Король и шут

КОРОЛЬ И ШУТ

1.

На сцене стоит трон, на троне сидит король Бокрей.

Приходит слуга и говорит: Ваше высочество, не угодно ли вам повысить мне жалованье?

Бокрей: зачем?

Шут: Вы же повысили меня до слуги, значит и жалованье должно быть больше.

Бокрей: Я повысил тебя потому, что в казне нет денег на содержание шута, и это менеее необходимо, а вот слуга более нужен. Поэтому жалованье остаётся прежним, и не проси.

Шут: Ну а почему нет денег в казне?

Бокрей: потому что мы истратили много денег на праздники, балы и фейерверки.

Шут: так может сократить праздники?

Король: нет, однозначно нет. Всё королевство закиснет от скуки. Лучше позови-ка мне генерала.
...


Шут уходит, приходит генерал.

Король: генерал!

Генерал: Вот я, ваше высочество!

Король: Генерал, а давай объявим войну соседнему королевству?

Генерал: это зачем?

Король: в казне заканчиваются деньги, мы их завоюем, они будут платить дань, а мы наполним казну.

Генерал: а по-другому никак нельзя?

Король: ну а как? Если не будет денег в казне, то я не смогу содержать армию, все вы разбежитесь, и королевство погибнет.

Генерал: а может, лучше прекратить казнокрадство? Посадить в тюрьму министров и всех прихлебателей, и казна будет снова полна.

Король: нет, так не получится. Они же все мои родственники.

Генерал уходит.
.....

2.

На сцене - сражение, сцена завалена трупами, остались генерал и двое воинов с мечами. Генерал: кажется, мы разбиты. Надо бежать во дворец, чтобы спасти короля.
....

3.

Генерал и двое солдат вбегают на сцену, где стоит трон, на троне сидит король.

Король: ну и как успехи?

Генерал: проиграли, надо уходить. Здесь есть подземный коридор, мы должны срочно бежать, король Черновар уже близко.

На сцене появляется слуга: а мне что делать?

Король: бежим с нами, прислуга в изгнании тоже нужна. У меня в океане есть остров, о котором никто не знает.

Шут: бежать? Можно подумать это я разорил королевство. Я верно служил своему королю, когда надо, был шутом, когда надо - слугой. И вот теперь бежать. Какая неблагодарность! Если вспомнить, буквально неделю назад я просил повысить жалованье. И заметьте: не просто так, вполне обоснованно. Повысили в должности, должны повысить оклад. И что в итоге? Ни повышения, ни стабильности. Теперь я должен бежать! Вы слышите? Будь проклята корона на голове нашего короля!

Король: делай что знаешь.

Король и двое солдат скрываются за троном, шут остаётся один.

 Шут садится на трон и говорит: вот, на троне сидит шут вместо короля. Это вам ничего не напоминает? На тронах царей сидят цари, но цари они постольку-поскольку. Каждый царь это тот же шут. Проводят парады во время войны, что это, как не шутовство? Затевают войны, чтобы решить свои проблемы, а простые люди должны страдать. Это несправедливо! Вот если бы я был царём, я бы правил гораздо лучше. Не потому, что я что-то умею, а потому что я смог бы управлять королевством в интересах его граждан.
.....


4.

На сцену входит король Черновар с воинами, шут уходит с трона.

Черновар: а ты ещё кто такой?

Шут: я шут.

Черновар: А почему одет как слуга? Где бубенчики? Где дудочка?

Шут: в последние месяцы я был слугой. В казне не было денег, кризис финансовый. Мне, кстати, за последний месяц не заплатили аванс.

 Черновар: насколько я понимаю, ты служил королю Бокрею?

Шут: верой и правдой!

Черновар: а король Бокрей мой враг. Значит, и ты мой враг!

Шут: помилуйте, господин! Я человек маленький, мне всё равно кому служить. Я, можно сказать, служил не Бокрею, а просто королю, некоей абстрактной фигуре. Если бы на его месте был принц Филан, или Морей, я бы служил кому угодно. Ибо я воспринимаю всякого господина, которому служу, как некий объект, а не субъект. Моё дело выполнять приказы, и если теперь вы наш король, то я буду служить вам. Вам лишь надо отдать приказ, и я сразу переоденусь, и будут бубенчики.

Черновар: а может, отрубить тебе голову?

Шут: на что вам моя голова, ей только ворон пугать на огороде, а вот послужить вам я могу исправно. Можете считать это как вложение: кладёте рубль, а получаете два.

Черновар: это как?

Шут: очень просто: вы берёте меня в свои слуги или шуты, вкладываете в это дело питание, обмундирование, лечение по медицинскому полису, а моих детей берёте в армию, ну и пенсия по выслуге лет, отпуск оплачиваемый. И получаете больше выгоды, чем был сделан вклад в моё достойное благосостояние.

