Утомлённое солнце

В тридцать пять лет Саша Гущин влюбился впервые в жизни. Красивые девушки в его жизни присутствовали всегда, но двадцатилетняя красавица Катя зацепила его сердце всерьёз.
- Пойдём сегодня вечером в кино! - предложил он ей по телефону.
Катя согласилась, Саша заехал за ней на машине задолго до начала сеанса, и они приехала в кинотеатр имени Шевченко в центре Донецка.
- А ведь я ждал этого дня почти одиннадцать лет, - неожиданно признался Гущин, - и вот он настал…
Девушка немного испугалась, что сейчас ей будет сделано предложение. Молодой человек ей нравился, но место и время для признания казалось неподходящим. В мире царил солнечный май 2010 года, а для влюблённых этот месяц враг.
- Я так хотел попасть на этот фильм, - продолжил он, - мы идём на премьеру фильма «Утомлённое солнце 2».
- И что в нём такого интересного? - слегка разочаровалась Катя. 
- Я очень люблю первую часть фильма «Утомлённое солнце», разве он может не нравиться? Дело здесь не в «Оскаре» за лучший фильм на иностранном языке 1994 года.
- Прямо «Оскар»?! - фыркнула девушка. - Я не смотрела…
- Точно тебе говорю! - завёлся Гущин. - Написанная Мастером картина, сравнимая с лучшими произведениями Ван Гога. Оттенки чувств, полутона страстей создавали из неясных штрихов и жирных точек законченную историю. Человеческие судьбы, написанные на фоне безжалостного времени, выглядели особенно привлекательными в своей хрупкости. Детали быта, ненавязчивые, как детские сны, не перегружали смысловую нагрузку фильма. Я пересматривал «Утомлённых солнцем» раз двадцать и каждый раз открывал для себя, что-то новое. Это ли не признак класса? Когда я узнал, что будет продолжение, был вне себя от радости. Причём как узнал, ведь судьба подарила возможность услышать эту новость непосредственно от автора.
Катя посмотрела на него и подумала:
- Вот заливает! Примазывается к славе известного человека. Я понимаю, Саше нужно произвести на меня впечатление, но зачем же так врать?
- Хочешь, верь, хочешь, нет, а дело было так... - произнёс Саша и начал рассказ: - Шёл октябрь 1999 года. В Украине, как обычно имитировались президентские выборы. Леонид Данилович Кучма, действующий президент, безусловный фаворит. Для придания аргументированности его будущей победы косяками летели из Москвы знаменитости.
Гущин работал на выборах в областном штабе. В его обязанности входило обхаживать капризных гостей.
- Встречать, селить, кормить и так далее… - пояснил он. - Тут приходит из Киева факс. Такого числа прилетает светоч кинематографа. Следом райдер на две страницы. Зал, сауна, с тренажёрным залом, теннисный корт с партнёром и тому подобное. Я хватаюсь за голову. Благо из колыбели городов русских высадился десант чиновников от культуры. С ними мы быстро всё организовали, сидим, ждём в аэропорту прилёта гостя.
Он вспомнил, как с опозданием в два часа чартерный рейс самолёта МЧС России приземлился в донецком аэропорту. Зрители уже собрались во дворце молодёжи «Юность», но Никита Сергеич со свитой, не торопясь выпил кофе, поговорил с встречающей стороной.
- Я в это время усиленно таскаю коробки с плёнкой фильма «Сибирский цирюльник», - вспоминал Саша. - К его украинской премьере и подгадали визит. Коробки тяжёлые, их много. Может поэтому, я до сих пор не сильно жалую историю ревнивца Толстого? Хотя нет, не поэтому…
Погрузились, поехали. Дальше по плану пресс-конференция, встреча со зрителями. Пока народ смотрел на славное прошлое страны, творец парился в сауне. К концу фильма вернулись.
- Мы не опоздали? - спросил Никита Сергеевич перед выходом.
