Psiho2 Патография Пушкина по Шувалову и др. экзоти

Статья 1 раздела Психо –

Патография Пушкина по А. Шувалову и др. экзотикам (*)

… меж детей ничтожных мира, 
  Быть может, всех ничтожней он ...

 «Non est magnum ingenium sine mixtura dementiae»
(«нет гениальности без примеси безумия»).
 Л.А. Сенека

 «Безумие – это не обязательно падение. Оно может быть и подъемом.
 Это потенциальное освобождение и обновление,
 а не обязательно рабство и экзистенциальная смерть».
 Ж.-П. Сартр

 «Я не изучаю человека снаружи.
 Я пытаюсь проникнуть внутрь».
 Г.К. Честертон

Non! Rien de rien ...
Non! Je ne regrette rien
Ni le bien qu'on m'a fait
Ni le mal tout ;a m'est bien ;gal!

Нет! Ни о чем,
Нет, я не жалею ни о чём
Ни о добре, которое мне сделали,
Ни о зле, мне все равно

Оригинал: https://fr.lyrsense.com/edith_piaf/non_je_ne_regrette_rien
Copyright: https://lyrsense.com ©

(*) экзотиками можно назвать тех, кто в пушкинистике шокирует отряды выпускников Школы научного патриотизма медицинской картиной псих-портрета Нашего Всего
 
***
 
Шувалов А. В. в ст. «Но строк печальных не смываю» (патографический очерк об А.С. Пушкине)" о патографическом портрете Пушкина (АСП)  с детства до кончины:

//конспект//

а) в лицейский период:

- Неустойчивость психики Пушкина имела ярко выраженную цикличность смены настроения, которая выходила за пределы ритмичности настроения обыкновенных людей.
- С ранней юности у поэта стали проявляться различные психопатические черты.
- В лицейский период АСП в поведении сильно выделялся:  повышенной  раздражительностью, эксцентричностью, неуместными шутками и колкостями; пылкостью фантазии, позволявшей ему с опасной быстротой переходить грань между действительностью и фантазией, граница между которыми почти не ощущалась юношей; вспыльчивость до бешенства с необузданными африканскими страстями . В этот период у него господствовали только две стихии: «удовлетворение плотским страстям и поэзия». Вся психопатологическая структура его личности, «настроенная» именно на такой образ жизни, и определила судьбу поэта.
 
б) после окончании Лицея:

- в петербургский период (1819–1820 гг.) размах гипоманиакального возбуждения прогрессивно нарастал. Биографы склонны именно с этой чрезмерной эмоциональной возбудимостью связывать «разнузданный разгул, разврат, цинический и извращённый сексуализм, агрессивное поведение». Но за гипоманией закономерно последовал шестимесячный депрессивный приступ 1820 г., во время которого отмечалась творческая бесплодность.
- чёткая зависимость продуктивности творчества от психического состояния поэта
- его популярности много содействовали экстравагантные выходки.
- склонен и к явно шокирующим поступкам
- поведение Пушкина в 1820–1823 гг. ещё больше приближается к патологическому: поэт «подвержен частым вспышкам неудержимого гнева
- столкновения с людьми умножаются – подозрительность его растёт - «подозрительность» и «вспышки неудержимого гнева» появились у Пушкина задолго до развития роковой семейной драмы
-  реакция была совершенно неадекватной
 
в) с годами:

- учащающиеся приступы депрессии начинают терять свою эмоциональную насыщенность, принимая «характер шизоидной скуки и замкнутости»
- в 1835 г. он становится ещё более подозрительным и язвительным
- резкие переходы от приступов радости и веселья «к припадкам подавляющей грусти происходили у Пушкина внезапно, как бы без промежутков» и без адекватных причин - дальше начинается только психоз
Вскоре все стали замечать, что Пушкин сделался каким-то ненормальным».
- к болезненным чертам личности Пушкина следует добавить и такую форму нарушения влечений, как игроманию
- раздражительность, приступы хандры и скуки, угнетавшие его весной, сменялись осенью гипоманиакальным состоянием подъёма, которые оказывались благоприятными для творчества - дрянь называл он вдохновение…
 
