Дмитрий Донской. Гл. 3 - 4

Глава 3
 Брак по расчёту
    В 1363 году крымский темник Мамай, провозгласив ханом Абдулу, отправил от его имени ярлык на великое княжение Дмитрию Ивановичу. Ярлык был принят, так как политическая ситуация в Орде оставалась непонятной и не исключалось, что Мамай утвердится в Сарае.
    Разгневанный Мюрид в отместку отправил своего посла в Суздаль с ярлыком на великокняжеский престол Дмитрию Константиновичу.   
    Суздальский князь повторно пытался захватить Владимирский престол! И вновь неудачей для него закончился поход. Силы были неравны. На стороне Москвы оказалось не только военное и материальное преимущество, но и вся православная Церковь поддержала московского князя. Дмитрий Константинович Суздальский отказался от притязаний и добровольно отослал ярлык Дмитрию Московскому, получив за это поддержку московского войска для возвращения Новгородского княжества, на которое стал претендовать князь Борис Константинович Городецкий -  младший брат Дмитрия Суздальского.
    Митрополит Алексий и московские бояре по достоинству оценили дружественный шаг Дмитрия Суздальского. Решено было закрепить союз династическим браком, как нередко поступали в те времена.
    Преимущества московского первенства понимали... Особенно те, что пришли в Москву из других княжеств, из Орды и получили боярские титулы благодаря служению московским князьям. Возвышение Москвы позволяло им вмешиваться даже в дела удельных князей. Малолетство Дмитрия и вовсе давало боярам власть, которую ограничивал только всесильный митрополит Алексий. Не могли они теперь допустить потери преимуществ первопрестольной, когда стали могущественнее некоторых удельных князей! Так, ополчились на князя Ростовского, выгнали князя Стародубского из принадлежавших им вотчин. Москва подчиняла мелкие княжества. Если во времена дедушки Дмитрия первенство Москвы опиралось на покровительство могущественного царя Золотой Орды, то теперь уже и своих сил оказывалось достаточно.
    Но не просто всё складывалось. В 1364 году моровая язва вернулась в Северо-Восточные княжества и дошла до самой Коломны. В Переславле, Нижнем Новгороде десятки и сотни людей    ежедневно умирали мучительной смертью. Уже и в Ростове, Твери свирепствовала чума, опустошая города и селения.
    В Москве с ужасом ожидали повторения прошлого бедствия, унесшего большую часть её жителей. Вокруг города и на улицах непрерывно горели «очищающие» костры, чтобы избежать этой напасти. А случилась другая беда: вспыхнул пожар! Уничтожая деревянные кремлевские строения, пламя быстро перекинулось на Посад и Загородье. За несколько часов опустошительный огонь, раздуваемый страшной бурей, уничтожил большинство строений, полностью разрушив защитные сооружения.
    После пожара на боярском Совете митрополит Алексий предложил отстроить Кремль из камня, обязав бояр и купцов взять на себя по участку стены и доставку камней для строительства. Предложение было принято.   
    Тем временем в Суздале готовились к свадебным торжествам. Отказ Дмитрия Константиновича от ярлыка на Владимирский престол вначале вызвал недовольство сыновей – Василия и Семёна; не видели они достоинств юного Дмитрия Ивановича. Но великий князь Суздальский и Нижегородский осознавал преимущества Москвы! Уже на протяжении десятков лет Московское княжество становилось центром притяжения, там зарождалась новая жизнь, новые взаимоотношения между удельными князьями. Именно сюда со всех сторон, в том числе из Орды, Литвы, европейских государств, приходили люди в поисках счастья и благополучия. Суздаль не обладал такой силой. С другой стороны, если не сыновья, так внуки Дмитрия Константиновича могут занять великокняжеский престол! Брак Дмитрия Московского и Евдокии давал такую возможность…
    Евдокия, любимая дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, на два года младше московского князя. Отец души не чаял в своей красавице, которую Бог наделил ещё и умом необыкновенным в сочетании со скромностью. Одно смущало князя: уж очень юной по годам была невеста! Хотя и давно у неё начались регулы, дававшие право вступать в законный брак, жаль ему было отдавать свою кровиночку в чужие руки . Но делалось это для её счастья. Московский князь - завидный жених!