На большом экране шли последние кадры фильма, панорама осенней Сибири. Женщины в зале по заведённой привычке плакали, они не могут не плакать. Гости стояли в темноте у входа на сцену, вернее Он и свита. Только побежали титры, сразу зажёгся свет. Михалков барским движением плеча сбросил назад, не глядя, потёртую кожаную куртку и шагнул получать заслуженные аплодисменты.
- Барин, русский барин приехал… - подумал Гущин.
Потом, как водится, банкет. В час ночи поехали в казино, как заказывали. Там до пяти часов утра мэтр проиграл пять тысяч долларов,  выпил бутылку Jack Daniel’s.
- Герой вечера не пьянел, - заверил Саша возлюбленную, - много и умно шутил. Ровно в пять утра Михалков захотел отведать осетрины. Тогда я и услышал о намерении Никиты Сергеича снять продолжение своего шедевра. Он увлечённо рассказывал, что Котов вопреки надписи перед титрами первой части выжил в лагерях.
Режиссёр заверил слушателей, что на примере его судьбы он собирается показать, как русский мужик выиграл войну. Никита Сергеевич говорил, что основные действия будут происходить в Сталинграде:
- А по кровавости сцен мы не уступим фильму Стивена Спилберга «Спасти рядового Райна».
Молодой человек передал его мысль, что продолжение фильма задумывалось как русский ответ американцам.
- Надо ли говорить, что я сидел и слушал, будто заворожённый... - уточнил Гущин. - Нужно сказать, что при личном общении личность Михалкова подкупала своим предельным откровением и юмором.
- И в чём это проявилось? - заинтересовалась Катя.
- Он рассказал семейную историю про усы.
- Про усы?
- Почему-то речь зашла о них, и он серьёзно сказал, что не сбривал свои никогда в жизни. И тут же пояснил почему. В молодости его отец Сергей Владимирович, в качестве эксперимента сбрил свои. Мама, Наталия Петровна Кончаловская, не допускала его к своему телу, пока усы не отросли. «Чтобы не попасть в подобное положение, я решил не экспериментировать...» - сказал тогда Михалков. Многие бы рассказали настолько интимный случай едва знакомым людям?
- Думаю немногие... - согласилась девушка.
- Окончательно я проникся глубочайшим уважением к здоровью и личности героя после его игры в теннис… - закончил рассказ Саша. - Поспав буквально пару часов, он носился по корту, словно после тренировочного сбора.
- У него два сердца? - удивилась Катя.
- Проиграв встречу, был огорчён, словно минимум  проиграл войну. В этом весь Михалков, играет только на победу. Потом мы попрощались в аэропорту, самолёт улетел в Днепропетровск, где программа повторилась вновь. Больше мы естественно не виделись...
За разговором незаметно подошло время их сеанса. Теперь Катя тоже с интересом смотрела фильм. Насторожили первые кадры. Гротескный Сталин, лицом в торте имени самого себя.
- Смешная причёска Котова, а ля туповатые «Жмурки»… - сказал кто-то в полутёмном зале.
- Зачем вообще был нужен первый сон Котова непонятно, - проворчал Гущин. - Лучше бы в начале фильма в виде сна прошли бы кадры из первых утомлённых…
Дальше вопросов у него возникло больше. По ходу фильма создалось впечатление, что сценарий писали, соединяя различные истории войны в одну длинную и нудную. Сами истории правдивы и не выдуманы, но нет целостности. Взять, к примеру, эпизод с крещением дочери Котова на морской мине.
- Супер! - заметил тот же голос. - Мурашки по коже.
Бегали неизвестные науке твари и с эпизодами татарской молитвы перед боем. Эпизод с сиськами и обожжённым танкистом впечатлил.
- Такое не придумаешь, такое надо пережить... - шёпотом согласилась Катя.
Отдельные качественные куски фильма распадались без связующего стержня. Поиски отцом дочери и дочерью отца на это не тянули.
