День Победы, или Как легко ошибиться в людях!

Когда Катя, нагруженная тяжёлыми пакетами, вошла в подъезд, лицо её исказилось от злости. У лифта стоял Арсен, высокий, темноволосый парень, живший этажом выше. Катя терпеть не могла своего соседа. Да что там терпеть не могла? Практически ненавидела.

Арсен, казалось, вышел из фильмов о "лихих девяностых". Мрачный взгляд, спортивные штаны, чёрная кожаная куртка и злющий ротвейлер по кличке Бакс, с которым он гулял два раза в день, осыпая беднягу отборнейшим матом, стоило тому замешкаться или на что-нибудь засмотреться. Катя любила домашних животных, в том числе и собак, но при виде Бакса земля уходила у девушки из-под ног. Взгляд его злых, налитых кровью глаз, казалось, говорил: "Ррррразорву! Рррррррррастерзаю! Не подходи!"

Но дело было не только во внешнем виде Арсена и его озлобленном на весь мир питомце. Арсен постоянно заговаривал с Катей. Приглашал её к себе в квартиру послушать музыку, осыпал пошлейшими комплиментами. Неудивительно, что девушку начинало тошнить от одного вида неприятного соседа.

- А, Катюша, привет! - парень расплылся в улыбке. - Чего такая невесёлая?

Катя бросила на Арсена ледяной взгляд и стала демонстративно подниматься по лестнице. "Ещё и прись на седьмой этаж с тяжеленными сумками из-за какого-то урода. Ещё хорошо, что без Бакса. Это же надо было додуматься дать собаке такое пошлое имя?" - думала девушка.

- А чего на лифте не едешь? - жизнерадостность Арсена, казалось, ничем нельзя было перебить. - Да ещё и с баулами. Давай помогу донести. Кстати, не хочешь завтра со мной и пацанами отправиться за город? Погода хорошая. Шашлычков бы поели. Праздник завтра как-никак. День Победы. И...

Последующие слова Арсена Катя, поднявшаяся на другой этаж, уже не услышала.

Дома никого не было, кроме бабушки Нелли, восьмидесятисемилетней, выжившей из ума старухи. С идиотской улыбкой на жёлтом, морщинистом лице Нелли Ивановна смотрела мультфильм про "Смешариков".

Надо отдать ей должное, бабушка Нелли не изводила своих родственников капризами и придирками, не стучала костылём по батареям и не кричала на весь дом о том, что её морят голодом. Целыми днями старушка сидела перед телевизором или у окна, блаженно улыбалась и... никого не узнавала. Даже невестку, правнучку и сына, живших вместе с ней в одной квартире. "Какая беспроблемная бабушка! Да её родственникам просто повезло!" - вероятно, воскликнет читатель, повидавший на своём веку немало вздорных, озлобленных на весь мир стариков.

Но не всё в семье Кавериных, родителей Кати, было так радужно. Дело в том, что у бабушки Нелли в последние годы появилась одна ужасная черта. Иногда без всякой видимой причины она уходила из дома и всегда устремлялась в одно и то же место. На автовокзал. Никто не знал, куда собирается ехать Нелли Ивановна. В областной центр, в посёлок, расположенный в Вологодской области, где она когда-то жила, или в какое-нибудь другое место.

Нужно ли говорить, что бабушку Нелли никогда не оставляли без присмотра? Днём за ней следила Катя, работавшая в ночную смену. А ночью - Катины родители. Лишь иногда девушка выбегала из дома, чтобы купить продуктов, встретиться с кем-нибудь из друзей или со своим парнем. Катя с нетерпением ждала выходных, когда родители давали ей полную свободу. Хочешь по улицам гуляй, хочешь с подружками в кафе посиди, хочешь с парнем на природу отправляйся...

Когда Катя раскладывала по полочкам купленные в торговом центре продукты, она с большим трудом сдерживала слёзы. И дело тут было не только в идиотских заигрываниях Арсена. Девушке вдруг стало жаль свою бабушку, вынужденную жить в иллюзорном мире безумных фантазий. "Думает ли она о чём-то? Вспоминает ли свою жизнь?" - от этих мыслей у Кати неприятно засосало под ложечкой.

Ей вспомнилось, как лет пятнадцать-двадцать назад бабушка Нелли, бодрая, пышущая здоровьем и абсолютно разумная, накрывала на стол девятого мая. День Победы Нелли Ивановна ценила даже больше, чем дни рождения близких и Новый год. Что и неудивительно. Нелли Ивановна прекрасно помнила тот, самый первый День Победы. Ей тогда только-только исполнилось шестнадцать лет.

