C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Московские рассказы 9

ВОР(30).

Кто из мальчишек,да и взрослых мужчин не любит ножи?Да нет таких!А в детстве все мы поголовно играли в "ножички"(правила известные,но по регионам проживания могли и отличаться).Мечта о собственном ножике с кучей лезвий,с перламутровой ручкой постоянно маячила в наших головах,но мечта практически недосягаемая по многим причинам-стоимость огромная(для мальчишеских карманов),да и отнять могут старшие ребята.Ножики,которыми мы играли или брали с собой в походы в лес,как правило,мастерились нами же из обломка ножовочного полотна(по металлу) или же из добытых столовых ножей с цельнометаллической ручкой.Лезвия затачивали "щучкой",а рукоятки обматывали цветной проволокой или изолентой.Иногда к ножикам мастерили ножны из тех же материалов.Хорошие ножи были предметом постоянных обменов или ставок в наших детских спорах...Но тяга к ножам толкала порой и на воровство...
Конечно,всех нас воспитывали в духе отвращения к кражам чего-либо,но как правило,имелось ввиду хищение чьей-то собственности(т.е конкретного человека),а взять что-либо из государственного кармана,с работы или за совхозным забором-было делом привычным,даже обыденным.Тащили все и все,что могли.А что тут размышлять-раз общее,значит и мое тоже!Сказывалась на таком положении и вечная бедность,голодовки,мизерные зарплаты,нехватка самого необходимого,а с другой стороны-бардак в госхозяйстве,бессмысленная порча нужных людям продуктов и материалов.Но,это я увлекся демагогией,вернемся в светлое наше детство!
Как-то поехали мы с мамой в гости к ее давней подруге,тете Гале,женщине вдовой,но вполне обеспеченной.Я так просто был поражен,как могут люди прекрасно жить.Нет,зависти не было,я вообще начисто лишен этого качества характера,да и мал был больно тогда,но просто резануло в глаза несоответствие бытовой обстановки.Однако,сама хозяйка оказалась женщиной простой и доброй,приняла нас радушно и с обильным угощением.Мама моя,хоть и не пила вовсе,но пригубила рюмку хорошего вина.Потом они начали вспоминать детство свое,дела и проблемы житейские обсуждать,а мне разрешили бродить по квартире.Муж тети Гали был полярным капитаном,и на стенах висели романтические атрибуты профессии-гигантский скрученный рог какого-то тюленя,колесо штурвала,сушеные морские звезды,картины.На все это я смотрел вытаращенными глазами-разве не мечтали мы часто стать вот такими же отважными капитанами,бороздить просторы морей,стоять на мостике и орать в рупор приказания лихой команде,и чтобы соленый ветер в лицо и фурага с крабом на глаза...А еще на стене висел настоящий морской кортик-в черных,отделанных золотом(латунью конечно) ножнах.Я такого еще не видел!!!Тихо снял со стены,вытащил на свет,начал вертеть так и сяк.Что-то у меня замутилось видимо в голове,и я решил кортик стащить.Тихо прокрался в прихожую и сунул оружие в рукав пальто,привязав резинкой от варежек...И хотя меня трясло,как лихорадочного,я с независимым видом пошел в столовую и начал канючить,что пора уже домой.Однако от меня женщины отмахнулись,и пришлось мне в нетерпении дожидаться окончания визита...И вот тут произошел со мной страшный конфуз,за который мне и по сей день стыдно...Когда тетя Галя с кучей гостинцев провожала нас в прихожей,а мы натягивали верхнюю одежду и обувь,из рукава моего пальто с грохотом вывалился капитанский кортик...Все обомлели!!!Я стал краснее вареного рака и сам готов был грохнуться сквозь землю,а мама через секунду отвесила мне здоровенную оплеуху,так,что и шапка слетела...Я конечно,реванул для приличия во все горло,но еще пара оплеух все равно мне была отвешена...Да и поделом!Каково было маме оправдываться за воришку-сына!Но ситуацию разрядила сама хозяйка,добрая душа!Она схватила маму за руку:Ася!Ты что!Прекрати,у него же сотрясение было, забываешь!Тетя Галя сходила в свою комнату и принесла мне маленький складной ножичек с зеленой перламутровой ручкой,вручила со словами:Валерик!Никогда не кради,можно попросить,и тебе могут просто подарить!Запомни!..А матери добавила:И не ругай ты его!Все они мужички на оружии помешаны!Я думаю он мальчик неглупый-понял,что нехорошо сделал!Так,Валерик? Да,конечно,так-кивал я сквозь слезы и сопли!Спасибо вам тетя Галя! Валерик запомнит этот урок на всю жизнь и больше никогда не возьмет чужого....

