Кто и как создал легендарную Катюшу

                Кто создал "Катюшу".

     За день до начала Великой Отечественной войны на вооружение армии была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13.
БМ-13 стала одной из первых в мире современных систем залпового огня. Она предназначалась для уничтожения массированными залпами скопления живой силы и техники противника на большой площади.
"Катюша", или реактивный миномет на базе грузовика ЗиС-6 (позже - Studebaker US6), была принята на вооружение Красной Армией 21 июня 1941 года. Оружие представляет собой реактивный снаряд и пусковую установку, состоящую из направляющих - "рельс". Снаряд разгоняется по направляющей и при контакте с землей взрывается.
    Советские полководцы массово использовали "Катюши", и это наводило ужас на противника: после залпа на месте цели оставалась только выжженная земля, а акустики Рейха не могли "засечь" русскую артиллерию.
    За время войны было выпущено больше 10 тысяч установок, которые воевали на многих фронтах. Позже "Катюши" приноровились стрелять практически прямой наводкой, "выбивая" немцев из руин Берлина.
Работы по созданию ракетного оружия в Советском Союзе начались уже в 20-е годы. Этим занималась группа под руководством Георгия Лангемака, а в конце 1933 года в Москве появился первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт, также известный как НИИ-3.
    Директором института был назначен начальник газодинамической лаборатории Иван Клейменов, его заместителем – Сергей Королев (тот самый Королев, который станет потом отцом советской космонавтики). Позже туда пришел и Андрей Костиков. По многим свидетельствам, научные успехи его были невелики. Ранее он окончил Киевскую военную школу, потом Академию Жуковского, где в те времена учили не очень хорошо.
     Вскоре Костиков стал начальником отдела по разработке жидкостных ракетных двигателей, но амбиции его простирались явно дальше. В документах того времени есть донос, где он пишет, что Лангемак, Глушко и так далее, "вместо того чтобы улучшать один образец, расширяют производство вширь". Другими словами, ученые якобы не усовершенствовали образец, а сразу запускали массовое производство с мыслью "глядишь, кто-то сам и улучшит".
Позже Костиков написал еще одну записку, но в ЦК КПСС, в результате чего руководство НИИ было арестовано. Потом Костиков стал и.о. главного инженера, а уже в 1938 году – главным инженером. Отметим, что в доносе речь шла о людях, которые "сознательно делают дело не так и тем самым наносят государству ущерб".
Инженер все учел: он "свой", сын разнорабочего, в прошлом слесарь, образование получал уже после революции, а Лангемак из семьи священника, учился в гимназии и воевал в царской армии.
     Еще одним конкурентом Костикова в карьерном росте был Сергей Королев, заместитель руководителя института. И снова служебная записка в ЦК, в результате чего Королев, вместе с другим ученым, одним из основателей ракетной техники Валентином Глушко, оказывается в "шараге" – специализированном научном учреждении в системе НКВД, по сути, в тюрьме. Те, кто там сидят, продолжают работать над своими проектами, но под присмотром.
1937 год. Руководители Реактивного научно-исследовательского института Георгий Лангемак и Иван Клейменов, без которых не было бы легендарной "Катюши", расстреляны. Долгие годы автором грозного оружия считался только Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии I степени, член-корреспондент Академии наук СССР Андрей Костиков, по странному совпадению возглавивший институт после ареста своих коллег.
     В 1940 году Андрей Костиков вместе со своим коллегой Иваном Гваем и представителем Главного артиллерийского управления Красной Армии Василием Аборенковым получил патент на изобретение. В июне 1941-го, буквально накануне войны, он показал новое оружие Сталину, и тот дал "добро" на запуск в производство.