Кате вспомнились рассказы бабушки Нелли о том, как она, истощённая и малокровная девушка-подросток, жарила на сковородке картошку со шкварками, небывалую роскошь по тем временам, для себя, вернувшегося с войны покалеченного брата и больной матери. А слёзы градом текли из глаз Нелли. Слёзы безграничного счастья, от которого становится жарко в груди и хочется плакать.

- И чего ты ревёшь, как белуга? - со смехом говорил брат. - Всё же хорошо. Всё закончилось. Правду говорят, что у баб глаза на болоте. Чуть копнёшь, мокро.

- Да я и сама не знаю, что со мной делается, - отвечала шестнадцатилетняя Нелли.

Вот почему, Нелли Ивановна старалась, чтобы девятого мая на столе были разного рода деликатесы и... жареная картошка.

"А сейчас... - с грустью подумала Катя. - Помнит ли прабабушка тот далёкий день? Самый счастливый в её жизни?"

- Бабушка, - заговорила она, когда вошла в комнату. - Завтра девятое мая. Помнишь, как ты жарила картошку со шкварками для матери и своего брата Максима?

- Неа! - блаженно улыбаясь и не отрывая взгляда от экрана, проговорила Нелли Ивановна.

Катя тяжело вздохнула, и ей опять захотелось плакать.

***

Первым гостем, постучавшимся в окно Кавериных девятого мая две тысячи шестнадцатого года, был мелкий, нудный и не предвещавший ничего хорошего дождь. Родители отправились в гости к дедушке Ване, ветерану войны, жившему вместе с глухой и злющей, как чёрт, дочерью Наташей. Катя осталась дома. Нужно же было кому-то присматривать за бабушкой.

Девушка включила телевизор и без особого интереса стала смотреть какой-то военный фильм. Краем глаза она поглядывала на бабушку Нелли, неподвижно сидевшую у окна.

И в этот момент девушке пришла смс от Кристины, её лучшей подруги: "Лежу с температурой, лекарств нет никаких. Не могла бы поднести? Я тебе деньги потом отдам".

Некоторое время Катя колебалась, не зная, как поступить. "Да ерунда! Ничего с бабушкой Нелли не случится. Поставлю ей канал с мультиками, и она просидит, вперившись в экран, хоть три часа. А я постараюсь вернуться минут через сорок", - и, думая обо всём этом, девушка переключила телевизор на какой-то детский канал, подвела бабушку к креслу, усадила её, наскоро оделась и отправилась на выручку подруге. На улице было тепло и солнечно, асфальт практически высох.

Катя проходила всего тридцать пять минут, но за это время произошло многое, очень многое. Квартира оскалилась на свою молодую хозяйку открытой дверью, казалось, осуждая её. Катя сразу почувствовала неладное и, как была в обуви, вбежала в "большую комнату". На экране противно пищал какой-то ни на что не похожий мультяшный герой. А кресло перед телевизором... Да, оно было пусто.

Катя опустилась на пол и закрыла лицо руками. "Что делать? Дать знать родителям? Представляю, что они мне устроят. Позвонить Валерке? Он-то тут причём? Да и на работе Валерик. Его магазин и в праздники работает. Что же делать? Что же делать?"

Катя не знала, сколько просидела так, скрючившись на полу. Десять минут, полчаса или целый час. Но вдруг из прихожей послышался смутно знакомый голос:

- Эй, хозяева! Я тут бабушку привёл. По-моему, она заблудилась.

Катя бросилась в коридор и увидела Арсена, нежно, но крепко державшего за руку бабушку Нелли.

- Спасибо, я даже не знаю, как вас благодарить, - проговорила Катя и покраснела от смущения. Ей вдруг стало стыдно за презрительные взгляды и ледяное молчание при встречах с соседом.

- Да ничего такого, сестрёнка. Мы с пацанами у дома моего кореша стояли. Витька. И видим: идёт бабулька в домашнем халате по проезжей части. Ну я её сразу узнал и... и это самое... домой привёл. Так-то вот, - сказал Арсен и вытер пот со лба. Судя по его виду, эта короткая речь далась ему с трудом. - Ну ладно, я пошёл. Бывай, Катюшка.

И Арсен удалился.

