Джеффри Уоддингтон. Созерцание чудес Креста

СОЗЕРЦАНИЕ ЧУДЕС КРЕСТА
Джеффри Уоддингтон

Резюме

Ранее мы рассмотрели место искупления в теологии завета, которое раскрывается для нас на страницах Священных Писаний. Мы обнаружили, что существовали три божественных завета [1]: завет искупления, заключенный между тремя членами Троицы в вечности, завет дел между Богом и Адамом как Представителем рода человеческого в завете, которому Адам не смог подчиниться, и завет благодати, в котором спасение распространяется на избранных, то есть на всех тех, кто верит во Христа верой и соединен с Ним и извлекает пользу из исполнения Им завета дел его совершенно святой жизнью послушания и жертвенной смертью на кресте. Мы узнали, что, когда Адам упал, он попал в двойную зависимость. Он был обязан личным, вечным и совершенным послушанием Богу просто в силу того факта, что он был Божьим творением. Он был обязан этим, не считая каких-либо размышлений о грехопадении и грехе. Но из-за грехопадения Адам также должен был возместить последствия или удовлетворить Бога, потому что он нарушил его закон и был непослушен. Мы также узнали, как Адаму была предложена вечная жизнь за его послушание заповеди не есть с дерева познания добра и зла в Эдемском саду, и что спасение состояло в том, чтобы, по крайней мере, привести нас к тому месту, которого достиг бы Адам, будь он послушен. Другими словами, спасение - это не просто возвращение в сад Эдема. Крестное дело Христа вписывается в это повествование в тот момент, когда Адам (и мы, его потомки) обязаны продолжать повиноваться Богу как Его творения и теперь обязаны ему удовлетворением. Христос делает для нас обе эти невозможные вещи. Другими словами, крест - это сердце Евангелия.

Слова и образы  Нового Завета для искупления

В этом разделе мы рассмотрим богатый и выразительный словарь Нового Завета, посвященный делу Христа на кресте. Я бы предположил, что на страницах Нового Завета есть пять основных слов-образов для обозначения искупления. Я хотел бы претендовать на оригинальность в том, что я хочу здесь распаковать, но я стою на плечах нескольких значительных гигантов (2]. Также имейте в виду, что мы также рассмотрим ветхозаветную подоплеку этих слов. В качестве введения мы рассмотрим искупление как выкуп (с соответствующей идеей выкупа). Это словесная картинка, нарисованная с рынка. Далее мы продумаем словесную картину примирения, нарисованную в теплой обстановке семьи. В-третьих, мы рассмотрим словесный портрет победы, который нарисован с поля боя. После этого мы рассмотрим искупление как умилостивление, и это приведет нас в пределы священного храма. В-пятых, и, наконец, мы углубимся в искупление как оправдание, которое приводит нас в суды. Каждое из этих понятий следует рассматривать как дополняющее, а не противоречащее другим. На самом деле внимательные читатели заметят, что во многих случаях достоверность одного словесного изображения зависит от правдивости других. Другими словами, словесные образы интерпретируются взаимно. В конце концов будет видно, что каждый из них способствует глубокому пониманию искупления, заменяющего наказание.