     Какой именно вклад в дело внес Костиков, до сих пор неизвестно. Ему достались уже почти готовые снаряды для "Катюши" и проект поперечной пусковой установки (напомним, в БМ-13 рельсы располагаются вдоль машины). Впрочем, многие параметры оружия были не заданы учеными, а продиктованы объективными причинами - габаритами, удобством применения, стоимостью.
Создание легендарной «Катюши» началось летом 1933 года, когда сотрудниками Ракетного НИИ (позднее НИИ-3) были развернуты работы по созданию твердотопливных ракетных снарядов калибра 82-мм и 132-мм. В июле 1938 года на вооружение ВВС РККА были приняты неуправляемые твердотопливные 132-мм снаряды РС-132, которые стали основой для разработки реактивных снарядов М-13. 5 июля 1938 года в НИИ-3 была начата разработка пусковых устройств для наземного запуска снарядов РХС(РОФС)-132 (будущих М-13).
      В августе 1939 года инженеры В. Н. Галковский и А. П. Павленко разработали проект механизированной пусковой установки МУ-2 (с продольным расположением направляющих) на шасси грузовика ЗиС-6. 25 декабря 1939 года 132-мм реактивный снаряд М-13 и метательная установка МУ-2 были одобрены Главным артиллерийским управлением (ГАУ) к войсковым испытаниям, и к 1941 году в мастерских НИИ-3 было изготовлено 7 опытных реактивных установок.
      17 июня 1941 года на Софринском полигоне был произведен показ опытных реактивных установок наркому обороны С. К. Тимошенко, начальнику ГАУ Г. И. Кулику и наркому вооружений Д. Ф. Устинову. 21 июня, за день до начала Великой Отечественной войны, И. В. Сталин подписал Постановление СНК СССР о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и боевых машин М-13-16 (16 ракет в одной пусковой установке), а также о начале формирования ракетных войсковых частей.
                Применение "Катюши".
      28 июня 1941 года в Москве в 1-ом Московском Краснознаменном артиллерийском училище была сформирована первая (экспериментальная) батарея (Особая батарея РГК) под командованием капитана И. А. Флерова. В батарею включили пять машин с реактивными установками М-13-16, одну 122-мм гаубицу, сорок четыре автомашины и шестьсот 132-мм реактивных снарядов М-13. 2 июля батарея Флерова выдвинулась на Западный фронт. 3 июля, находясь на Бородинском поле, солдаты и офицеры батареи дали клятву: ни при каких обстоятельствах не сдавать врагу новую, секретную технику. Под капотами М-13-16 были заложены взрывные устройства, и расчеты были готовы взорвать себя вместе с «Катюшами», но не отдать врагу для изучения новейшее оружие.
     14 июля в 15 часов 15 минут с дистанции 5’000 метров батарея Флерова дала залп 112 термитными ракетами по оршанскому железнодорожному узлу. В течение 7 секунд железнодорожная станция Орша была сметена с лица земли. Очевидцы рассказывали: «Над станцией взметнулось бушующее ревущее море огня. Горели не только танки и машины. Горела сама земля. Оставшиеся в живых немецкие солдаты в ужасе бежали кто куда, бросая оружие и технику».
Боевой модуль размещали на базе грузовика ЗИС-6, в качестве боеприпасов использовали неуправляемые фугасные реактивные снаряды калибром 132 миллиметра. БМ-13 стреляла на восемь с половиной километров и за десять секунд могла выпустить залпом все 16 ракет с пятью килограммами тротила каждая.
       На полную перезарядку установки расчету из семи человек требовалось около пяти минут. Один из минусов "Катюши" — невысокая точность по сравнению со ствольной артиллерией. Однако этот недостаток с лихвой компенсировали колоссальной плотностью огня и покрытием внушительных площадей.
      При этом ракетные подразделения отличались высокой маневренностью и после пуска быстро меняли позиции, уходя из-под ответного удара. Отследить их перемещения было крайне сложно, поэтому ракетный залп враги могли ожидать с какого угодно направления.
     К тому же "Катюши" оказывали на противника сильнейшее психологическое воздействие: невыносимый вой и почти одновременные разрывы десятков ракет доводили немцев буквально до безумия.
 
