Куйкины из Хохловской волости Смоленского уезда

Фамилия Куйкин восходит к прозвищу Куйка. Это прозвище образовано от диалектного названия птицы «куйка» - «нырок, гагара», которое в разных говорах звучало по-разному: куек, гуйка, гуек. Сложно сказать, что явилось основанием для подобного рода именования. Возможно, фамилия Куйкин была связана с родом занятий предка – охотника, рыболова. Известно также, что крупные водяные птицы гагары очень хорошо плавают, однако на берег выходят редко, поскольку передвинутые назад ноги не позволяют им держаться прямо на земле. Поэтому Куйкой могли прозвать хорошего пловца, ныряльщика либо неуклюжего, неповоротливого человека. Куйка, со временем получил фамилию Куйкин. Мне нравится – практически Гагарин. Фамилия моя не самая распространённая. Я, честно говоря, понятия не имею, кто из предков заполучил такое прозвище, да это и не важно.
В документах Смоленского областного архива (в тех, что я изучал последние пару лет) фамилия моих предков появляется в бумагах Смоленского уездного воинского присутствия в 1900 году. Один из братьев моего прадеда Василия Владимир Дормидонтович Куйкин призван на военную службу в 3-й Закаспийский стрелковый батальон. Но это прямые предки. А вот упоминаниие о Куйкиных в Смоленске есть и в бумагах намного раньше. Как-то мне по ошибке выдали церковно-приходскую книгу Спасо-Окопной церкви. День был потерян, нужную всё-равно только в следующий раз принесут, дай думаю, полистаю. Иногда интересные вещи вылезают. Имечко какое-нибудь заковыристое, типа Сигклитикия или Пармен какой-нибудь, или ещё веселей – помершие в один день рославльский мещанин Анисим Алексеевич Чеботарёв 50 лет и сельца Лоево дворянская девица Елизавета Ивановна Ивашкевич 38 лет от роду, от «излишняго употребления вина». Заехал, видать, мещанин в гости, да и загудели. Но тут оказалось намного интересней. За 1830 год в марте читаю «економического крестьянина Григория Иванова КУЙКИНА с женою его Вассою Семёновной законноприжитая 22 числа родилась дочь Матрона. Крещена 23 числа, а восприемниками были архиерейский служитель Дмитрий Иванов КУЙКИН и економического ведомства вдова крестьянская жена Евдокия Семёновна». Вот так-так… Очень мне повезло, что практически все мои предки жили в деревнях Хохловской волости – Запрудье, Круглово(Чаусы), Арефино, Вербилово. Искать пришлось только в церковно-приходских книгах прихода Хохловской церкви сошествия Святого духа. К слову, даже предки моей жены, оказалось, жили недалече – в деревне Гудымово, от Хохлова пару вёрст лесом.  Это я к тому, что Смоленск большая деревня, с уклоном в Польшу.  Мои были крепостными господ Рачинских, а предок жены – дворовым человеком помещицы Срыдла.
Немного о Хохлово. По легенде его основал Ян-Казимир Рачинский, польский шляхтич, пришедший с войском Сигизмунда Третьего в 1612 году. За службу получил земли в Смоленском и Бельском уездах. Однако в документах есть только королевский привилей от 28 февраля 1632 года о пожаловании земель в Смоленском уезде Яну-Казимиру Рачинскому. А вот в книге Владимира Анатольевича Прохорова  «Смоленщина в документах литовской метрики первой половины XVII века» находим:
101:228 об. – Марциану Корвину Госевскому (Gosiewski), войсковому Смоленскому, ротмистру, в уезде Смоленском в вол. Дубровенской в урочище Хохле, на верховье ручья Хохлы, 30 волок на фольварк, 1625 г.
Данная запись снимает все споры о названии деревни. Считалось, что название Хохлово пошло от причёсок украинских крестьян, которых польские паны завезли на Смоленщину. Но вряд ли польская администрация взялась заново переименовывать урочища и ручьи с малыми речками. И урочище Хохле и ручей Хохлы именовались так ещё и «при Москве». Так что нужно обратить внимание на невысокие холмы, промеж которых начинается и течёт вышеозначенный ручей.
Возможно, в будущем исследователи разберутся, построил ли Марциан Корвин Госевский фольварк, или же сразу продал или заложил землю. Но вот что мы знаем точно, что в списке осаждённым царём Алексеем Михайловичем в Смоленске в 1654 значится:
…от пани Софии Лукомской Михайловой Рачинской челядин Станислав Петрошевич с имений Плай и Хохлово сам-3 …Даниил Рачинский с Исакова и Нежейкова сам-2 …на квартерах от Большого вала вправо до Шейновской башни (через Гуркину) и от Шейновской до Науголоной Вагеровской (Богословской) Ян Вильгельм Рачинский с Казаринова и Егорья сам -3, с казачей хоругвью и 61 защитником… К 1654 году Хохлово уже существовало, на том и остановимся.
