Горбатая балерина

Адам Алоизович Тимошевский был удивительным человеком. Такие типажи в старые времена изредка встречались в русской провинции. Балетмейстер-самоучка, горячий энтузиаст своего дела и, редкое сочетание, талантливый и пробивной организатор. Именно его стараниями в среднем по величине  Екатеринограде в 1981 году, к четырехсотлетию первой балетной постановки, открыли Областной театр оперы и балета им. М.И. Калинина. Какое отношение «Всесоюзный староста» имел к балету, история благоразумно умалчивает. Горожане быстро стали ревностными поклонниками новоявленного очага культуры и ходили на постановки не только семьями, но и целыми рабочими коллективами, тем более, что билеты в те славные времена оплачивали профсоюзные организации. Молодой, всего тридцати шести лет, Адам Тимошевский с момента основания стал директором и главным балетмейстером культурного заведения. Под его руководством состоялись такие постановки, как «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Щелкунчик» и «Спартак». Все они шли с аншлагом. Отдал дань Тимошевский и современности. Премьерным показом на открытие театра была опера «Малая земля» по книге Л.И. Брежнева, но после скорой смерти генсека спектакль тихо почил в бозе.
Время шло, наступили Гласность и Перестройка. М.С. Горбачев произносил многочасовые речи, понять существо которых никто не мог, но сердцем все чувствовали, что это время возможностей. В те годы каждое предприятие над кем-нибудь шефствовало. Не исключением был и театр им. Калинина. Ему по разнарядке сверху достался областной Дом Инвалидов им. Крупской. Артисты посещали несчастных и собирали деньги на подарки к Седьмому ноября и Новому году. В один из вечеров после такого визита Адам Алоизович сидел дома и смотрел телевизор в обществе своего, скажем так, партнера, юного балеруна Коваленко. Тимошевский, я не упомянул об этом, был голубее яица малиновки. Что, впрочем, к нашей истории отношения не имеет. Переключая каналы, любовники натолкнулись на трансляцию Паралимпийских игр. На экране люди в инвалидных колясках довольно бойко играли в баскетбол и у них здорово получалось. И снизошло на Тимошевского озарение: он поставит первый в мире балет инвалидов. Балетмейстер поднял источники и выяснил, что Паралимпийские игры возникли благодаря английскому нейрохирургу Людвигу Гуттману, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к таким людям, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими нарушениями создаёт условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических нарушений, укрепляет физическую силу, необходимую для того, чтобы управляться с инвалидной коляской.
Чувствуя себя благодетелем человечества, Тимошевский энергично взялся за дело. Тяжелее всего было пробить идею в Обкоме КПСС. Секретарь Коломийцев никак не хотел выделять средства, пришлось Адаму Алоизовичу намекнуть на совместные «афинские вечера» в обществе юных пионеров на базе Обкома близ озера Глубокое. Коломийцев позеленел и выделил искомое. Труппу набрали в Доме Инвалидов и Психо-неврологическом интернате. Брали безногих, горбатых, одноруких и олигофренов. С параноиками и шизофрениками по настоятельной рекомендации психиатров решили не связываться. Поставить решили «Спартак» Арама Хачатуряна, как наиболее зрелищный балет. За основу взяли постановку Юрия Григоровича 1960 года, где партию Спартака танцевал Владимир Васильев, а Красса  Морис Лиепа. После долгих размышлений и проб выбор Адама Алоизовича пал на четверых счастливцев. Роль Спартака досталась олигофрену Мише, найденному на городской улице в холодную осеннюю ночь и препровожденному милицией в интернат. Миша не помнил свою фамилию, поэтому назвали его Найденовым. Претендент был строен и мускулист и пленил Адама Алоизовича с первого взгляда. Партию Красса исполнял гермафродит Василина Штольц. Фригию, возлюбленную Спартака, танцевала очаровательная горбунья Светлана, а куртизанку Эгину колясочница Оля. Об их фамилиях история умалчивает. Куртизанки были сплошь слабоумные. Два месяца шли репетиции. Все быстро усваивали свои роли, только олигофрен Миша никак не мог запомнить своей партии и все пытался картонным мечом снести Крассу голову. Таким образом он испортил шесть мечей.
 Наконец наступил день премьеры. В зале был аншлаг. Пришло все руководство города и области, обитатели Дома Инвалидов и даже пациенты ПНИ. Хотели привести кататоников, но за неимением места в зале, от идеи отказались. Присутствовала пресса, в том числе один столичный телеканал. Премьера удалась. Все участники прилежно исполняли свои роли, даже олигофрен Миша был на высоте. Особую пикантность постановке придало то, что слабоумные куртизанки во время сцены оргии в лагере гладиаторов разоблачились догола и пытались совокупится с артистами мужского пола и друг другом. Тимошевский прикусил губу до крови от ужаса, но обошлось. Эту сцену восприняли и затем описали в прессе, как апофеоз Гласности в отдельно взятом театре. Всех пленила горбатая балерина Светлана. Миниатюрная, необычайно прелестная, она прямо-таки порхала по сцене. Овации длились час, не меньше. Публика была в восторге, артисты довольны. Эта постановка имела свое неожиданное развитие. Неизвестно как оказавшаяся на спектакле сотрудница Посольства Франции рассказало о чудесном зрелище Атташе по культуре и театр Тимошевского пригласили в Париж. «Спартак» имел ошеломляющий успех. Пресса именовала по аналогии с дягилевскими серию спектаклей Русским инвалидным сезоном. Затем был тур по Европе, гастроли в Америке, полные залы в Австралии и Японии. Но наступили отрезвляющие девяностые и все рухнуло. Театр сняли с дотации и поставили на самоокупаемость и он просто медленно скончался, не в силах конкурировать с видеосалонами с их «Рембо», «Коммандо» и «Греческой смоковницей». Артисты разбежались кто куда. Одни стали челноками, другие торговали окорочками Буша на рынке, третьи подались в бандиты. Олигофрен Миша стал авторитетом, потом за серию заказных убийств чиновников и бизнесменов попал на пожизненное. В здании театра открыли казино, владельцем которого негласно был секретарь Обкома Коломийцев. Потом там был банный комплекс, цирк, кинотеатр. Что сейчас, Бог ведает. Тимошевский было организовал кооператив по пошиву вареных джинсов, но кончил аниматором в отелях Египта. Старик умер в 2015 году в Хургаде семидесяти лет от роду, облаченный в наряд кролика. Счастливее всего сложилась судьба красавицы-горбуньи Светланы. Во время гастролей в Штатах она познакомилась и вышла замуж за ветерана Вьетнама, японца по происхождению. Жили они счастливо, вопреки стереотипам муж Светы не пил, не поколачивал жену и вообще был на редкость уравновешенным. Он погиб в автомобильной аварии, детей у них не было. Сейчас Светлана Накомура возглавляет популярную Русскую школу балета в Лос-Анжелесе, куда ходят дети с особенностями развития.
 Подводя итог, нужно заметить, что начинание Тимошевского предвосхитило наши толерантные времена. Это теперь театр глухонемых, с особенностями психического развития или раковых больных норма, а в те времена, конечно это было настоящее новаторство.


Рецензии