За державу обидно. ч. 5 Судостроение
А потом наступили сегодняшние страшные события, пришло время других статей.
Общаясь со своими знакомыми, читая социальные сети, я вижу: многие до сих пор уверены: действия российской власти в последние 20 лет привели к небывалому росту могущества страны. Возможно, это одна из причин поддержки многими россиянами нынешних действий власти: они думают, что таким образом Россия, а значит и они, показывают всем свою силу, могущество.
Конечно, в первую очередь все эти люди видят заслугу в этом президента страны. Не сосчитать, сколько его изображений выставляют в соцсетях, с эпитетами: лучший в мире президент, поднял Россию с колен, нашей стране повезло с президентом, и так далее.
На самом деле всё с точностью до «наоборот». Движение страны на дно лишь ускорилось после необдуманных и авантюрных действий власти сегодня, а началось ранее, лет пятнадцать назад. Тогда, после небывалого притока денег от энергоресурсов, нормализации и улучшения жизни после тяжелых 90-х, у российского руководства несколько закружилась голова, и оно стало думать об «имперском величии».
Хотя мы видим, что целый ряд стран, богатых, имеющих мощный промышленный потенциал не в пример российскому, например Германия, Япония, Южная Корея, не проявляют каких-либо претензий на величие.
У руководства нашей страны была возможность строить современную Россию, с развитой, мощной промышленностью, богатую страну со счастливыми людьми, дружащую с соседями и мировым сообществом.
Однако российская власть выбрала другой путь.
Сейчас почти нет отраслей, в которых наша страна имела бы какие-то существенные достижения, и уж тем более в результате действий власти за последние двадцать лет.
Поэтому я решил вернуться к рассказу о положении дел в российском производстве, в первую очередь в отраслях промышленности.
Повторю написанное ранее во Введении к циклу статей:
В каждой статье важнейшая для страны отрасль рассматривается в разрезе:
- динамики за последние 15 - 20 лет;
- состояния дел сегодня, место в мире (иногда - перспективы).
Обычно из этого довольно ясно видно: есть ли какие достижения, действительно ли страна на передовых позициях, либо она отстаёт, и насколько сильно.
Поскольку нынешнее руководство России у власти уже 23 года, то отставание страны в любой области деятельности вряд ли можно связать с падением производства в 90-е годы.
Весь современный мировой опыт показывает, что практически нет отраслей, которые нельзя было бы восстановить или заново создать и вывести на самые передовые позиции за 20-25 лет. Примеры Южной Кореи и Филиппин - в гражданском судостроении, Китая и компании Илона Маска - в ракетостроении, небольшого Тайваня - в микроэлектронике, доказывают это.
В российском судостроении в 90-е годы произошел распад производственных цепочек. Кроме этого, отечественные верфи потеряли часть производственных мощностей из-за морального и физического устаревания оборудования.
Но в результате возникла и благоприятная ситуация для развития отрасли на новой технической основе. Как раз в это время, начиная с 2000 года, развитие ИТ-технологий сделали возможным проектировать и производить суда блоками и полукорпусами.
Строительство новых верфей велось в других странах уже под новую технологию. Повышалась производительность труда, оптимизировались производственные процессы, себестоимость строительства судов снижалась.
Эти мировые тренды обошли стороной отечественные верфи. Цены на энергоресурсы взлетели, денег было немерено, и власть посчитала, что она может купить весь мир.
Гражданские суда покупали или заказывали в других странах, арендовали, свои мощности не развивали.
Конечно, СМИ все эти годы исправно выполняли свою работу: писали о том, что судостроению в стране «уделяется внимание, принимаются программы, выделяются средства» (Программы были приняты в 2007 году, потом в 2012, и так далее).
На самом деле даже те скромные задачи, что ставились в программе, не выполнялись, принималась следующая, и мы теряли даже те позиции, что имели.
На сегодняшний день по доле в мировом гражданском судостроении Россия в конце двадцатки стран. Место, возможно, не самое шокирующее. Но какова эта доля? Менее 0,1%!
Маленький, вчера ещё отсталый Вьетнам, производит гражданских судов, по тоннажу, в 7-8 раз больше огромной России. Южная Корея, которую мы знаем как крупного производителя автомобилей, бытовой техники, аппаратуры, страна, обделенная природными ресурсами, строит судов почти в 400 раз больше, на неё приходится 34% мирового гражданского судостроения.
