8. Люди во времени

   8. ЛЮДИ ВО ВРЕМЕНИ


   Человек эгоцентричен и всё сравнивает с собой.
   Например, на самом деле - не человекообразная обезьяна, а обезьяноподобный человек: обезьяна появилась раньше, с ней и надо сравнивать, как с эталоном, но человек упорно выдвигает себя на первое место.

   Человек, в первую очередь, является человеком духовно, а не физически.
   Физически, человек – животное. Но все свои чувства, желания и поступки он способен ощутить не только, как свои, но и как дарованные Силами, создавшими его, и почувствовать свою ответственность перед ними. Может быть, это чувство можно назвать совестью.

   Люди не одинаковы по способностям, но равны, как люди.   
   Менее способный человек требует бОльших усилий общества для того, чтобы он стал полноценным членом этого общества. Это – очевидно, когда необходимо устранить физические недостатки, но этого стараются не видеть, когда дело касается души.

   Человеческое (одухотворённое) общество стремится сделать каждого члена общества как можно больше человеком. Пробудить в нём ощущение души.
   Таких социумов на Земле ещё не было.

   Современный социум – бездушная структура, опирающаяся на бездушный алгоритм – юридический закон. Конечно, это лучше, чем совсем без него, но, всё-таки, чего-то ещё не достаёт.

   В древности социальное время шло очень медленно. (Каменный век, к примеру, длился не менее двадцати тысяч лет. Правда, кое-где он не кончился и сегодня, и, по большому счёту, продолжает оставаться в каждом из нас.)
   Медленное, почти незаметное, изменение жизни убеждало людей в том, что не может быть ничего нового в мире под Солнцем и Луной. А глубокая неудовлетворённость таким течением жизни – уже тогда – вызывала искреннее желание конца этому миру.
   Древние полагали, что Бытиё – вечно и циклично, что все события повторяются, заканчиваясь катастрофой, после которой, всё начинается с начала, и те же события, в той же последовательности, приходят к тому же концу.
   В общем-то, они были правы, потому что чувствовали неизменность видовых законов, управляющих человеком. А «декорации», в которых действуют эти законы, принципиально ни на что не влияют.
 
   Все виды животных возникают и уходят.
   Но человек так отличается от остальных живых существ, что невольно возникает мысль о том, что в отношении него у Сил, создавших человека, есть особая программа. Что, при всей похожести на животных, человек, действительно создан по иному образу, и его судьба должна быть иной, чем у всех остальных преходящих видов.
   А для этого его сознанию медленно открывается бесконечное Мироздание, простирающееся в Вечности.
   И эта картина всё меньше касается простой жизни человека на Земле.
   Человек меняется, незаметно для себя переселяясь с Земли в бесконечное Мироздание: всё, чего касается наше сознание, становится нашим домом.
 
   Бытиё не ходит по кругу.  Оно не имеет формы, и у него нет пути. Бытиё просто есть. Всё целиком. Без границ в Пространстве и Времени, и в любых других категориях.

   Материальный мир со всеми его «измерениями» - один из «срезов» многослойного Бытия.
   Можно допустить существование других «срезов». Но рассуждения о них беспредметны: мы не воспринимаем их, находясь на материальном «срезе».
   Но, иногда, кого-то посещают «изменённые состояния сознания», и тогда может быть воспринято что-то, не относящееся к нашему миру.
   Возможно, наши сны тоже являются «изменёнными состояниями сознания».
    
   Природа не таит от нас ничего. Просто мы не понимаем её языка. Понимание – это преодоление барьера между вымышленной отдельностью себя и неделимым Мирозданием.
   Понимание может быть даже иррациональным, когда мы соприкасаемся с иррациональным. Иррациональным, при материалистическом мировоззрении, является даже желание жить, так как человек рационально видит, что после смерти его личность и весь мир этой личности исчезают в никуда. И тогда – зачем всё это?
   И когда простая жизнь даётся очень непросто, тоже не может не возникнуть тот же вопрос: зачем всё это?