Коренные ли мы смоляне? Вряд ли. Нашествие 1612 года прокатилось по Смоленской земле огненным валом. Крестьяне разбегались, погибали от рук поляков, мёрли с голоду. Так что новым господам пришлось завозить крестьян с территорий Речи Посполитой. Единственный документ, содержащий прямую информацию по этому вопросу, удалось обнаружить в столбцах Поместного приказа по Смоленскому уезду. Это список с купчей 1645 г. шляхтича Данилы Легезы у калауза замка Смоленского Григория Лядомского на 4 волоки на урочище Церковищи Киселевы на р. Ухине (Уфинье) в Дубровенском стане Смоленского уезда. Г. Лядомский подробно описал обстоятельства возникновения слободы и изменение положения поселенцев: «по експедицыи военной в року тысеча шестсот трыдцать пятого осели на слободе през лет осмь были, а потом чрез лет колко на окладе будучы, платить повинность великую полнили» и перечислил их поименно, указав место их происхождения. Из четырех слобожан-дворовладельцев двое были «родом з Оршы», один «з Лукомли» и еще один –«з Лукомщызны».
В 1725 году тогдашний владелец Хохлова и окрестностей действительный статский советник Иван Никитьевич Брылкин за свой кошт построил в Хохлово деревянную церковь, освящённую во имя Сошествия Святого Духа. К 1742 году деревней и окрестностями владела вдова Брылкина Анна Петровна.  Вот церковно-приходские книги этой церкви и дали мне основную информацию о моих предках. Во деревне Киселях Дубровенского стана жил-поживал Парфён Григорьевич, крепостной крестьянин господ Брылкиных. Когда он умер его сыновей Захара и Прокофия перевели в Уфинью. Там у Прокофия родились сыновья сын Пётр и Моисей. 28 января 1775 году Петр Прокофьевич женился на крестьянской дочери из села Хохлово Елене Гавриловне. У них родились Мартын, Домния, Корнилий, Иоаким и Илья. Елена Гавриловна умерла в 1805 году. В войну 1812 года Пётр Прокофьевич бежал и судьба его далее пока мне неизвестна. Ну да разберёмся. В Уфинье остался один Илья. Его вместе Иваном Яковлевичем и Максимом Терентьевичем (возможно родственниками) перевели в деревню Запрудье. Илья прожил всего 50 лет, был трижды женат и было у него четыре сына, Иван, Дормидонт, Константин и Дмитрий да дочь Аксинья. Да, тот самый Домидонт, мой прапрадед, родивший шестнадцать  детей от трёх жён,  и наводнивший Запрудье Куйчатами. Ещё предстоит разобраться, когда фамилия Куйкин появилась в Хохловской волости, но уже в 1826 году она упоминается в документах канцелярии смоленского губернатора. Причём как фамилия мещан города Смоленска. Думается,  не зря Пётр в Отечественную войну сбежал от господ Рачинских.
    Мой прапрапрадед-Илья Петрович. О нём и сказ. Первую жену его звали Анна Марковна. У них родились: Иван Ильич – 26 сентября 1822 года (8 февраля 1842 года женился первым браком деревни Рязанова крестьянской девице Варваре Васильевне 18 лет), Дормидонт Ильич – 17 сентября 1826 года, Константин Ильич – 21 сентября 1829 года (8 февраля 1853 года женился первым браком на деревни Лоева крестьянской девице Пелагее Косьминичне 18 лет от роду) 29 марта 1834 года вотчины господ Рачинских деревни Запрудье крестьянина Ильи Петровича жена Анна Маркова умерла от натуральной болезни, без покаяния, возраста 34 лет от роду. 5 ноября 1834 года вотчины господ Рачинских деревни Запрудья вдовец крестьянин Илья Петрович взял в жёны деревни Широкова крестьянскую девицу Пелагею Васильевну. Пелагея умерла родами (Аксинья Ильинична) в 1838 году. 18 февраля 1840 года вотчины господ Рачинских деревни Запрудья вдовец крестьянин Илья Петрович 37 лет от роду женился браком на той же вотчины Дорогобужского уезда деревни Сковороденки вдове крестьянке Евдокие Хрисанфовне 31 года, вторым браком Дмитрий Ильич – 23 октября 1841 года 6 апреля 1846 года крестьянин Илья Петрович умер от натуральной болезни. 26 января 1847 года вотчины господ Рачинских деревни Запрудье крестьянский сын Дормидонт Ильин 20 лет от роду взял в жёны той же вотчины Краснинского уезда деревни Голенищево крестьянскую дочь девицу Марфу Ефимовну 18 лет. Вот уж был мужичина – от трёх  жён имел немного-нимало шестнадцать детей. Во второй половине 19 век не все церковно-приходские книги хохловской церкви сохранились, поэтому невозможно назвать время рождения всех детей Дормидонта Ильича. Вот то, что имеем: Прасковья –1847-27 февраля 1854 года, Иван – 6 января 1850 года, Прасковья – 14 октября 1852 года -25 февраля 1854 года, Мавра – 1856 – 1857 г.