Я - классный парень -13!

                «Вручены дипломы, скоро бал!
                Я счастливый...»
                (начало песни «Про ОВРу» Евгения Коляшина)


Начало - «Исторический пролог, или Метеорологический прогноз»
          (о смутном времени и осенней погоде) - http://proza.ru/2022/04/10/1558
- глава 1. «Лиепая – маленький Париж!» (о том, кто никогда не слышал про «наш
          Париж») - http://proza.ru/2022/04/10/1587
- глава 2. «Из Лиепаи в Ленинград: как вырваться с корабля на учёбу»
         (обязательное пояснение, как стать «классным парнем») -
                http://proza.ru/2022/04/11/1430
- глава 3. «Первые дни "классной" жизни» (о «своей крыше» над головой, поиске
          места в детском саде для ребёнка и первой удовлетворительной оценке) -
                http://proza.ru/2022/04/12/1694
- глава 4. «Повезло!» (рассказ от первого лица и это – счастливое лицо жены) -
                http://proza.ru/2022/04/13/769
- глава 5. «Высшие офицерские классы!» (исторический очерк об уникальном учебном
           заведении ВМФ) - http://proza.ru/2022/04/14/1410
- глава 6. «Служили два товарища: "бычок" и "помоха"»
           (на пути к заветной цели) - http://proza.ru/2022/04/16/240
- глава 7. «Особенности жизни в коммунальной квартире» (приключения начались!) -
                http://proza.ru/2022/04/17/1174
- глава 8. «Расслабуха» в «Вишнёвом саду» (культурная программа с английским
          акцентом) - http://proza.ru/2022/04/22/1766
- глава 9. «Страшный Новый год» (о невозвратных потерях в семье и на флоте) -
                http://proza.ru/2022/04/24/1008
- глава 10. «Долгожданный май» (про месяц МАЙ, как о чудесном предвестнике лета
           и семейной МАЕте, как результате антиалкогольной кампании в отдельно-
           взятой коммунальной квартире…) - http://proza.ru/2022/04/30/186
- глава 11. «У вас нет, случайно, двадцати рублей? Очень надо!» (про наивную
           семейную доверчивость к «шурикам») - http://proza.ru/2022/05/01/1144
- глава 12. «Пролетарии всех стран соединяйтесь, или «Всем ехать надо!» (про
           особенности жизни в городских «спальных» районах и про то, как раньше
           люди добирались до метро) - http://proza.ru/2022/05/02/897


                13. Долгожданный выпуск

        (про то, каким бывает питерское лето, строевую подготовку
       и офицерский «общак», а также про креативный подход к выбору
          питейно-развлекательного заведения накануне праздника –
                Дня Военно-Морского Флота)

     Лето в Питере особенное и всегда разное. Бывает хмурым: ветреным и дождливым, а случается, наоборот, солнечным и тёплым. А может быть и «таким и сяким» за сезон, переменчивым: то жара накатит, как на юге, то холодрыга, что «мама не горюй»! Год на год не приходится, поэтому делать заблаговременные прогнозы на летние месяцы занятие почти бесполезное. Рядом Атлантика с Балтийским морем и Финским заливом под боком, а если внимательно взглянуть на карту, то относительно недалеко и, дышащий холодом, Северный Ледовитый океан.  Потому так чудят циклоны и антициклоны на северо-западе страны! Коренные жители никогда не прячут далеко по шкафам свои свитера и теплые курточки, а сложенный зонт – с весны по осень постоянный атрибут почти каждой ленинградской прихожей. Всегда может пригодиться.

     Но лета ждут все! И каким бы оно ни было в июле для слушателей Классов наступает жаркая пора: сдача зачётов и экзаменов, а также самое приятное событие в жизни переменного состава ВСОК ВМФ – их выпуск! Традиционно он проходит в субботу, аккурат накануне праздника Дня Военно-Морского Флота. Ведь десятимесячная подготовка у офицеров в те годы начиналась  не с 1 сентября, а месяцем позже – 1 октября, со Дня основания в России Минного офицерского класса, поэтому заканчивалось обучение не в июне, как во всех военно-морских учебных заведениях, а в конце июля. И это было той самой «классной изюминкой», отличающей ВСОК от всех образовательных учреждений в СССР.

     Лето в 1989 году ленинградцев не подвело! Первые два месяца дни стояли ясные, солнце щедро грело питерскую землю и настроение у молодых офицеров тоже было почти безоблачным и счастливым. Почему почти? Ну, во-первых, на носу итоговые выпускные экзамены и к ним надо было серьёзно готовиться (а тёплые денёчки, благоухающая сирень и белые ночи только расслабляли), а во-вторых, с началом лета на Классах стартуют нудные, а порой даже изнуряющие, строевые тренировки на плацу (пока «под барабан», без военного оркестра, но уже со знамённой группой) под руководством режиссёра «парада выпускников» контр-адмирала – заместителя начальника ВСОК ВМФ.

