мои мысли о значении труда Куликова и других Идеол

  Наконец я нашёл важнейший для меня трактат о сущности исторической миссии России, который развеивает очередную бесовщину русских либералов и части творческой интеллигенции, которые отреклись от отечества, когда Путин объявил 24 февраля  о начале стратегической операции против неонацизма.
            
 
             
ISBN 978-5-00116-621-4 © Мостовой П., 2021
© Питер, 2021
П. Мостовой, Д. Куликов, Т. Сергейцев. «Идеология русской государственности. Континент Россия»
4
Содержание
Предисловие к первому изданию 6
Предисловие ко второму изданию 7
От авторов 8
Часть I. Континент Россия: сумма русской идеологии 10
Часть II. Философия истории русского государства 18
II.0. Древняя Русь. Предгосударство 18
II.0.1. Миф, легенда и история являются знаниями 18
II.0.2. Русский миф, его легенда и начало русской истории 20
II.0.3. Создание русского народа 23
II.0.4. Единство как основа будущего русского государства 25
II.1. Долгое государство Ивана III Великого 31
II.1.1. Иван III Великий – государь всея Руси 31
II.1.1.1. Первое русское государство – империя 31
II.1.1.2. Первый русский государь – строитель
государства
33
II.1.1.3. «Новгородская альтернатива» и победа
государства над олигархией
34
II.1.1.4. Тверь, Север и Урал: внутренний рост
империи
36
II.1.1.5. Русский суверенитет 37
II.1.1.6. Между Востоком и Западом 39
II.1.1.7. Государь всея Руси 41
II.1.1.8. Самодержавие как уникальная связь государя
и государства
44
II.1.1.9. Служба как основание собственности и
власти в условиях государства
46
II.1.1.10. Судебник: государство и право большой
страны
48
Конец ознакомительного фрагмента. 55

Тимофей Сергейцев, Дмитрий
Куликов, Пётр Мостовой
Идеология русской
государственности. Континент Россия
© ООО Издательство "Питер", 2021