    Весть о скорой свадьбе Евдокия восприняла с мудрым спокойствием. Она, несмотря на юный возраст, хорошо понимала преимущества такого брака. Смущало лишь то, что никогда прежде не видела Дмитрия, хотя, со слов ближних бояр, знала, что тот красив и статен. Самым же пугающим обстоятельством брака была необходимость покинуть родных и близких. Хотя и недалеко Москва, но всё же чужая…
    Венчание состоялось в Коломне 18 января 1366 года, так как Москва лежала в пепелищах после пожара. Тем не менее, торжество проходило с невероятной пышностью при большом стечении народа. За день до венчания молодым дали возможность познакомиться. Эта встреча успокоила их души, терзаемые вопросами: «Какой он? Какая она?». Более того, между ними вспыхнуло, вероятно, то, что называют любовью с первого взгляда! И он, и она уже с волнением ожидали начала свадебного ритуала…
    Наконец все церемонии остались позади, а когда пир был в самом разгаре, молодоженов, под одобрительные возгласы подгулявших гостей, проводили в брачные покои.
    Этот брак окончательно решил спор за Владимирский престол. Москва заручилась союзом сильнейшего из Северо-Восточных княжеств, который послужил началом объединения земель под её знаменами! Суздальские князья уже никогда в дальнейшем открыто не вступали на путь противоборства с Москвой, а Великое княжество Владимиро-Суздальское становилось сильным как никогда прежде!   
    Далеко не всем нравилось усиление Москвы, особенно Литве и её союзнику - тверскому князю Михаилу Александровичу. С беспокойством наблюдали за политическими процессами на восточных рубежах христианского мира в Европе; для римской католической Церкви возвышение Москвы стало очередным свидетельством усиления «схизматиков», так католики называли православных христиан. От того, с кем Москва, теперь зависело многое…  Если Великое княжество Владимирское и Суздальское во главе с Москвой войдёт в лоно римской католической Церкви, это будет один мир! А что, если усиливающиеся московиты и Орда, которая ещё сильна и опасна, объединятся с набирающими силу турками-османами? Эти вопросы не могли не волновать европейских государей и католическую Церковь.

Глава 4
 Рим
    Лучи яркого летнего солнца пробивались даже сквозь плотные шторы кабинета его святейшества. Свет отвлекал, мешал сосредоточиться на текущих делах и никак не способствовал размышлениям о судьбах людских и мироустройстве...  Любовь к философии и богословские науки, с юных лет увлекали Гийома де Гримоара – сына почтенного сеньора де Гризака. Отец мечтал о политической карьере наследника и не одобрял его интересы. А сегодня Гийом де Гримоар является главой римской католической Церкви и самым влиятельным европейским политиком!
    Он родился в 1310 году во Франции, получил образование в университетах Тулузы, Монпелье, Парижа и Авиньона. После защиты степени доктора богословия и церковного права стал   виднейшим каноником своего времени.   В должности генерал-священника Клермона и Юзеса   ему приходилось выполнять дипломатическую миссию в Италии, где приобрёл большое влияние в правительственных и церковных кругах.  После смерти Иннокентия VI кардиналы Священной Коллегии срочно вызвали его в резиденцию папы – Авиньон. 6 ноября 1362 года Гийома де Гримоара избрали главой Римской католической Церкви. Он получил имя Урбан V и прославился как искусный политик и покровитель науки, образования; принимал участие в создании многих европейских университетов.
    Но Франция переживала хаос непрекращающейся Столетней войны. По стране разгуливали банды наёмников, которые легко превращались из воинов в разбойников. Авиньон не раз подвергался их нападению. Италия же, где начинался экономический и культурный подъём, наоборот становилась привлекательной для людей искусства, ученых и торговцев. Знаменитые генуэзские и венецианские купцы уже торговали во всех уголках Европы и Азии. Такое состояние европейских дел способствовало решению Урбана V о возвращении папской резиденции в Италию.
    16 октября 1368 года его святейшество прибыл в Рим.
