Заметки мимоходом. 1-30 апреля 2022 года

1 апреля
Отмечал День рождения Н.В. Гоголя. Читал "Вечера на хуторе близ Диканьки", "О том, как поссорились...", "Вий". И думал, что фольклор иркутских бурят в пересказе большого мастера мог бы соперничать с произведениями Николая Васильевича.

3 апреля
Ринчино (Ринчинэ) Барди Ринчинович
1906 г, р., урож. с. Бада Хилок-Хаоцайского района Читинской области, проживал в г. Москве, преподаватель Московского университета трудящихся Востока, член ВКП(б), бурят, образование высшее, арестован 22.06.37 г., тройкой УНКВД Иркутской области 08.03.38 г. по ст. 58-1 «а» УК РСФСР приговорен к расстрелу (исполнено 31.03.38 г. в г. Иркутске), реабилитирован Военным трибуналом ЗабВО 28.06.57 г. Справку составила А. И. Швайкина.
(Попросили найти. Нашёл. Всё есть в открытом доступе. Надо просто искать, искать и искать).

4 апреля
Историю и менталитет бурят-монголов возможно рассматривать в подвижных границах разных монгольских племён и родов, которые становились и стали бурят-монголами с конца XVI, начала XVII веков до первой четверти XXI века. Это около или более 420-430 лет, которую возможно обозреть и представить современникам и потомкам.
В этом времени просматриваются разные периоды и явления, включая уход из монгольского мира, безвластье, колонизацию, шаманизм, буддизм, фольклор, просвещение, советский уклад жизни, постсоветское время, изменение менталитета и географических границ, зарождение и деятельность научной и творческой интеллигенции и т. д. и т. п. В этой истории великое множество тем и нюансов, каждый из которых представляет собой интереснейшую и живую панораму жизни и развития народа, где есть трагичные и светлые тона…
Никому неизвестно, каким будет карта народонаселения планеты даже в ближайшем будущем, но сохранить свой мир, напомнить о нём и его красоте сородичам, вдохнуть в него животворные мысли с тем чтобы в глубинах общества зародились ответные, зафиксировать историю и достижения, мобилизовать и укрепить свой мир для того, чтобы его не перетерли жернова больших цивилизаций, с тем, чтобы он жил и развивался в человеческом муравейнике и дальше – достойная цель и задача.
Работа в этом направлении идёт давно. Теперь настаёт пора собираться в дорогу, говорить с людьми, видеть темы и панораму вживую... Весна зовёт, друзья!

* * *
Искренне и больше всего я дружил с художниками. Многих из них уже давно нет в живых. Остальной народ в моей судьбе – наносный… В 1990-х годах я жил в художественных мастерских. Иногда, бывало, уединимся по разным уголкам и запоем читаем Н.В. Гоголя. Чаще всего с Юрием Анатольевичем Кругловым или Яном Ивановичем Шплатовым. Говорили о мастерах, их работах, гравюре, живописи, красках, смотрели и читали работы друг друга. Гуляли тоже часто. Столько теплоты и понимания!
С кем и где сегодня возможно такое общение. А если таковое невозможно, то какая может быть дружба? В памяти моей мои друзья живы…

*Яну Шплатову*

Все живописно и знакомо,
Яснее взгляд от звучных слов,
Как созидателен Обломов,
И как бессмертен Хлестаков.

И мир во тьме мятежных кличей,
Сожмётся сердце от тоски,
Когда воскликнет городничий:
«Над кем смеетесь, дураки!»

*Юрию Круглову...*

Прошедшие годы, как оттиск гравюры
Тончайшей работы, сверкнули во мгле.
Художник Круглов, нестареющий Юра.
Нетвердой походкой идет по земле...

А люди веками угрюмы и хмуры,
Ведут монументам низвергнутым счёт.
Бледненький мальчик стоит у гравюры
И в старом сюжете себя узнаёт...

1990-е годы. Чита.

5 апреля
Оказывается, сам того не зная, познавательную историю бурят-монголов пишу давно. Настала пора группировать, систематизиировать, переписывать, дописывать, писать заново. В общем, работать и думать. Возвышенно и углублённо.

