***

Где эффективнее стратегическое управление на уровне государства, отрасли, предприятия?

В каждом аспекте есть свои плюсы и минусы. Но всё-таки более эффективно стратегическое управление на уровне государства, поскольку оно более глобально и позволяет «свысока» разглядеть определённые вещи, которые недоступны взору обычных предприятий и отраслей.



Существуют ли сегодня стратегические альтернативы для развития экономики России?


      Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития. Страна должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития. Чтобы воспользоваться "окном возможностей", важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Стратегия развития государства основана на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность. Именно эта модернизация позволит достичь цели радикального повышения уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимых и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Эта цель и является целью стратегии развития России до 2020 года. Для достижения этой цели обществу необходима обновленная система ценностей, отвечающая традициям России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность личности.
      Во многих ведущих экономиках мира наблюдаются кризисные явления, одновременно произошло значительное снижение цен на углеводородные ресурсы (один из основных экспортных товаров РФ), рядом стран против России введены экономические санкции.
В конце июля стало известно, что президент России Владимир Путин распорядился  учесть положения доклада Столыпинского клуба «Стратегия роста» при подготовке новой программы экономического развития России. Напомним, что до этого момента главным ответственным за выработку будущей стратегии экономического развития РФ считался бывший министр финансов Алексей Кудрин. В апреле он возглавил Центр стратегических разработок, а также был назначен заместителем председателя Экономического совета при президенте. По словам президента РФ, Алексей Кудрин «будет заниматься вопросами, связанными со стратегией развития страны на ближайшее время, после 2018 г. и на более отдаленную перспективу».
       То, каким образом будет выстраиваться экономическая политика, нельзя назвать исключительно внутренним делом России. Проблемы российской экономики, ее успехи и неудачи напрямую отражаются на странах, входящих в Евразийский экономический союз. Поэтому важно разобраться, что означает вхождение Столыпинского клуба в состав разработчиков стратегии экономического развития России.
Предложения Столыпинского клуба и экономистов, которых собрал под свое крыло Алексей Кудрин, в значительной части схожи. Обе группы экспертов говорят о необходимости структурных реформ, уменьшении рисков для бизнеса, снижении налогового и административного бремени и т.д.
Принципиальное разногласие заключается в том, каким образом финансировать реформы. Именно здесь кроется ключевое отличие концепций, делающее их, по сути, диаметрально противоположными.
Алексей Кудрин предлагает сделать ставку на привлечение частных инвестиций, сохранив основные контуры монетарной политики, которую сегодня проводит финансовый блок правительства и Центробанка. Это борьба с инфляцией и жесткий контроль над денежным предложением. (Напомним, что среди критиков российских властей, в том числе объединенных на площадке Столыпинского клуба, данный курс почему-то принято называть «либеральным»).
       Подход бывшего министра финансов и его сторонников к регулированию экономики отражен в докладе «Об источниках экономического роста», представленном в мае Центром экономических разработок. В нем повторяется излюбленный тезис «правительственных монетаристов» о том, что именно в случае достижения низких темпов инфляции в стране появятся длинные и дешевые деньги. Они позволят расширить количество инвестиционных проектов и тем самым перезапустить экономический рост.
Другая важная задача – снижение дефицита бюджета. Это предлагается делать за счет снижения расходов. Покрытие бюджетного дефицита через рублевую денежную эмиссию за счет скупки Банком России валюты из резервных фондов или через займы на рынке расценивается как менее благоприятный сценарий. Причина – рост инфляционного давления, которое приведет к повышению ключевой ставки и возможному замедлению экономического роста.
       Концепция Столыпинского клуба ставит амбициозные задачи, которые предлагается достичь через кардинальную смену экономической модели. Данные идеи упрощенно можно свести к следующей формуле: если денег нет, их следует напечатать. Естественно, возникает вопрос, а не приведет ли подобное привлекательное по своей простоте решение в будущем к еще большим проблемам в виде гиперинфляции, которая может разрушить экономику страны. Кроме того, опасения вызывают и предложения о введении валютных ограничений. Есть опасность, что они могут дать лишь краткосрочный положительный эффект, а в перспективе, напротив, приведут к нестабильности реального курса национальной валюты.
На текущий момент более вероятным сценарием представляется выбор «кудринского варианта» экономических реформ. Вряд ли российский президент захочет «менять коней на переправе», кардинально перезагрузив экономическую политику и сделав ставку на такой потенциально взрывоопасный инструмент стимулирования экономики как «печатный станок».
      Не случайно глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев уже остудил пыл сторонников концепции Столыпинского клуба, заявив, что ее не стоит рассматривать в качестве альтернативы программы Алексея Кудрина. По его словам, предложения «столыпинцев» – это «лишь одна из рассматриваемых концепций».
      Тем не менее, с большой долей вероятности можно ожидать, что в окончательной версии программы экономического развития будут широко использованы также и предложения Столыпинского клуба, которые, правда, не подразумевают радикальную смену монетарной политики. Таким образом, будет дан сигнал о том, что власти готовы прислушиваться, в том числе, к мнению критиков правительства, а Алексей Кудрин отнюдь не обладает монопольным правом на выработку экономического курса страны.