    За истекший год проделана огромная работа: отремонтированы соборы, монастыри, восстановлена дисциплина среди духовенства и поднят престиж самой Церкви в Риме. А сегодня предстояло весьма значимое событие!  Впервые в истории    христианской  Церкви глава  Восточной Римской империи , Иоанн V Палеолог прибыл в  Италию с тем, чтобы заключить соглашение с Римской католической Церковью и заручиться  поддержкой папы в борьбе с нечестивыми турками.
   Турки уже захватили Галлиполию , и надежд на спасение трона самостоятельно у императора не оставалось. Наёмные войска его, кроме грабежей и пьянства, ничего делать не желали. Да и платить им было нечем; всё меньше средств поступало от налогов в государственную казну, а те немногие, что появлялись, нещадно разворовывались константинопольскими чиновниками.  С патриархом Восточной Церкви Филофеем император не смог найти общего языка. Разваливалась Восточная Римская империя! Отныне католической Европе предстояло властвовать над миром и определять, что истина, а что нет.
      Но усиление Османов  вызывает тревогу. Султан Мурад оказался умным правителем и талантливым полководцем. Ещё в 1359 году столица Восточной Римской империи практически попала под власть турок, а с приходом к власти Мурада шансов на возвращение её былой независимости не осталось. Среди высшей придворной знати Константинополя царило смятение! Всё больше там становилось сторонников Рима, оказывавших давление на императора Иоанна V. Они  сумели убедить базилевса  принять помощь католической Церкви. И сегодня он здесь...
     Урбана V мало волновала судьба православной Церкви, как, впрочем, и судьба самой Восточной Римской империи. Но его святейшество прекрасно понимал, что возрастающее могущество турок угрожает христианскому миру. Опасения вызывала и исламизация Орды. После того как пятьдесят лет назад хан Узбек сделал ислам государственной религией, там находится всё больше её сторонников. Единая религия может объединить тюрков Скифии и Малой Азии, а тут ещё беспокоят прибалтийские язычники… Уже в 1369 году от идолопоклонников в Литве приняли мученическую смерть несколько францисканских монахов и уничтожен основанный в 1347 году приорат в  Вильне. Благо, что христианские идеи в литовских землях получают распространение, а самое главное, аристократическая верхушка Литвы заинтересована в добрых отношениях с католической Церковью! Уже немало ее достопочтенных граждан пришли к истинной вере и признали единство Отца и Сына и Святого Духа, от них исходящего.
    - Ваше святейшество! Прибыл отец Борджио, - прервал размышления аббат Констанций, которому была поручена работа с посланником, направляемым в скифские земли.
    -  Хорошо! Готов ли он к священной миссии?
    - Да, ваше святейшество!
    - Впусти...  Базилевс Иоанн подождёт.
    В кабинет вошел высокий тёмноволосый мужчина. На вид не более тридцати. Его физическую силу не скрывали даже монашеские одежды, а внимательный, проникновенный взгляд свидетельствовал ещё и о  силе духа, уверенности в себе.
    Он с достоинством прикоснулся губами к протянутой для благословления руке и склонил голову в смиренном ожидании.
    - Здравствуй, сын мой! Хорошо ли себя чувствуешь, и нет ли сомнений в успехе миссии, возлагаемой на тебя Святой Церковью?
        - У меня нет в том сомнений, ваше святейшество! Я далеко не первый, кто отправляется в Скифию. Моими предшественниками проделана большая работа…
   - Это верно, - утвердительно кивнул папа, – сделано немало, но предстоит сделать ещё больше! Перед тобой поставлены особые задачи.  Найди взаимопонимание с крымским эмиром Мамаем и убеди в истинности наших намерений в дружеских отношениях с ним.
    - Да, ваше святейшество! Меня известили и том, что один из сыновей Мамая готов к принятию учения об Иисусе Христе и следует с ним побеседовать, - показал свою осведомлённость в ордынских делах Борджио.
    - Хорошо. Но, оставь это пастырям, что давно там работают. Тебе предстоят дела более серьёзные!
    - Да, конечно, ваше святейшество! – поспешил признать ошибку Борджио. – Конечно же, я помню о Москве и главной цели моей мисси: мы не можем позволить московитам доминировать на восточных рубежах христианского мира!   