Катя усадила блудную прабабушку в кресло у телевизора, включила ей мультфильм про Машу и медведя и ушла на кухню, чтобы хоть немного успокоиться.

Девушка пила зелёный чай, совершенно не чувствуя его вкуса, а слёзы катились у неё по щекам. Должно быть, точно так же плакала шестнадцатилетняя Нелли девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года...

"Как же я виновата перед Арсеном! - подумала Катя. - Так его презирала, а он...Пришёл на помощь чужому человеку. Сколько бы людей на его месте прошли мимо! Теперь всегда буду вежливо здороваться с Арсеном и не злиться на его шуточки. Ведь он это всё несерьёзно, а так..."

Но всем этим добрососедским отношениям не суждено было сбыться. Пару дней спустя Катя встретила у подъезда женщину лет пятидесяти. Она вела на поводке Бакса. Катю поразило выражение скорби на лице женщины и на морде собаки.

- Здравствуйте, а вы... - заговорила Катя, но женщина прервала её.

- Я - мама Арсена. Бедный мой мальчик! Господи, как же так? За что нам такие несчастья? - проговорила женщина, и уголки её губ задрожали.

Из сбивчивого рассказа Элизы Эльбрусовны, так звали мать соседа, Катя узнала, что в ночь с девятого на десятое мая Арсен вместе с друзьями "расслаблялся" на даче у какого-то знакомого и умер от... передозировки "спайсом".

- А какой добрый был! Всегда мне и моей внучке Верочке деньгами помогал. Очень уж любил свою племяшку. Даром, что она дурочка совсем. Мать от неё отказалась, отец сбежал. А Арсен всегда о Верочке заботился, по врачам водил. В автосервисе работал, а теперь... - женщина не выдержала и разрыдалась. Глухо и отчаянно. Бакс вторил ей тихим подвыванием.

- Баксика я себе заберу. Хоть какая-то память о сыне, - всхлипывая, проговорила Элиза Эльбрусовна. - Господи, ну почему Бог забрал его, а не меня? Я-то уже пожилая, отжила своё. А Арсену ещё жить да жить...

Катя поднималась на свой этаж с тяжёлым сердцем. Ей было жаль Арсена. Поражала Катю и нелепость его смерти. "Разве взрослые люди гибнут от этой заразы? - думала она. - И как странно! Я думала, что Арсен... А он не только бабушку Нелли домой привёл, но и матери с племянницей помогал. А я... Я его ненавидела"

С тех пор прошло ровно два года. А Катя всё ещё вспоминает своего соседа Арсена. Временами она поднимается на восьмой этаж и в задумчивости смотрит на дверь квартиры номер сто один. Теперь там давно уже живёт шумная семья с тремя детьми, выясняющая отношение на лестничной площадке. Но Кате нет до них никакого дела. "Интересно, чем он жил, о чём думал, из-за чего страдал? - размышляет девушка. И прежний хозяин квартиры встаёт перед её глазами, как живой. - Как же легко ошибиться в людях! Все мы стараемся навесить на человека ярлык. Пьяница, подлец, хам... А на самом деле под внешней грубой и неприглядной оболочкой может скрываться добрая, отзывчивая душа. Как жаль, что мы понимаем это слишком поздно!"


Рецензии
Горькая история. Увы, так часто бывает. Но Катя Арсена всё-таки ни разу не обижала, её поведение нормально для молодой девушки. Она чувствовала опасность, поэтому держалась подальше. Думаю, Арсен её от этого только больше уважал. Жалко, что умер от проклятых наркотиков.

Эмилия Лионская   25.06.2023 15:08     Заявить о нарушении
Эмилия, да, у нас в городе большинство смертей среди молодых людей связано с наркотиками. Ещё никогда проблема не стояла так остро, как в последние лет десять. Почему, не знаю. А Катю с Арсеном ждали только страдания. Так что она поступила правильно, отвергнув его ухаживания. Огромное спасибо за рецензию.

Елизавета Герасимова 3   25.06.2023 15:22   Заявить о нарушении
Понимаю. В этом и состоит лицемерие властей, которые сажают за наркотики мелких курьеров, таких же наркоманов, а крупные наркодилеры ходят на свободе и сколачивают огромные состояния на русском народе. Мало того они и жить могут заграницей. И никто их не преследует. Жизнь русского человека ничего не стоит((. Смотрела недавно казахский сериал "Шекер", тоже была поражена проблеме наркотиков в Казахстане.

Эмилия Лионская   25.06.2023 16:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.