У бога мёртвых нет...

             
   

                «У БОГА  МЁРТВЫХ  НЕТ…»
              Память как главное условие нашего  бессмертия
                Историософское  эссе 

     В этом году  гражданской инициативе   «Бессмертный полк» исполнилось 10 лет.  Срок по историческим меркам  весьма незначительный,   скорей даже   —  ничтожный. Но вполне достаточный для того, чтобы  нам  через каждый марш «Бессмертного  полка» 9 Мая  заново пережить и переосмыслить своё прошлое, найти в нём живой, сакральный смысл,  ещё раз включить  сложную  механику  памяти и сотворить в душе своей  воспоминание и тем самым  оживить свою историю. 
     Ведь давно известно, что идеи людей прошлого со временем облекаются  в  формулы мышления  новых поколений, становятся  нашими собственными мыслями и коллективными  переживаниями. Прошлое как бы снова воскресает в нашей коллективной  жизни и открывает перед нами всю свою глубину и  великую оптимистическую трагедию  наших славных предков на путях их   восхождения  к доблести  и совершенству.   
     Считается, что 9 Мая во время шествия «Бессмертного полка» в одном строю идут живые и мёртвые. С таким утверждением трудно не  согласиться, ибо воспоминания о любимом, родном и близком  человеке превращается в итоге  в живое общение с ним, любовь к погибшему  —  есть  свидетельство его живого присутствия в рядах «Бессмертного полка».   
         Наша Память и её механика  есть великая тайна человеческого мозга.  (Наталья  Бехтерева). С  национальной Памятью спорить и бороться бесполезно. Память может быть благодарной и животворной, но может быть и токсичной для тех, кто пытается корректировать  её как  Крошка Цахес  в своих корыстных политических интересах. 
      Ни наука, ни поверхностный материалистический   «здравый  смысл»» не разъяснят нам сложных  путей наших мучительных  мыслей и озарений, оставленных от прошлого. Здесь мы  отмечаем очередную победу любви  и человечности над силами зла и мизантропии. Каждый марш «Бессмертного полка» 9 Мая  —   это не только выражение национального единения, но и особый  марш национальной    Памяти  о  Великой Отечественной  войне русского народа с  Миром Зла, с его  рыцарями Черного  Солнца,  религией ненависти и культом смерти. Но есть в марше «Бессмертного полка» и некий, вполне объяснимый  элемент глубокой  скорби и печали, характерный для  древнеславянской славянской  тризны и православной отходной, заупокойной молитвы.  Одновременно с этим,  акция «Бессмертный полк»  наглядно  отражает  тот самый  особый  русский  пацифизм, замешанный на природной жертвенности и бабьей жалости.  А заодно и  тот самый   глубинный, извечный  страх русского народа   перед  Историей.  Народный страх перед  Войной и Голодом. Перед  социальными экспериментами и реформами  в ходе перманентного извода русского народа как исторического вида и просто  как дарового  «человеческого материала» бездумно  растрачиваемого   российскими властями за последние  два века.
      Сегодня   «Бессмертный полк»  — это    очередное  пропагандистско-патриотическое   движение  «Бессмертный полк России»,   с центральным  штабом  во главе  с генерал-полковником Сергеем Макаровым, с филиалами по всем городам и весям РФ (и даже  в 120 странах!), с многочисленными  отрядами  волонтёров и  общественных активистов.  Сегодня  марш «Бессмертного полка»  стал непременным эпилогом  военного парада в День Победы, триумфальным шествием  народа-победителя. Однако дело не в  количестве, а в глубине осознания большинством наших  граждан любого   возраста смысла жизни и смысла истории.