СТАРЬЕВЩИК(31).

Сейчас в магазинах полно самых разнообразных игрушек(в основном китайский ширпотреб из вредных материалов),а в 1960-ые нас особо игрушками не баловали,в магазинах пробретали самое необходимое,а поиграться-сами смастерите!Чего только мы не делали в то время-от луков со стрелами и клюшек из палки и куска фанеры-до деревянных самокатов на подшипниках с поворотным механизмом,я уж не говорю об оружии нашего детства-трубки с рябиновыми пулями,ружья с резиной и согнутыми из алюминиевой проволоки "снарядами"-до взрывпактов из двух болтов с серой в гайке и конечно поджиг!Ну кто из нашего поколения не мастерил поджиги,и многие пострадали совсем не понарошку от своих изделий...Но все таки нам хотелось настоящих игрушек,а их можно было приобрести у старьевщика-мужика на телеге с рухлядью,что приезжал откуда-то к нам в деревню и вопил на всю округу"Старье скупаю,на товар меняю!"....И тащили деревенские люди то,что уж вовсе негодно в хозяйстве-сьеденные молью валенки,драные шерстяные носки,дырявые сапоги и калоши,прожженные,линялые телогрейки...За это мужик давал копейки,но и это был навар!Вместо денег можно было выбрать по эквиваленту какой-либо товарец в его тележной лавке-немудреный,но нужный в простой нашей повседневности,причем все это было кустарного производства,и где оно находилось никто не знал.Нам пацанам самое интересное были игрушки-таких не продавали в государственных магазинах-бумажные язычки с дудкой,свистульки деревянные,медведь с мужиком топориками машут или пилу тягают,деревянные яйца расписные(хорошо на Пасху колотить украдкой крашеные куриные яйца),маски-страшилки,глиняные макаки с ручками-пружинками,китайские шарики на резинках,но главное-почти настоящие,тяжелые,отлитые из свинца пугачи,оглушительно стрелявшие гипсовыми капсюлями с серой....О таком пистолете мечтали все ребята,да редко они у кого были-больно много за него просил дядька-старьевщик,не по карману даже взрослым....Но мне как-то удалось получить такой пугач,причем,сами понимаете,при курьезных обстоятельствах....
Дома в тот день была одна баба Маня,родители работали,старшая сестра Наташка гуляла где-то с подружками,а мы кучей атаковали телегу с барахлом-вертули так и эдак заветные шпалеры...И тут меня в очередной раз обуяла криминальная идея-надо набрать дома,пока бабуля в огороде,побольше вещей на обмен барыге,так,чтобы точно на пестоль хватило...Сказано-сделано!Мигом помчался домой,в картофельный мешок насовал что под руку попало,в т.ч мамино пальто и отцов почти новый плащ,а для весу сунул чьи-то башмаки зимние...Озираясь по сторонам выбрался за калитку и потащил все это к обочине,где стояла телега.Там ухватистый мужичок сразу смекнул-добрый товарец,наскоро сунул мне в руку пугач с коробкой пистонов,еще пучок сосулек-петушков на палочке и,гикнув на сонную лошадь,тронул поскорому прочь с деревни...Что-то меня смутило,когда соседка,Серегина бабка Дуня,ухватила меня за рукав:Что же ты,шкодник,хорошие вещи отдаешь,мамка разрешила разве?А ну,пошли!Я в целях самообороны реванул на всю округу,попытался вырваться из крючковатых,но крепких бабкиных лап,но та вцепилась,как клещ и верещала:Детей обманывает,сволота!Держите его ирода!На шум подошли мужики деревенские,быстро разобравшись в чем дело,помчались с матюгами за пылившей вдалеке телегой.Конечно,старый мерин не мог тягаться в резвости с мужицкими конечностями,в итоге кучер получил средней тяжести телесные повреждения,мой мешок вручили бабе Мане,а я был,как и положено выдран за ухо и поставлен в угол до прихода родителей.
Но все в тот день закончилось для меня вполне благополучно,отец с матерью меня особо и не ругали,а все вместе вечером посмеялись над моими торговыми деяниями...Самое главное,что пугач-то остался при мне,а хитрюга-старьевщик больше у нас не появлялся....