    - Теперь я действительно слышу моего посланника в Скифию, а не простого монаха! Там, на месте тебе предстоит решать, что делать, как поступать, с кем вести переговоры, а с кем – нет. Нелёгкая это миссия!  Потому и получаешь большие полномочия. Должен, обязан справиться!
    Урбан V внимательно посмотрел в глаза легату, словно раздумывая, стоит ли ему раскрывать свои опасения.
    - Христианский мир может вновь оказаться перед угрозой вторжения восточных варваров. Задача в том, чтобы не дать возможности татарам сблизиться с тюрками Малой Азии. Такой союз может оказаться   катастрофой, перед которой померкнут злодейства царя гуннов Аттилы тысячелетней давности. Тогда чудо спасло Европу: варвары склонили головы перед крестом и не разрушили Рим!  Тем не менее Великий Рим после вторжения Аттилы утратил былое величие, на века отдав первенство Константинополю!
   Немного помолчав, его святейшество продолжил:
     - Предки татар и Османов из тех же земель, что и орды Аттилы. Все они вышли из восточных окраин Скифии. Стойкость к невзгодам, любовь к лошадям и искусство верховой езды, кузнечные мастера, умевшие ковать превосходное оружие, позволили побеждать им всюду.
    - Но сегодня они ослабли и уже не способны противостоять европейской цивилизации! – высказался Борджио.
    - Да, Орда действительно ослабела, - задумался первосвященник. - Но крепнут московиты… Крепнут Османы… Необходимо оторвать Москву от Орды, а Орде не дать сблизиться с Османами! С ордынцами справиться легче, - продолжил папа. - Вера их слаба и нестойка: сыновья татар от разных жён придерживаются той веры, которой следуют их матери. Даже имена сыновей татарина могут быть христианскими, мусульманскими и языческими, в зависимости от того, кто их мать!  Труднее с московитами… Схизматики фанатичны в делах веры!
    - Мне это ведомо, ваше святейшество! Ведомо и то, что обратить их в истинную веру нелегко. И к московским жёнам, души которых, как всех женщин, более открыты для веры, не подступиться! В Москве они закрыты даже больше татарских жен и возможностей общаться с ними не так много.
    - Используй красноречие купцов, мелких торговцев украшениями, тканями, пряностями и прочими безделицами, которые имеют хоть какой-то доступ к женщинам. Попытайся наладить отношения с их священнослужителями. Через пастырей духовных легче достучаться до людей! Только это не просто. Им запрещено общаться с «латинянами», так, кажется, называют московиты наших служителей Церкви. Вот что тебе предстоит!
    Его святейшество вновь замолчал, раздумывая.
    - Теперь о Литве. Что ты думаешь о ситуации там сегодня? – спросил он.
     Неожиданный оборот мыслей папы ничуть не смутил отца Борджио.
    -  Истинная вера крепится в Литве медленнее, чем хотелось бы, ваше святейшество. Тем не менее успехи наших пастырей значительны, и настанет день, когда язычество и схизма будут искоренены в литовских землях! Герцог Ольгерд всё ещё колеблется в делах веры. Но сегодня он, как никогда ранее, нуждается в нашей поддержке. Две неудачные попытки силой захватить Москву   должны были убедить литовского герцога, что без поддержки нашей Церкви и всех, кто ей верен, у него не хватит сил в борьбе с герцогом Дмитрием за главенство в русских землях.
    Его святейшество остался доволен ответом, убедившись в знаниях легата.
   - Хорошо! Теперь я вижу, что мы не ошиблись. С аббатом Констанцием ещё раз обсудите подробный план действий; уточните имена всех людей, с кем там следует иметь дело.
    Дав понять, что беседа состоялась, уже поднявшись с кресла, его святейшество вдруг вернулся к ордынской теме.
    -   Орда сегодня действительно не та, что двадцать - тридцать лет назад. Но раненый зверь бывает опасен!  Нельзя дать ей собраться в единое целое. Всё что к западу от реки Волга должно быть во власти Литвы и Мамая - сегодня он наш союзник в Орде. Москва должна перейти на их сторону, – закончил он, благословив легата.