А нам пропагандисты всё внушают, что наша страна - «великая морская держава». По ТВ рассказывают, что мы строим самые мощные ледоколы, осваиваем Северный морской путь, у нас мощный военный флот, мы спускаем на воду то один военный корабль, то другой.
Вот данные по вводу атомных ледоколов: «50 лет Победы» в 2007 г., «Арктика» в 2020, «Сибирь» в 2022 г. За все годы правления Путина всего три больших судна!
Прочие же успехи в судостроении, о которых рассказывают СМИ, это в основном суда, построенные по нашим заказам. Полностью или в основном.
Например, в 2025 году СМИ сообщат: «Норникель» приступил к эксплуатации мощного двухтопливного ледокола. И возможно напишут что-то типа: это первое в мире судно такого класса, работающего на двух видах топлива.
Такое судно действительно заложено на верфи Финляндии в этом году и будет передано «Норникелю» в 2025 году.
Кроме этого Финляндия строит много других судов для России. Для того же Норникеля построена целая серия контейнеровозов ледового класса.
В современном, глубоко взаимосвязанном мире вроде бы ничего необычного нет в том, что мы заказываем некоторые суда в других странах. Ненормально то, что огромная морская держава НЕ СПОСОБНА развить отрасль и производить суда в достаточном количестве.
То есть не то, что мы «не хочем». Мы не можем. Правительство принимает программы развития, но их не удаётся выполнить. Создали Объединенную судостроительную корпорацию. И это не помогло.
Вот что рассказал корреспонденту FlotProm главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов о трудностях создания корабельных двигателей:
"Раньше промышленность могла выехать на кустарном производителе. А сейчас нужна такая высочайшая точность, такие материалы, которые мы в кустарных условиях не получим. Такие реcурсоемкие производства, как изготовление самолетов, кораблей, дизельных двигателей, не могут быть реализованы силами "Левшей".
Могучее машиностроение - вот в чем основа реальной экономики.
Это когда страна может делать наукоемкую продукцию, и не только военную. Это станки, это электроника, это инструментальная промышленность. Машиностроение же у нас имеет ограниченные возможности. А станкостроение в России разгромлено полностью. И не только оно. Инструментальная промышленность тоже разгромлена. Если у нас и производятся станки, то только самые простенькие.»
В результате российский гражданский флот сжимается как шагреневая кожа.
Вот данные по наличию морских судов, шт.:
2005 - 3574
2010 - 2800
2017 - 2720
Но уже скоро количество судов катастрофически уменьшится.
Во-первых, в связи с их старением. С 2005 года по 2017 год доля морских судов возраста более 30 лет выросла с 16 до 40 %.
Во-вторых, в связи с разрушительными для нашей экономики действиями российской власти «на всех фронтах».
СМИ сообщили, что «Совкомфлот» планирует продать до трети своего флота, чтобы погасить кредиты в западных банках в условиях санкций, и обсуждает это с покупателями из Дубая и Китая.
По словам главы Объединенной судостроительной корпорации, зависимость гражданского судостроения от импортных поставок, в зависимости от судна, доходила ещё недавно до 70 %, поэтому для планового ремонта, замены деталей, узлов, тех же двигателей, требуются поставки западных фирм, а они прекращены.
Но если гражданский флот основную массу нашего населения всё-таки не так сильно интересует, то могущество Военно-Морского флота, радует сердце каждого россиянина.
Поскольку служить мне пришлось на надводных кораблях, то в одной из статей я расскажу подробнее об этой составляющей ВМФ.
Сейчас только кратко, относительно судостроения.
Такой крупной державе, как Россия, имеющей огромную, самую большую в мире протяженность береговой линии, заявляющей о своих имперских интересах, необходимы корабли дальней морской зоны. В настоящее время их в составе ВМФ катастрофически мало.
Например, кораблей 1 ранга на российских флотах в строю всего 3! Два - на Северном флоте, один - на Тихоокеанском.