Черновар: вот что я сделаю. Теперь ты будешь королём!

Шут: королём? Помилуйте! Да какой из меня король! Меня и слушать-то никто не будет.

 Черновар: если я прикажу, то будет, и в ноги будут кланяться и говорить: ваше величество.

Шут: а какой в этом смысл?

Черновар: чтобы унизить ваше королевство. Ты будешь сидеть на троне в костюме шута, с бубенчиками и дудочкой, и все будут кланяться и говорить: ваше величество.

.......


5.

Шут сидит на троне, приходит слуга:

 ваш приказ выполнен!

Шут: а ты сам-то как?

Слуга: да как сыр в масле, при прежнем короле я жил в пять раз хуже. Просыпался с петухами, работал до изнеможения, а ел лишь один раз в день, да и то без мяса. Вы теперь наш лучший король!

Шут: а как народ-то живёт?

Слуга: лучше всех! Никогда ещё не было такой сытой и счастливой жизни! Вот что значит оккупация.

Шут: а дань за последний месяц уплачена?

Слуга: полностью! Да ещё остались деньги на развитие технологий. И, как вы и приказали, медицина теперь бесплатная, и образование тоже. И полисы медицинские не нужны.

Шут: а может, пойти на кого-нибудь войной?

Слуга: зачем?

Шут: да так, скучно.

Слуга: нет, не стоит повторять ошибки твоих предшественников.

Шут: тогда вот что сделаем. Надо устроить праздник на всё королевство. Так, чтобы веселились и дворяне, и крестьяне. Причём надо уложиться в бюджет. Швыряться деньгами нет смысла, мы и так под данью, проэтому праздник должен быть максимально бюджетным. Чтобы было как можно дешевле, и как можно веселей. И для всех, а не только для дворян.

На сцену выносят стол, стулья, накрывают, звучит музыка, на сцену выходят музыканты, играют, все поют, пляшут, едят.
......


6.

На сцене стоит трон, на котором сидит шут. Приходит слуга.

Шут: за прошедший месяц дань выплачена?

Слуга: полностью. Весь народ доволен вашим правлением. Правда, есть и плохие новости.

Шут: да, интересно?

Слуга: оказалось, что у короля ещё были деньги, и немало, он их прятал на острове, где сейчас живёт.

Шут: а нам-то какое дело? Здоровья ему, долголетия, и пусть живёт, воспитывает внуков на острове.

Слуга: он собирает армию. Хочет вернуть себе королевство.

Шут: чёрт! И как успехи? Много ли людей удалось собрать?

Слуга: сорок тысяч человек. Есть и старая гвардия, и всякий сброд со всего света.

 Шут: что делать будем?

Слуга: вам решать, вы же теперь король. Самый лучший, кстати.

Шут: но у нас же нет армии. Нам запрещает конвенция. Мы же под оккупацией. А что говорит Черновар?

Слуга: Черновар говорит, что его солдаты не будут умирать на чужой земле из-за чужих денежных споров.

Шут: а как же дань? Если он победит, то его королевство будет получать ежемесячную дань.

Слуга: всё бесполезно, Черновар говорит, что не стоит отправлять солдат на смерть из-за каких-то там денег. Одно дело воевать, когда на тебя напали, и совсем другое делать это из выгоды.

Шут: что же нам делать?

Слуга: есть у нас народные агитаторы, они предлагают поднять восстание. Мужики с вилами и топорами будут защищать свою землю.

 Шут: нет, я не допущу кровопролития. Это совершенно исключено. Этот трон стал мне тесен и неудобен, я скучаю по своей прежней работе, по бубенчикам и дудочке.

Слуга: но позвольте! Мужики уже собрались под окнами дворца, 500 человек, вам надо выйти на балкон и начать произносить пламенные речи. И оденьте военный костюм. С помощью речей вы должны увеличить свою армию, говорите красочно, ярко, давите на патриотизм. Мы должны биться до последнего.

Шут: что ты несёшь? Я хоть и шут, но не дурак. (Пауза). Настоящий король должен заботиться о своём народе, а не бросать его в пекло.

Слуга: как же вы будете заботиться, если уступите трон Бокрею, и опять начнётся тирания? Ешь мало, вставай в шесть утра, работай целый день.

Шут: по крайней мере, все мы будем живы.

Слуга: да это же не жизнь! Жизнь в нищете, бесправии, под гнётом короля Бокрея. Я лучше повешусь, чем так жить.

Шут: но я не могу отдать приказ, чтобы мой народ стал воевать сам с собой. Это будет гражданская война. Все друг друга поубивают, потом некому работать будет.

Слуга: нет, ты не прав. Да, война это тяжело. Но ведь должен быть какой-то путь к счастью. После войны всё начнёт восстанавливаться, пройдёт время, и заживём мы лучше прежнего. Наши потомки будут нам благодарны за их светлое будущее. Будут жить в изобилии.

