Деревенский умывальник

Деревенский умывальник прятался на кухне, в закутке, отгороженном ситцевой занавеской. В глубине этого закоулка, под потолком, в уровень с печкой, отец устроил полати из сосновых досок. И время от времени там кто-нибудь устраивался на отдых. Иногда это сооружение доставалось для ночлега маленьким братьям-близнецам. Но именно из этого закоулка умывальник просматривался наилучшим образом.
 
Вначале над жестяной овальной лоханью висел старый глиняный рукомойник с двумя торчащими в стороны носами. Под ним можно было умываться вдвоём, поочерёдно наклоняя сосуд друг-дружке. Братьям казалось, что такое удобное устройство придумано именно для них. Потом чёрный носатый шар был заменён блестящим алюминиевым цилиндром нового рукомойника. При мытье тот музыкально гремел своим клапаном, который висел внизу как сосулька и не требовал ничьей помощи. А место лохани заняла белая эмалированная раковина. Это «городское» новшество (со скрытой нишей для ведра) отец разместил на деревянной конструкции собственного дизайна...

Не знаю откуда вода течёт в наш московский кран (видимо, из Клязьминского водохранилища). А в деревенский рукомойник она точно попадала из колодца в излучине оврага. Её поднимали из ледяной глубины бадьёй, наматывая цепь на бревно ворота. Зимняя вода в оцинкованных вёдрах (иногда прямо со льдинками) доставлялась в домашние сенцы. А оттуда набиралась большим ковшом для разных дел, в том числе в рукомойник. А дальше… хочется рассказать о том самом крещенском событии и впечатлении.

В тот раз мальчишкам неспроста пришлось ночевать на кухонных полатях. В комнате гостевал мамин брат дядя Коля, который приехал на праздник Крещения из далёкого города. А братцы и рады были устроиться поближе к тёплой печке. Они разомлели, разоспались и видели, наверное, жаркие летние сны… В одном из мальчишеских сновидений раздалось даже громкое лошадиное фырканье. Будто бы на водопое довольная лошадь, звеня удилами, весело разбрызгивала воду. Так что братья наконец проснулись и не могли понять – откуда в доме кони?

На самом деле фыркал дядя Коля. Он умывался внизу, захватывая ладонями ледяную воду, энергично растирая её по лицу и шее. А умывальник весело гремел своей железной сосулькой. Это зрелище привело братьев в восторг и вызвало довольный хохот, когда дядька поделился с ними ледяными брызгами. Едва он вышел из закутка, растираясь полотенцем, как близнецы кубарем скатились по лестнице к умывальнику. Там, за печкой они фыркали и ржали как жеребята, покуда родители не приняли серьёзные меры.

С тех пор утреннее фырканье стало сигналом к пробуждению и началу бодрых зимних дел – расчистки дорожек от заносов, доставки дров от поленницы, соломы от заснеженного стога и мало ли чего… (не считая лыжных прогулок в Лубню или вечернего катания на ледяной горке, у того самого колодца).

Прошли десятки зим… В который раз миновал праздник Крещения-Богоявления с водоосвящением, традиционным купанием в проруби. А сегодня вспомнилась зимняя деревня. И захотелось снова пофыркать под ледяной струёй – пусть и в обычной городской ванной.
 
Затем, в бодром расположении духа, вдруг подумалось: для чего всё-таки деревенскому рукомойнику делали два носика? Ведь не в каждой семье были близнецы. Надо позвонить брату – может быть он знает…

21.01.2021 Северное Измайлово


Рецензии