- Похожи на темы пронзительного фильма «Отец солдата», - комментировал Саша. - Подозрительно похожими на другие картины показались ещё несколько сцен. Сожжение немцами жителей деревни по вине Нади напомнило климовский фильм «Иди и смотри». 
- В эпизоде с гибелью судна на котором эвакуировались Надя с пионера не хватало только Ди Каприо для полной тождественности с «Титаником»! - пошутила Катя.
- Внешний вид Котова во время побега из лагеря до боли напомнил героя Папанова в правдивом фильме «Холодное лето 53 года». Одежда и образ из последнего кадра Папанова как у Котова в эпизоде взрыва моста. Символика кадров с идущими  наручными часами погибшей «элиты Красной армии» понятна, только не у всякого в то время имелись часы. 
Спецэффекты картины выглядели бы супер в конце двадцатого века. Сейчас же вид бесконечно пикирующих самолётов «птенцов Геринга» раздражал зрителей.
- Метель на глазах заметающая труппы сильный образ, но неестественный… - тихо буркнул Гущин. - Вполне хватило бы простого снега оплакивающего павших. 
Его неприятно поразило чёткое разделение персонажей на своих и чужих. На хороших или плохих:
- Психология ушедшего века. С другой стороны война рисуется как грязная и тяжёлая работа и это несомненное отличие от парадных фильмов прошлого. Невразумительной видится линия с полковником Арсентьевым. Конечно Сталин, вождь, но знать музыкальные особенности каждого полковника? Да и интересоваться судьбой сгинувшего комдива? Явная натяжка. Я понимаю, какое продолжение без Меньшикова. Но на роль ангела-хранителя он не тянет. Такое впечатление, что на вторую часть он согласился из-под палки.
- Маковецкий явно переигрывает Меньшикова, - сказал Саша, когда они вышли из кинозала. - Убедительны и другие актёры. Хорош Сергей Гармаш в роли бывшего священника. Михалков доказывает, что находится в неплохой форме. Хотя это относится в большей степени к актёрской игре. В плане режиссуры имеются вопросы. Особенно в отношении монтажа материала. Сократить бы фильм на час, цены бы ему не было. Особенно в версии для кинотеатров. Вывод один - солнце тоже устаёт.
Катя по-новому взглянула на ухажёра и ответила ему взаимностью. Они поженились и через год на продолжение фильма «Утомлённые солнцем. Цитадель» пошли вместе. Катя была беременна. Теперь супруги смотрели фильм молча. Когда вышли из кинозала Гущин признался:
- Мне «Цитадель» понравилась ещё меньше. В сюжете картины нет внутренней логики, связывающей в одно целое различные истории. Наличие стержня возможно только в двух случаях. Когда показывается естественная жизнь человека, пускай с самыми невероятными совпадениями и ситуациями. Или же полностью выдуманная история, неограниченный полёт фантазии. В нашем случае мы видим искусственное соединение двух творческих начал, приведшее к закономерному финалу.
- Примеры?  - спросила жена.
- Пожалуйста. В сюжетную линию с взятием цитадели не верю полностью. Зачем Сталину потребовалось погнать на смерть пятнадцать тысяч мужиков? То, что такие случаи могли иметь место в ту войну хорошо известно. Мне лично рассказывали ветераны, как после освобождения моих родных мест на Брянщине, всех бросили без оружия форсировать реку Сож. Там оказались партизаны и полицаи, семнадцатилетние пацаны и мужики, не попавшие в призыв начала войны. Славный город Гомель они взяли голыми руками. Только выжило из них процентов двадцать...
- Вот где самая настоящая фантастика! - уточнила Катя. - Поверить в то, что пожар в отдельном ДЗОТе приведёт к взрыву всей крепости не смогу даже под пытками. Немцы свои укрепления строили с умом и тройным запасом жизнестойкости. Сцена родов в кузове санитарной машины очень реалистична. Даже чересчур. В свадебную радость инвалида в исполнении Павла Деревянко охотно верю!
