О творчестве М. А. Булгакова. Вступл. Гл. 1, 2

Истоки чудовищных экспериментов над душами людей.               
      (Вслед публикации «Чудовищный эксперимент над жизнью» по произведениям
                М.А.Булгакова).
                Вступление.
Честно говоря, не было изначально задумки касаться великого и загадочного, мистического романа М.А.Булгакова – хотелось на более ранних произведениях                с элементами фантастики остановиться – да как-то само собою получилось.
Да и ни для кого не секрет, что имеет великий роман  какое-то магическое, даже «гипнотическое» воздействие – и на актёров, что в экранизации участвовали; и были известны случаи, когда  средь ясного неба вдруг тучи собирались над театром, где  постановка по роману проходила. И на читателя, конечно, потому  - впрочем, о том и беседа впереди...
Были случаи, когда выбирали студенты это загадочное произведение для литературной конференции – и тогда постоянно приходилось объяснять, что самого писателя ни в коем случае нельзя отождествлять с Воландом, и многое другое. Одним словом, не дать «заблудиться» в сетях сатаны, как случилось это с героями романа – потому что преподаватель - руководитель проекта духовную ответственность за того, кем руководит, несёт… Да, с «Собачьим сердцем» или «Адамом и Евой» проще было…
                Глава первая «Нелёгкое «возвращение»
Итак, совершенно очевидно, что кульминацией всего происходящего является бал                в «нехорошей квартире» - бал сатаны – все же помнят: «Сатана там правит бал». Правит, если люди «гибнут за металл» - и не только...
Как сказал известный исследователь духовных глубин русской литературы М.М.Дунаев, происходит «чёрная месса» – «месса» сатанинская – с кровавой жертвой,  с чашей, сделанной из отрезанной головы Берлиоза, и с текстом романа Мастера, сатаною сохранённого.
(О романе Мастера несколько позже. А ещё о том, что знаменитая фраза: «Рукописи                не горят» - принадлежит сатане. Почему-то об этом почти не задумываются, а следовало бы).
Итак, всё происходящее М.М.Дунаев называет «антилитургией» - точнее не скажешь.                И вот этими «анти» роман просто изобилует практически с самого начала.
Но начнём всё же с «чёрной мессы». Значит, на ней происходит «антипричастие», для которой Воланд сохранил «антиевангелие», Мастером созданное…
И прежде, чем продолжить, думаю, все, мыслить не разучившиеся, понимают, что когда в начале девяностых получили мы, наконец-то, «доступ» к запрещённому ранее творчеству М.А.Булгакова – и, в частности, к роману, то были в большинстве своём похожи на оказавшихся вдруг в чаще или пустыне «без компаса».
Ведь самому, происходящему из духовного сословия писателю и большинству его современников не было необходимости объяснять то, что связано с Главной Книгой христиан – Евангелие. А небольшой тираж во время т.н. «оттепели» побудил многих, роман прочитавших, Евангелие искать, что тогда было крайне сложно. Но дело не в сложности,  а в том, что незнание Священного Писания может привести к заблуждениям – и не только в понимании романа… Да и Книга для русского сознания «стоила» много больше, чем в конце века двадцатого… 
И вот  в конце века окаянного на людей, не одно десятилетие находившихся «под спудом» соцреализма, «хлынул», прошу извинения, мощный «поток» свободы. Поток, сносящий на пути своём, к сожалению, не только соцреализмом созданное. И многие, годами безбожия духовно опустошённые, свободой этой во благо «воспользоваться» не смогли.
И возвращаться в «лоно» Православия станут многие, «набивая синяки и шишки»…
                Глава вторая «Преображение»?!
Этот вроде бы небольшой «уход в сторону»  не просто так. Потому  хотя бы, что один из «исследователей» написал о «преображении» в финале, говоря о всадниках - о том, как каждый из свиты Воланда являет свою истинную суть.
 Автор исследования, явно, забыл или не знал вовсе о Свете Фаворском,  о том, что на Святой Горе происходило. Христос показал Свою Истинную Суть – Суть Божественную, «очищенную» от земного, повседневного, даже, от привычного одеяния. Суть Божественную, о которой апостолы, конечно же, знали.
Некое «подобие» Преображения незадолго до создания «Мастера и Маргариты» показал И.А.Бунин в рассказе с одноимённым названием на примере мирно скончавшейся старой крестьянки и сына её Гаврилы, по древней традиции христианской, читавшем на Матерью Псалтирь. Книгу Писания, а не роман, отрицающий Воскресение и Богоотцовство. Об этом тоже говорится в книге М.М.Дунаева «Рукописи не горят»?).
Как мы помним, в булгаковском произведении один из свиты Воланда оказывается демоном «безводной пустыни» - демоном-убийцей. (Безводная пустыня - тоже символ отсутствия жизни). Другой - пажем князя тьмы. А сам Воланд становится глыбою тьмы.То есть возникает полная противоположность – ещё  одно «анти» Свету Фаворскому, означающему отсутствие тьмы, и Христу Преобразившемуся. Значит, происходит «антипреображение», «свидетелями» которого становятся Мастер и Маргарита.                И по-иному быть не может…
(Продолжение следует)


Рецензии