СКОРО В ШКОЛУ!(32).

Все имеет начало и все когда-то заканчивается...Подходила к концу и беззаботная пора раннего детства,которое я провел большей частью в деревне.За это время бабуля получила на всю нашу большую семью большую трехкомнатную квартиру на Варшавке,а отец с матерью построили в Рассказовке новый дом,в половине которого поселился мой дядя с семьей.Пару лет,пока шла стройка, мы прожили в небольшом домике на задах,который в дальнейшем сдавали дачникам их Москвы.Первый год моей жизни со мной нянчился мой дед по отцу-Михаил Петрович Сорокин,человек тишайший и добрейший.Мой отец был на него похож,как две капли воды,но характер имел совершенно другой,материнский.Мать его,моя бабка-Марфа Борисовна,в девичестве Плохова,отличалась весьма буйным и даже свирепым нравом,часто поколачивала мужа,а уж детям от нее доставалось по полной.Отец мне как-то рассказывал,что за то,что он заснул,пася теленка,а тот убежал,мать выдрала его сыромятными вожжами(с узлами между прочим) до полусмерти и выгнала из дома в ночь на поиски теля...Любила бабка(ее звали по-деревенски Марфеня) выпить и гульнуть,так что папику моему было от кого унаследовать дурной нрав...Но Господь Бог все видит с высоты и как-то вечером(1944год) полезла Марфеня закрывать печную задвижку на трубе(готовили тогда и летом на плите печки),а в этот миг ударила в трубу молния....И все!Но это все было до меня,поэтому я свою бабку по отцу не знал,да и врядли полюбил бы,исходя из вышесказанного....Моя любимая на всю жизнь бабуля-это баба Маня,мать моей мамы!Но любил я и бабу Арину,отцову мачеху,на которой женился наш дед,после смерти бабки...Она была добрейшим существом,с трудной судьбой,но с любовью ко всем в сердце.Она часто у нас гостила по недели-две,любила пропустить стопочку за обедом и понюхать табачку...давала и нам нюхнуть,но мы дико чихали и шли мыть носы...
Но пришла пора готовиться в школу,и расставаясь с этой беззаботной порой,я приведу о ней несколько коротеньких зарисовок на память...
Вобла-главное лакомство нашего детства!Сейчас такую воблу не делают!И вкус не тот ,и запах,и вид....Стоила вобла дешево,но была в Москве большим дефицитом,который доставался или по блату или в праздничных заказах.Тогда мать выделяла нам по штуке,и мы с жадностью начинали чистить и есть.Особо ценились рыбины с икрой.Причем вообще-то воблу называли тарань,но у нас это название не прижилось.Если ты вышел с воблой на улицу,то сразу же тебя обступали дружки и подружки,которые спешили забить себе определенную часть лакомства-как правило спинка шла хозяину,а хвост,ребра раздавались..И не дай Бог пожадничать-засмеют и задразнят,да так,что и на двор носа не высунешь!Жадность считалась страшным пороком!
Вообще питались мы в детстве неритмично.Целый день беготни,дальних походов,купания в пруду или на речке,вызывали у нас естественно,зверский аппетит,и мы утоляли его подручными средствами-незрелыми яблоками из колхозного сада,где сторож мог влепить заряд соли в мягкое место,или брюквой с полей той же принадлежности,или по-просту пучком зеленого лука,сорванного на грядке,с куском ржаного хлеба и крупной солью.Можно было подпечь на костре грибы или на ржавом листе железа сварганить яичницу из гусиных здоровенных яиц,добытых тоже путем неправедным...Раз даже пробовали есть лягушачьи ножки и ничего-сошло за курятину!Почему-то такая еда всегда казалась нам удивительно вкусной,а вот дома так есть не хотелось и мы трепали нервы бабулям и мамулям своими капризами за столом...