В 1938—1941 годах в НИИ № 3 НКБ (с 1938, бывший РНИИ) под руководством главного конструктора А. Г. Костикова инженеры И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, А. Ю. Крутецкий и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.
Такого мощного оружия не имела ни одна армия мира!  Первый залп «Катюши» в боевых условиях состоялся 14 июля 1941 года под Кингисеппом. Ракеты способны были поражать цели на дальность до 8 километров. Автомобили со смертоносным оружием начали поступать на различные участки фронта.   Весь 41-й год продолжались испытания в боевых условиях. Необходимо было довести орудие до ума и приложить все усилия, чтобы установка не попала в руки немцев. Иначе те получили бы все необходимые данные и параметры оружия и могли создать собственный аналог. Немцы даже сформировали секретное подразделение, в задачи которого входил перехват установки залпового огня. Бывали случаи, когда военные, охраняющие установки и попавшие в окружение, подрывали себя вместе с орудиями, лишь бы их не захватили фашисты. За все 4 года войны солдатам Вермахта так и не удалось разгадать секрет «Катюши».

   Советские солдаты дали реактивным установкам БМ-13-16 (так с августа 1941 года официально назывались реактивные установки) имя «Катюша», а фашисты называли батарею Флерова «адской мясорубкой» и бросили на ее нейтрализацию огромные силы.
     В течение трех месяцев батарея Флерова крушила противника, уходя от ответного удара. 6 октября 1941 года, выходя по тылам противника из окружения, в районе деревни Богатырь Угранского района Смоленской области, батарея Флерова попала во вражескую засаду и приняла свой последний бой. При возникновении огневого контакта противник сразу пошел на сближение и вошел в «мертвую зону» БМ-13-16. Батарейцы, отбиваясь стрелковым оружием, взорвали «Катюши» и отступили в лес. Сам Иван Андреевич Флеров героически погиб в бою. 16 октября 46 солдат и офицеров батареи Флерова вышли из окружения в районе Можайска.
Значительную роль реактивные установки БМ-13-16 сыграли в Битве за Москву. При отражении вражеского наступления на столицу «Катюши» наносили сокрушительные удары по врагу, зачастую срывая его атаки. Так, например, в ноябре 1941 года 108-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. И. Биричева упорно оборонялась на Павло-Слободском плацдарме. Дивизию Биричева эффективно поддерживали 1-й и 18-й отдельные гвардейские минометные дивизионы БМ-13-16 в составе 16 реактивных установок с общим залпом в 256 реактивных снарядов М-13. Иван Иванович Биричев так описывал в своих воспоминаниях действие легендарных «Катюш»: «Гвардейские минометные дивизионы своими залпами наводили ужас на вражеских солдат. Услышав звук летящих реактивных снарядов и увидев огненные столбы взрывов, фашисты цепенели и не двигались с места». Также И. И. Биричев отмечает, что в тяжелых боях в начале декабря 1941 года вклинившийся противник был остановлен в районе Падиково, в значительной степени благодаря эффективной огневой поддержке 1-го и 18-го отдельных гвардейских минометных дивизионов «Катюш». Эффективность применения «Катюш» в оборонительных боях отмечалась во всей полосе Западного фронта, что было документально подтверждено штабом Западного фронта в ходе боевой проверки деятельности частей реактивной артиллерии в ноябре 1941 года.
    С фронта непрерывным потоком лились заявки на увеличение численности реактивных установок. Стремясь выполнить фронтовой заказ, только к ноябрю 1941 года советская промышленность выпустила 456 «Катюш» БМ-13-16 на шасси ЗиС-6 и 15 установок БМ-13-16 на шасси ЗиС-5. К 6 декабря 1941 года в частях реактивной артиллерии Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов имелось около 500 «Катюш», которые приняли самое активное участие в контрнаступлении под Москвой. В наступательных операциях массированные залпы дивизионов и полков «Катюш» применялись для прорыва вражеской обороны. Как правило, вражеские укрепления сначала разрушала ствольная артиллерия, а затем на выскочивших из полуразрушенных дотов и дзотов фашистов обрушивались залпы реактивных установок. Хорошо видимые даже днем, широкие инверсионные следы ракет служили сигналом к атаке для советской пехоты.
В течение 1942 года выпуск «Катюш» на 10 заводах Москвы, Ленинграда, Урала непрерывно рос. Производство реактивных установок разворачивалось в условиях военного времени, без переналадки производства. Выпущенные на разных заводах БМ-13-16 значительно отличались друг от друга, что затрудняло их войсковую эксплуатацию и ремонт. К этому времени у военных накопились претензии к конструкционным характеристикам БМ-13-16.
     С фронта поступали нарекания на слишком высокий угол минимального склонения направляющих, до +15°. Обладая таким углом, БМ-13-16 не могли вести огонь прямой наводкой для самообороны, и расчетам приходилось закапывать передний мост шасси в приямки для ведения огня прямой наводкой, что серьезно ограничивало мобильность ракетных батарей и дивизионов. Также армейцев не устраивало большое рассеивание снарядов М-13. Из-за укороченных до пяти метров направляющих и неравномерного горения твердотопливных пороховых шашек на максимальной дистанции в 8’470 метров снаряд М-13 отклонялся от прямой линии до 300 метров, что делало невозможным экономную и прицельную стрельбу по малоразмерным целям.
