Psiho9 Пушкин Ларина Толстой Каренина Паровоз

Пушкин и Толстой.
Татьяна и Анна,
Онегин и Вронский
Паровоз и
Суицид

= параллели паровозов большой лит. идеи и паровоз разных судеб героев и героинь
 
Пушкин уготовил было Татьяне Дм. Лариной позор первой свободной женщины русской литературы у великих ее деятелей
Но сам в нее влюбился и испугался разделить ответственность за свободу женщины = он сделал Татьяну идеальной моделью верной жены ... но верной на один только век ... а он бабий (короткий?) 

Однако идея была вброшена как жребий в цех литературных архетипов

Он достался гениальному и смелому графу Льву Толстому:

Граф сотворил Анну Каренину = литературный архетип свободной русской женщины (еврейки Смидович)

Роман Анна Каренина стал мировым лидером у издателей, библиотекарей, исследователей, толкователей, читателей, хулителей и обожателей

***

Часть 1

Паровозные жд-муки Льва Толстого. Горе  от ума когда ума палата  или   Лев Толстой, Анна, паровоз и зеркало русской революции в литературе

1. Война и Мир на железной дороге

Идет паровоз. Спрашивается, отчего он движется? Мужик говорит: это черт движет его. Другой говорит, что паровоз идет оттого, что в нем движутся колеся. Третий утверждает, что причина движения заключается в дыме, относимом ветром. Мужик неопровержим. Для того чтобы его опровергнуть, надо, чтобы кто-нибудь доказал ему, что нет черта, или чтобы другой мужик объяснил, что не черт, а немец движет паровоз. Только тогда из противоречий они увидят, что они оба не правы. Но тот, который говорит, что причина есть движение колес, сам себя опровергает, ибо, если он вступил на почву анализа, он должен идти дальше и дальше: он должен объяснить причину движения колес. И до тех пор, пока он не придет к последней причине движения паровоза, к сжатому в паровике пару, он не будет иметь права остановиться отыскивании причины. Тот же, который объяснял движение паровоза относимым назад дымом, заметив, что объяснение о колесах не дает причины, взял первый попавшийся признак и, с своей стороны, выдал его за причину. Единственное понятие, которое может объяснить движение паровоза, есть понятие силы, равной видимому движению. Единственное понятие, посредством которого может быть объяснено движение народов, есть понятие силы, равной всему движению народов.   (Война и Мир. Том 4, Эпилог, Часть 2, Глава III)

2. Лев Толстой и железная дорога

У автора “Анны Карениной” были довольно сложные отношения с железной дорогой. Как сказано в книге П. Басинского “Бегство из рая” – “… то он кошелёк со всеми деньгами забудет в станционном буфете, то палец себе прищемит в вагонном клозете”. Проще говоря, Толстой не любил железную дорогу – и “чугунка” платила ему тем же. Это подтверждают и фрагменты из книги Н. Никитиной “Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне”.

   рис. С. М. Прокудин-Горский. Портрет Л. Н. Толстого. 23 мая 1908 г.  с сайта
              http://prokudin-gorskiy.ru

Русский поезд состоял из нескольких сцепленных вагонов, сообщавшихся между собой посредством дверей. Каждый вагон напоминал квартиру. Благодаря печам, наполненным дровами, в вагоне поддерживалась 16-градусная температура. Вагон делился на два помещения: вдоль стен первого размещался широкий диван, предназначенный для тех, кто хочет спать, а для тех, кто привык путешествовать сидя, мягкое обитое кресло украшало интерьер второго помещения. Получался «дом на колесах». В толстовские времена вагоны окрашивались в разные цвета в зависимости от класса и уровня обслуживания: синие вагоны с бархатными креслами, в которых ездили респектабельные персоны, подобные Нехлюдову, относились к первому классу, желтые — ко второму, зеленые — к третьему. Толстой говорил, что ведомство путей сообщения принадлежит дьяволу:

«Где нет железных дорог, там люди меньше теряют времени в пути, чем там, где есть железные дороги, потому что здесь народ ездит без надобности. Это приучает к безделью». Однако не все так думали. «Я с детства уверовал в прогресс… Расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и в воздержании от мяса», — писал Чехов.