      Известно, что чем шире  размах  и многочисленней мероприятие, тем меньше в нем  души,  светлой благотворной печали и благодарной Памяти,  и тем больше  «нецелевой» расход материальных и  денежных средств.  Было время, когда первые  организаторы  акции «Бессмертный полк» рассматривали её как чисто национальный проект и как «русскую идею».  И как   одно из многих эффективных мероприятий по духовному сплочению расщеплённого, разрозненного русского народа  в духе  концепции  законопроекта  Госдумы  «О  русском народе» от 2001 года, в котором   объявлялось, что «геостратегической ролью русского народа является сплочение России как многоэтнической общности». (Владимир Жириновский, Эдуард Лимонов, Александр Чуев).
       Менялись властители дум и политические животные, но суть «Бессмертного полка» оставалась прежней — в его  священных колоннах  все  являлись  живыми  и бессмертными в Мгновенной Вечности, все без исключения — без вести пропавшие, убитые и проклятые, забытые и непогребённые. В этом величавом, скорбном  марше все —  герои, все — жертвы, как жертвы  священные, так и напрасные, невинные.      
       В этом и вся  метафизическая суть этой  всенародной акции «Бессмертный полк».   И уже не так  важно, кто  возглавит   этот марш — генерал-полковник, «красный маршал»  или генералиссимус, главнокомандующий, президент страны или «в белом венчике из роз впереди Иисус Христос» (Александр  Блок).  Важно, чтобы  его основным  движителем  являлся творец истории —  НАРОД,  чтобы в первой шеренге «Бессмертного полка»  шагала историческая Истина в образе невозмутимой  и неподкупной Клио. В реальной жизни, как и в живой истории, с её «многофакторным подходом» и  великим множеством  вариаций, на первом месте из всех жизненных ценностей  для всех  нормальных людей является   семья,  община (общество),  они сами по себе выступают как народ и как нация. Великие мыслители  эпохи Возрождения на первое место ставили  совершенного Человека, а такие представители эпохи Просвещения как русский академик Михайло Ломоносов и русский историк и писатель-утопист, князь Михаил Щербатов считали, что «не народ для царей, а цари для народа, ибо прежде, нежели были цари, был народ».
                С точки зрения метафизики, религиозной мистики  и философии Вечности, у Бога нет мертвых, у Бога все живы и бессмертны. У Бога всё возможно, даже самое невозможное —  даже оживление на глазах у толпы  смердящего пятидневного трупа праведного Лазаря. Да-да!  Несовершенство наше и несовершенство нашего бытия   и быта — горький факт. Несовершенство наше непреодолимо, ад —    вечен, а мы  всё равно — бессмертны, род наш непрерывен!   Об этом  нам  поведал  70  лет  назад,  историк-медиевист,    религиозный философ Лев Карсавин (1882-1952) через  своего    духовного воспитанника и ученика Анатолия Ванеева  в Особом лагере в Коми АССР в Абези.
       В этом году исполняется ровно сто лет со дня рождения Анатолия Анатольевича Ванеева  (1922-1985), внука известного в нашей революционной истории участника первого марксистского кружка, куда  входил  вождь мировой  революции   Владимир Ульянов-Ленин.         
       Книга Анатолия  Ванеева  «Два года в Абези» — не просто лагерные  мемуары, а своеобразный «философский памятник» от благодарного  ученика  своему духовному  наставнику и  учителю, проповеднику всеобъемлющей  философии любви и  всеединства  Льву  Карсавину.       В  ней — личность самого Карсавина, оживающая  в  переживаниях  Ванеева-автора, идеи  Карсавина, освещённые пытливой мыслью его верного  ученика и последователя, в ней   читатель видит отсветы лица и личности  Карсавина  и притчи к его идеям на фоне трагической и угрюмой эпохи, трудного послевоенного  времени.  (см. Анатолий  Апостолов. Логическая  физика  и метафизика любви. Об Александре  Зиновьеве и Льве Карсавине. — ПРОЗА.РУ)
       Слава тем, кто продолжает помнить прошлое, кто помнит  и не забывает всех  названных, всех  неназванных  и не  оглашённых,  кто продолжает нести  в себе  неподъёмный груз прошлого и остаётся  верным   хранителем Исторической  Памяти.   Мы — бессмертны, когда нас помнят, и бессмертны все, кого мы помним!

     08.05.2022




 


Рецензии