За державу обидно. ч. 5 Судостроение
А потом наступили сегодняшние страшные события, пришло время других статей.
Общаясь со своими знакомыми, читая социальные сети, я вижу: многие до сих пор уверены: действия российской власти в последние 20 лет привели к небывалому росту могущества страны. Возможно, это одна из причин поддержки многими россиянами нынешних действий власти: они думают, что таким образом Россия, а значит и они, показывают всем свою силу, могущество.
Конечно, в первую очередь все эти люди видят заслугу в этом президента страны. Не сосчитать, сколько его изображений выставляют в соцсетях, с эпитетами: лучший в мире президент, поднял Россию с колен, нашей стране повезло с президентом, и так далее.
На самом деле всё с точностью до «наоборот». Движение страны на дно лишь ускорилось после необдуманных и авантюрных действий власти сегодня, а началось ранее, лет пятнадцать назад. Тогда, после небывалого притока денег от энергоресурсов, нормализации и улучшения жизни после тяжелых 90-х, у российского руководства несколько закружилась голова, и оно стало думать об «имперском величии».
Хотя мы видим, что целый ряд стран, богатых, имеющих мощный промышленный потенциал не в пример российскому, например Германия, Япония, Южная Корея, не проявляют каких-либо претензий на величие.
У руководства нашей страны была возможность строить современную Россию, с развитой, мощной промышленностью, богатую страну со счастливыми людьми, дружащую с соседями и мировым сообществом.
Однако российская власть выбрала другой путь.
Сейчас почти нет отраслей, в которых наша страна имела бы какие-то существенные достижения, и уж тем более в результате действий власти за последние двадцать лет.
Поэтому я решил вернуться к рассказу о положении дел в российском производстве, в первую очередь в отраслях промышленности.
Повторю написанное ранее во Введении к циклу статей:
В каждой статье важнейшая для страны отрасль рассматривается в разрезе:
- динамики за последние 15 - 20 лет;
- состояния дел сегодня, место в мире (иногда - перспективы).
Обычно из этого довольно ясно видно: есть ли какие достижения, действительно ли страна на передовых позициях, либо она отстаёт, и насколько сильно.
Поскольку нынешнее руководство России у власти уже 23 года, то отставание страны в любой области деятельности вряд ли можно связать с падением производства в 90-е годы.
Весь современный мировой опыт показывает, что практически нет отраслей, которые нельзя было бы восстановить или заново создать и вывести на самые передовые позиции за 20-25 лет. Примеры Южной Кореи и Филиппин - в гражданском судостроении, Китая и компании Илона Маска - в ракетостроении, небольшого Тайваня - в микроэлектронике, доказывают это.
В российском судостроении в 90-е годы произошел распад производственных цепочек. Кроме этого, отечественные верфи потеряли часть производственных мощностей из-за морального и физического устаревания оборудования.
Но в результате возникла и благоприятная ситуация для развития отрасли на новой технической основе. Как раз в это время, начиная с 2000 года, развитие ИТ-технологий сделали возможным проектировать и производить суда блоками и полукорпусами.
Строительство новых верфей велось в других странах уже под новую технологию. Повышалась производительность труда, оптимизировались производственные процессы, себестоимость строительства судов снижалась.
Эти мировые тренды обошли стороной отечественные верфи. Цены на энергоресурсы взлетели, денег было немерено, и власть посчитала, что она может купить весь мир.
Гражданские суда покупали или заказывали в других странах, арендовали, свои мощности не развивали.
Конечно, СМИ все эти годы исправно выполняли свою работу: писали о том, что судостроению в стране «уделяется внимание, принимаются программы, выделяются средства» (Программы были приняты в 2007 году, потом в 2012, и так далее).
На самом деле даже те скромные задачи, что ставились в программе, не выполнялись, принималась следующая, и мы теряли даже те позиции, что имели.
На сегодняшний день по доле в мировом гражданском судостроении Россия в конце двадцатки стран. Место, возможно, не самое шокирующее. Но какова эта доля? Менее 0,1%!
Маленький, вчера ещё отсталый Вьетнам, производит гражданских судов, по тоннажу, в 7-8 раз больше огромной России. Южная Корея, которую мы знаем как крупного производителя автомобилей, бытовой техники, аппаратуры, страна, обделенная природными ресурсами, строит судов почти в 400 раз больше, на неё приходится 34% мирового гражданского судостроения.
А нам пропагандисты всё внушают, что наша страна - «великая морская держава». По ТВ рассказывают, что мы строим самые мощные ледоколы, осваиваем Северный морской путь, у нас мощный военный флот, мы спускаем на воду то один военный корабль, то другой.
Вот данные по вводу атомных ледоколов: «50 лет Победы» в 2007 г., «Арктика» в 2020, «Сибирь» в 2022 г. За все годы правления Путина всего три больших судна!
Прочие же успехи в судостроении, о которых рассказывают СМИ, это в основном суда, построенные по нашим заказам. Полностью или в основном.
Например, в 2025 году СМИ сообщат: «Норникель» приступил к эксплуатации мощного двухтопливного ледокола. И возможно напишут что-то типа: это первое в мире судно такого класса, работающего на двух видах топлива.
Такое судно действительно заложено на верфи Финляндии в этом году и будет передано «Норникелю» в 2025 году.
Кроме этого Финляндия строит много других судов для России. Для того же Норникеля построена целая серия контейнеровозов ледового класса.
В современном, глубоко взаимосвязанном мире вроде бы ничего необычного нет в том, что мы заказываем некоторые суда в других странах. Ненормально то, что огромная морская держава НЕ СПОСОБНА развить отрасль и производить суда в достаточном количестве.