Все корабли 1 ранга устаревшие, построены ещё в советское время. Первой моей военной специальностью на флоте была техническая разведка. Задача состояла в слежении за крупными кораблями НАТО, поэтому мы изучали их характеристики. Так вот, авианосцы США пятидесятилетней давности, давно сданные в утиль, превосходили единственный на сегодня авианесущий корабль России - «Адмирал Кузнецов». Да и тот находится на модернизации с начала 2018 года, но сколько будет стоять в доке - неизвестно (ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ремонте с 2009 года!)
Сирийский поход авианесущего крейсера, широко освещавшийся прессой, не вызвал ничего, кроме боли и стыда. Мало того, что он чадил как угольные пароходы 150 лет назад, так ещё умудрился потерять два дорогущих боевых самолёта в условиях, когда крейсер никто не атаковал, не угрожал ему.
О боевых возможностях других кораблей можем судить по гибели на днях ракетного крейсера «Москва». Его не так давно модернизировали, называли громко, с пафосом «убийцей авианосцев». Крейсер не смог даже себя защитить, затонул без всякого боя у своих берегов, где вроде бы куча судов должны были его спасти.
А новых судов такого класса за все годы правления Путина, который, как нам постоянно твердят, вновь сделал страну великой, не удалось построить ни одного. Да что там: 13 лет наши корабелы ремонтируют крейсер «Адмирал Нахимов», в то время как современные верфи за насколько лет строят с нуля такие суда.
Сегодня российское судостроение фактически состоит из ограниченного числа небольших по мировым меркам судостроительных предприятий, на которых отсутствуют новые технологии и методы организации судостроительного производства.
Кораблестроители отмечают: будущее российского судостроения - за новыми предприятиями технически сложного судостроения, которым удастся привлечь новые судостроительные технологии и передовой зарубежный опыт. Только это позволит производить современные суда.
Как несложно понять, теперь это ДАЛЁКОЕ БУДУЩЕЕ.
В результате мудрых действий российской власти наша страна надолго отлучена от современных технологий и передового зарубежного опыта.
Свидетельство о публикации №222051000113
Были случаи, когда некоторые механизмы, устройства, вооружения... устаревали и их меняли в ходе строительства на более современные. Что касается гражданских судов, то бросалась в глаза одна деталь - гражданские суда советской постройки заказывали в СССР исключительно страны третьего мира. Были редкие исключения, когда в роли заказчика выступали европейцы, но тогда обязательно ставился ряд жестких условий: силовые установки и другое важно оборудование - импортного производства. Даже покраска ОБЯЗАТЕЛЬНО должна была быть импортной. Вот пример.
Во время моей командировки на Керченский судостроительный завод наблюдал, как бригада поляков из пяти человек красила корпус сухогруза. Обычно, такого тоннажа судно наши красили около месяца и в покраске принимало участие более ста (!) человек, в основном, женщины. Для этого строили вокруг корпуса леса. Красочный слой был очень неравномерный, попросту говоря - говённый. Пять польских маляров с помощью современного оборудования и подвесок перемещавшихся вертикально и горизонтально, красили судно за пять (!) дней. Разговаривал с одним из них и тот сказал, что их график покрасок судов расписан на год вперёд, сегодня - здесь, а завтра - в Пакистане или Индии. Когда я рассказал об этом нашей бригадирше маляров, она сказала, что за такие бабки и с таким оборудованием она тоже согласится красить судно за неделю. Разговаривали мы в курилке и кто-то из работяг сказал: "Ты, Галя не пи@@и! Тебе хоть в три раза больше заплати - всё равно, разбадяжишь и спиз@@@ь финскую краску"
Такова сермяжная правда, Саша. Ничего не придумал, всё видел своими глазами.
Владимир Пастернак 16.11.2024 14:26 Заявить о нарушении
Когда увидел, что от тебя рецензия на эту статью, подумал: ну, родная тема.
А что ты в ней "... сермяжная правда ... Ничего не придумал, всё видел своими глазами" - у меня сомнений нет.
В 1971 году наш корабль находился в плановом ремонте в Николаеве, на судостроительном (возможно ненароком и встречались: в городе, на заводе).
Леса вокруг корпуса, люльки, работницы завода и наши матросы - так и было.
Галя не пи@@и! Тебе хоть в три раза больше заплати - всё равно, разбадяжишь и спиз@@@ь финскую краску" - это уж к гадалке не ходи.
Саша Щедрый 17.11.2024 19:29 Заявить о нарушении