     Начинается «строевой спектакль» с громогласного «здоровканья» (первая попытка получается вялой, поэтому сразу следует вторая, а за ней третья – зачётная), затем идёт проверка формы одежды и внешнего вида парадного расчёта.  Завершалось строевое мероприятие обязательным проходом «офицерского войска» перед начальством. Всё это называлось репетицией… 

     «К торжественному маршу! – командует контр-адмирал. – Повзводно! На одного линейного дистанции, первый взвод прямо, остальные напра…Во! Равнение направо. Шагом… Марш!», – и на «полном ходу» спешит к трибуне, чтобы оценить «строевые потуги» своих подчинённых, уже начавших движение. Метров за десять до трибуны самый голосистый в каждой шагающей «корОбке» громко рявкает «Счё-ё-ёт!», а офицеры дружным хором в ответ: «И-и-и… Раз!», прижимая руки по швам, переходят с походного на строевой шаг, при этом все, кроме правофланговых, резко поворачивают головы в сторону начальника. Красота!!! Но, не тут-то было… Первая режиссёрская оценка контр-адмирала звучит по Станиславскому: «Не верю!».

     «Держать равнение! Выше подбородки!» – голосит «недовольная трибуна». – «Снова крайняя шеренга идёт не в ногу! «Самым маленьким» двойка! Всех на очередной круг!..»

     После прохождения «контрольного рубежа» (трибуны) вновь в строю звучит команда «Счёт!», офицерский взвод отзывается недовольным ответом: «И-и-и… Два!», переходит на походный шаг, шипя в сторону провинившейся шеренги: «Ну, бандерлоги-коротыши», опять из-за вас всех завернули на исходную!».

     И так по нескольку тренировочных заходов, пока «строевая коробка» не получит заслуженную  похвалу. А ещё смотры парадной формы одежды, которая по такому  случаю должна быть «с иголочки»: с пришитыми аксельбантами, золотыми погонами на плечах и медалями на груди (у кого сколько есть). Надоедает эта муштра, конечно, быстро. Может снова лето «виновато»? В дождь бы так, да по лужам, не шагали, наверно… Поэтому репетировали в хорошую погоду слушатели на плацу регулярно. «Через ноги» доходило до каждого, что так надо! А надо, чтобы чётко и слаженно, в общем, красиво. Как записано не в Корабельном, а в Строевом уставе Вооруженных Сил Союза ССР.

     Вообще-то, к своему выпуску «классные парни» по-настоящему начинают готовиться с первого месяца обучения, вернее, с первой получки. Как это происходит? В 80-е годы, в то советское время, когда не было и в помине никаких банкоматов и персональных банковских карточек, в учебной группе назначался «кассир» или получатель денег в кассе финансовой службы Классов, который затем выдавал зарплату наличными своим товарищам под роспись в специальной подотчётной ведомости. Но самое интересное начиналось потом, вернее, сразу!

     Не успеет офицер пересчитать «кровно-заработанные», отложив в задний карман «военно-морскую заначку» (на цветы любимой жене, конфеты детишкам и «прочие мужские шалости»: сигареты или пива попить после физподготовки), будь любезен сделать официально-неофициальный взнос! Денежный «оброк» бывает как обязательным, так и исключительно добровольным.

     В день зарплаты секретарь партийной организации группы собирает членские взносы, от которых, понятное дело, не отвертеться. Капитан-лейтенант Коляшин со своих 314 рублей отдавал на партийные нужды девять советских рублей и 42 такие  же полновесные копейки. Эта сумма фиксировалась ежемесячно в его партбилете и подтверждалась как отчёт перед партией и супругой миниатюрным синим штампиком «Уплачено КПСС». Большая это сумма или маленькая, суть не в этом, партийная дисциплина предписывала подобное «ритуальное денежное пожертвование» в размере 3% от месячного заработка. Поэтому эти деньги каждый сознательный партиец отдавал «добровольно-принудительно», исполняя свою обязанность, о которой черным по белому было записано в уставе КПСС.

     Шкала обязательных взносов, кстати, была прогрессивная. Если зарплата небольшая (до 50 рублей), то и взнос составлял всего 10 копеек. В пересчёте на спички, кто забыл или не знал никогда, десять коробков выходило, или пять раз можно было позвонить из телефона-автомата по городу, ну или дважды за медный пятачок прокатиться без шика на автобусе или в метро.

     Но существовал и второй денежный взнос –  добровольный, в так называемый, «общак»!