Шут: мы не можем знать будущего, а вдруг светлое будущее не настанет? Кто будет править королевством после меня? Нет, я на такое не пойду.

Слуга: почему?

Шут: потому. Не пойду и всё.

Слуга: ну и дурак. (Шут загремел бубенчиками).

Слуга: может быть, не получится в первый раз, да, снова придёт узурпатор, но ведь это не значит, что не надо бороться. Народ будет учиться делать революции. Не нравится король? Убить его ко всем чертям собачьим! Народ будет бороться, и в конце концов победит. Пусть через 500 лет, или 1000, это совершенно не важно. Наше общество эволюционирует, люди перестают быть тупым быдлом, они объединяются, свергают диктаторов. И в конце концов станет очевидно, что народ правит собой. Если король не нравится, народ его свергает. И другого пути нет.

Шут: если бы я думал, как ты, то я был бы эгоистом, и моё правление ничем бы не отличалось от моего предшественника. Народ жил бы в нищете и бесправии. Если же я делаю всё для народа, то я не могу допустить кровопролития, такова моя сущность. Для вас идеальный король - это тот, кто хорошо правит, и в то же время готов развязать гражданскую войну. А таких королей не бывает. От слова совсем.

Входит Черновар: итак, о чём вы тут говорили? Я хочу принять участие в вашей увлекательной беседе.
........


7.

На сцене - трон, на троне король Бокрей, вокруг много слуг и Шут в наручниках.

 К королю подходит слуга и говорит: ваше величество, король Черновар прислал вам свои поздравления и предложение вечного мира. И приглашает к себе на праздник.

Бокрей: неожиданно. Что это он вдруг?

Слуга: он говорит, что мы, то есть, вы, короли, всегда можете договориться. И что было,то прошло. Воюют армии, генералы, солдаты, а короли не воюют, их задача - налаживать мир.

Шут: а какая роль шутов в этой политической игре?

Бокрей: а тебе следовало бы помолчать, изменник.

Шут: помилуйте, какой из меня изменник? Я всего лишь шут, и то, что я управлял королевством эти два года - это всё шутовство.

Слуга: но управлял-то ты по-настоящему.

Шут: нет.

Слуга: а может, отрубить ему голову?

Шут: для меня это не профессионально, настоящий шут должег умереть от смеха.

 Король: а почему ты не отправился в изгнагие вместе со слугами?

Шут: в какое изнание? Сами посудите: король свергнут, он в бегах, слуги служат королю, они тоже в бегах. А вот шут здесь при чём?

Бокрей: шут тоже служит королю.

Шут: не-е-ет, я служу ради искусства.

Бокрей: хочешь сказать, что ты не на службе у короля?

Шут: в каком-то смысле да, но в то же время я служу искусству.

Бокрей: зачем же ты управлял нашим королевством?

Шут: потому что Черновар угрожал отрубить мне голову.

Бокрей: и что?

(Все молчат).

Бокрей: господа! Все вы прекрасно понимаете, что целых два года в нашем королевстве творилось непонятно что (все соглашаются). А среди вас есть хоть кто-нибудь, недовольный вашим королём, то есть, мной? (все отрицают).

Шут: народ недоволен твоим правлением!

Бокрей: а кто народ спрашивает? Это тёмные, необразованные люди, крестьяне и прочая шелуха.

 Шут: король должен служить своему народу!

Бокрей: вот ещё чушь какая-то. Меня с детства учили, что народ должен служить своему королю.

Шут: король это слуга народа!

(слуги смеются).

Один из слуг: Господа! Я бы хотел объяснить нашему неблагодарному Шуту, саму суть жизни. То, для чего мы здесь находимся, и для чего вообще всё это, но боюсь, что все подобные попытки образумить подобных людей совершенно невероятны, просты люди из народа не понимают даже самых поостых вещей.

Шут: я всё понимаю, понимаю даже больше вашего!

Бокрей: какая дерзость! Если ты всё понимаешь, то скажи, зачем я тут перед тобой сижу на Троне?

Шут: вы, ваше величество, стдите тут потому, что вам довелось родиться в семье короля. А родись вы простым пастухом, то сейчас бы вы крутили хвосты у коров.

Король: хочешь сказать, я занимаю свой трон недостойно?

Шут: достойно, ещё как достойно. Только скажите: какова цель вашего столь высокого положения и власти над простым народом?

Бокрей (не думая): чтобы поплёвывать на народ! Сидеть на высоком месте и поплёвывать на народ с высоты!

Шут: а в чём тогда смысл жизни?