- В коллективную пьянку в начале фильма не верю, - добавил Саша. - Ну не может генерал пить водку с капитаном! Субординация не позволит… Идиотское требование через час начать штурм, ни в какие ворота не лезет. Хоть вусмерть пьяный генерал и тот должен понимать, что за час в нашей армии даже патронов не подвезут… Отдельное спасибо за экранное поведение полковника Арсентьева. Совесть проснулась у человека, и давай его закручивать в бараний рог. А как иначе объяснить мазохистские опыты героя Меньшикова? То он провоцирует Котова с помощью заряженного ТТ и откровенных рассказов о Марусе. То приезжает вместе с ним в дом детства и спокойно смотрит, как любимая женщина уходит с начала с комдивом, потом с киномехаником…
- Естественно в конце он оказывается в роли подследственного. Правда, не понятно за что же именно. Зато он поступает умнее других, сразу подписывает признательные показания. Зачем ломать музыкальные пальцы? Зло и так наказано... - пошутила она. - Радует тот факт, что все насекомые страны отчаянно бьются за Победу. То комар спасает штрафника, то паук выманивает немецкого пулемётчика под снайперскую пулю. Порхающая бабочка выступает связующим звеном распадающихся кусков картины.
- Теперь ясно, почему мы выиграли войну! - засмеялся он. - Основная часть фильма, охватывающая возвращение Котова на знаменитую дачу, осталась для меня за гранью понимания. Попытка вернуть атмосферу первого фильма явно провалилась. Дело здесь не в отсутствии отдельных актёров. Конечно, ушедший от нас навсегда Тихонов или конкретно из этой картины Дапкунайте, могли улучшить отдельные сцены.
- Любая попытка вернуться в прошлое обречена на провал… 
- Михалков попытался. Мизансцены, диалоги, костюмы, и камера всё копировало «оскароносный» шедевр. Вот только актёры заметно постарели, огрузнели и сами не верили происходящему. 
- Смеяться не хотелось, больше тянуло заплакать! - призналась Катя. - Особенно после сцены соблазнения любвеобильной Маруси на неизменном чердаке. Поверить в ситуацию, когда женщина вступает в интимные отношения с внезапно воскресшим мужем, через десять минут после возвращения оного, невозможно. Да ещё в присутствии двух других мужей… Вот в то, что она сбежала на утро с тихим героем Ильина, верю! 
- Показательны слова не героического Кирилла! - перечислял недостатки фильма Гущин. - Типа маленькие люди не могут понять великих. На самом деле это маэстро не понял желаний обычных людей, а значит, не понял смысла описываемой жизни. Царапнула нарочитость некоторых сцен. Такое впечатление, что их вставили в картину для прославления Котова, тире Михалкова. Как ловко он скачет на станцию, управляя одной рукой отбитой мимоходом лошадью. То легко расправляется с зарвавшимися уголовниками.
- Зато как импозантно он смотрится в генеральской форме! - ахнула впечатлительная дама.
- Хотя немного странно Котов смотрится в парадной форме верхом на походном танке. Не верится, что генерал-лейтенанты, бывшие кавалеристы, командовали танковыми соединениями и передвигались по военным дорогам исключительно на них.
- И им не досталось танкистских комбинезонов? - съязвила она.
- Напоследок о возрасте дочки Наденьки... - закончил разбор Саша. - В первом фильме Наде примерно лет шесть. Значит, она родилась где-то в тридцатом году. Получается в 1943 ей тринадцать годков, а реальной дочери Михалков на съёмках было двадцать пять лет.
- И всё-таки я благодарна этому фильму! - Катя шла рядом с мужем и прижалась головой к его плечу. - Ведь он свёл нас вместе и у нас будет ребёнок.
- Я тоже рад, что мы тогда сходили в кинотеатр, - Гущин поцеловал жену. - И уверен в том, что Михалков прекрасный актёр и великий кинорежиссёр, только немного устал…


Рецензии