То есть не то, что мы «не хочем». Мы не можем. Правительство принимает программы развития, выделяет большие средства, но программы не удаётся выполнить. Создали Объединенную судостроительную корпорацию. И это не помогло.
Вот что рассказал корреспонденту FlotProm главный конструктор "Коломенского завода" Валерий Рыжов о трудностях создания корабельных двигателей:
"Раньше промышленность могла выехать на кустарном производителе. А сейчас нужна такая высочайшая точность, такие материалы, которые мы в кустарных условиях не получим. Такие реcурсоемкие производства, как изготовление самолетов, кораблей, дизельных двигателей, не могут быть реализованы силами "Левшей".
Могучее машиностроение - вот в чем основа реальной экономики.
Это когда страна может делать наукоемкую продукцию, и не только военную. Это станки, это электроника, это инструментальная промышленность. Машиностроение же у нас имеет ограниченные возможности. А станкостроение в России разгромлено полностью. И не только оно. Инструментальная промышленность тоже разгромлена. Если у нас и производятся станки, то только самые простенькие.»
В результате российский гражданский флот сжимается как шагреневая кожа.
Вот данные по наличию морских судов, шт.:
2005 - 3574
2010 - 2800
2017 - 2720
Но уже скоро количество судов катастрофически уменьшится.
Во-первых, в связи с их старением. С 2005 года по 2017 год доля морских судов возраста более 30 лет выросла с 16 до 40 %.
Во-вторых, в связи с разрушительными для нашей экономики действиями российской власти «на всех фронтах».
СМИ сообщили, что «Совкомфлот» планирует продать до трети своего флота, чтобы погасить кредиты в западных банках в условиях санкций, и обсуждает это с покупателями из Дубая и Китая.
По словам главы Объединенной судостроительной корпорации, зависимость гражданского судостроения от импортных поставок, в зависимости от судна, доходила ещё недавно до 70 %, поэтому для планового ремонта, замены деталей, узлов, тех же двигателей, требуются поставки западных фирм, а они прекращены.
Но если гражданский флот основную массу нашего населения всё-таки не так сильно интересует, то могущество Военно-Морского флота, радует сердце каждого россиянина.
Поскольку служить мне пришлось на надводных кораблях, то в одной из статей я расскажу подробнее об этой составляющей ВМФ.
Сейчас только кратко, относительно судостроения.
Такой крупной державе, как Россия, имеющей огромную, самую большую в мире протяженность береговой линии, заявляющей о своих имперских интересах, необходимы корабли дальней морской зоны. В настоящее время их в составе ВМФ катастрофически мало.
Например, кораблей 1 ранга на российских флотах в строю всего 3! Два - на Северном флоте, один - на Тихоокеанском.
Все корабли 1 ранга устаревшие, построены ещё в советское время. Первой моей военной специальностью на флоте была техническая разведка. Задача состояла в слежении за крупными кораблями НАТО, поэтому мы изучали их характеристики. Так вот, авианосцы США пятидесятилетней давности, давно сданные в утиль, превосходили единственный на сегодня авианесущий корабль России - «Адмирал Кузнецов». Да и тот находится на модернизации с начала 2018 года, но сколько будет стоять в доке - неизвестно (ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ремонте с 2009 года!)
Сирийский поход авианесущего крейсера, широко освещавшийся прессой, не вызвал ничего, кроме боли и стыда. Мало того, что он чадил как угольные пароходы 150 лет назад, так ещё умудрился потерять два дорогущих боевых самолёта в условиях, когда крейсер никто не атаковал, не угрожал ему.
О боевых возможностях других кораблей можем судить по гибели на днях ракетного крейсера «Москва». Его не так давно модернизировали, называли громко, с пафосом «убийцей авианосцев». Крейсер не смог даже себя защитить, затонул без всякого боя у своих берегов, где вроде бы куча судов должны были его спасти.
А новых судов такого класса за все годы правления Путина, который, как нам постоянно твердят, вновь сделал страну великой, не удалось построить ни одного. Да что там: 13 лет наши корабелы ремонтируют крейсер «Адмирал Нахимов», в то время как современные верфи за насколько лет строят с нуля такие суда.
Сегодня российское судостроение фактически состоит из ограниченного числа небольших по мировым меркам судостроительных предприятий, на которых отсутствуют новые технологии и методы организации судостроительного производства.
Кораблестроители отмечают: будущее российского судостроения - за новыми предприятиями технически сложного судостроения, которым удастся привлечь новые судостроительные технологии и передовой зарубежный опыт. Только это позволит производить современные суда.
Как несложно понять, теперь это ДАЛЁКОЕ БУДУЩЕЕ.
В результате мудрых действий российской власти наша страна надолго отлучена от современных технологий и передового зарубежного опыта.
Свидетельство о публикации №222051000113
Ещё меня поражает, что увеличили пенсионный возраст, пенсия маленькая, зарплата врачей и учителей мизерная, ввели систему оплаты "Платон"... "Денег нет, но вы держитесь", а в это время копили деньги в иностранных банках. И вот конфисковали золотовалютные резервы. Астрономическая сумма, её хватило бы и на пенсии, и на зарплаты, и на развитие промышленности. Думала, что хотя бы промышленность развивают. Ничего подобного!Для чего копили???
И почему не подготовились к военной операции? Думали, что запад не в курсе нашего состояния дел, что запад всё проглотит?
Много очень вопросов, очень много!
Галина Санорова 10.05.2022 23:12 Заявить о нарушении
Нынешнюю коррупционную власть ничего кроме обогащения и собственного "величия" ничего не волнует. Ни российский народ, ни то, как будет страна жить завтра.
Жаль, что вы и многие в нашей стране этого так и не понимают.
Саша Щедрый 11.05.2022 12:20 Заявить о нарушении