Жан-Франсуа де Труа - картина Устричный обед
И если эту вторую сторону не знать, то и восприятие произведений искусства будет неполным и даже неправильным. То же относится и к литературе, и к поэзии, в частности.
Возьмём, например, картину "Обед с устрицами" Жан-Франсуа де Труа. Я только недавно, благодаря передаче на ТВ, узнал про неё массу подробностей. Не поленился, и сам провёл в интернете расследование. Узнал, в частности, и про ПетраI, который держал на своих руках французского короля. Нашёл и фото этой картины в большом формате - http://disk.yandex.ru/i/Ao67Wl4eete2wg только, чтобы хорошо рассмотреть подробности, нужно этот файл скачать и рассматривать его в Паинте. Не поленитесь, рассмотрите картину как следует, и вы получите удовольствие.
А если просто взглянешь на маленькую иллюстрацию, то скажешь - так, салонная живопись, и пройдёшь мимо.
Эта картина была заказана королем Людовиком XV у художника Жана-Франсуа де Труа для столовой маленьких покоев Версальского дворца. Художник создал картину в 1735 году.
В отличии от своего прадеда, Людовика XIV, короля-солнце, Людовик XV политиком не был. Будучи ещё в молодости повесой, он увлекался охотой и женщинами. В частности маркиза Помпадур была его фавориткой, и умер он от оспы, заразившись ею от очередной молодой пассии.
Жизнь и царствование его были, однако, долгими, и, как можно понять, счастливыми. Возлюбленный-король, такое было его прозвище.
Итак, картина для столовой. Нужно сказать, что собственно столовых, как специальных помещений для принятия пищи, тогда во дворце не было. Стол можно было поставить в любой зале. Но возлюбленный-король придавал общению со своими друзьями охотниками особое значение, и именно с тех пор для столовой стало отводиться особое помещение.
Ещё одна особенность - женщины в то время к столу не допускались. Они предназначались для послеобеденных бесед и дожидались своих кавалеров в саду. Только через несколько лет женщины отстояли свои права и стали допускаться за стол наравне с мужчинами.
Стол был круглый. Обедающие, свободно разговаривая, перемешались вокруг стола, занимая для себя удобное место. Не было также индивидуальной посуды, вилок, ложек или бокалов. Однако бокалы ополаскивались в специальных чашах, и их вы можете видеть на картине. Не было также и чередования блюд - всё подавалось сразу.
Едят устрицы, лакеи прислуживают и раскрывают раковины. Заедают чесноком и хлебом. Запивают шампанским.
Именно тогда шампанское и появилось - тёмные пузатые бутылки с вином охлаждаются льдом в специальном буфете, в котором есть и полочки для посуды.
А куда же откупоривший бутылку глядит? Он и ближайшие к нему люди глядят на пробку, взлетевшую к потолку.
Вполне жанровая деталь. Да и в целом, вся картина вполне жанровая. Манера письма художника свободная и даже виртуозная. Блестящие и бликующие предметы выполнены рельефно и эффектно. Персонажи характерны и даже чуть карикатурны. Уж никак не салонная, а скорее современная нам с вами манера письма.
На самом верху архитектурной композиции в общих чертах и в зеркальном отображении намечена более ранняя картина художника «Зефир и Флора».
Итак, в этой картине, изображающей молодого кутилу, мы видим ряд новшеств, подмеченных внимательным взглядом живописца и интересных в историческом плане.
Петр Первый, будучи во Франции в 1717 году встречался с 7-ми летним Людовиком и даже держал его на руках http://a-121.ru/v-moix-rukax-vsya-franciya/ Памятник об этом событии был установлен на территории гранильной фабрики в Петергофе.
Ещё раз повторю - искусство не состоит из одних произведений искусства. Это ещё и история искусства, история прошедшей эпохи, куда включено и множество имён – целый ряд авторов, творцов со своими собственными творческими исканиями и со своими биографиями.
Всё это составляет большой пласт современной культуры, в котором и мы с вами в настоящее время находимся.
_________
8.05.2020
Свидетельство о публикации №222050800713
С добрыми пожеланиями. :-)
Вера Вестникова 08.12.2023 14:24 Заявить о нарушении
Дмитрий Маштаков 08.12.2023 17:28 Заявить о нарушении