Существуют ли сегодня стратегические альтернативы для развития предприятий на российском рынке?

        Мировой кризис подтвердил, что любая организация должна иметь план действий, альтернатив, предусматривающих разные развития экономической обстановки в стране, мире или отдельной отрасли, чтобы всегда суметь занять наиболее выгодное положение.
        Стратегические  альянсы  представляют  собой  сотрудничество  нескольких  промышленных  предприятий,  которое  направлено  на  достижение  долговременных  результатов,  стабильное  и  устойчивое  развитие  деятельности  корпораций-участниц,  а  также  осуществление  совместных  торговых  программ.  Отличительной  особенностью  стратегических  альянсов  является  сохранение  независимости  и  полной  юридической  и  экономической  самостоятельности  каждой  вступившей  в  альянс  корпорации.  По  своей  структуре  стратегические  альянсы  включают  в  себя  несколько  организационных  форм.
       Данная  особенность  улучшает  качество  функционирования  стратегических  альянсов  и  увеличивает  конкурентоспособность  промышленных  предприятий  за  счет  того,  что  создаются  возможности  выхода  на  новые  рынки  сбыта  продукции  и  эффективного  использования  сильных  сторон  участников,  а  также  возможности  разделения  рисков,  совершенствования  старых  технологий  и  освоение  новых.
       В  рамках  мировой  экономики  стратегическим  альянсам  уделяют  большое  внимание  и  зачастую  рассматривают  их  в  роли  одного  из  основополагающих  факторов  ее  развития.  Стоит  отметить,  что  за  последние  годы  динамика  их  развития  возросла  в  несколько  раз.
Понятие  стратегические  альянсы  впервые  появилось  в  80-х  годах  и  с  тех  пор  они  начали  активно  функционировать  в  таких  секторах,  как  фармацевтика,  производство  химической  продукции,  электроники  и  электрооборудования,  компьютерной  техники,  телекоммуникационного  оборудования  и  телекоммуникаций,  а  также  в  сфере  финансовых  и  деловых  услуг.  По  данным  ОЭСР  на  сегодняшний  день  создано  свыше  70  тыс.  альянсов,  при  этом  более  61  %  из  числа  сформированных  альянсов  являются  международными.

Будет ли новый экономический кризис?

      Какие факторы говорят о том, что мир стоит на пороге новых финансовых потрясений? Во-первых, экстремально низкий уровень волатильности биржевых рынков. Индикатор волатильности VIX, или индекс страха, завершил прошлую неделю на историческом минимуме — 9,75 пункта.
      Вызывает беспокойство и маржинальный долг на фондовом рынке США - это деньги, которые брокеры одолжили инвесторам на покупку бумаг. Это такая уникальная возможность торговать капиталом, который больше, чем реально существующий. И в последние годы инвесторы стали слишком налегать на это, пузырь может лопнуть в любой момент. Маржинальный долг вырос на 230% с 2013 года, за последний год — более чем на 20%, и достиг 549,2 млрд долларов.
       И все же большинство экспертов считает, что новый финансовый кризис в следующем году не произойдет. Вряд ли Европа станет катализатором кризиса, так как у власти крупнейших экономик Европы — Германии, Италии, Франции — находятся люди, не готовые допустить даже намека на распад Евросоюза.

Есть ли взаимосвязь разработки проектов и стратегий?

      Под проектом понимается мероприятие, направленное на достижение уникального результата в заданные сроки и в рамках указанного бюджета. Под это, довольно общее определение, попадает большинство работы, выполняющейся в компании. Например, выполнение работы по любому договору, в котором закреплен результат работы, сроки выполнения и бюджет - это проект. Выполнение работы в рамках поручения руководящего органа предприятия (генерального директора или совета директоров), где также закрепляется цель работы, сроки и бюджет (или ограничивается число сотрудников, которых можно привлечь к работе) - это тоже проект.    Выполнение группой сотрудников поручения начальника своего отдела - это тоже проект.
       Как правило, любая компания стремится к успеху, то есть переходу из нынешнего состояние в некое будущее желаемое состояние.
Для достижения стратегических целей предприятия выбирается определенная стратегия и в рамках выбранной стратегии и предпринимаются те или иные проекты.
       Разработанная система ранжирования проектов обеспечивает связь между стратегическим управлением и управлением проектами и обеспечивает выделение ресурсов только на те проекты, которые продвигают компанию к достижению стратегических целей.



            
                Владимир Курбалиев


Рецензии