Мать партизана

Сыночек утром с мамой попрощался,
Сказал: "Иду я Родине служить!"
Над той станицей новый день рождался,
И люди все хотели мирно жить.

Но враг коварен. Стало быть, и следом
Искал врагов он на своём пути.
И все дороги он давно разведал,
Не знал он только, где его найти.

Пропал отряд, и кони растворились,
Устали немцы уж за ним шагать.
И вот деревня: люди провинились.
Сказал фашист: "Деревню поджигать!"

И всех повесить, если кто остался,
Казнить сынов и ихних матерей.
А этот хлопчик, что он нам попался,
Сказали, сын он матери своей.

А эта мамка слова не сказала,
И сын молчит: не знает, где отряд.
Их срочно вешать! И, пожалуй, мало:
Повесьте рядом с телом его мать!

Не встала мать пред немцем на колени,
И рядом с сыном на ветру качалась.
Вот так деревни русские горели,
Лишь только утро в поле начиналось.

Уже не выйдут в поле те ребята,
И дед Андрей с косою не пойдёт.
Война была - она ушла куда-то,
И соловей над кладбищем поёт!

   Примечание:

   * Сергей Герасимов, 1943-1950 г., картина «Мать партизана», Фото: upload.wikimedia.org

Название  - Мать партизана

Страна, художник - Россия, Сергей Герасимов

Год - 1943-1950

Жанр - живопись

Находится - Государственная Третьяковская галерея, Москва

Материалы - холст, масло

   Картина написана в промежутке семи лет. Начало работы положено в 1943 году, в переломный момент великой отечественной войны, когда советские войска дали отпор противнику, и немцы начали отступать. Эта картина ярко показывает дух советских людей, во многом благодаря которому был определён итог войны.

   О художнике

   Александр Михайлович Герасимов (31 июля [12 августа] 1881, Козлов, Тамбовская губерния, Российская империя — 23 июля 1963, Москва, СССР) — российский, советский художник-живописец, архитектор, скульптор[6], теоретик искусства, педагог, профессор. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

   О картине. 1950

   Как впоследствии уточнял сам художник, образ матери партизана — собирательный. В ее облике с гордо поднятой головой — «все матери, которые отправили на войну своих сыновей». Нельзя сказать, что женщина равнодушна к происходящему. Она уже знает, что впереди лишь боль и страдания. Но они не сломят героиню — она готова их принять с достоинством сильного человека. Мать не будет вымаливать прощение за юного сына у немецкого офицера. Нет, напротив, в ее образе — лишь презрение и ненависть к захватчику.

   За спиной у женщины — родная земля. Священная земля, залитая кровью родных, оскверненная, сожженная врагами. И родной сын — мальчишка, которому не дать и 18 лет. В образе матери — воплощение силы, гнева русского народа. Герасимов нарочито сосредоточил внимание зрителя на ней — использовал яркие краски, выделил контраст ярким солнечным светом.

   Она не сдастся врагу, не опустится перед ним на колени — так много непоколебимости и бесстрашия в фигуре женщины. И это так ярко контрастирует с образом немецкого офицера. Мощная фигура мужчины поставлена на неустойчивые кривые ноги. Повелевающий жест неуверенно застыл в пространстве — мать парнишки не обращает на него внимание.

   Мать и враг — главные герои картины. Их противостояние — поражающий в самое сердце сюжет. И видно, как решимость фашиста меркнет, ломается под стойкостью и мужеством обычной русской крестьянки. В этом противостоянии уже чувствуется робкая надежда на победу — советские люди не сломлены, их дух крепче, чем мнимая сила завоевателей.

                Владимир Грачев,
                пос. Ермишь, 09.05.2022 г.


Рецензии
Вот поэтому запад никогда не одолеет Россию.
С уважением, Ирина

Ирина Борунова-Кукушкина   30.05.2022 22:21     Заявить о нарушении
Согласен с Вашим мнением, Ирина!

Владимир Грачев 2   05.06.2022 04:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.