Предисловие к первому изданию
Смелая книга. Смелым является даже само название из трёх слов, каждое из которых
раздражает тех, кто относительно недавно самоназвался «креативным классом». Идеология…
О ужас! Русской… А почему не российской? Государственности… Так ведь ещё в 90-е сами эти
однокоренные слова – государство, государственный, государственность – были прямо-таки
ругательными. А тут такая гремучая смесь, сгусток: «Идеология русской государственности».
Лихо.
Идеология? Так ведь она всегда есть. Как погода. Не бывает же так, что нет погоды.
Какая-то да всегда есть. Так и с идеологией. Поэтому не боимся. Вникаем и даже формируем.
Русское? Да, но авторы далеки от этнического национализма. Они просто считают, что
русские не могут уходить от ответственности за созданное ими государство как семью «вошед-
ших под его защиту народов». И каждый ценен. И каждый по мере сил семью крепит. Да в
другой и не выжили бы они.
Наконец, государственность. У нас уже был опыт 90-х, когда мы вместо государства стро-
или демократию, с чужих слов полагая, что из демократии всё само собой образуется. Не обра-
зовалось. Путин подхватил государство у точки невозврата и создал устойчивую модель, кото-
рая и после него будет работать. В книге Путин – автор целой исторической фазы русской
государственности. Четвёртой по счёту. При этом первая фаза – долгое государство Ивана III,
далее – модель Петра Великого, третья фаза – государство Ленина—Сталина. И вот мы в чет-
вёртой, которую дерзкие исследователи считают «фактически конституционной монархией с
принципом передачи власти преемнику через народное голосование».
Мы как-то уже привыкли считать, что российская история по вертикали разрезана два-
жды – в 1917 и 1991 годах. И когда мы ссылаемся на традицию, то ссылки выходят взаимоисключающими, ведь одни считают лучшим советское время, а другие – царское. Авторы дока-
зывают преемственность разных моделей русской государственности: «Современная Россиястроится на рефлексии опыта советского коммунистического народовластия и является про-
должением всей истории России».
Основа нашей многовековой идеологии – правда и справедливость. А все зигзаги России
– самоотверженный поиск правды и моделей справедливости. Мы и дальше останемся привер-
жены этим высшим для нас ценностям. Под них и подстроим модель своего государства, кото-
рую сочтём подходящей для нас. Главное в ней – крепость и неуязвимость. И авторы отстаи-
вают это со всей ясностью: «Российское государство, в том числе и государство Путина, не
может быть устроено так же, как США, поскольку оно исходит из исторической стратегии кон-
троля и организации власти, а потому организовано иерархически».
В книге множество интереснейших фактов. Давней истории посвящена лишь четверть.
Главный упор – на анализ нынешней фазы. И здесь полно, казалось бы, парадоксальных мыс-
лей. Когда привыкаешь к ним, то становишься сильнее. Вместе со всей Россией. Не бойтесь
пустить их в себя. Наслаждайтесь.
Дмитрий Киселёв, журналист и телеведущий, генеральный директор МИА
«Россия сегодня»
П. Мостовой, Д. Куликов, Т. Сергейцев. «Идеология русской государственности. Континент Россия»
7
Предисловие ко второму изданию
В процессе написания этой книги мы поняли, что она должна быть адресована практи-
кам истории – тем, кто, как и мы сами, стремится сознательно участвовать в её формировании
– собственной истории, своей страны и в конечном счёте человечества. А значит, нам не сле-
дует уклоняться от соприкосновения со «злобой дня». Мы не пишем хронику текущих собы-
тий, как это делают те, кто ждёт оценки этих событий от других, чтобы затем послушно ей
следовать. Мы анализируем происходящее, чтобы самим осмыслить и оценить его.
После выхода в свет первого издания «Идеологии русской государственности» были при-
няты обширные и существенные по содержанию поправки к Конституции России.
Часто приходится слышать упрёки в «слишком позднем» появлении конституции в Рос-
сии, что и признаётся то ли причиной, то ли симптомом (в зависимости от взглядов говоря-
щего) якобы «недемократичности» и «авторитарности» российской власти. В том же ключе
кое-кто оценивает и новую редакцию Конституции, зачастую превращая упрёк в «отставании
от развитых стран» в обвинение: как вы, русские, смеете так упорно игнорировать общеприня-
тые каноны демократии?
Да кто вам сказал, что они общепринятые? И бывает ли в реальной истории что-либо
общепринятое?
Вот в этом мы и решили разобраться вместе со своими читателями.
Мы считаем, что для этого принятие новой редакции Конституции России следует вни-
мательно рассмотреть, понять его смысл и определить его место в истории.
По нашему мнению, русский конституционализм является самостоятельной составляю-
щей русской государственности, то есть культуры построения государства. Значит, с куль-
турно-исторической точки зрения понятие конституции не может быть выведено исключи-
тельно из юридической действительности и не принадлежит ей – лишь форма конституции
является юридической. Его действительный, то есть значимый для общественно-политической
практики смысл становится ясен, если трактовать конституцию как идеологический и проект-
ный акт.
Именно в таком контексте мы сочли необходимым рассмотреть конституционную тео-
рию и практику – через призму их развития в истории России. Этому посвящён новый раз-
дел книги (раздел III). Работа над ним существенно углубила наше понимание ряда периодов
советской истории, особенно роли в ней Н.С. Хрущёва, чему посвящён полностью перерабо-
танный параграф II.3.4.1.
Отклики наших читателей, среди которых постоянно повторялся запрос на словарь тер-
минов, специфических для идеологии и идеологического мышления, подтолкнули нас к разра-
ботке «Лексикона идеолога», который в настоящем издании добавлен к тексту книги в качестве
приложения. Составленный в форме тезауруса, лексикон является самостоятельным поня-
тийно-логическим инструментарием анализа социально-политических явлений.
Параграф, посвящённый политике советской власти в области культуры и образования,
дополнен материалом, касающимся отношения государства к проблемам семьи и детства, необходимым для понимания их места в современной России.
И, разумеется, в текст книги внесены необходимые уточнения и исправлены обнаружен


Рецензии