8 апреля
О бурят-монголах. У нас никогда не было собственной мысли, никто даже не генерировал мысль о собственном развитии, вся наша история – движение в контексте чужой политики, чужих мыслей и народов, в их шаблонах. Мы развивались и продолжаем существовать в границах этих шаблонов, даже не предполагая иных решений для своего развития.
Тем не менее, живя по правилу «Нас толкнули – мы упали, нас подняли – мы пошли», бурят-монголы достигли значительных, для себя, успехов. И всё же развитие может быть только при непрерывной генерации собственной мысли. Собственных тем и задач. К этому мы и должны стремиться…

Р.Д. спросила:
- А как же Бурнацком: Жамцарано, Барадин, Богданов?
Отвечать не стал, ибо все, буквально все, жили в контексте чужих мыслей, где не может быть целей и задач по развитию собственного народа.

* * *
Станислав Ежи Лец «После очистки нашей истории от лжи не обязательно должна остаться только правда, порой вообще ничего не остаётся».

9 апреля
О самостоятельной мысли. Вероятно, после 400-летнего пребывания бурят-монголов в составе России, что означает абсолютное нахождение и развитие в питательном растворе российской и отчасти европейской мысли, вместе с тем не убиваемое ощущение своей принадлежности к монгольской цивилизации, в ХХI веке передовая, почти неизвестная большинству, часть бурят-монгольского общества на основе опыта предыдущих поколений приходит к выработке самостоятельной мысли и  нахождения путей дальнейшего развития своего народа и места его в общемировой цивилизации.
Это ещё слабый росток, который может погибнуть или быть уничтоженным. Вероятность его роста обусловлена политическими потрясениями последних десятилетий, ибо в бурят-монгольском обществе ещё не убиты и сильны нравственные, человеческие качества, не приемлющие исчезновение содержания человека и расчеловечивания его в любых формах, к чему и привела питательная среда, в которой пребывали бурят-монголы, но она не нашла своего развития и на каком-то моменте стала токсичной.

* * *
Набросал маленький рассказ
За большим окном, кружась, валила с неба снежная арахна, В белой тьме города спешили куда-то мрачные люди. Утопая в продавленном диване художественной мастерской, уставленной вазами с высохшими злаками, подрамниками, мольбертами и размалёванными холстами, я упоённо беседовал с Бенвенуто Челлини, который рассказывал мне о себе со страниц своей книги «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Шёл 1560-й год. Бенвенуто с  жаром говорил об обороне Рима, убийстве ювелира, о том, как делал портретную медаль Франциска I, о бегстве из замка Святого Ангела, о видении им солнце с Иисусом Христом посередине и появлении за ним девы Марии с ребёнком на руках… Затем в его живом описании появился французский двор в Фонтенбло, где он, в 1540 году, работал над солонкой Франциску I. Особенно интересен был его рассказ о технике бронзового литья. В этом месте я попросил его остановиться и поведать подробнее, на что он, будучи великим мастером, а потому всегда помнившим о своём деле, живо согласился и задумался, сосредотачиваясь на деталях…
Загрохотала и загремела тяжёлая железная дверь, появился весь запорошенный снегом лохматый Серега, хозяин этой мрачной мастерской, уставленной также и книгами. Он поставил на стол две бутылки с мутной жидкостью и, отряхивая с одежды снег, хрипло и весело сказал:
- Бросай, Витька, книгу. Водки не добыть, но самогонкой разжился… В магазинах – будто под метлу всё вымели. Чую, будет у нас житуха в 1991 году. Проживём, брат.
Техника бронзового литья откладывалась. Недоумённый Бенвенуто испарился, уверенно забулькал самогон. Начиналась житуха.

11 апреля
Проблем и вопросов много. Для решения их устроил себе творческую командировку. Прибыл в Улан-Удэ, снял студию. Отсюда буду смотреть на Запад и Восток бурят-монгольского мира и говорить с людьми…

* * *
Новость длится 24 часа…
Трагедия в том, что наша история, зачастую, становится никому не нужной новостью, ибо она вся в неправдоподобных и токсичных кусках чужих мыслей и бессмыслиц, которые бездумно, не морщась, привычно, проглатывают массы и тотчас забывают о них.
История, становящаяся идентичностью и духом общества, должна быть в крови. Навсегда. Но для этого в составе информационного варева должно быть сильнейшее действующее вещество, которое есть у авторов. Но где такие авторы?