Протяженность жд-путей за короткие сроки выросла втрое, и Россия к концу 1870-х  вышла на второе после Америки место в мире. В тоске вокзалов, в зимних поездах и семафорах, словом, во всем, что имело отношение к «стальным путям», ощущалась некая вековечная сущность российской жизни. 

Дневники Толстого часто пестрят такими заметками: «опоздал на чугунку», «железная дорога к путешествию, что бордель к любви. Так же удобно, но так же нечеловечески машинально и убийственно однообразно» и т. д. Он считал, что с появлением железной дороги все изменилось: «…едешь несравненно скорей, с гораздо большими удобствами, но вся поэзия путешествия исчезла». Но парадоксальный Толстой называл путешествие по железной дороге наслаждением и оценивал это средство передвижения как «дешевое чрезвычайно и удобное», «не успеешь оглянуться и уже дома. Польза одна». «Мерзость биржи, железной дороги и т. п. кажется нам развратом, потому что ново и трудно», — убеждал себя Толстой в очевидном. Образ железной дороги стал для Толстого символом цивилизации, угрозой усадебному существованию. В реве паровоза ему чудился голос самой судьбы: «Мне отмщение, и Аз воздам». О «чугунке» много размышляли его герои, которым он передал свою «боязнь вагонов». Со станции Козлова Засека Толстой ездил в Москву, в Крекшино, в Кочеты. 5 ноября 1867 г через эту станцию прошел первый поезд. Некоторые поезда дальнего следования останавливались в Козловке на одну минуту, другие — на 30 минут. Курсировали также и дачные составы.

 рис. Л. Н. Толстой на станции Козлова Засека. сайт http://www.geocaching.su

Железная дорога, проложенная вблизи Ясной Поляны, стала своеобразным мостом над бесчисленными оврагами, так часто разъединявшими Толстого и Тургенева. Дачные поезда со свистом и шипением проносились мимо меланхоличных пейзажей. В почти пустых вагонах первого и второго классов редкие пассажиры, по словам очевидцев, порой падали с диванов, а вагоны третьего класса представляли собой скопище мешков, полушубков, сундуков, людей, спящих в нелепых позах.

3. Паровоз Ов5804

Паровоз этой серии 21.10.1910 доставил пассажирский поезд №12 "Смоленск-Козлов" на станцию Астапово. С поездом прибыл заболевший в пути Л.Н. Толстой. На тендере паровоза прикреплена табличка с надписью: «Паровоз этой серии 31 октября (13 ноября) 1910 г доставил пассажирский поезд № 12 Смоленск — Козлов на станцию Астапово. С ним ехал тяжело заболевший в пути Л. Н. Толстой. Здесь на станции прошли последние дни его жизни». Построен Брянским заводом в 1902 г. Был приписан к депо Осиповичи

trainpix.org/vehicle/66712/   parovoz.com/history/existing/index.php?ID=125 af1461.livejournal.com/178114.html

4.  Станция Козлова Засека (Ясная Поляна)