г)  в последний год своей жизни:

 -  одержим бредом ревности - психиатры уверенно утверждают наличие у поэта бреда ревности, то есть психотического нарушения мышления
- наличие инфантильности, о которой свидетельствуют его вспыльчивость, нежелание сдерживаться и постоянное стремление быть для всех непререкаемым и единственным авторитетом
- поведение Пушкина перед последней в его жизни дуэлью было практически самоубийством - он сам выбрал такую развязку, потому что являлся «психопатом-инфантилом»
- современники, встречавшиеся с Пушкиным в феврале 1836 г., описывали его настроение как «отвратительное», неадекватность поведения приобрела гипертрофированные формы.
- не столько иррациональный рок, сколько вполне банальная психопатология, нашедшая, кстати, отражение во многих произведениях Пушкина:  возникновение психических расстройств у героев Пушкина происходит по одной схеме: тяжелейший стресс вызывает последующее развёртывание психоза
 
Убери фамилию, вычеркни знакомые с детства поэтические строки и останется малопривлекательная для постороннего взгляда личность человека, страдающего мозаичной (смешанной формой) психопатией, в структуре которой сочетались и аффективно-лабильные, и истерические, и паранойяльные черты.
 
***

Психе и Дуэль

Поведение АСП осенью 1836 и зимой 1837 – это следствие бреда ревности и вызванного ими психоза (диагноз психиатра А. Шувалова во время передачи Первого ТВ канала о встрече с бароном д-Антесом и его обращении к потомкам Пушкина 6 июня 2019 г).

***

Ликбез не уровне Вики-педии:

Патография — исследование жизни и творчества личности, написанное с точки зрения развития её психики с учётом нормальных и патологических характеристик данной личности, а также исходя из взаимосвязи её творчества и психических отклонений (в том числе отклонений, касающихся интимных сторон жизнедеятельности). Авторы патографий почти всегда выбирают в качестве объектов своих исследований жизнь и деятельность известных исторических личностей. Жанр патографий был создан французскими авторами в первой половине XIX века. Одну из первых патографий, посвящённую Сократу, написал в 1836 г французский врач Луи-Франсуа Лелю (1804-1877). Термин «патография» ввёл в психиатрический обиход немецкий врач Пауль Юлиус Мёбиус (1853-1907), написавший патографии Гёте, Шопенгауэра, Шумана и ставший классиком данного жанра. Жанр патографии в течение нескольких десятилетий после своего возникновения получил широкое распространение в странах, где влияние литературы на жизнь общества было традиционно велико (например, в России и во Франции). Иногда патографию неправомерно смешивают с психографией — одним из применяемых для создания патографий методов, разработанных в психоанализе. Ряд авторов ошибочно приписывает создание первой патографии о Леонардо да Винчи основоположнику психоанализа Зигмунду Фрейду. В настоящее время патография имеет репутацию довольно экзотического метода психиатрического исследования, редко используемого в качестве основного подхода в специальных работах, несмотря на богатые традиции данного жанра в России и на регулярные публикации патографий в других странах. Хотя история патографических исследований насчитывает более ста лет, во многих справочных и энциклопедических изданиях (Большая Советская энциклопедия; Большая Медицинская энциклопедия и др.) термин «патография» отсутствует[4]. Российский психиатр А. В. Шувалов в опубликованной в 2006 году статье Модель психотерапевтической патографии // Очерки истории психотерапии / с подробным предисловием М. И. Буянова и под его редакцией// провёл анализ патографических дефиниций за последние сто лет, отметив изменение целей и задач патографических исследований с течением времени.

***

Лирическое отступление:

   Non! Rien de rien ...
                Non! Je ne regrette rien
                Ni le bien qu'on m'a fait
                Ni le mal tout ;a m'est bien ;gal!

RIEN!


Рецензии