По следам скифов главы 3, 4

     - Катерина, почему без головного убора? Солнечного удара ждешь?Я тебе что, нянька?-    бушевал Александр Евгеньевич, нависнув над студенткой, сидящей на корточках в раскопе.

     Сдернув со своей головы модную соломенную шляпу с широкими полями, шеф водрузил ее на рыжие кудри девушки.

    -Вернуть не забудь, это атрибут босса!Смотри у меня, - сердито  погрозил ей  пальцем начальник. - Я в сторожке работать буду, по пустякам не отвлекать, ясно? - и ученый спешно удалился.
 
    Катька, сдвинув на затылок престижную шляпу, состроила рожицу вслед уходящему начальству и даже показала его спине язык. Работы  было много:  культурный слой  заполняла   керамическая посуда, въевшаяся в землю.  Сегодня же были найдены женские украшения:  наборный браслет из стеклянных  разноцветных бусинок , фрагменты мониста, сережки  в виде солнечного диска и костяной гребень.   Дело продвигалась медленно, специальная кисточка справлялась плохо, быстро лысела и шеф все время упрекал Катьку в расточительстве, выдавая новую .  Девушка вспомнила вчерашний разнос:

    - Что, опять кисточку испортила?

    - Она сама, правда... Я могу из дома малярную принести, подойдет! - с надеждой в голосе пролепетала провинившаяся.

    - Малярная???? - покраснел от гнева босс  - вон отсюда, Дунька с мыльного завода!  Никакого понимания, чему вас там в университетах учат?- топал ногами шеф.
 
    Через два  раскопа  от Катерины,  трудились рабочие, они с интересом посматривали  на девушку,  и чтобы привлечь внимание рыжеволосой  студентки , включили на всю мощь магнитофон.  Ребята специально подобрали хит, дразнящий  Катьку, из динамиков  доносилось :,,Катя Катерина, маков цвет, Без тебя мне Катя, жизни нет, Ягода малина, Катя Катерина!!!"  Парни весело хохотали, отвлекая  девушку  от работы и явно провоцируя ее.
 
    Терпение у Катьки лопнуло , когда песня пошла по третьему кругу.  Она бросила изрядно  полысевшую кисточку и  подойдя к источнику  раздражения, вынула кассету.  Уперев руки в бока и надвинув шляпу босса на лоб, Катька  гневно сверкнула глазами:

    - Вот жеребцы, -подражая грозному голосу начальства, заявила Катька, обращаясь к притихшим парням- Без перекура сегодня  обойдетесь, ишь, норму - то не выполнили, а туда же, все бы поржать!

      Рабочие, увидев на девушке  фирменную шляпу шефа, решили не перечить.А ну как  Евгеньич временно передал ей полномочия?   Чертыхнувшись, они дружно взялись за лопаты, а довольная Катька вернулась на свой объект.
 
      -Катерина! -раздался из сторожки голос ученого, -  сгоняй в полуподвал в скале, принеси  оттуда   амфору, которую я вчера  собирал . Большая такая, коричневая, не перепутай, дуреха!    И не отвлекайся там, мухой туда и обратно!

      В полуподвал  можно было   войти только  с разрешения , там, строго в соответствии с описью, хранились ценные экспонаты.  Катя со всех ног бросилась исполнять поручение, ей не терпелось увидеть хранилище. Это как пещера Али Бабы, у девушки замирало сердце в предвкушении чудес.
 
     Помещение не освещалось, при входе  Катя нашла фонарик и с детским любопытством  стала рассматривать находки: фрагменты каменных и бронзовых скульптур, оружие,  большие и маленькие амфоры, коллекция погребального инвентаря,железный шлем -мисюрка, бронзовый котелок.  Стены украшали изображения животных, нанесенные черной краской.  Катька завороженно смотрела на все это великолепие, напрочь забыв, зачем пришла. Время для нее остановилось...

      А тем временем, тучки, сговорившись, и решив поплакать, обнимались на небосклоне, темнели от  только им ведомой печали, чтобы от души  порыдать.
 
      Александр Евгеньевич, устав ждать  Катьку с амфорой, кипя от злости , направился на ее поиски.   Не дойдя до подвала пару шагов, он ощутил на себе первые  тяжелые дождевые капли.  Тучки  окончательно настроились на истерику и  пустили первые слезинки, вовлекая  в поддержку  гром и молнии.
 