У меня по сей день сохранилась фотография той поры-из окна терраски,свесив ноги,выглядывает радостная девчонка в панамке,а ее придерживает красивая молодая женщина с черными волосами в белой блузке...Сейчас трудно верится,но это был я!Мама в шутку нарядила меня в детское платьице-получилась настоящая девочка...С тех пор минуло много-много лет,и и сегодня я,взрослый,пятидесятилетний мужчина,чувствую летнее теплое солнце сквозь ветви яблонь,руки мамы,и светлое чувство радости в детском сердечке....Как хотелось бы вернуться туда хоть на миг!
Как-то в сильный ливень с грозой мы,несмотря на запреты старших,толпились с сестрами на крыльце терраски,со страхом и интересом наблюдая буйство стихии.Вода лилась с неба столбом!А из водосточной трубы,прямо в переполненную до краев врытую кадку,вырывался шумный пенный поток....Так мне это понравилось,напомнило шипящий кран у керосинщика,что я,схватив детскую алюминиевую кастрюльку,выскочил из-под навеса и подставил ее под тугую струю...
И в этот момент в трубу ударила молния,меня отшвырнуло без сознания на ступеньки крыльца.Когда я очнулся,но все вокруг мне показалось черно-белым,словно я рассматриваю негатив.Сам-то я уцелел,а вот в кастрюльке обнаружили две,прожженные,как автогеном,дырки...Конечно,получил немалый нагоняй от мамы...
Одним из главных мест наших игр была здоровенная песочная куча на задах.Не знаю,кто и зачем тут ее скинул,но мы там целыми днями пускали слюнные пузыри,изображая натужный рев двигателей наших игрушечных автомобилей.Вместе с нами в песке рылись дворовые псы или кошки,использовавшие песок для иных нужд.Машинок явно не хватало и я всегда просил отца купить мне большую железную и чтобы самосвал!Он конечно обещал,но все забывал.Тогда папик работал на поездах дальнего следования,в вагон-ресторане.И вот как-то возвращаясь из очередной командировки,он все таки привез мне машинку,и не одну,но радости мне это не доставило...Объясняю почему...Мы.как раз ползали по песочной куче,когда увидели на горизонте моего отца,возвращавшегося со станции по полевой дороге.Он явно был нетрезв,размахивал руками,и за ним,что-то громыхало в пыли.Мы помчались навстречу,а у меня уже внутри закипала радость:Машинку привез!Ура!!!..Да,машинка не одна ,а целый автокараван,колонна из самосвала,хлебовозки,крана,даже водовозки с цистерной..Все их отец тащил на веревке за собой через поле(а это два километра!),в результате все новенькие машинки превратились в кучу поломанного хлама...Конечно,горе мое было безмерно,я реванул,пнул железяки ногой и убежал к матери...Пьяный отец пришел позже,обслюнявил меня вонючим перегаром, и заверил,что завтра все отремонтирует,и мой автопарк станет,после капремонта,как новый...

