О творчестве М. А. Булгакова гл. 3

                Истоки чудовищных экспериментов над душами людей.
      (Вслед публикации «Чудовищный эксперимент над жизнью» по произведениям
                М.А.Булгакова).
                Глава третья «Антиоткровение»
  Кони, всадники – и вспоминается сразу, конечно, Откровение  Иоанна Богослова, что многие «Апокалипсисом» именуют. И очень неплохо бы вспомнить, что перевод слова этого «Откровение» и означает.
 Итак, всадники снимают печати с Книги Жизни, говоря Апостолу: «Иди и смотри».
А в романе  словно звучит  «подобие» слов этих из уст Воланда и адресовано Мастеру с Маргаритой.
Звучит по сути с первых страниц романа, где Воскресший Спаситель «заменён» казнённым непонятно за что бродячим философом, не знающим, кто его Отец и Мать – впрочем, эта мысль у нас уже звучала.
Стало быть, звучит в романе и «антиоткровение» из уст главного героя – то, что главный герой  - Воланд, наверное, всем сразу понятно.
Получается, что Мастер - «антиапостол», «антиевангелист» - потому что за сатаною добровольно последовал, потому что изначально искал, жаждал встречи с ним.
И вспоминается произошедшее перед тем, как взовьются над Москвою чёрные кони.                (А какими же им ещё быть?). «Огонь,  с которого всё началось» и которым, по словам демона, всё завершится.
 Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий Лик изобразится в них! –
 написал примерно за век до создания булгаковского романа Ф.И.Тютчев. Конечно, ведь до Дней Творения была вода, а над нею витал Дух Божий. А свита Воланда и само Сотворение Мира «переиначить» пытается. Только от слов этих ничего не изменится, и «обмануть» можно только того, кто духовно безграмотен, кто от Создателя отрёкся…   
Была однажды мысль о том, что написал М.А.Булгаков «Евангелие от Воланда». Думаю, всё-таки, нет – ведь говорили мы уже о духовных познаниях самого писателя                и большинства его современников.  Судя по всему, показал потомок  священнического рода, родственник религиозного мыслителя Сергия Булгакова, что случится с людьми, если от Бога «сознательно», как прозвучало в самом романе, отрекутся. Если станет Священное Писание «неизвестной книгой», как сказано в эпиграфе к созданной в начале тридцатых  годов пьесе «Адам и Ева».
Только если в пьесе и других более ранних произведениях изобретение мешает жить, может быть, ставит пред лицом смерти, то роман без Спасителя, Богоотцовства                и Воскресения, как сказал священник Михаил Першин, определяет «посмертие»                при жизни от Креста отказавшихся и на сатану «уповавших».
 (Продолжение следует)       


Рецензии