     - Катька, чертова кукла!- гневный крик  начальства  поглотил   раскат грома.
 
      Замечтавшаяся девушка вздрогнула и широко открытыми от ужаса глазами смотрела на шефа.
 
      - Чего стоишь, как  окаменевшая жена Лота- орал ученый, пытаясь перекричать громовые раскаты.  Амфору нашла?  Я так и знал, что забыла, зачем пришла, бесновался шеф.
 
       Катька, сколько себя помнила, боялась грозы, ее пугали всполохи молний и ужасающей силы раскаты грома. Ей казалось, что каменные своды подвала рухнут прямо сейчас.  Не в силах сдвинуться с места, она дрожала как осиновый лист на ветру.  Шеф, заметив ее испуг, перестал орать и затих. У него внезапно возникло желание обнять эту рыжую мечтательницу, защитить ее от грозы, стать ее рыцарем. В подсознании промелькнула жена Машка и маленькая дочка Ирочка. Это сбивало с толку, вносило сумятицу в голове.

      Катька, уловив перемены в настроении шефа, испуганно спросила:

      -  Александр Евгеньевич, Вы чего?

      Шеф, чтобы скрыть свое замешательство и отвлечь Катьку от грозы, сообщил:

      - А ты в курсе, что у скифов было принято многоженство?
 
      - Ну, да, а зачем оно им?

      - Женщины должны были рожать, как только выходили из детородного возраста,  становились  лишними, обузой ,   от них ,как и от стариков,  избавлялись.
 
        Катька беспорядочно водила фонариком по стенам и случайно рассмотрела красиво выведенное слово на древнегреческом. Она направила туда луч света и с любопытством спросила:

       - Александр Евгеньевич, а что здесь написано?

       - Апфия- прочитал шеф. Рабыня наверное, хотя умела писать, значит жена- подытожил шеф.

         Гроза постепенно затихала, дождик уменьшился, но Катька, увлеченная находками, так не хотела уходить ...



                Глава 4

 
   События не имеют исторической достоверности и являются плодом воображения автора.



    Апфию привели в просторный дом-мегарон , покрытый черепичной крышей. В центре  жилища  располагался глинобитный очаг, рядом-очажная яма, в которую сбрасывали золу и пищевые остатки.
 
    Межкомнатные стены были толщиной 1 метр, оштукатурены и расписаны замысловатым ярким орнаментом. Вдоль стен мостились каменные скамьи- полки, обмазанные глиной, их покрыли коврами  и подушками, придав уют.
 
    Навстречу вошедшим спешила молодая женщина в длинном темном платье расшитым бисером, она держала на руках младенца.
 
   - Приветствую тебя, муж мой, Амизок!  Молодуха  с поклоном передала ребенка воину.
 
   Хозяин жилища, взглянув на наследника, заулыбался в рыжую бороду, в его глазах плескалась неподдельная гордость.
 
  - Проводите мою новую жену  Апфию в женскую комнату!- распорядился он, обращаясь к  женам и  вернул  младенца матери.
 
   Апфию провели в  небольшую прямоугольную комнату с вышитыми драпировками на стенах и деревянным резным столом.  Скилея  швырнула  на  лавку  домашнее платье с теплой накидкой и  сердито бросила на пол   широкие кожаные полусапожки, которые зашнуровывались возле щиколотки. Одежда предназначалась для новой жены.
   
   Чуть только первые лучи позолотили землю, Апфия  почувствовала, как  кто- то трясет  ее за плечо. Открыв глаза, она увидела перекошенное злобой лицо  старшей жены- Скилеи.  Шипя и ругаясь на незнакомом языке, она жестами приказала Апфие приступать к работе.
 
   Первым заданием было принести воды в большом глиняном кувшине.  Указав направление и не забыв толкнуть конкурентку в спину,Скилея принялась хлопотать по хозяйству.
 
   Вскоре  проснулся разбуженный детским плачем Амизок.  Он прикрикнул на жен, чтобы успокоили сына и засобирался  на празднование.  Сегодня начинался   многодневный пир во дворце царя Скилура, на который  были приглашены воины, отличившиеся при набеге.  Героев ожидала награда и милость правителя.