* * *
Забайкальские хоринцы под влиянием буддизма забыли призывания своего тотема поэтому изучаю выдержку из записей, сделанных С.П. Балдаевым в Гушитском улусе племени хори, ныне Эхирит-Булагатского аймака, Усть-Ордынского национального округа...

12 апреля
История показывает, что наиболее интенсивно и насыщенно народы развивались в империях. Вспомните их. Уцелевшие, то есть сохранившие свою идентичность, в имперских котлах общества вполне могут превзойти в своём развитии всех своих вольных или невольных «учителей», ибо изначально были богаче их в плане духовного развития: имели своё + приобрели и сделали своим привнесённое.
Общества с таким историческим опытом имеют колоссальные шансы для дальнейшего развития. Ничего в мире не происходит просто так, надо уметь увидеть пользу опыта и в нужный момент правильно сформулировать возможную выгоду.

14 апреля
Любая пропаганда не делает людей идиотами, она рассчитана на идиотов.

15 апреля
Старое стихотворение
* * *
Вот и проходит время. Время потерь, побед.
Жить не хотел со всеми? Выше был горя, бед?
Что же теперь, в итоге? Как и всегда – один?
Каждый хозяин блога – сам себе господин.

Все мы – сложенье пыли, звёздная пыль времён,
Все мы слагаем были, каждому нужен сон,
Сон золотой на время, каждый сказку раздул.
Вот и обманут всеми, каждый всех обманул.

Разве поверит кто-то – в звёздную пыль и быль.
Чья же это работа? Шепчет в степи ковыль.
Что же теперь, в итоге, из-за каких причин
Сон золотой о боге, если всегда один?

* * *
Два раза выступил на Буряад ФМ. У бурят-монголов появились свои радио и ТВ, на бурятском языке вещают круглосуточно. Выступил и на Буряад ТВ. Буряты, урагша!

16 апреля
Вспомнил ещё одно старое стихотворение:
* * *
Южное Гоби. 1974 год.
Мне снится Гоби: мы с друзьями
В объятьях знойной тишины
Стоим, прожженные ветрами,
В преддверье ядерной войны.

Радары выявили горы,
Страну песков Такла-Макан…
Но ни к чему сегодня споры,
Мы смотрим, как летит сапсан.

И птица падает отвесно,
И всадник мчится на коне,
Поёт, смеясь, беспечно песню
О мире, дружбе, тишине…

17 апреля
О местном видении... Готовя Стену памяти бурят-монголов, заметил  явление, которое можно назвать характерным для регионов России, которые при подготовке каких-либо материалов показывают своё, местное, видение. Например, в Списках Бурятии или Иркутской области во многих местах искажены названия населённых пунктов Читинской области и наоборот. Житель Бурятии не узнает названий своих местностей и сёл в сведениях, составленных в Читинской или Иркутской областях, а те, в свою очередь, увидят искаженных названия своих населённых пунктов в материалах, сделанных в Бурятии. О «творчестве» над азиатскими названиями, именами и фамилиями можно даже не говорить…
Почти такая же ситуация и в других исторических материалах. Каждый тянет «одеяло истории и событий» на себя, не представляя, а потому искажая имена и названия. Тем не менее в таких материалах имеется много интересных и познавательных фактов, которые служат для общего развития человека. Такова, например, заказная серия фильмов «История Бурятии», но там, во многих случаях, опять же, «одеяло», статичной, то есть уже свершившейся, истории ползает по усмотрению или незнанию авторов, удовлетворяя потребности заказчика. Естественно, заказная работа, несмотря на положительные моменты, всегда будет оставаться однобокой и оснований для успеха не имеет.
Относительно истории Байкальского региона я бы рекомендовал изучать маленькую книгу Е.Д. Петряева «Краеведы и литераторы Восточного Забайкалья. Дореволюционный период» или труды В. П. Гирченко, которые ссылаются на множество авторов дореволюционного периода. Работы Е.Д. Петряева и В.П. Гирченко ценны именно биобиблиографическими сведениями. Например, в книге Е.Д. Петряева указаны 768 авторов, которые писали о дореволюционном Забайкалье. Надо знать этих авторов, читать именно их труды! Тем, у кого нет книг Е.Д. Петряева или В.П. Гирченко, могу порекомендовать архив моего ЖЖ, где я пытался воспроизвести их материалы и опубликовать указать всех 768 авторов в 2017 году.
Для объективного видения истории и вообще развития полезен также «Географическо-статистический словарь» П.П. Семёнова Тян-Шаньского, где указаны и описаны значительные названия и местности Российской империи. Словарь учёный составлял, если не ошибаюсь, более 30 лет…
Реальная история таёжной и степной всё ещё остаётся официозной, недоступной для широких масс, ибо всякое обозрение должно быть беспристрастным и с разных уровней высоты полёта авторского видения.