Для преодоления накопившихся проблем 21 апреля 1942 года прошло большое совещание с участием представителей всех заводов изготовителей, ГАУ и Наркомата минометного вооружения. Было принято решение об унификации и стандартизации (нормализации) рабочей документации, технологических процессов и ТТХ выпускаемых установок БМ-13-16. Было решено модернизировать конструкцию БМ-13-16: уменьшить угол минимального склонения направляющих до +7°, собирать пусковую (метательную) установку на подрамнике отдельно от шасси, забронировать бензобак и др. Получившаяся в результате унификации производства и модернизации конструкции пусковая установка получила индекс Н – нормализованная. Заводам-изготовителям рекомендовалось устанавливать модернизированную БМ-13-16Н (нормализованную) на шасси грузовиков ЗиС-6 или Studebaker US 6. В апреле 1943 года нормализованная установка БМ-13-16Н была принята на вооружение РККА. Модернизация коснулась не только пусковой установки, но и 132-мм реактивного снаряда М-13, отличавшегося большим разбросом из-за неравномерного горения ракетного топлива. Для устранения этого недостатка в апреле 1944 года на вооружение РККА был принят реактивный снаряд М-13-УК (улучшенная кучность). В его корпусе просверливалось 12 отверстий, через которые вырывался газ и раскручивал снаряд в полете вокруг своей оси. Благодаря эффекту «проворота снаряда» кучность попаданий реактивного снаряда М-13-УК улучшилась в 3 раза.
"Катюши" действовали на самых сложных участках фронта, конечно, участвовали и в обороне столицы. К осени 1941-го больше половины всех имеющихся систем залпового огня сосредоточили под Москвой. Из-за тяжелой обстановки на фронте применять их приходилось подивизионно. Ставка ВГК выпустила директиву о порядке использования реактивной артиллерии. В ней говорилось, что Красная армия получила мощное оружие — лучшее средство для уничтожения массированными ударами живой силы, танков и огневых средств противника.
     Один из ярких примеров эффективного применения "Катюш" — поддержка пехоты при атаке красноармейцев на деревню Скирманово в ноябре 1941-го. Тогда дивизион под командованием капитана Казбека Карсанова несколькими залпами уничтожил около 20 танков, десятки минометов и орудий немцев, а населенный пункт взяли, практически не встретив сопротивления.
     Важнейшую роль "Катюши" сыграли и в Сталинградской битве. Девятнадцатого ноября 1942-го началась операция "Уран": в "котле" оказались почти 300 тысяч солдат и офицеров вермахта. Первыми выступили реактивная и ствольная артиллерия. На позиции гитлеровцев в течение 80 минут обрушились тысячи снарядов. Сначала "Катюши" били по переднему краю, затем накрывали площади на глубине до 400 метров от него, а третьим залпом напрочь "сметали" оставшиеся укрепления.
После масштабной артподготовки войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов пошли в контрнаступление — уже через четыре дня их части замкнули кольцо окружения.
        Ход войны показал, что эффективнее всего «катюши» действуют в ходе огневого вала. То есть, когда артиллерия всех видов создает перед своими атакующими частями сплошную завесу из снарядов, которая перемещается вперед по мере развития темпа наступления. Во время ряда операций Великой Отечественной именно     залп реактивных установок служил общим сигналом для начала мощной артподготовки для пушек и гаубиц.
     За годы войны советской промышленностью было выпущено 6’800 боевых машин БМ-13-16 на 17 шасси различных марок, как отечественных, так и иностранных производителей.
        В сухом остатке реактивная артиллерия внесла значительный вклад в общую победу Красной армии. Вслед за БМ-13 в войска начали поставлять различные модификации. Например, боевые модули размещали на базе легких танков Т-40 и Т-60. На месте башни монтировали блок направляющих под 82-миллиметровые ракеты. Этот вариант системы залпового огня оказался более защищенным и проходимым, чем колесные аналоги.
       Кроме того, разработали установки для пуска с земли, боевыми модулями оснащали бронекатера, мотоциклы и даже дрезины. А в 1944-м появилась старшая модель БМ-31-12 "Андрюша" — эта система стреляла уже более мощными 310-миллиметровыми реактивными снарядами и доставала цели далеко за линией фронта.
К маю 45-го года в действующей армии насчитывалось 40 отдельных дивизионов, 104 полков, 40 бригад и 7 дивизий реактивной артиллерии. Русская «Катюша» снискала себе славу во всем мире. После окончания Великой отечественной войны реактивные установки стояли на вооружении всех союзников СССР от Кубы до Вьетнама. «Катюша» успела повоевать в Китае, Корее, на Ближнем Востоке.