ДЕТСКИЙ МИР(33).

Кто хоть раз бывал в Москве в детстве,знает,что такое "Детский мир".Громадное здание на проспекте Маркса у площади Дзержинского(Лубянки).Задуманное и построенное,как настоящий дворец для советской детворы,он и являлся таковым все последующие годы.Разумеется все самое лучшее,что создавала отечественная промышленность для детей сразу же выставлялось на обозрение и продажу за высоченными стеклянными витринами Детского мира.Лишне говорить,что наплыв покупателей тут был соответственный.Но настоящее столпотворение царило в этом гигантском магазине перед началом нового учебного года в школах-тысячи и тысячи родителей с детьми и без,москвичи и гости столицы атаковали прилавки на всех этажах,выстраивались в длинные шумные очереди к кассам,причем некоторые очереди тянулись по широким лестницам аж до нижнего этажа....Пресловутый дефицит!Сейчас о нем маленько подзабыли рожденные и выросшие в СССР,но тогда миллионы людей проводили в этих проклятых очередях за чем угодно можно сказать лучшие годы жизни!
Итак лето 1963года.Мама и бабушка с нами(т.е мной и старшими сестрами) на поводу спешим на метро к станции площадь Дзержинского,где выход прямо на площадь с железным Феликсом посредине,а налево,через широкий проспект,где гудят машины всех тогдашних марок,стеклянная громада Детского мира.Мы не в меру возбуждены и постоянно получаем тычки и нагоняй от старших,так как за лето сильно одичали в деревне,а потом,поездка эта сама по себе событие из ряда вон,особенно для меня-шпингалета!И хотя старшие сестры подсмеиваются над моими восторгами,видно,что и для них это праздник!
По подземному переходу,где вдоль стен уже пристроились всякие тети-дяди с разнообразным,купленным загодя товаром,и громко зазывают всех желающих безо всяких очередей закупить необходимые для школы вещи...Я спрашиваю бабулю,что это за люди,на что она сердито парирует-Шпекулянты чертовы!Пошли,не отставай,а то тут и потеряться в два счета можно!...Могучая сила толпы выносит нас наверх,прямо к дверям магазина,рядом еще один вход в метро( а мы и не знали,надо было сюда выходить).Там слышен писк и визг-кого-то прищемили в образовавшейся давке!Весь центр первого этажа занимает сказочная композиция-Маша и Медведь,Бабки-ежки,Змеи-горынычи и прочие герои наших детских книг.Они даже вертятся на сцене-платформе,кукарекают,лают,гудят и трубят во все концы зала...Толпа детей с восторженными воплями тычут пальцами,лезут к ограждению,но родители решительно тянут своих неуемных чад к прилавкам...Натертый вонючей мастикой паркетный пол жалобно скрипит под тысячами ног,наверх ведут широкие лестницы вдоль стеклянных стен или эскалаторы из противоположной стороны.Мы,конечно рады проехаться на эскалаторе.Они почти,как в метро,только уже,на один проход.Можно сразу жу перейти на следующий эскалатор,и так-до самого четвертого этажа,где продают вещи покрупнее-коляски,кроватки,велики...Там,где отделы школьной формы-колышется море голов покупателей,вливаемся туда и мы,практически зажатые разной широты женскими попами,похожими в этой ситуации на зады лошадей,рвущихся к кормушке.Бабуля оттаскивает нас к стене,наказывает сестрам никуда не отходить и смотреть за мной,и сама скрывается в толпе,пробираясь к маме,где-то уже занявшей очередь...Мы стоим у перил лестницы и с опаской смотрим на это столпотворение-не потеряться бы!
А купить надо немало-форму школьную,ботинки,рубашку,всякие принадлежности-ручки,перья,промокашки,чернила и чернильницы,еще нарукавники ситцевые....а сестрам и того больше!Бедные мама с бабушкой все взмокшие носятся от очереди в очереди,переставляя нас в нужное место.Детям это уже надоело,все капризничают,ревут...Приезжие прямо на лестницах располагаются перекусить.На этажах есть буфеты,тетки с переносных лотков торгуют пирожками и мороженым,но нам обещали угощение позже...Вдобавок день на удивление жаркий,даже душный,вентиляторы,махающие крыльями под самым потолком не помогают...Но наконец-то и мы все или почти все закупили,выбрались с кучей свертков на улицу,где перебрались обратно по подземному переходу в небольшой скверик в начале улицы 25-летия октября,где расположились на скамейках,в тенечке...Сразу попили газировки с клубничным сиропом,что наливает тетя у лотка-тележки с матерчатым тентом.Мам приносит нам пирожки с мясом,чай(мороженое очень вкусное мы уже поели в магазине),все неплохо подкрепились.Тут видели странное зрелище-в сквере целая куча голубей толклись у клумбы,клюя щедро кем-то посыпанную пшенку,и тут вдруг подьехала машина с какой-то трубой сзади,и кабины вышел суровый дядька в синем халате и рукавицах,взял шланг,что-то переключил в машине и стал шлангом,как пылесосом,засасывать голубей внутрь,словно мусор...Мы сильно возмутились,а мама сделала мужику замечание-что ж ты при детях такую дрянь затеял,но тот отпарировал-Приказ начальства,чтобы заразу не распространяли!Тогда в городе не было ни защитников природы,ни гринписовцев всяких,поэтому все бродячее и опасное в какой-то мере для людей безжалостно уничтожалось-птицы,кошки.собаки,крысы....Не могу сказать,что это нам понравилось,но раз начальство сказало,им виднее!
В утешение,а может с усталости,мама решила взять такси в обратный путь,так как в метро с кучей вещей удобства мало!На дорогу еще нам купили вкусные петушки на палочках,пахнущие жженым сахаром...Дома,у подьезда мы уже порядком разомлевшие(меня как обычно в такси укачало до тошноты),но гордые вылезли из Волги с шашечками и понесли свертки домой,под одобрительное кряканье вездесущих бабок у наших подьездов.А вечером долго мерили и перебирали новые,пахнущие вещи,и в душах уже стрекотало-скоро в школу!Но пока еще есть время-на неделю едем в деревню,а то потом когда еще получится....


Рецензии