     Собирал его старший офицер группы в течение всей учёбы, чтобы в июле потратить «по-гусарски» вчистую. Без всякой отчётности! А перед кем отчитываться-то, если вся группа в День ВМФ «растворялась» в отпуске?!? Ведь эти деньги копились на выпуск, вернее на то, чтобы «гульнуть», то есть прокутить их в каком-нибудь приличном ресторане в самый последний (крайний, конечно) день, то есть вечер. И причём обязательно с женами и приглашенными на это «выпускное увеселительное мероприятие» уважаемыми преподавателями. Чтобы запомнилось на всю оставшуюся службу! А посему, на то, чтобы «шикануть», офицеры сдавали ежемесячно без всякого напоминания и даже больше, чем на партию. По целому червонцу!  Так в течение всего учебного года копился офицерский «общак»…

     Ресторанов в Питере действительно превеликое множество! Какой же выбрать? Решение этой задачи поручают самому ответственному, самому инициативному, самому-самому… В общем, самому «классному парню»! Уже догадались? В группе выпускников офицеров ПВО, образца 1989 года, это доверили капитан-лейтенанту Коляшину. Пришлось ему и побегать, и поездить по городу…

     В начале он завернул на кафедру ракетно-артиллерийского вооружения к своему любимому преподавателю капитану второго ранга Александру Николаевичу Кузнецову, к тому, который абсолютно справедливо влепил Женьке-артиллеристу «тройку с двумя минусами» за контрольную работу (помните?) в самом начале обучения – ещё прошлой осенью… Евгений тогда сильно переживал. Но всё по делу!

     Очень толковый военный педагог Кузнецов, с опытом службы, на Классы пришёл с должности флагманского артиллериста-начальника ПВО бригады учебных кораблей, базирующихся в Кронштадте. Ученик самого Вернидуба!  Как, вы не знаете, кто такой капитан 1 ранга Вернидуб? Светило!!! Военный педагог от бога! Его Коляшин  на Классах, к сожалению, уже не застал, но в Калининградском высшем военно-морском училище Женька учился по его книжкам-учебникам, осваивая устройство систем приборов управления корабельных артиллерийских комплексов. Кузнецов был преемником  Вернидуба на ВСОК ВМФ и личное знакомство с таким офицером-педагогом доставляло и Евгению, и его одноклассникам превеликое удовольствие. Именно поэтому Евгений пригласил Александра Николаевича отметить с ними выпуск, а заодно поинтересовался: какой ресторан в Питере лучший? Ответить на этот вопрос преподаватель не смог. Кому теперь ставить «двойку» или «тройку с двумя минусами»? Улыбнувшись, Женька решил действовать самостоятельно, тем более, что занятие это его по-настоящему увлекло. Судите сами!

     Питейных заведений в городе полным-полно, но не так много ресторанов-легенд. Один из них – «Тройка», что на Загородном проспекте. Хотя слова «тройка» и «загородный» навевают фантазии  куда-то  в зимнюю Русь со скачущей тройкой лошадей, сам же ресторан находится в сердце Ленинграда-Петербурга в роскошном доме. А ощущение удали молодецкой и бешеной скачки разгорячённых лошадей – всего лишь порождение артистической игры, в которую каждый вечер он погружает своих посетителей. Коляшину это сразу понравилось!

     Здание, где располагается «Тройка», было построено в далёком 1916 году, как доходный дом Ивана Емельяновича Кузнецова и по сей день является настоящим памятником культуры и истории Санкт-Петербурга. Сам Кузнецов до революции был владельцем крупных предприятий фарфоро-фаянсовой и хрустально-стеклянной промышленности. Визуально массивный фасад доходного дома, усиленный пилястрами и контурами арок, выполнен в стиле неоклассицизма или модерна, кому как нравится. «Надо же, какое совпадение!» –  сразу подметил Коляшин. Фамилия первого хозяина и его преподавателя с Классов одинаковые. Оба Кузнецовы! Да ещё и «Тройка»… Как напоминание о той «позорной оценке» за контрольную... Курсовой экзамен по дисциплине ещё пару недель назад Евгений сдал на пятёрку! И эту отличную оценку поставил ему тот же преподаватель Кузнецов. Только ресторана «Пятёрка» в городе не было… Зато была «Тройка» без всяких минусов… Одни только плюсы! Евгений переговорил с разговорчивым администратором заведения и ещё кое-что выяснил.
 
     Как назовёшь – так и поскачешь! Вообще-то, упряжь лошадей считается чисто русским изобретением, когда к коренному  коню, бегущему рысью, находят двух лошадок, скачущих галопом, от чего ноша каждого коня облегчается, а общая скорость тройки увеличивается. Динамика!!!

     Один из самых патриотических ресторанов Ленинграда возник в брежневскую эпоху, в 1975 году, как кафе ресторанного типа «Тройка». Своё первое пышное развитие предприятие из сети торгово-столового треста, как тогда это называлось, получило в 1980 году, в год летней московской Олимпиады.