   Ложь влияет на информационные потоки и искажает образ Бытия. Она всегда разрушительна. Ложь не даёт лжецу силы. Она отнимает их, являясь дополнительной нагрузкой на его жизнь. В конечном счёте, ложь не полезна никогда и никому: она мешает правильно чувствовать, мыслить и действовать.
   Если бы люди не лгали, их мир был бы совершенно другим. Ведь, ложь – это не столько слова, сколько отношения людей друг к другу и даже каждого человека к самому себе.
   Ложь рождается эгоизмом. В основе эгоизма лежит проявление здорового инстинкта самосохранения. Но несбалансированная психика человека редко сохраняет что-то здоровым. Способность мыслить гипертрофирует простые естественные потребности человека, делая их неестественно большими и неутолимыми.
   Но способность мыслить пробуждает и творческие способности человека.

   Разум – коллективный феномен. В индивиде проявляется мышление, но не разум. Мышление эволюционирует в разум только в коллективе. Происходит очеловечивание человеческого существа.

   Большинство людей неравнодушно к еде, но безразлично к пониманию мира, в котором живёт.

   Все беды человека в том, что он – ещё зверь.
   В каждом человеческом существе – зверя – сколько угодно (хотя, не угодно  нисколько). И этот зверь, по-прежнему, опасен: зверь - в дальних, зверь – в ближних, и самый опасный зверь – в тебе самом.
   Но в каждом есть желание - быть Человеком и желание - жить среди людей.
И в каждом живёт надежда на то, что когда-нибудь, в его душе, среди хора звериных голосов, зазвучит, наконец, голос человека.

   Бытиё – результат процесса Творения.
   По человеческим понятиям, процесс (физический, химический, социальный) «безразличен» к результатам своего прохождения.
   Вселенский процесс Творения, как и творческий процесс человека, не может быть безразличен к своим результатам.
   За творческим процессом человека стоит человек, но нельзя, по аналогии, утверждать, что за вселенским процессом Творения стоит Творец. Творческие процессы людей конечны. Творение Бытия вечно. Поэтому сам процесс Творения обладает качествами личного Творца – к нему можно обратиться. Но для этого необходимо обладать уровнем сознания, которого человек ещё не достиг. И, может быть, не достигнет на сегодняшнем уровне своей материальной организации. Уровень сознания соответствует уровню материальной организации, который должен изменяться. В том числе – и сознательно. Но - не введением в организм достижений технологической цивилизации: «протезов» стихия сознания не заполнит.

   Стремление заставить зверя быть похожим на человека, на какое-то время, может удержать его на двух ногах. Но, как только принуждение прекращается, зверь опускается на четвереньки.

   Человеческое существо может стать Человеком только своим желанием изменения от зверя к Человеку.
   Хочется верить, что это стремление заложено в «программе» его существования.


Рецензии
Большим достоинством этой статьи является то, что в ней фактически дано философское определение человека. Недостатком статьи являются некие реверансы в сторону идеализма, упоминается Творец. Почему-то нет упоминания о научной базе, наверно было бы более приемлемо в наше время говорить не о творце и сотворении мира, а о теории эволюции Дарвина.

Вячеслав Бикташев   24.08.2023 12:07     Заявить о нарушении
"наверно было бы более приемлемо в наше время говорить не о творце и сотворении мира, а о теории эволюции Дарвина." А причём тут научная база и Дарвинизм? Я не верю в теорию эволюции, потому что как Дарвин не искал бы пропавшее звено между человеком и обезьяной-так и не нашёл. Никто не нашёл. Я больше поверю, что обезьяна произошла от человека.

Матиас Сибиряков   24.08.2023 13:54   Заявить о нарушении
"Творец" в статье не персонифицирован и фактически отсутствует.
Присутствует процесс Творения мира, в котором мы живём.

С уважением

Александр Гаврилов 7   24.08.2023 22:42   Заявить о нарушении