г, Матвей – 15 ноября 1858 года – 5 мая 1863 года, Евграф Дормидонтович 12 декабря 1861 года, Илья Дормидонтович – 20 июля 1864 года. От второй жены Параскевы Леоновны родились Евдокия и Конон. Оба умерли во младенчестве.  От третьей  жены Анны Устиновны родились Анна – 27 июля 1871 года, Иоанникий – 4 ноября 1873 года, Георгий – 6 апреля 1875 года – 14 апреля 1876 года, Владимир – 14 июля 1878 года (8 июля 1896 года Хохловской волости деревни Запрудье крестьянина Дормидонта Ильича сын Владимир Дормидонтович 18 лет православный первым браком женился на Хохловской волости деревни Рязаново крестьянина Стефана Иакимова дочери девице Фёкле Стефановне 18 лет), Дарья – 14 марта 1881 года, Мария – 1882 – 1888 г.г., Василий – 1 января 1884 года.
Читаешь так архивные дела, и тут выясняется, что мог бы и сибиряком стать сложись всё у прапрадеда.  Ну да начнём сначала. Вернулся в деревню Запрудье Хохловской волости отставной солдат Иван Гаврилов. Господа общество примите обратно. Общество в бородах почесало, да и приговорило - принять-то в общество примем, а вот землицы не дадим, нетути. Запишем тебя в безземельные. Да как же так, возопил Иван. Я ж отсюда родом, в рекруты отсюда уходил, отец мой здесь жил да помер. Да вот так, отвечают ему односельчане, пока тянул ты лямку солдатскую, землю всю поделили между людьми. И отец твой надел получил, его сейчас брат твой обрабатывает, а ты, друг ситный, опоздал. Так и записали Ивана Гаврилова в безземельные крестьяне деревни Запрудья. Хорошо ещё брат его младший Устин был бездетным, поделился отцовским наделом. А у Ивана семья разрасталась, трое сыновей, две дочери. Маловато стало землицы-то, всего 4 и три четверти десятины, тогда как у всех односельчан по 7, а то и по 10. Стал Иван батрачить, да в город на заработки ходить. И всё равно, еле-еле сводил концы с концами. Забрёл он как-то в городе в кабак-залить водкой тугу-печаль. Зацепился языками по пьяному делу с каким-то мелким чиновником, да всё ему и рассказал о жизни своей тяжкой. Тот ему и разъяснил - дурак ты, братец. Государство вон законы издаёт о переселении в Сибирь, людей ищет. Земли то там, море разливанное. Едь да и живи себе. Пиши мол прошение земскому начальнику участка, хочу в Сибирь. Тебя и отправят, да ещё и ссуду дадут на обзаведение. Да ладно. я сам тебе напишу. Так и оказался Иван Гаврилов на приёме у начальника 4-го земского участка Смоленского уезда. А тот его, прочитав прошение, послал по известному маршруту. Типа, нет и всё. Не объясняя причин. Но Иван упёртым оказался, со своим новым знакомым написал жалобу в Губернское по крестьянским делам присутствие, расписал возможное количество денег, что можно получить от продажи его имущества, и о своем желании ехать в Тобольскую губернию, где сестра его замужем живёт. Присутствие жалобу рассмотрело, посчитало деньги, и постановило, что можно Ивана Гаврилова переселять в Сибирь. МОЖНО!!! Побежал Иван к земскому начальнику вновь, потрясая решением присутствия. Господин земский начальник  малость обалдел от такой настойчивости, но всё равно отказал. Однако снизошёл до объяснения. По закону нельзя переселять из деревни одну семью. Надо чтобы их было несколько, да и то только после того, как ходоки от деревни доберутся в Сибири до мест где хотят поселиться, да решат вопросы с местным начальством. Так-то вот. Но Иван, что называется , закусил удила. И ведь умудрился сговорить людей и в Запрудье, и в Резаново, да ещё в паре деревень Кощинской волости. В списках на переселение оказались и мой прапрадед Дормидонт Ильич с семьёй, и его старший сын Иван Дормидонтович. И чего им на месте не сиделось? У Дормидонта по описи - изба с двором, пуня, амбар, половина гумна, 2 лошади, корова, бык, 13 овец, свинья, на 7 десятинах два посева ржи, сенокос, коноплянник. У Ивана - изба с двором, пуня, амбар, половина гумна, 2 лошади, корова, 2 быка, 6 овец, 2 свиньи, на 7 десятинах два посева ржи, сенокос. Чего искать у чёрта на рогах? Вот и Губернское по крестьянским делам присутствие подумало так же. Чего им надо в Сибири-то? И в переселении отказало. А вот Иван Гаврилов своего добился и вместе с братом и ещё несколькими семействами из Резанова и Запрудья укатил в Тобольскую губернию.