      Один из забытых историей изобретателей "Катюши" был родной брат моего деда -  Ларин Тимофей Иванович.

Остаётся добавить важный факт, что мой личный предок был один из забытых главных конструкторов легендарной «Катюши».  В Великую Отечественную войну у меня погиб дед и погибли пять его родных братьев по родовой линии моего умершего отца, доблестного подполковника авиации Ларина Владимира Климовича. Моего деда звали Ларин Клим Иванович. Ларин Клим Иванович долго считался пропавшим без вести во время Великой Отечественной войны и только несколько лет назад выяснилось, что Ларин Клим Иванович, 1905 г. рождения, уроженец хутора Власово-Ют, призванный военным комиссариатом г. Новошахтинск, погиб 15.06.1942 г. Моему покойному отцу ещё при его жизни в подарили в военкомате  Книгу Памяти, из которой он почти в конце жизненного пути узнал, что его отец Клим Иванович  не пропал без вести в войну, а был убит во время боя.   Место захоронения неизвестно, однако последнее письмо от Клима Ивановича его семья получила из-под Сталинграда. В эпоху Великой Отечественной войны вместе с Климом Ивановичем погибли пять его родных братьев.
  Брат Клима Ивановича, Тимофей Иванович Ларин, со слов моего отца,  был одним из трёх главных создателей легендарной боевой машины «Катюши», применение которой в ходе войны оказалось решающим обстоятельством, уничтожившим фашизм. Немцы во время боя страшно боялись русских «Катюш» и бежали от них. Ларин Тимофей Иванович с детства обладал уникальным конструкторским талантом, в его руках даже обычная с виду палка начинала стрелять по воспоминаниям родственников. Естественно, что такой талант оценили, он поступил в артиллерийское училище, а потом пригласили  для работы в РНИИ, где  в 1938 - 1941 годах И.И. Гвай, В.Н. Галковский, А.П. Павленко, А.С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. Р.С. М-13 и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны.  Тимофея Ивановича Ларина в процессе работы над «Катюшей» каждый месяц вызывал с докладом в Москву лично Сталин И. В. Однако Тимофей Иванович Ларин,  был убит  осколками бомбы  во время войны, как были убиты  пять его братьев,  и поэтому почти вся слава создателя  «Катюши» досталась другим конструкторам. О погибшем Тимофее Ивановиче просто незаслуженно забыли, а после его смерти некому было замолвить слово об участии этого человека  в создании  «Катюши», без которой бы войну не выиграли.

Автор - Ларин Алексей Владимирович.


Рецензии
Спасибо, Алексей Владимирович! С большим интересом прочитала Вашу статью. А мой дядя,Александр Ионович Коган участвовал в создании гироскопов для управления ракетами...

Надежда Коган   13.07.2022 16:31     Заявить о нарушении