       Никто не предполагал, что это была последняя их встреча. Возвратившись в Авиньон, его святейшество папа Урбан V скончался .

***
    Литва к середине XIV века достигла невиданного ранее могущества и в годы ордынской «замятни» практически уже не зависела от Сарая. Князья литвинские неуклонно расширяли владения за счёт соседей, в том числе отвоёвывая земли у княжества Владимирского и Суздальского. Ещё в 1321 году великий князь Гедемин разбил русское войско у реки Ирпень и вошёл в Киев.  Его сын Ольгерд подчинил  Брянск, Ржев, Северскую Русь; а в 1358 году он потребовал от послов императора Карла IV Люксембурга  возвращения прибалтийских земель, захваченных Тевтонским орденом, заявив:  «Вся Русь должна принадлежать Литве!».
    Захват русских земель литовскими князьями поддерживался польскими магнатами, королём шведским и католической Церковью. В 1325 году папа Иоанн XXII в письме польскому королю Владиславу Локетеку (1260 – 1333) заочно отпускал грехи всем идущим на войну против «схизматиков, татар и других язычников». Папа Климент VI в своём обращении к шведскому   архиепископу в 1351 году писал о русских, как о «врагах католической Церкви» и, по сути, призывал к новому крестовому походу против Северо-Восточной Руси. Разве только рыцари Тевтонского Ордена не принимали притязания Литвы на оккупацию всех русских княжеств, в особенности захват земель богатого Севера. На Север они имели свои виды.  Поэтому Литве приходилось воевать и с войсками Ордена.  К тому времени большая часть населения Великого княжества Литовского говорила на русском языке. Литва нередко именовалась как «Великое княжество Литовское и Русское». Государственным языком был русский!    
     Другой язык был у жителей северного княжества Литвы – Жемайтии. Народ жемайтийский жил небогато, мирно, но за себя мог постоять.  Длинные деревянные жилища из брёвен они строили на окраине лесов, чтобы в случае опасности семья могла укрыться в их чащах.  Красивые, рослые, светловолосые язычники упорно сопротивлялись обращению в католическую веру. Так, первый крестовый поход ордена Меченосцев закончился разгромом крестоносцев, остатки которых позднее слились с Тевтонским орденом. Тем не менее натиск крестоносцев продолжался и с каждым годом усиливался.
    Уже в середине XIII века литовские князья, их ближайшее окружение начали принимать крещение от латинян. Вначале делалось это для того, чтобы заручиться поддержкой европейских государств в борьбе за княжеский престол. В то же время народ упорно сопротивлялся крещению и продолжал держаться веры своих предков. Священники даже оставляли людям возможность сохранять древние обычаи там, где нельзя было их запретить. Да и можно ли было  запретить, к примеру, совершать языческие праздничные ритуалы в ночь на Ивана Купала .
   Великий князь Ольгерд не оглядывался на сарайских правителей в своих делах. Теперь только Москва оставалась препятствием в осуществлении его планов.  Попытки захватить её силой оружия не принесли успеха ни в году 1368, ни в 1370. Оба раза литовские войска останавливали каменные стены нового московского Кремля. Более того, уже дружины молодого князя Дмитрия предпринимали набеги на литовские города!
    Ольгерд был крещён по православному обряду, хотя в душе и оставался язычником.  С любовью и уважением относился к жене - княгине Ульяне, родной сестре тверского князя Михаила Александровича. Она отвечала взаимностью и во всём стремилась помогать
 
Московский Кремль при Дмитрии Донском. Худ. А. М. Васнецов.   