18 апреля
Тяжело мне в Улан-Удэ: кому-то я должен был позвонить сразу по приезду, у кого-то поселиться и жить, с кем-то посидеть где-то и зачем-то, кому-то что-то отдать, подарить, а от кого-то что-то забрать… С одним поговорить о чём-то, с другим что-то вспомнить, а с третьим – выпить. Многое я должен был сделать и не сделал, ибо у меня ещё больше работы. Что ж, каюсь, виноват:)

19 апреля
Кстати, орда – это ordnung, порядок, систематизация, строй, то есть победа над хаосом.

19 апреля
Проблема всегда в том, что развитие людей не может быть равномерным.

21 апреля
Записывая воспоминания,  часто замечаю, что у людей очень избирательная память, а мне нужна общая панорама, которая складывается из многих частностей дальнего и близкого плана. Массив складывается, располагается и оживает из множества нюансов, один из которых – избирательная память. В общем, слушаем и записываем. Нам нужно множество такой памяти современников.

* * *
Когда явления и людей показывают только положительными, то такая оценка всё время грозит исчезнуть, а её постоянное обновление превращается уже в гротеск или уничижение. Другое дело – документалистика и реальное видение, заставляющее сильнее биться сердце современников…

* * *
Очень условное движение на географической карте: в XVII-XVIII веках некоторые монгольские племена, ставшие бурят-монголами, как были рассредоточены вдоль расплывчатых границ современных территорий Монголии (внутренней и внешней), в том же порядке передвинулись в Байкальский регион современной России. Западные буряты (хонгодоры, эхириты, булагаты, сартулы) – с запада и севера Монголии, восточные буряты (хори) – с востока Монголии (Барги), а некоторые племена и роды так и жили здесь.

22 апреля
Занимаясь Стеной памяти бурят-монголов...
В списках Иркутской области замечаю большой процент грамотных, отсюда и суровые приговоры – высшая мера наказания и от 10 лет заключения в лагерях. В Бурятии и Читинской области процент грамотный намного меньше, естественно, особенно в Бурятии, довольно много оправдательных приговоров. Как и всегда: в Иркутской области было (и есть) больше субъектных личностей, чем в других местах проживания бурят-монголов. 
Объективно: солнце всходит с востока, но образование – с запада.

* * *
Информацию для размышления дают любая ситуация, явление, фраза, вещь, но выводы и умозаключения возможны из огромного количества фактов.

* * *
Примером истории бурят-монголов может стать наше село Новая Заря. Там крутое смешение эхиритов, булагатов, хамниганов, хори, русских, украинцев, удмуртов и т. д. и т. п. Многие семьи – именно такое соединение. Но называются все бурятами.

* * *
Задача: Собрать, Систематизировать, Сформулировать.