Ближайшая к усадьбе «Ясная Поляна» железнодорожная станция находится на территории Козловой засеки, входившей в комплекс оборонительных сооружений на южной границе Русского государства в XVI–XVII веках. Название засеки имеет несколько версий происхождения, основная из которых указывает на служившего здесь воеводу Данилу Козлова.
В 1860-е  началось строительство Московско-Курской железной дороги, на Тульском участке которой в 1864 г была открыта ст. Козлова Засека (первоначально именовавшаяся полустанком). На ней располагалось небольшое здание вокзала, в котором помещались начальник станции и его помощник, касса, почтовое отделение, пассажирский зал. Отопление на вокзале было печным. В 1902 г на Козловой Засеке были построены багажное отделение, деревянный перрон, островная платформа, туалет, погреб и путейский дом. На станции останавливались некоторые поезда дальнего следования, идущие в южном направлении, а в летнее время — и дачные поезда. Сюда приезжали Репин, Короленко, Шишкин, Страхов и другие гости Ясной Поляны, чтобы далее проследовать в усадьбу писателя. Часто Толстые встречали на станции своих гостей, на Козловке же они получали почту.  В качестве своего адреса писатель указывал следующее: «Тульская губерния, Тульский уезд, станция „Козлова Засека“». Об этом говорит следующая его дневниковая запись: «...я передумал насчет адреса твоих писем и прошу тебя писать вперед на Козловку». Поездки Толстого и его семьи в Москву, как правило, осуществлялись через Козлову Засеку. Последний раз Лев Николаевич уезжал с Козловки 15 августа 1910 г в Кочеты — имение своей старшей дочери Татьяны Львовны.
С Козловой Засекой связаны и трагические события ноября 1910 года. Сюда прибыл траурный поезд со станции Астапово, который привез гроб с телом Толстого. В 1918 году «Козлова Засека» была переименована в станцию Ясная Поляна. В 2001 г станции было возвращено историческое название.

5. Станция Астапово (Лев Толстой)

 Обстоятельства смерти Л.Н. Толстого известны. В вагоне третьего класса поезда №12 Смоленск-Козлов (ныне Мичуринск), писатель простудился, началось воспаление легких. На станции Астапово 31 октября (17 ноября) он вынужден был сойти с поезда. Больницы в небольшом поселке не было, и начальник станции принял великого писателя, поселил его в своем доме, сделал все возможное, чтобы обеспечить ему надлежащий уход и покой.      Весь мир был встревожен известием об отъезде Толстого из Ясной Поляны, его исчезновением и, наконец, тяжелой болезнью. Русские и иностранные газеты на первых полосах печатали хронику астаповских событий. 6 ноября Толстой произнес последние слова, обращенные к собравшимся у его постели близким: "...Пропасть народу, кроме Льва Толстого, а вы смотрите на одного Льва... Мужики так не умирают..." И уже в полузабытьи: "Люблю истину...". Утром 7 ноября его не стало. Телеграф из Астапова передал скорбную весть: "Срочная. Скончался".      Вскоре станционный поселок и станция Астапово были переименованы в Лев Толстой. Комната, в которой умер писатель, никогда больше не использовалась как жилая - она стала мемориальной, и до 1939 г находилась в ведомстве железной дороги. Содержание, охрана помещения и демонстрация комнаты посетителям производились на общественных началах, осмотр комнаты осуществлялся через застекленную дверь и в присутствии начальника станции. Затем здесь был создан музей памяти великого писателя. В 1946 г. музею был передан весь дом, где 30 ноября 1946 г. была открыта экспозиция.
     На вокзалах обычно следят за часами – ведь неправильный их ход может привести к тому, что люди опоздают на свой поезд. Но на станции Лев Толстой висят особые – мемориальные часы. Их стрелки всегда стоят на времени смерти Льва Николаевича – 6 часов 5 минут…      Удивительна эта метаморфоза. Ни до, ни после 1910 года, эти места - глухой аграрный район Липецкой области, не были ничем особо примечательны. И вот, здесь создается фактически музей смерти великого человека, который оказался здесь чисто случайно, проездом.

6. Гибель Анны Карениной — суицид под колесами вагона поезда

Евгения АБАЕВА. Эпизод смерти в романе «Анна Каренина»