Бокрей: в самой жизни! Каждый занимает своё положение в социуме, и должен делать всё, чтобы получать максимальное удовольствие от жизни, а если не позволяют обстоятельства, то делать так, чтобы доставлять счастье другим, служа им усердно и не требуя наград.

На середину выходит музыкант и играет мелодию на скрипке, слуги подпевают.

......    ........

Бокрей: как я рад, что мы опять дома! Нам удалось вернуть королевство без боя, и даже собрать новую армию. На таких радостях я прощаю всех изменников, и велю отпустить их с миром. Сегодня у палача не будет работы, ни одна голова не упадёт с плеч.

Возгласы: мудрый король! Слава Бокрею! Все поют и пляшут.
....


8.

На сцене трон, на троне король Бокрей, рядом слуги и Шут в наручниках.

Старый слуга: с самого начала, как только Шут начал управлять нашим королевством, я сразу понял, что добром это не кончится. Я слышал толки в народе, что можно жить и при оккупантах, а некоторые говорили, что так даже лучше, но я знал, что долго это не  продлится, и оно быстро закончилось. Потому что закон выше всего. Королевством может управлять лишь законный король, сын прежнего короля. Всё остальное - незаконно. Некоторые из народа мне говорили: ну и что, что незаконно, но ведь мы живём теперь лучше, хотя это и незаконно. Но тогда, уважаемые граждане, если можно лучше жить без закона, значит, закон не нужен? Давайте  же грабить прохожих, есть и пить в харчевнях, и не платить за это. К чему это приведёт? Нет, жить нужно только по закону, пусть даже этот закон несправедлив.

Шут: но можно придумать новые законы, такие, по которым даже и шут может стать королём.

Король: что ты имеешь против закона?

Шут: ничего. Просто я говорил, что законы это хорошо, но ведь их можно отменить. А на смену пустующих мест бывших законов можно принять новые.

В это время на сцене появляется чёрный человек.

Король: а ты кто такой?

Смерть: я смерть!

Король: и что тебе надо?

Смерть: сейчас я буду поочерёдно прикасаться к каждому из вас, и тот, кто является мошенником, или прохиндеем, или просто недостойным человеком, будет умирать. А тот, кто ничего плохого не сделал, может не бояться, ему ничто не грозит.

Король: а кто тебя пустил во дворец? У нас что, охрана не работает?

Смерть: ну что вы, ваше высочество, прямо как маленький. Я смерть, я прихожу тогда, когда меня не ждут, и для меня нет никаких преград.

Король: хорошо. Подведите к нему Шута.

Двое слуг берут Шута, подводят его к Смерти, Смерть прикасается, Шут падает, затем встаёт и говорит:

-Я хотел вас разыграть. Но теперь вы видите, что я не мошенник и не прохиндей. И вообще, если бы у вас было побольше ума, то вы скрутили бы короля, а меня признали своим новым правителем.

Король: Что ты несёшь! Да, теперь мы видим, что ты не мошенник и не прохиндей. Но это не даёт тебе никакого права садиться на трон! Ты шут, родился шутом, и помрёшь им же.

Смерть: но я могу вас заверить, что это произойдёт не скоро. Сегодня все, кого я сейчас вижу, умрут, и умрут прямо здесь и сейчас. Вы все мошенники и прохиндеи. И никто из вас не спасётся. Итак, я начинаю подходить.

Король: стой. Я предлагаю вот что. Спустись в зал и прикоснись к зрителям сначала. А потом возвращайся сюда.

Смерть: хорошо. Я так и сделаю. Но это вас не спасёт. Это отсрочит вашу смерть всего лишь на несколько минут.

Смерть спускается в зал, и прикасается к нескольким зрителям из первого ряда. В это время Король и слуги совещаются. Смерть поднимается на сцену, его встречают четыре слуги с мечами.

Смерть: тем самым, что вы не подпускаете меня к себе, вы свидетельствуете, что все вы мошенники и прохиндеи.

Слуга: мы успешные люди! Мы добились всего сами, имея волю и ум, получив высшее образование.

Смерть: то, что вы образованы, не отменяет того, что вы мошеники и прохиндеи, как и ваш король.

Король: довольно болтать! Уходи, или мои слуги изрубят тебя на куски!

Смерть уходит.

Один из слуг: друзья, что это было? А если он расскажет про то, что здесь произошло? Народ может взбунтоваться.

Король: не боись! Наша пропаганда работает так успешно, что все верят, что Король хороший. Мои портреты висят в каждом доме. О моих подвигах знают все собаки.

Шут: но вы рано радуетесь, это ещё не финал.

Слуга: что ты хочешь сказать?

Из-за трона появляется Смерть, хватает Короля за плечи, и скрывается. Король падает и умирает.

Слуги: Король умер! Да здравствует Король!

Все пляшут, поют, и празднуют.

Конец.

......


8-11 мая 2022


Рецензии