* * *
Одна из моих проблем – оторванность от национальной и родственной среды. Вроде бы всю жизнь нахожусь среди своих, но всё равно в другом мире, другими делами занят.
Приехал в Улан-Удэ, звонят отовсюду:
- Машина у нас сломана, скоро отремонтируем. Приезжай к нам. Садись на автобус возле Сагаан Морина. Автобус возле нашего дома останавливается, в метрах трёх от калитки.
- А где живёте?
- Рядом кафе, буузная. Сразу за правым поворотом. Все, кто из нашего села, знают и заезжают. Да, запоминай: заправку надо проехать, следующая остановка – наша.
Мне кажется, что хозяева и сами-то не знают адреса. За углом пивная или бузная, слева – высокая труба, справа – синий забор. На деревню дедушке. Мне адрес нужен: улица, номер дома, а не за углом буузная или пивная.
Собираюсь ехать по районам Бурятии. Есть у нас в районах родственники? Есть. Рыгжидма наша в Кижинге живёт. Все мои родственники бывают у них, кроме меня. Звоню братьям:
- Как фамилия мужа нашей Рыгжидмы, адрес её?
- Запоминай: заезжаешь, потом налево, сразу дом узнаешь.
- Как фамилия мужа Рыгжидмы?
- Баир его зовут.
В общем, приехали. Ни улицы, ни дома, ни фамилии. Но где живут знают все родственники, гостят, новостями и подарками делятся, роднятся. Свои…
Наконец, звонит сама Рыгжидма. Сообщили ей.
- Ринчиновы мы! – уточняет она. – Бадарханова, 25.
Теперь не забуду. Запишу. Когда-нибудь заеду… Теперь надо узнавать о наших, живущих в Иркутской области, в Еланцах, Усть-Ордынском округе. Туда тоже поеду.

* * *
Был на площади оперного театра, теперь площадь им. Л.Л. Линховоина. Позвонили и попросили зайти на радио ВГТРК, которое возвышаетс тут же, на площади. Зашёл, записал передачу.

23 апреля
Прежде всего размышляем о развитии монгольского мира, разделённого на несколько территорий – в Китае, Монголии, России. Естественно, лучше остальных этот мир сохранился и развивается в Китае, хуже – в самой Монголии, почти не развивается и исчезает в России.

24 апреля
С Пасхой! Крепких яиц, здоровья, нервов!

* * *
Улан-Удэ, утро. Звонок:
- Приезжай в гости.
- Какой адрес?
- В автобусе еду. Приеду домой, скажу…
Едет уже три часа.

25 апреля
Культура – искусственные рефлексы или система сдержек звериного начала в людях, выработанные в процессе их взаимоотношений.

* * *
- Есть же гранты, конкурсы, государственная поддержка… Почему бы?..
- Пожертвования честнее и лучше, чем подачки и обглоданная кость для своры писак с барского стола. Жертвуя, люди возвышают себя и автора, знают, что приобщаются к очень важной для общества работе.

26 апреля
Люди не делятся на плохих и хороших, планета не делится на святые и не святые места. Как это понять? Надо осознать собственное существование, загнанное в тюрьмы шаблонов мышления. У каждого режима свои шаблоны.

* * *
Прожил полмесяца в Бурятии. Какие здесь интересные темы? Ответ невозможен по очень простой причине: информационное пространство совершенно не упорядочено, что снимает с повестки дня вопросы развития субъекта, буквально, во всех сферах, оставляя только хаотичную текучку.
Боюсь, что не ошибаюсь, хотя очень хотелось бы. И всё же приятно побыть среди своих, то есть в национальной республике, развития которой всегда желал и желаю всей душой.

27 апреля
Желательно встретиться и прочувствовать настроение всех слоёв населения, а также имеющихся группировок в искусстве, религии, науке. В центрах и на окраинах бурят-монгольского ареала.

28 апреля
О Теме
Замечаю, что понятие Темы в большом и значительном смысле исчезло в СМИ и периодике: буквально всё подгоняется под текучку и новости, где присутствие Темы исключено.
Авторы и организаторы, не говоря о руководителях в различных сферах, вообще не задаются вопросами Темы, что говорит о низком морально-нравственном уровне всего общества. Каждый стремится отделаться от работы, при этом отделаться «качественно», то есть придав работе некую блестящую видимость-отчётность перед учредителями, спонсорами, властями, которые должны видеть, что человек старается, работает.
Когда СМИ и периодика становятся для «авторов» дополнительными ресурсами для жизнеобеспечения, а не генераторами мысли, идей и тем, то они превращаются в оружие массового поражения сознания общества, убивая всякое стремление познавать и думать самостоятельно.
Знаний, стремления познать и развиваться, откуда возникают Темы, у авторов нет, морально-нравственный уровень, как и все остальные уровни, включая ответственность за то, то они делают, чрезвычайно низкий. Тексты и контент – ужасный, изощрённый по мере когнитивных возможностей и знаний набор слов или изображений, слепленных по принципу лишь бы заполнить время или площадь. Следовательно, они могут только уродовать и без того изуродованное сознание общества. Какого уровня должны быть знания и ответственность за общий морально-психологический климат общества у так называемой творческой интеллигенции и власти?
В любой сфере, каждый человек – автор, то есть производитель продукции. Авторы СМИ и периодики зачастую выдают чрезвычайно некачественную и даже отравляющую продукцию в блестящих упаковках. Отсутствие Темы – отсутствие развития.
Это ещё очень мягкая оценка, а выводы – предварительные. Нормальные авторы, думающие о развитии среды, обязаны видеть такие процессы с тем, чтобы корректировать свою деятельность с целью качественного улучшения и подачи обществу своей продукции. Ведь развитие – это всегда Тема.