16 июля 1901 года Хохловской волости деревни Запрудье крестьянина Дормидонта Ильича сын Василий Дормидонтович 17 лет и 6 месяцев православный первым браком женился на Хохловской волости деревни Рязаново крестьянина Петра Авксентьевича Аксёнова девице Ирине Петровне 17 лет православной. Мой дед Андрей Васильевич Куйкин родился 26 октября 1902 года. 17 января 1905 года родился Иван Васильевич. Он умер от кори 24 июня. 18 октября 1905 года деревни Запрудье крестьянин Куйкин Василий Дормидонтович, неграмотный, 2 аршин 4 вершков росту был призван на действительную военную службу и отправлен в 89 Беломорский пехотный полк в город Ревель. Вместе с ним отправился его племянник – сын старшего брата Ивана Максим. Он закончил учебную команду при полку и демобилизовался с должности ротного фельдфебеля. Оба проходили службу в  12 роте полка. Дормидонт Ильич ещё и правнучку свою успел увидеть. У Куйкина Платона Ивановича, сына  Ивана Дормидонтовича, 7 октября 1904 года родилась дочь Анна. 12 ноября 1905 года крестьянин деревни Запрудье Хохловской волости Дормидонт Ильин умер от натуральной болезни 79 лет от роду. Анна Устиновна умерла 16 декабря 1908 года 75 лет. Есть легенда в семье, что хутор «Куйкина горка» Василий Дормидонтович выиграл в лотерею, которую устраивал Александр Васильевич Рачинский. На этой почве, похоже, у Василия произошла ссора со старшим братом Иваном. В списки избирателей земских гласных по Хохловскому избирательному участку осенью 1917 года Иван Дормидонтович всю свою семью записал не как Куйкины, а вовсе даже Дормидонтовы. Хотя в документах по ПМВ они записаны как Куйкины. Чего далеко ходить, в Чаусах, буквально в версте, его сын Максим Иванович записан как Куйкин. Да и в документах по Великой Отечественной войне все сыновья и внуки Ивана – Куйкины. Это тут, похоже, взбрыкнул старинушка. В 1917 году ему стукнуло аж 67 лет.
У Василия Дормидонтовича родились Михаил – декабрь 1908 – 13 марта 1909 года, Екатерина – декабрь 1908 – 13 марта 1909 года, Елена – 18 мая 1911 года, Максим – 17 января 1914 года, Иван – 1919 – 1941 г.г. 5 октября 1914 года Василий Дормидонтович в составе 183 пешей Смоленской дружины народного ополчения отправился на фронты Первой Мировой войны. Лавров не снискал, главное что выжил. По сельскохозяйственной переписи 1917 года на дворе у Василия Дормидонтовича проживали жена, три сына и дочь. В хозяйстве лошадь, корова, жеребёнок, телёнок, 5 овец и 2 свиньи. Пашни 4,2 десятины.
    Андрей Васильевич Куйкин пережил оккупацию, в сентябре 1943 мобилизован. В ноябре 43 подносчик патронов 961 стрелкового полка Куйкин А.В. в боях под Оршей заслужил медаль «За отвагу» и получил осколок в ногу. После госпиталя служил в Смоленске на санитарном складе в пожарной охране.


ГАСО фонд 1 опись 24 дело 533, фонд 48, фонд 10 опись 3 дело 64, опись 5 дело 1965, фонд 536 опись 3 дело 521, 939
 РГАДА ф.350 Оп.2
д.3219, 3220 - доношения о прописных и нововприбылых после 1719 г.
д.3227 - перепись 1722/23 гг.
д. 3255 - РС1744-47 гг.
д.3258 - выбывшие между РС1 и 2
д.3270 - РС1762-1764 гг.
 д. 3247

На фото Кукйины Андрей Васильевич и Александра Илларионовна (урождённая Новиченкова)1930-е годы


Рецензии