У бога мёртвых нет...
«У БОГА МЁРТВЫХ НЕТ…»
Память как главное условие нашего бессмертия
Историософское эссе
В этом году гражданской инициативе «Бессмертный полк» исполнилось 10 лет. Срок по историческим меркам весьма незначительный, скорей даже — ничтожный. Но вполне достаточный для того, чтобы нам через каждый марш «Бессмертного полка» 9 Мая заново пережить и переосмыслить своё прошлое, найти в нём живой, сакральный смысл, ещё раз включить сложную механику памяти и сотворить в душе своей воспоминание и тем самым оживить свою историю.
Ведь давно известно, что идеи людей прошлого со временем облекаются в формулы мышления новых поколений, становятся нашими собственными мыслями и коллективными переживаниями. Прошлое как бы снова воскресает в нашей коллективной жизни и открывает перед нами всю свою глубину и великую оптимистическую трагедию наших славных предков на путях их восхождения к доблести и совершенству.
Считается, что 9 Мая во время шествия «Бессмертного полка» в одном строю идут живые и мёртвые. С таким утверждением трудно не согласиться, ибо воспоминания о любимом, родном и близком человеке превращается в итоге в живое общение с ним, любовь к погибшему — есть свидетельство его живого присутствия в рядах «Бессмертного полка».
Наша Память и её механика есть великая тайна человеческого мозга. (Наталья Бехтерева). С национальной Памятью спорить и бороться бесполезно. Память может быть благодарной и животворной, но может быть и токсичной для тех, кто пытается корректировать её как Крошка Цахес в своих корыстных политических интересах.
Ни наука, ни поверхностный материалистический «здравый смысл»» не разъяснят нам сложных путей наших мучительных мыслей и озарений, оставленных от прошлого. Здесь мы отмечаем очередную победу любви и человечности над силами зла и мизантропии. Каждый марш «Бессмертного полка» 9 Мая — это не только выражение национального единения, но и особый марш национальной Памяти о Великой Отечественной войне русского народа с Миром Зла, с его рыцарями Черного Солнца, религией ненависти и культом смерти. Но есть в марше «Бессмертного полка» и некий, вполне объяснимый элемент глубокой скорби и печали, характерный для древнеславянской славянской тризны и православной отходной, заупокойной молитвы. Одновременно с этим, акция «Бессмертный полк» наглядно отражает тот самый особый русский пацифизм, замешанный на природной жертвенности и бабьей жалости. А заодно и тот самый глубинный, извечный страх русского народа перед Историей. Народный страх перед Войной и Голодом. Перед социальными экспериментами и реформами в ходе перманентного извода русского народа как исторического вида и просто как дарового «человеческого материала» бездумно растрачиваемого российскими властями за последние два века.
Сегодня «Бессмертный полк» — это очередное пропагандистско-патриотическое движение «Бессмертный полк России», с центральным штабом во главе с генерал-полковником Сергеем Макаровым, с филиалами по всем городам и весям РФ (и даже в 120 странах!), с многочисленными отрядами волонтёров и общественных активистов. Сегодня марш «Бессмертного полка» стал непременным эпилогом военного парада в День Победы, триумфальным шествием народа-победителя. Однако дело не в количестве, а в глубине осознания большинством наших граждан любого возраста смысла жизни и смысла истории.
Известно, что чем шире размах и многочисленней мероприятие, тем меньше в нем души, светлой благотворной печали и благодарной Памяти, и тем больше «нецелевой» расход материальных и денежных средств. Было время, когда первые организаторы акции «Бессмертный полк» рассматривали её как чисто национальный проект и как «русскую идею». И как одно из многих эффективных мероприятий по духовному сплочению расщеплённого, разрозненного русского народа в духе концепции законопроекта Госдумы «О русском народе» от 2001 года, в котором объявлялось, что «геостратегической ролью русского народа является сплочение России как многоэтнической общности». (Владимир Жириновский, Эдуард Лимонов, Александр Чуев).
Менялись властители дум и политические животные, но суть «Бессмертного полка» оставалась прежней — в его священных колоннах все являлись живыми и бессмертными в Мгновенной Вечности, все без исключения — без вести пропавшие, убитые и проклятые, забытые и непогребённые. В этом величавом, скорбном марше все — герои, все — жертвы, как жертвы священные, так и напрасные, невинные.
В этом и вся метафизическая суть этой всенародной акции «Бессмертный полк». И уже не так важно, кто возглавит этот марш — генерал-полковник, «красный маршал» или генералиссимус, главнокомандующий, президент страны или «в белом венчике из роз впереди Иисус Христос» (Александр Блок). Важно, чтобы его основным движителем являлся творец истории — НАРОД, чтобы в первой шеренге «Бессмертного полка» шагала историческая Истина в образе невозмутимой и неподкупной Клио. В реальной жизни, как и в живой истории, с её «многофакторным подходом» и великим множеством вариаций, на первом месте из всех жизненных ценностей для всех нормальных людей является семья, община (общество), они сами по себе выступают как народ и как нация. Великие мыслители эпохи Возрождения на первое место ставили совершенного Человека, а такие представители эпохи Просвещения как русский академик Михайло Ломоносов и русский историк и писатель-утопист, князь Михаил Щербатов считали, что «не народ для царей, а цари для народа, ибо прежде, нежели были цари, был народ».
С точки зрения метафизики, религиозной мистики и философии Вечности, у Бога нет мертвых, у Бога все живы и бессмертны. У Бога всё возможно, даже самое невозможное — даже оживление на глазах у толпы смердящего пятидневного трупа праведного Лазаря. Да-да! Несовершенство наше и несовершенство нашего бытия и быта — горький факт. Несовершенство наше непреодолимо, ад — вечен, а мы всё равно — бессмертны, род наш непрерывен! Об этом нам поведал 70 лет назад, историк-медиевист, религиозный философ Лев Карсавин (1882-1952) через своего духовного воспитанника и ученика Анатолия Ванеева в Особом лагере в Коми АССР в Абези.
В этом году исполняется ровно сто лет со дня рождения Анатолия Анатольевича Ванеева (1922-1985), внука известного в нашей революционной истории участника первого марксистского кружка, куда входил вождь мировой революции Владимир Ульянов-Ленин.
Книга Анатолия Ванеева «Два года в Абези» — не просто лагерные мемуары, а своеобразный «философский памятник» от благодарного ученика своему духовному наставнику и учителю, проповеднику всеобъемлющей философии любви и всеединства Льву Карсавину. В ней — личность самого Карсавина, оживающая в переживаниях Ванеева-автора, идеи Карсавина, освещённые пытливой мыслью его верного ученика и последователя, в ней читатель видит отсветы лица и личности Карсавина и притчи к его идеям на фоне трагической и угрюмой эпохи, трудного послевоенного времени. (см. Анатолий Апостолов. Логическая физика и метафизика любви. Об Александре Зиновьеве и Льве Карсавине. — ПРОЗА.РУ)
Слава тем, кто продолжает помнить прошлое, кто помнит и не забывает всех названных, всех неназванных и не оглашённых, кто продолжает нести в себе неподъёмный груз прошлого и остаётся верным хранителем Исторической Памяти. Мы — бессмертны, когда нас помнят, и бессмертны все, кого мы помним!
08.05.2022
Свидетельство о публикации №222050800344