супругу. Сегодня же просила помочь брату отстоять Владимирский престол и дать ему воинов.  Но великий князь Ольгерд не имел права руководствоваться в поступках эмоциями. Убедившись в безуспешности захвата Москвы силой, многоопытный воин думал об ином способе ее покорения.  Он знал: в Великом княжестве Владимирском, как и в самой Москве – фактической столице Владимирского княжества, немало сторонников союза с Литвой. Основным препятствием, считал Ольгерд, является всевластие митрополита Алексия.  Вместе с тем сосредоточение духовной и светской власти в одних руках есть и слабость Москвы! Простой народ православный духовную власть признаёт безоговорочно и готов исполнить любые решения митрополита. Тогда как знать московская далеко не всегда соглашается с такими порядками и часто высказывает недовольство, о чём известно Ольгерду, и на нее он рассчитывает опереться в противостоянии с Алексием! С одобрения Ольгерда епископ Василий и Михаил Тверской отправили очередную грамоту в Константинополь с жалобами на московского митрополита.  В ней подробно излагали неправедные действия последнего. По их мнению, Алексий, всецело поглощенный делами Москвы, не интересовался жизнью паствы за её пределами – в Твери, Суздале, Литве! Вот только ответа из Константинополя до сих пор не последовало. А сегодня из Твери прибыл князь Михаил и сообщил, что в ставку Мамая отправилось московское посольство во главе с Дмитрием просить ярлык на Великий Владимирский престол, не так давно полученный Михаилом. Известие о нахождении князя Дмитрия в ставке Мамая было не из приятных.  Хотя и не очень высоко Ольгерд ставил крымского темника, получение ярлыка Дмитрием может усилить Москву в её притязаниях. А потеря ярлыка Михаилом ещё более ослабит позиции Твери в борьбе с Дмитрием…
    Великий князь делил людей на умных, глупых и полоумных. Умные люди могут быть очень умными или не очень, но все же – умными.   С ними можно иметь дело! С глупыми людьми также всё просто: они предсказуемы и управляемы. Самые сложные взаимоотношения возникают с полоумными! Их амбиции, притязания далеко не всегда согласуются с присущим им умом, нравственностью и возможностями.  Поэтому полоумные люди непредсказуемы в поступках и могут быть опасны не только для окружающих, но и для самих себя. К этой категории людей относил он Михаила.  Но сегодня тверской князь помогал Ольгерду в противостоянии с Москвой.
    - Ты считаешь, что Дмитрий действительно может получить ярлык на престол? – спросил великий князь Михаила, в сущности, предполагая, что так оно и будет.
     Незадолго до приезда свояка Ольгерд встречался с человеком из Кракова. Тот сообщил, что генуэзские магнаты решили предпринять попытки заключить союз с Дмитрием Московским. Сегодня Москва для них обретала не только торговое значение, но и становилась серьёзной силой против Орды. Великий князь, хотя и не верил в затею с Москвой, пока там сидит Алексий, прекрасно понимал, что Мамай сделает так, как того хотят генуэзцы.
    - Может, великий князь! – утвердительно кивнул Михаил. - Я не склонен доверять заверением Мамая. Он слишком жаден до денег.
    - Жаден? Или нуждается в деньгах?
    - Какая в том разница?! – недоуменно спросил Михаил.
    - Жадный человек, дорогой родственник, редко бывает умным! Не мешает знать это! – раздраженно ответил   Ольгерд. - Я думаю, Мамай далеко не так глуп, чтобы стать на сторону того, кто лишь больше даёт.  Мамай видит дальше алчных купцов, для которых главное - получить прибыль. Для Мамая важна власть. И если Москва признаёт власть темника в Орде, то вопрос о ярлыке для Дмитрия можно считать решённым!
    Хотя и больно задели Михаила ирония и назидательный тон Ольгерда, он вынужден был согласиться с тем, что как союзник Дмитрий сегодня более интересен крымскому темнику, нежели тверской князь.
    - Посольство я, конечно, отправлю! – продолжил Ольгерд. – Хотя бы для того, чтобы знать о происходящем у Мамая и, по возможности, тянуть время… Время сегодня работает на нас; в Москве разноголосье относительно Орды: многие уважаемые горожане недовольны раболепием Дмитрия перед татарами и ставят ему в пример Литву.  Твои люди, дорогой родственник, должны всеми способами потворствовать таким разговорам! Благо, тверские купцы - частые гости в Москве.
    Затем, вспомнив просьбу Ульяны, добавил:
    - Захватить Москву сегодня мы не можем. Уже пробовали!..   - Поэтому будь готов, что темник отдаст ярлык Дмитрию.


Рецензии