Смерть Анны Карениной была безальтернативна по закону, который вывел и согласно которому творил Л.Н. Толстой: семья – это самое важное в жизни человека. Этот постулат он с успехом доказал в романе «Война и мир». И он же является ключевым для раскрытия замысла романа «Анна Каренина».
Анна бросила мужа и ребёнка, пожертвовала священными узами брака во имя своей любви. И в этом её сила. Но в этом же и её грех.
С одной стороны, самоубийство Анны – импульс, которому она поддалась после ссоры с Вронским. Это некая роковая случайность. Но с другой стороны, это предопределённый факт.
После размолвки Анна, как любая оскорблённая женщина, придумывает самые жестокие слова, которые, по её воспалённому воображению, хотел сказать ей Вронский. Она жаждет теперь одного – наказать его. Мотив возмездия очень чётко прослеживается в её мыслях и поступках. "Вы раскаетесь в этом", – бросает она в конце разговора Вронскому. Но этот мотив не единственное, что толкает её на самоубийство.
"В душе у неё была какая-то неясная мысль, которая одна интересовала её, но она не могла её сознать <...> Да, это была та мысль, которая одна решала всё. «Да, умереть!» Смерть – был единственный выход, который она видела из создавшегося положения; единственный выход для Алексея Александровича, Серёжи и для неё..."
Когда она смотрит на бутылочку опиума, внезапно гаснет свеча и становится темно. Мысль о смерти опять возникает в её голове, и "...такой ужас нашёл на неё, что она долго не могла понять, где она, и долго не могла дрожащими руками найти спички и зажечь другую свечу вместо той, которая догорела и потухла". Она сама как "догоревшая свеча", у которой нет основы, чтобы продолжать гореть и жить.
Одним из доказательств её скорой смерти становятся ночные кошмары, в которых старичок-мужичок что-то делает, нагнувшись над железом. Этот образ появится, когда Анна будет ехать в поезде:

"Испачканный уродливый мужик в фуражке, из-под которой торчали спутанные волосы, прошёл мимо этого окна, нагибаясь к колёсам вагона". Анна отшатнулась, вспомнив свой сон.
Внутренне, ещё не осознанно, Анна была уже готова к смерти. Не случайны её слова, сказанные Кити: "Я заехала проститься с тобой". И Долли она говорит почти ту же фразу: "Так прощай, Долли".

Она вдруг начинает прозревать и по-новому анализировать отношения с Вронским. Перед ней пропасть. Мысли, обращённые к весёлой компании: "От себя не уйдёте", – обращены к ней самой. Ей некуда идти...

Ей некуда идти, но и умирать она не хочет. Она цепляется за жизнь, но та не даёт ей шанса. Анна пишет записку Вронскому, но она не доходит. Анна едет в гости к Долли, но ни Долли, ни Кити не понимают её состояния, они не могут понять, а соответственно, не могут помочь. Анна пытается удержаться любовью к Серёже, но сама себя обвиняет в том, что променяла свою любовь к сыну и смогла без неё жить.
На вокзале все были противны ей. Молодые мужчины были "уродливые, наглые и торопливые". Пётр прошёл "с тупым животным лицом". Мимо пробежала "уродливая" дама с "кривляющейся" девочкой. Даже семейная пара, сидящая напротив, вызывала у Анны лишь чувство омерзения. Мир, который не принимал Анну, не был принят и ею.
Последней каплей стала записка от Вронского, написанная небрежным почерком.
"«Нет, я не дам тебе мучить себя», – подумала она, обращаясь с угрозой не к нему, не к самой себе, а к тому, кто заставлял её мучаться..." Эта мысль и воспоминание о раздавленном человеке в день её первой встречи с Вронским натолкнули на решение, что ей надо делать.
"Туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя".
Она перекрестилась и бросилась под поезд между вагонами. Она не хотела умирать, она "упала под вагон на руки и лёгким движением, как бы готовясь тотчас же встать, поднялась на колени". Она ужаснулась содеянному, но было уже поздно: "что-то огромное, неумолимое толкнуло её в голову". Это была судьба. "«Господи, прости мне всё!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы". Борьба была действительно невозможна. Нельзя противостоять наказанию, можно было только успеть попросить прощения.
Толстой не оправдывает смерть Анны. Её описание жестоко. Даже после смерти Каренина хочет жить: "вьющиеся волосы на висках", "прелестное лицо, с полуоткрытым румяным ртом". Но в "незакрытых глазах", молящих о жизни, "ужасное выражение", которое напоминает Вронскому её слова о том, что он раскается. А в губах – "застывшее странное, жалкое".