* * *
Мечты, мечты... Шире – больше. Для сравнения надо ехать в Тыву, Якутию, обязательно посетить Хоринский наслег. Желательно побывать в одной из среднеазиатских республик бывшего СССР. Конкретнее: Казахстан, АЛЖИР – Акмолинский лагерь жён изменников Родины. 
Тема большая, познаётся и раскрывается в сравнениях. Есть чем заняться…

* * *
Шире – больше. Для сравнения надо ехать в Тыву, Якутию, обязательно посетить Хоринский наслег. Желательно побывать в одной из среднеазиатских республик бывшего СССР. Конкретнее: Казахстан, АЛЖИР – Акмолинский лагерь жён изменников Родины. 
Тема большая, познаётся и раскрывается в сравнениях. Есть чем заняться…

* * *
О познавательной истории бурят-монголов и вообще текстах. Никому и ничего не давал и не намерен давать на подпись и согласование. И другим не рекомендую совершать такие постыдные для авторов поступки. Как напишу, так и выйдет. Так и останется.

* * *
Нужен качественно другой уровень сознания, которого пока не наблюдается в бурятском обществе. Для мощного сознания нужны мощные мысли.

* * *
29 апреля
Особенно ядовиты и смертельны для детей и юношества произведения русских и русскоязычных писателей, пытающихся описать прошлое народов России, полагая, что это прошлое им известно и завоёвывая признание центров "знанием экзотики" Востока.

30 апреля
Абзацы наугад
- По очень большому счёту жизнь человека бессмысленна, все смыслы, которые он придумывает в своих иллюзиях ничтожны по сравнению с неумолимой реальностью непостижимой эволюции и пугающей бесконечностью пространства и времени.
- Но именно эта бессмысленность и ощущение ничтожности придают мне неиссякаемые силы и спокойствие в этой жизни, которую я – песчинка космической пыли, получившая возможность видеть и думать, – созерцаю с возрастающим каждый раз интересом. И чем больше значимости и величия придаёт себе человек, тем сильнее моё любопытство.
- Оно, то есть любопытство, возрастает в разы во время пребывания среди сородичей: чем ближе я стараюсь познакомиться с ними, тем больше становится моё любопытство, пробуждая ощущение давно пройденного пространства, где живут совсем другие люди со своими событиями. Всякий возврат в прошлое – возврат в пройденные пространства и расстояния, требующее серьёзных усилий. Это как идти против сильного ветра, уничтожающего все следы…
- Отрыв в пространстве – всегда отторжение, создающее необратимую вакуумную, пневматическую силу, которая каждый раз будет отбрасывать тебя далеко вперёд при попытке движения назад, ведь свободно двигаться можно только вперёд, когда тебе никто не мешает и ты не связан путами, пусть даже и не знаешь смысла своего движения, как и всякая, что-то мнящая о себе, песчинка космической пыли в бесконечной бездне, где раздаются голоса, которые не слышит никто, кроме тех, кто их исторгает…

* * *
Улан-Удэ. Всем знакомым писателям. Ни в какие группировки и творческие союзы не вхожу. Ко всем отношусь адекватно и лояльно. Убедительно прошу всех знакомых из разных творческих союзов не использовать моё имя, включать моё имя в разные прошения и обращения. Прецедент уже был…
Чаще вспоминайте слова кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно…» Очень полезно для жизни и творчества.

* * *
Из всех бурятских тем последнего времени, я потрясен темой современного бурятского кинематографа, особенно, потрясающими фильмами Баира Уладаева. Сейчас смотрю «На берегу мечты».

На снимке: с Даширабданом Батожабаем


Рецензии