Победа

«...Я ждал ее, как можно ждать любя,
Я знал ее, как можно знать себя,
Я звал ее в крови, в грязи, в печали.
И час настал — закончилась война.
Я шел домой. Навстречу шла она.
И мы друг друга не узнали.»

(И. Эренбург. «В мае 1945»)

***


У Победы — скорбное лицо,
горечью затянуто навеки.
В страшных шрамах всё, заподлицо
выровнены губы, ноздри, веки,
выровнена с телом голова,
ноги, руки, грязные ладони,
выровнены плоские слова
от бессилья чувственных агоний...

Чья Победа? Наша или их —
тех, кого жестоко разгромили?
Может быть, законченный я псих,
и меня напрасно не убили:
не зарыли в Бабий, адов, яр,
не сожгли играючи в Треблинке,
переплавив вектор на скаляр
и развеяв по ветру пылинкой?..

Вот иду,  смотрю на стариков
в старых, полинялых гимнастёрках.
Незаметно, грубо и... легко
поколенье воинское стёрто,
в памяти оставив навсегда
лихолетья огненные годы
и свои жестокие года
с ожиданьем мира и свободы,

и не чая, что воскреснет «хайль»,
а в дурмане сытом — руки- «зиги»
на земле, где кровь, тела и сталь
превратились в тяжкие вериги,
в крестный путь, нависший над страной,
ставшей породнённой с журавлями
той победной, праздничной весной,
происшедшей будто и не с нами...

Столько лет, как кончилась война,
Но неистребима боль печали.

Шёл солдат, навстречу шла она,
И они друг друга не узнали...

9  мая 2013 - 25 марта 2015. Москва.


Рецензии