с признанием поэта Амалии Ризнич в любви. Назвал имя, но в беловой рукописи, отмечала Т. Г. Цявловская, тщательно зачеркнул и заменил на обобщенное:  У ног любовницы прекрасной. Прожогин обоснованно соотносит эти стихи с продолжением Заклинания. Легковерная Амалия его никак не отпускала. Возможно, такова сила притяжения нас мертвыми душами любимых.

Но что всего более поразительно = все эти стихи, от которых веет хладом загробного мира, дверью в который является крышка гроба,  и в которых бродят тени любимой усопшей, написаны поэтом в дни , когда он вроде бы должен ликовать от победы – прелестная Гончарова  после торгов и долгого гона наконец его… 
Но душа поэта хладеет.  Разум и подавно — давно остыл… Шедевры Болдинской осени 1830-го – ярчайшее свидетельство запоздалого протрезвления поэт-человека Пушкина.
Однако, пытка головокружительной бесиадой сватовства, торгов с Карс-НИ, подготовки поэт-человека к своей свадьбе и женитьбе на ведьме, выдаваемой за него замуж по акту купли-продажи, на этом не завершилась!
Существует пушкинское откровение об интимных гетеросексуальных отношениях с неизвестной и датой,  и дамой — героиней действа: Когда в объятия мои …   Комментаторы (по собранию ФЭБ) помещают стихотворение перед сонетом (Мадонной) в списках за 1830-й и обходят его молчанием.  Многие списки этого продукта имеют дату 19 генваря 1830 (автограф поэт уничтожил!)  и под этой датой «сия бесподобная пиеса» публиковалась до 1880, когда очередной издатель – П.А. Ефремов - исправил ноль на двойку, первым выдумав переадресовать шедевр Гончаровой. Выдумка пришлась пушкинианцам по вкусу и прижилась в их кормушке. С большой охотой и фантазией шедевр анализировали и домысливали, считая что поэт записал свои откровения «Апокалипсис (настойчивого) жениха». Эти откровения бросились препарировать и толковать, покрываясь потом похоти, разные душеприказчики, моралисты и сексопатологи - Толстой Лев, Брюсов Валерий, Лернер Ник, Анри Труайя … Их, шибко  охочих, легион. Ключевыми в этом бурном анализе были следующие слова: это не гимн любви – это панихида … невеста не только холодна, она не доверяет жениху…  какая уж тут получится тихая семейная гавань, о которой бредил АСП и к которой его догадал чорт = в ней уже заложена мина замедленного действия или взрывная закладка с бикфордовым шнуром в руках женщины-вамп …
Когда же на свет божий появилось это откровение интима и кто была партнерша поэта? А если 19 генваря, но не 1830-го или не 1832-го, а 1831-го = прямо почти под алтарем перед венчанием c НН?  Вот вам и сукин сын…! НН, наверное, на свой девичник пригласила Пушкину Софью, Оленину Аннет, Ушакову Катю  и своих старших сестер – Катю и Сашу… О резвости и затеях практичная НН следов никаких не оставила.
Стихи «Когда …» повествуют о сексуальной связи АСП с неопознанной и связь эта была не случайной, а продолжительной и установившейся
ПЖ как всегда проста, права и она такова: эти стихи = эротическая фантазия еще живого находящегося в гоне сватовства уже немолодого, но местами еще мужчины. В этом гоне с желанием продолжиться поэт-человек Пушкин побывал у подола разных молодок - Пушкиной, Олениной, Ушаковой, Вульф, Собаньской, Неизвестной, но застрял у стана Гончаровой…  Пришла пора… Судьбы свершился Приговор.
Ре-изюм:  "Коней на переправе не меняют".  Не посылай сватов к кому и куда нипопадя … а послав, прекрати метать  над икрой семя.  Психологи и семейные консультанты, считают что фраза “коней на переправе не меняют” может быть использована как девиз для людей, которые входят в кризисные периоды своей жизни.

Прим. после получения рецензии АИЯ:
И вот что взбрелось ноня: этот интим «Когда…» был у АСП иманно в весь его период перед венчанием! 
док-во = АСП намеренно уничтожил автограф…  Но  в своей родовой привычке ошибаться, сам дивясь прелести своей поэтической исповеди и откровению о сексе с N, он не осторожно доверил его приятелям = многие сохранившиеся списки стихов «Когда...» датируются началом (святками!) 1830-го.
Неужто N — это Зизи?  Ведь она ждала итогов гона женихания любимого до упора, тайно надеясь на…  Ведь именно ей он завещал тайну январской дуэли прямо на её кануне = «Император позаботится о моей семье. Он ЗНАЕТ о МОЁМ ДЕЛЕ.».  Этим он передал на хранение Зизи послание = Поэта убью. Он знает о западне и исходе Дела. Но у  него сговор с императором = тот всё знает и беред семью с ее долгами и перспективами на себя… Зизи послание сохранила, шум не подняла и смыл послания нам передала.
Поэтому и :  А) такая чехарда с секундантами, их выбором, поведением, бегством устроителя дуэли, д-Аршиака, корпоративным  «судом», показаниями с участием Вяземского (со стороны д-Аршиака!), опекой и растратой 500 тыс рублей на НН!;   Б) Пушкина не хоронили в СвГМ в течение более недели от кончины в СвГМ  и не везли туда галопом  в закупоренном ящике на соломе простых казенных дрог ...
Гильотина ПЖ такова — и что это примчавшийся за сбором бабла  поэт поражен не Гименеем и не ликует от победы, а окружен бесами, пляшущими на ведьминой свадьбе? А это то, что поэт, добившись покупного согласия холодной, безразличной и недоверчивой юной девы и ее маман-Карс, хладея понял = это затея — итог бесовщины = чорт попутал и догадал, наслав безумие самцового  гона обладания первым первой красавицей и парализующий бред плотских желаний...  Однако, фра, как бы не ругали нас за умничанье — эта депрессия АСП осенью 1830 перед венчанием (!)  ну уж очень показательна и символична в своей откровенности : АСП понимал ЧТО он натворил, но проснувшаяся родовая прог8рамма вела его к пропасти грядущего волнуемого  моря
Эмоции этой статьи наилучшим образом передаются гениальным эстетическом изображением трагедии бесиады в Вихрях танца Леона Бакста:

Если  в ПиДе старая графиня уверяет, что она не виновата - она не сама, это ее Некие силы послали к Герману, то кто послал НН к АСП?  И почему на предупреждение сентябрьских Бесов в мистическую метель начал сентября поэт-человек откликнулся только авралом на своей фабрике стишистой торговли, но ничего не предпринял элементарного, чтобы внять тревоге за него этих сил и обыграть Рок?  Ведь достаточно было сказать — денег для выкупа косоглазой у него нет и вообще она ему ни на фиг …

Невольник чести и Поэт — и ничего больше. Правы мист МЮЛ  и  вий ГНВ.  Ничего больше нерукотворности.
А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк,
А за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг,
Он ее голубушку шмяк-шмяк-шмяк-шмяк,



Рецензии