Звуковой ряд писателя Федора Крюкова
Как это изображено в повести "На речке лазоревой" :
"Когда обрывалась песня слышно было... тихо покряхтывала лягушка, стонала страстным звуком. Маленькие, резвые куличики... бойко свистали, кричали, перекрикивали друг друга.
Где-то дальше, на самом горизонте протяжно и грустно пожаловался краптыль и тотчас же отозвался ему такой же горький, жалующийся голос, точно шумные человеческие голоса..."
Или в повести "Зыбь" :
"Неистово орали кочета, мягким и медным звоном звенело вдали каганье гусей, вперебой блеяли выгнанные на улицу овцы и ягнята как школьники нестройным, но старательным хором поющие утреннюю молитву, в кучах сухого хвороста сердито-задорно считались между собой воробьи".
В повести "Старая левада" :
"Над колодцем воробей звонко отбивает свое "киу-киу", с грозным жужжанием мечется вблизи большая муха, где-то в ветвях звенит синичка, за городьбой коротким, испуганным ревем промычали телята и посыпалась убегающая трель их копытец, детский смех, визг, вскрики мягко звенят в станице, чуть слышно далеко пьяная песня... "
В романе" Тихий Дон" звуки природы описаны этим же способом как хоровой разноголосый звукоряд. Часть 6 глава XLIII: "По недоступному голубому разливу небес плыли, плыли, уплывали на север ватаги казарок, станицы медноголосых журавлей. Возле Дона в займищах стон стоял от птичьего гогота и крика. По затопленным лугам, на грядинах незалитой земли перекликались, говясь к отлету, гуси, в талах неумолчно шипели охваченные любовным экстазом селезни".
Часть 8 глава 1:"Глуховорковала вода в затопленном лесу,... шуршали метелки камыша в залитах озера, в глухих заводах... чуть слышно перекликались казарки, сонно посвистывали
чирковые селезни да изредка звучали серебряные трубные голоса заночевавших на приволье пролетных лебедей. Иногда всплескивала в темноте жирующая на просторе рыба, по воде... катилась зыбкая волна, и слышался предостерегающий гогот потревоженной птицы. Но с рассветом... поднимался низовой ветер... По Дону бугрились саженные волны, бешено клокотала вода в лесу, стонали, раскачиваясь деревья. "
Ещё один пример. Разноголосье криков петухов в романе " Поднятая целина":
"Петухи,невзирая на дождь, кричали врастяжку и по очереди и бодрые голоса их сливались с чириканьем, купавшихся в лужах воробьев и писком ласточек.
Всё петухи были на редкость разноголосными. Начиная с полуночи, перекличку открывал раньше всех петух Любишкиных. Он голосил весёлым, заливистым тенором, как молодой и старательный по службе командир роты, ему солидным, полковничьим баритоном отзывался петух со двора Агафьи Дубцовой. Затем минут пять над хутором висел сплошной, непрерывающийся крик, а уж после всех, громко бормоча спросонок и мощно хлопая крыльями, генеральским сиплым басом с командной хрипотцой оглушительно ревел самый старый в хуторе, рыжий и дебелый петух Майдановых".
Из этого можно сделать вывод, что написание романов "Тихий Дон" и "Поднятая целина" не могло обойтись без писателя Ф. Крюкова.
Понятно, что звуки, которые слышит человек на природе, описать их как хоровое разноголосье может человек, очень хорошо понимающий хоровое пение. По воспоминаниям земляков Федора Крюкова, писатель в станице славился как знаток и исполнитель "на подголоске" донских песен.
Свидетельство о публикации №222050800810
Вячеслав Николаевич Орлов 01.07.2024 13:56 Заявить о нарушении