     Предполагавшемуся  наплыву  интуристов необходимо было показать что-то русское и разудалое, немного кичевое, но и с элементами классической ленинградской сдержанности. С самого начала изюминкой «Тройки» стала не только шикарная русская кухня, но и шоу-варьете, которое по тем временам считалось эксклюзивом.

     Так «Тройка» стала культовым местом отдыха для известных спортсменов, партийной и советской верхушки, для артистических кругов. В горбачёвскую перестройку интерес к этому ресторану только вырос! Кто здесь только не бывал и в качестве посетителей, и в качестве приглашённых звёзд от Эдиты Пьехи и Людмилы Сенчиной до Аллы Борисовны Пугачёвой. Захаживали сюда и военные… «Классные парни» тоже захотели!

     Главная фишка «Тройки» это, безусловно, выступления варьете. Уровень его так высок, что «артисты-троечники» являются  постоянными гастролёрами не только в Европе, но и за океаном – в Америке. Пиковую нагрузку посетителей ресторан испытывает летом, что связано с наплывом гостей, приезжающих приобщиться к красоте Ленинграда-Петербурга. Поэтому «втиснуться в июле», да ещё накануне Дня ВМФ, приличной кампании из мужчин и женщин, человек 25–30, надо было постараться. У Женьки получилось.

    Вот в какое популярное заведение отправилась группа классных специалистов в полном составе с жёнами и приглашёнными преподавателями! Но фамилия ещё одного Кузнецова особо воодушевляла парней в офицерской форме. Легендарный адмирал Николай Герасимович Кузнецов был Главкомом ВМФ, по инициативе которого 24 июля 1939 года в стране был введён День Военно-Морского Флота. И отмечать свой профессиональный праздник выпускники ВСОК ВМФ должны были уже завтра – в последнее воскресенье июля, после  вечернего банкета в ресторане. Ай да Коляшин! Так самым неожиданным образом тройку однофамильцев Кузнецовых объединила настоящая русская «Тройка»! И Женька…

     А самих Коляшиных выручила Мария Ивановна (хозяйка квартиры), которая приехала из деревни и всё время провела с их сыночком, окружив бабушкиной заботой, как родного внука. В тот субботний солнечный день на торжественном построении выпускникам вручали «дипломы» – свидетельства об окончании Высших специальных офицерских ордена Ленина классов Военно-Морского Флота. Ну, а вечером…

     Столы ломились от яств, тосты сыпались один за другим, а восхитительное шоу-варьете по-настоящему зажигало, добавляя праздничного настроения всей компании. Ну а когда в самый разгар вечера был объявлен медленный «белый танец», Виктория пригласила преподавателя-артиллериста Кузнецова. Он-то и поведал ей «на ушко», похвалив всю дружную ПВО-шную группу, особо выделив её супруга Евгения Коляшина. Так и сказал:
     – Какой он у вас инициативный! Всё везде успевает. И учился на хорошо и отлично, и ресторан вон какой замечательный выбрал!

     – У меня самый лучший, самый классный муж! – умно, с  благодарностью ответила Вика.

     – Далеко пойдёт! – подытожил мудрый педагог.

     Как в воду смотрел…


                Окончание – в эпилоге – «Я - классный специалист!»
           (про то, как «классные парни» становятся классными специалистами) -
                http://proza.ru/2022/05/14/1448



           май, 2022 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Добрый вечер, Николай!
Как приятно читать рассказ, который написан с душой и любовью к воспоминаниям о событиях 1989года, которые касаются семьи Коляшиных.
Да, муштра есть муштра, чтобы на параде всё смотрелось красиво. Конечно, членские взносы действительно были. Да и профсоюз был - не пустое место.
Ну а сбор в общаг - это святое. Зато в ресторане, да ещё в таком крутом, погуляли на славу.
Из рассказа видно, что Евгений отличный парень, а Виктория настоящая жена офицера.
Всего Вам самого доброго!
С уважением и теплом, Валентина

Валентина Валентова   09.04.2024 20:14     Заявить о нарушении
Благодарю за вечерний отклик, Валентина! Вот и закончилось обучение на ВСОК ВМФ для "классного парня" Евгения Коляшина. Пора на действующий Флот! Пора становиться КЛАССНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ. Но, будет ещё и интереснейший ЭПИЛОГ. Как сложилась дальнейшая судьба Коляшиных и Саломовичей - об этом в завершающей части этой автобиографической повести. Доброго Вам вечера и до завтра уже. Утром, по дороге на службу, и я с удовольствием окунусь в Вашу преинтереснейшую детективную историю. Читать её - одно удовольствие. Это честно, Валентина. С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   09.04.2024 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.