Рядовой бессмертного полка

                В 1897 году в селе Великий Двор Талдомского района в семье Семёна Никитича и Марии Осиповны Куликовых родился третий сын - Кузьма.
Все мужики в тех местах были вольными ремесленниками, потомственными сапожниками. И Кузьма не стал исключением, шил и чинил обувь. Женился на своей же, деревенской девушке Евдокии Шаровой. К началу войны они уже были родителями пяти детей…

                В 1941-м вся большая семья Кузьмы – жена, две дочери и три сына –жила в Иваново, где оба супруга занимались сапожным делом: муж в артели сапоги тачал, жена на дому шила войлочные тапки. На фронт призвали только их 18-летнюю дочь Катю. Остальные были ещё малы, старшему сыну Анатолию тогда едва исполнилось 14, младшему Юре – 5. Сам глава семейства призыву не подлежал как больной туберкулёзом лёгких - профессиональным заболеванием сапожников. Сутками сидели они в душных помещениях, склонясь над работой, дышали вредными испарениями от кож, ваксы, клея. За заработком нередко уходили в другие города (отсюда – «отхожий промысел»), оставляя все заботы о детях и хозяйстве своим жёнам. Поэтому женщины в тех краях были крупными, статными и сильными, а мужики худыми и слабогрудыми, но при этом властными да своевольными. Вот и Кузьма за бронь держаться не стал, ушёл на фронт добровольцем…
                В 1943-м был ранен в бою, получил награду – медаль «За оборону Ленинграда». После госпиталя, его снова направили на фронт, на Карельский перешеек...
                Запись в «Журнале боевых действий» 172 стрелкового полка, 13 стрелковой дивизии Ленинградского фронта гласит, что 18 июля активные бои там уже завершились. На красноармейцев, занятых разминированием и снятием заграждений, нападали лишь отдельные, отставшие от своих солдаты неприятеля. Одна пуля смертельно ранила Кузьму.
                Убитыми 24 июля 1944 года в «Именном списке безвозвратных потерь офицерского, сержантского и рядового состава 172 полка 13 дивизии с 21 по 27 июля 1944 года» числятся трое: стрелки Куликов Кузьма Семёнович, Тахвердиев Асланбек и сапёр Гутман Яков Давыдович.
                Точное место, где лёг в землю Кузьма Куликов в архивных документах обозначено так: «Первичное место захоронения дивизионное кладбище 13 СД (стрелковой дивизии - прим. авт.). Ленинградская обл., Карельский перешеек, дер. Вуосалми, северо-западнее 650 м, в районе хутора Карвола, дорога к реке Вуокса, квадрат 6739-5639, могила №4, ряд -й, 5-й от северо-восточного края могилы»...
                На просторах интернета я отыскала командира Санкт-Петербургского поискового отряда «Ладога» Александра Удалова, связалась с ним и отправила ему найденные нами сведения. Используя советские и финские карты боевых действий, Александр с точностью до метра определил, где на Карельском перешейке находилась та братская могила.
                Друзья-петербуржцы Игорь и Елена, знакомые лишь по интернет-общению на литературном портале, помогли с машиной. В их «Соболь» поместилась вся наша большая команда: командир «Ладоги» Удалов и его зам Дарья Абакумова, я, мои сёстры из Екатеринбурга Надя и Лариса. Отдельная удача: Игорь оказался не просто автомобилистом, а бывшим гонщиком. Без его особых навыков раллиста мы не смогли бы подъехать к самому месту захоронения – дороги в тех безлюдных краях почти непроезжие.
                По дороге Александр Анатольевич рассказал, как 32-й год со своими единомышленниками занимается поисковой работой, находит останки советских солдат, разыскивает родственников погибших и организует подзахоронения в те братские могилы, которые пока ещё не утрачены. А утраты происходят давно и постоянно.
                Невзирая на архивную запись 1960 года «за могилой ухаживают», означенное в документах «дивизионное кладбище 13 СД» давно не существует как таковое. Вся земля, где находилось это погребение и близлежащие братские могилы, а их там было несколько – вся она была отдана местными властями под сельское хозяйство, следуя политике генерального секретаря ЦК КПСС мелиоратора Леонида Брежнева.
                «Так было сделано по всей стране. Партия приказала, и все регионы начали мелиорацию лугов, – рассказал Александр Удалов. – На то, что в некоторых местах тысячи наших солдат похоронены, никто внимания не обращал. Места глухие, людей нет. На весь этот участок, где были хутора Вуосалми, остался один мемориал. За ним ухаживают, к нему мы ездим в памятные дни, возим школьников».
                Я не стану упрекать беспамятную и лживую власть, что кричит на всех углах о патриотизме и при этом плюёт на «ничьи» могилы героев войны. Памятный обелиск «Пять штыков», что был найден по интернету и стал отправной точкой в поиске захоронения деда, разграбили не секретари ЦК и не какие-то начальники, а жители близлежащих селений. Латунные доски с именами погибших в этих местах сняли охотники за цветными металлами. Возможно, на радость кое-кому, сегодня мы не имели бы вообще никакой памяти о наших предках, погибших на Великой Отечественной войне, если бы не такие люди как Александр Удалов и его отряд. Работая на голом энтузиазме, за свой счёт, они ищут и находят места боёв, братские могилы, родственников погибших – тем и поддерживают живую искру народной памяти.
                Пусть не на кладбище, а в чистом поле, без пафоса, лозунгов и оркестра, мы почтили память нашего деда. Выдернули какой-то высокий сорняк, из-под его корней взяли горсть земли. Отвезли на Урал.

                После окончания Ивановского строительного техникума старшего сына Кузьмы Семёновича Анатолия направили на работу в Свердловскую область, строить новый оборонный завод и город Новоуральск.
                Позже Анатолий перевёз из Иваново на Урал мать, вдовую сестру с тремя детьми, двух братьев с семьями. Женился, стал моим отцом.
                Землицу с Карельского перешейка мы высыпали на Новоуральском кладбище на могилу жены Кузьмы Евдокии Матвеевны Куликовой, на памятник прикрепили памятную табличку. Теперь, даже если на берегах Вуоксы, прямо на костях деда и его однополчан поставят коттеджи, как это сейчас происходит (и не только в Ленинградской области), у нас есть свой родовой мемориал и неумирающая семейная память.
                Сюда приезжают наши дети привозят своих детей и рассказывают им о предке - Кузьме Семёновиче Куликове, русском сапожнике, стрелке-красноармейце, погибшем за Родину на Великой Отечественной войне.


Рецензии
Как хорошо, что вы помните, чтите и делитесь.

Фарби   24.05.2022 12:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.