Урок старого начопера

               

      Из  книги  «Записки полковника Генштаба в отставке .Есть такая профессия…»

   "Начопер" - начальник оперативного отдела или отделения штаба воинской части»            
                Из армейского  сленга.               

       Успешно сдав на  «отлично»  один вступительный экзамен, как обладатель «красного» диплома выпускника высшего  военного училища и ,будучи зачисленным слушателем на заочный факультет в военную  академию им. Фрунзе (см.рассказ "Как я поступил в военную академию"http://proza.ru/2020/03/09/1416), был оставлен решением председателя приёмной комиссии в  составе ее секретариата до окончания всех экзаменов.

      Экзамены проводились в Чехословакии при штабе Центральной группы советских войск в г.Миловице.
Приёмная комиссия была сводной из представителей военных академий Советского Союза , Генерального штаба  и Политуправления Советской Армии и Военно-Морского Флота.
       Моим непосредственным руководителем на этот период стал представитель Главного управления кадров Министерства обороны полковник Гуляев Сергей Сергеевич.
Это был представительный высокий мужчина с пышной шевелюрой чёрных с проседью волос.
  В Генеральный штаб Вооруженных сил он был  назначен с должности начальника оперативного отделения штаба танковой дивизии, дислоцирующейся в ГДР.
      Затем он был переведён с повышением  в Главное управление кадров Министерства обороны.
    Узнав, что я служу в должности помощника начальника оперативного отделения штаба мотострелковой дивизии, был очень расположен ко мне .
     Наше с ним общение не ограничилось только служебными рамками беседы со мной на различные темы.  Он сумел за очень короткий промежуток времени донести до моего сознания такие жизненные истины и служебные нюансы, которые меня буквально выручали в моей дальнейшей офицерской службе.
      Так , один  из постулатов был о том ,что  никогда не надо надеяться на  «самотёк» в военной карьере ,то есть любое решение надо готовить заблаговременно.
Разведать обстановку, готовить «почву», обеспечить предпосылки и действовать!
Под  лежачий камень вода не течёт!  При этом он привел слова, кажется, Пушкина. А.С.:
   «Талантам надо помогать-бездарности пробьются сами!»
     Жизнь подтвердила эти постулаты.
       Когда пришло время моей замены из Чехословакии  в Советский Союз , я применил его совет.
     Моей целью было попасть служить на малую родину моей мамы в Белоруссию.
Она родилась и , до июня 1941 года, когда закончила 10 классов, жила в  г. Витебске.
      Направляясь в Москву из Чехословакии на очередную учебную сессию в   военную академию имени Фрунзе в 1987 году, за год до срока моей замены, свой путь проложил через г. Минск. (См рассказ «Моя любовь с первого взгляда.»http://proza.ru/2020/03/10/722)

   Прибыв на   поезде   в 6:00 в г.  Минск  , до обеда  побывал в штабе минского отдельного армейского корпуса, где сумел встретиться с начальником оперативного отдела штаба армейского корпуса.
       Изложив ему преамбулу своего «лично – служебного» посещения, попросил его дать кандидатуру одного из его подчинённых, желающих поехать служить по прямой замене на моё место в Центральную Группу советских войск.
    К тому сроку я уже был старшим помощником начопера  штаба дивизии.
Категория воинского звания у должности была «подполковник».
      У  начопера штаба корпуса было девять подчинённых офицеров.
Многие из них только недавно побывали за границей.
Один из них  служил когда-то лейтенантом в Монголии.
Он с удовольствием бы поехал служить перед пенсией в Чехословакию.
     Записав его личные данные, в 18:00 того же дня я выехал поездом в Москву.
     Прибыв на учебную сессию в академию  ,  связался по телефону  с Сергей Сергеевичем и сообщил ему данные кандидатуры офицера на моё место.
     Свои московские координаты полковник Гуляев при расставании мне лично записал.
       В итоге я оказался через год на новом месте службы в городе Минске.
    Но, при этом жизнь внесла свои коррективы в этот мой кадровый расклад.
    В составе армейского корпуса, куда я планировал попасть в оперативный отдел штаба корпуса  , была отдельная механизированная бригада , командир который хотел «сбагрить» ( избавиться)  от офицера  слушателя военной академии бронетанковых войск заочного факультета – начопера штаба бригады.
      Буквально за 3 месяца до моего перевода выяснилось, что на моё место едет служить  офицер из Минска, но с другой должности - начальника оперативного отделения штаба механизированной бригады( см. рассказ «Из жизни офицера заочного факультета академии.»http://proza.ru/2020/03/10/1317)
Категория воинского звания этих должностей «подполковник».

     В июне 1988 года я  прибыл на эту должность.
    Надо было видеть выражение лица моего нового командира  бригады, когда при нашем знакомстве он узнал, что на место его   заочника военной академии бронетанковых войск прибыл заочник другой военной академии, имени Фрунзе.
       Часто жизнь преподносит и не такие «обломы»!
   Урок старого начопера мне очень помог в офицерской службе.  Когда  , уже ко мне обращались молодые офицеры за советом и помощью, всегда вспоминал тот урок Сергей Сергеевича и ,по мере сил и возможностей ,оказывал свое содействие.
     А сегодня с гордостью смотрю на достижения моих воспитанников!
               
                Леонид   Свиягин.
                10.05.2022г.


Рецензии
Прочитала с интересом Вашу работу, уважаемый Леонид. Ваши советы и примеры из жизни пригодятся не только военным, но и штатским.
Спасибо. Доброго Вам здоровья( и всем Вашим близким).

Ирина Карпова 4   22.06.2023 19:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.