7. Анна Каренина под колесам второго вагона поезда на ст. Обираловка

Часть седьмая. Глава XXXI
Источник:
Когда поезд подошел к станции, Анна вышла в толпе других пассажиров и, как от прокаженных, сторонясь от них, остановилась на платформе, стараясь вспомнить, зачем она сюда приехала и что намерена была делать. Всё, что ей казалось возможно прежде, теперь так трудно было сообразить, особенно в шумящей толпе всех этих безобразных людей, не оставлявших ее в покое.
***
«Боже мой, куда мне?» — всё дальше и дальше уходя по платформе, думала она. У конца она остановилась. Дамы и дети, встретившие господина в очках и громко смеявшиеся и говорившие, замолкли, оглядывая ее, когда она поравнялась с ними. Она ускорила шаг и отошла от них к краю платформы. Подходил товарный поезд. Платформа затряслась, и ей показалось, что она едет опять.
И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, чт; ей надо делать. Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее.
«Туда! — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, — туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».
Она хотела упасть под поравнявшийся с ней серединою первый вагон. Но красный мешочек, который она стала снимать с руки, задержал ее, и было уже поздно: середина миновала ее. Надо было ждать следующего вагона. Чувство, подобное тому, которое она испытывала, когда купаясь готовилась войти в воду, охватило ее, и она перекрестилась. Привычный жест крестного знамения вызвал в душе ее целый ряд девичьих и детских воспоминаний, и вдруг мрак, покрывавший для нее всё, разорвался, и жизнь предстала ей на мгновение со всеми ее светлыми прошедшими радостями.
 Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне всё!» проговорила она, чувствуя невозможность борьбы. Мужичок, приговаривая что-то, работал над железом. И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей всё то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла."

8. Станция Обираловка -

Анна двинулась в свой последний путь с Нижегородского вокзала Москвы. Этот вокзал был тогда вторым, после Николаевского (ныне, Ленинградского), построенным в Москве вокзалом и располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Примерный сегодняшний адрес этого места - Нижегородская ул., 9а. Здание вокзала было неказистым, одноэтажным и деревянным. Сегодня уже ни этого здания, ни самого вокзала давно нет. Еще с 1896 г поезда на Нижний Новгород стал обслуживать новый Курско-Нижегородский вокзал (ныне, Курский вокзал), а Нижегородский стал использоваться только для обслуживания грузовых перевозок (в сов. время он назывался Москва-Товарная-Горьковская). Здание вокзала и ж.д. пути в этом районе были ликвидированы в 1950-х с началом тут массового жилого строительства. В ЖЖ Алексея Дедушкина подробно описано все про Нижегородский вокзал и окрестности вплоть до сегодняшнего дня.

Итак, Анна села в поезд и поехала на станцию Обираловка (ныне, станция Железнодорожная) в 24 верстах от Москвы для встречи с Вронским, гостившим в имении матери, находившемся неподалеку.

   Станция Обираловка, та самая водокачка, фото 1910 г

Но приехав в Обираловку Анна получила от Вронского записку, что будет он только в 10 часов вечера т.к. занят делами. Анне не понравился тон записки и она, находившаяся всю дорогу в рефлексии и неадекватном состоянии близком к нервному срыву, расценила эту записку как нежелание Вронского встречаться с ней. Тут же Анне приходит в голову мысль, что из ее ситуации есть выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд.

До сих пор в подмосковном г. Железнодорожном можно встретить людей, готовых показать могилу Анны Карениной - то у Троицкой церкви, то у Саввинской церкви Преображения Господня.

"Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
что женщине не следует "гулять"
ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
когда она жена и мать",
 
— не удержался, несмотря на весь ужас, от эпиграммы поэт Николай Некрасов. 

А кто у нас был камер-юнкером?  А. Пушкин.

д“Антес до флигель-адъютанта не дотянул. Помешал  тот же Пушкин.   Но Жорж успел стать поставщиком рогов, ординарцем полновластного и получить звание поручика ЕКП вне очереди.  Чем вызвал ропот, который смолк после дуэли 27 января на Черной Речке...


Рецензии