   Всю ночь шла подготовка к застолью: во дворец доставляли амфоры с вином, мед,  кислое кобылье молоко, хлеб,  сыр и диковинную рыбу , привезенную  из разоренного греческого поселения.
 
   Выйдя из жилища, Апфия  побрела  мимо плотной беспорядочной застройки, мимо домов с камышовыми крышами, реже с черепичными.   Взгляд девушки привлекали мраморные  скульптуры греческих богов и  портретные рельефы царя и его сыновей.  Она невольно залюбовалась статуей Венеры с обнаженной грудью  и  тонкими  чертами лица.  Греческая богиня приветливо улыбалась, напоминая Апфие  маленькую бронзовую статуэтку , которую   ее отец  изготовил сам.
 
   Повсюду сновали люди, спешившие приготовить к царскому столу свиные и бараньи туши,   они умело  распаляли  огромные глиняные жаровни. В кипящих котлах варилась конина, выпекался хлеб в печах.  Смесь ароматов будила аппетит, но завтрака Апфие не предложили.
 
   Девушка без труда нашла дорогу к реке, набрала воды и засмотрелась на отары овец и табуны лошадей, гонимые пастухами. Она вспомнила родную деревню и слезы невольно полились из ее глаз.

   - Не плачь, не надо, - прозвучало рядом на греческом. Девушка обернулась и заметила молодого светловолосого  парня в перепачканной глиной одеже. - Не бойся, я-гончар меня зовут Фотиос. А тебя?

  -  Апфия -смутившись и опустив глаза,  ответила  девушка.
 
   - Давай кувшин, я помогу тебе, предложил юноша, забирая у нее из рук  сосуд.
 
    Они неспешно возвращались, тихо переговариваясь .  Новый знакомый показал  Апфие мастерские, где чеканили монеты,  дворы, где трудились скорняки , большие ямы для хранения зерна с тяжелыми  крышками ,   каменные жернова и зернотерки. В загонах визжали голодные свиньи, требуя еду.   Фотиос показал гончарную мастерскую, где работал , в надежде, что девушка его навестит.
 
   День тянулся заполненный работой, Апфию  покормили всего один раз , предложив свежее молоко и зерновую  лепешку.  Получив статус  младшей   жены, она   успокаивала плачущего ребенка, помогала в приготовлении пищи, наводила порядок в комнатах, вышивала сотканную из конопли  рубашку.
 
    Убираясь в покоях мужа, Апфия  с любопытством рассматривала  копье( 3 метра длиной), священный атрибут -золотой боевой топор,четырехугольный щит греческой работы ,  колчан для стрел с золотыми пластинами, изображающих животных, короткий лук с двойным искривлением ( стрела била на 120 метров).  Увлекшись находками, она  вытащила из кожаного  колчана стрелу с металлическим наконечником.
 
   - Осторожно! Не трогай, эти наконечники отравлены!- услышала она встревоженный голос  второй жены Амизока на смеси греческого и скифского языков.

    Апфия в страхе отдернула руку, уронив стрелу на пол.  Быстро  подняла ее и аккуратно  вернула обратно в колчан.  Она очень надеялась, что  о ее  поступке  не узнает муж, опасаясь его гнева .

    Скилея поручила Апфие  растереть на шероховатом камне куски кипариса и ладана, подливая в смесь воду. Полученным тестом женщины обмазывали лицо и тело, чтобы приобрести приятный запах.На следующий день  смесь нужно было смывать, тело становилось чистым и блестело.

    Вернувшийся вечером после празднования и возлияний Амизок  ( скифы, в отличии от греков, не разбавляли вино водой и пили много и залпом), явно пытался расположить к себе новую жену. Он достал из кармана золотые серьги тонкой ручной работы и сам продел  в уши  своей возлюбленной. (Скифы- мужчины  тоже носили золотые серьги, простые, кольчатые) . Потом   отыскал в кованом железном ларце   шейный обруч и  с нежностью застегнул на ее шее.  Апфия  дрожала от страха ,  от его прикосновений, она  не доверяла человеку, уничтожившему ее родных,ее дом. Почувствовав исходивший от девушки  испуг , воин отвернулся и тяжело ступая  нетвердой походкой,  пошел прочь.
 
   Апфия  ловила  на себе завистливые взгляды двух  других жен и чувствовала  приближающуюся беду.

                Продолжение следует.




 


Рецензии
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.