9 мая

Кровь - к крови, боль - к боли, глаза - в глаза...
+++
Приближается День Победы и сердце оживает особенно, как и всю жизнь, как и каждый год. Удивительно: это чувство, это ощущение тех великих, особенных дней живет в сердце неподвластное времени. Не рассуждения ума, но нечто таинственное, мистическое, неземное: духовное ошущение времени, этих повторяющихся дней и того, царящего в них, что знает дух, но немощствует душа и ум описать.

О, память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной...

Какая память сердца у человека, родившегося в феврале 45-го? И все-таки она есть. Все вобрала, все впитала, приложилась к памяти народа своего, и с этим стала жить. Не образами, потому что это коварная штука - могут зайти со стороны и заселиться в сердце, как свои, и даже вытеснить то, твое, самое драгоценное, пережитое, - то общее, что царило тогда в народе, в стране, вокруг, - везде.

Незатянувшиеся еще воронки в полях и оврагах, не убранные доты, и воронки в душах, которые взрывали и разворачивали сердца паче тех мин, рождая в людях что-то новое, небывалое, не чувствованное раньше никогда - сплав боли и счастья победительного, ощущение зари новой жизни - вот сейчас заживем! И еще то, что никто не умел назвать...

Не забыть явленное... Годы 70-е, начало... Какой-то грязный, пропахший землей и кислой капустой из бочек, тут же стоявших, овощной магазин, очередь и старушка, пытавшаяся что-то объяснить продавщице, грубой и надменной, каких тогда было немало. Продавшица в грязном крахмальном кокошнике кричала на старуху с ненавистью, но та словно не слышала, - что-то о чем-то просила ту безумную бабу... Я подошла к старой, чтобы помочь, и услышала: "Я совсем глухая, я одна на всем белом свете, муж и три сына  погибли на фронте. у меня никого нет..."
Она говорила тихо и безучастно, а я пыталась и не могла представить, чем жила она эти двадцать пять лет после гибели мужа и своих мальчиков - младшему было 18 - эта маленькая старая женщина в беретике. Это был тот самый озноб сердца, что сопровождал всегда солнечные весенние нарциссы и тюльпаны в сквере перед Большим театром, куда каждый год ходили мы с мамой в надежде встретить ее фронтовиков... 

Это было как тот озноб и безмолвный крик сердца, который вдруг накрыл меня в тех лесах подо Ржевом, где уже в начале 90-х завязла наша машина в мокрой разбитой колее... Там не было никаких мемориалов, просто поле, просто лес, дождь моросящий, разбитая среди леса и кажется, никуда не ведущая тупиковая дорога...
Словно вырвал некто властный сердце и погрузил его во что-то немыслимое - в ад или в преддверие рая, - никакого земного образа, аналога тому, что тогда слышало мое сердце, какое знание ему было дано, чей ужас, боль и смерть заполонили его,  мне так и не удалось подобрать.

Кровь - к крови, боль - к боли, мУка - к муке, ужас - к ужасу, безмолвие - к безмолвию, вечная жизнь - к вечной жизни... Память одного - к памяти всех - моего народа. К той памяти, которая и творит нас народом.


Рецензии
Дорогая Екатерина! Здравствуйте! Прочитала Ваш рассказ, в котором так многое и так трепетно сказано. О боли, муке, многом другом в нашем сердце и памяти. Я родилась в 1942 году. Уже после войны, подрастая, часто находила со взрослыми в лесу землянки, доты, в которые мы заходили с тревожным чувством. Это чувство тревоги, боли и сопричастности к чему-то большому оживает во мне и сейчас, когда слышу о той войне, слушаю военные песни, где "в тесной землянке огонь...". Еще вспоминаю много-много безногих солдат в нашем селении, передвигающихся на маленькой подставке, отталкивающихся руками от земли деревянными, как их потом назвали, утюжками. Их все жалели, берегли, как могли, от голода, холода. Вдруг их всех почему-то не стало. Потом узнала, что их свезли на остров. Читая уже позже Ю.Нагибина, его "Бунташный остров», очень переживала за все, что с ними было, будто сама стала одной из них. "Боль - к боли" Я не очень люблю Нагибина, он талантливый, но не кажется мне добрым. Ой, куда завело меня Ваше "9 мая". Спасибо Вам, дорогая Катя! Ваше слово - пронзительное, до самого сердца, открывает какие-то скрытые образы, как Вы хорошо сказали,"той памяти, которая и творит нас народом".
Очень рада, что вышла первая часть книги об А.П.Чехове. Можно ли ее уже где-то купить? Помоги Вам, Господи! Всегда помню Вас. Благодарю Бога за то, что Вы есть. Доброго Вам здоровья! Ваша Раиса.

Раиса Коротких   10.05.2022 15:10     Заявить о нарушении
Дорогой, серлешный друг, Раечка! я 45 года, но утюжки застала, помню. Вот тот озноб сердца, пусть детского... Мы с вами давние уже люди и помним войну в ее дузе, а не только в духе послевоенных салютов. Вот в чем дело...Спасибо вам, вы мой драгоценный читатель!Чехов вышел кадется 3 года назад и опять же в Канаде. Там можно заказать книгу... было, но сейчас при санкциях... Последние 2 месяца связь оборваоась. Если влруг проклюнутся, все узнаю. Но как ьулет с пересылкой?! если планы попробовать издать дома. Но все непросто. Но я ьулу очень помнить про ваше делание. На всякий соучай, пошлите мне в личку полный адрес и все данные. Может, что придумаю. Хорошо?

Екатерина Домбровская   10.05.2022 19:09   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Катя! Вы очень добры ко мне, и мне очень жаль Ваших сил и времени. Я, правда, написала адрес в сообщении Вам, но мое письмо тут же стерлось. Больше не решаюсь. Буду читать по возможности у Вас на страничке. Берегите себя.
Божьей помощи Вам! Ваша Раиса.

Раиса Коротких   13.05.2022 12:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.