Искупление: Бог обеспечивает выкуп и замену

Нас не должно удивлять, что слова Нового Завета, используемые для описания искупления, имеют как светское, так и священное происхождение. Другими словами, авторы Нового Завета использовали словарь, уже используемый в греко-римском мире, но также опирались на богатый концептуальный мир Ветхого Завета. Искупление - одно из таких слов. Выкуп включал в себя выкуп чего-либо за определенную цену. В греко-римском мире это часто связано с приобретением свободы военнопленных или освобождением раба. В любом случае искупление состояло в освобождении кого-то за определенную цену. Цена, необходимая для освобождения военнопленного или раба, называлась выкупом. Мы знакомы с идеей выкупа в случае, если от нас потребуют деньги, чтобы освободить жертву похищения. Выкуп в древнем мире работал аналогичным образом. Освобождение далось дорогой ценой. Джон Стотт в "Кресте Христа" полезным образом обсуждает искупление под тремя заголовками (есть ли здесь проповедь?!): Искупление учитывает (1) тяжелое положение, из которого мы были выкуплены, (2) цену, которой мы были выкуплены, и (3) личность Искупителя, который имеет имущественные права на искупленных [3]
В первом аспекте искупления, посвященном тяжелому положению, из которого мы освобождены, важно, чтобы мы учитывали, от чего мы освобождены. От чего мы спасены? Мы уже видели, что общим светским контекстом для понимания искупления было освобождение из тюрьмы и рабства, но оно также могло включать свободу от долгов, других форм плена, ссылки и ответственности вплоть до казни. Использование этого слова в Новом Завете не отделено от этого более широкого употребления. От чего мы освобождаемся? Согласно Павлу в Послании к Римлянам, мы искуплены от гнева Божьего за нашу греховность, которую он так ясно иллюстрирует нам в Рим.1.18-32. Мы также искуплены от рабства самому греху (Рим.6.15-23). В частности, искупление понимается как таковое в следующих смыслах: мы освободились от божественного осуждения (Гал.3.13, 4.5, Рим.8.1 ), мы искуплены от нашего прежнего пустого образа жизни (1 Пет.1.18), мы спасены от всякого беззакония (Тит 2.14) и мы освобождаемся от разрушительного падения [4].
Ветхий Завет обеспечивает богатый фон для новозаветного понимания идеи искупления от тяжелого положения. Парадигмальным событием, которое задало тон всем дальнейшим обсуждениям искупления в остальной части Ветхого и Нового Завета, были, конечно, события Исхода и Пасхи (Исх.12.1-12). Бог спас Свой народ от рабства в Египте, освободив его при посредничестве Моисея. Как нам напоминают в прологе к Десяти заповедям, Бог уже вывел свой народ из рабства, когда дал ему Свой закон. Тему искупления через повторение Исхода можно увидеть, например, в том, как дети Израиля пересекают Иордан, вступая в Землю Обетованную под руководством Иисуса Навина (Иис.Нав. 3). Остановка вод реки Иордон напомнила бы о чуде Красного моря. Даже позже в Ветхом Завете, когда пророки смотрели на грядущий суд, который вот-вот обрушится на непокорный Израиль, они указывали на грядущее восстановление по другую сторону наказания. И это восстановление, это возвращение из изгнания будет окрашено в оттенки, напоминающие об Исходе. Исаия особенно богат образами Исхода в главе 35 своего пророчества (как и Иеремия в Иер.32.6-15). Возвращение детей Израиля было бы новым исходом. Отголоски этого мы можем найти и в Новом Завете, где служение Иисуса выводит людей из греха и страданий посредством нового исхода более высокого рода [5].
Стотт также напоминает нам, что есть цена, за которую нас выкупят [6]. Как мы уже видели, освобождение военнопленного или раба происходило путем уплаты выкупа. Другими словами, искупление на человеческом уровне было дорогостоящим. Искупление в Библии тоже стоило дорого. Господу пришлось проявить свою сильную руку во время Исхода (Исх.6.6, 12) и вся система жертвоприношений (Левит) напоминала своим участникам о том, какой ценой можно добиться их прощения и восстановления общения с совершенно праведным и святым Богом. От первой жертвы сразу после грехопадения (в Быт.3.21, когда Бог заменил фиговые листья шкурами животных на Адама и Еву, мы видим необходимость пролития крови для прощения грехов - Евр.9.12) до пришествия Христа, мы видим, что искупление включало уплату определенной цены. Как Павел сказал Коринфянам, мы не принадлежим себе, ибо мы были куплены дорогой ценой (1 Кор.6.20, 7.23). Принцип дорогого искупления ясно выражен в договоре искупления, который мы обсуждали ранее. Сыну не нужно было приходить в этот мир, но мы знаем, что Он пришел. Воплощение, рассматриваемое само по себе, дорого обошлось нашему Господу. В "полноту времени" Сын обрел истинное тело и разумную душу (вопросы и ответы WSC 27) в очень смиренных условиях (Фил.2.5-9 и Гал.4.4-5), которые метко были описаны как воплощающие страдание и несчастье. Страдания Иисуса начались не в Гефсиманском саду, а при Его воплощении и во всей Его жизни. И его собственная жертвенная смерть - это справедливая цена (Гал.3.13, 1 Тим.2.6, Тит 2.14, 1 Кор.6.19-20). Это подводит нас к самой сути идеи выкупа.
Важно, чтобы мы не изолировали смерть Христа от всей Его жизни. Другими словами, мы должны рассматривать смерть нашего Господа на кресте как кульминацию Его уничижения и заместительной жизни. Христос прожил Свою святую и совершенную жизнь за нас (2 Кор.5.21,  Зах.3.1-5) [7]. И Он умер своей жертвенной смертью вместо нас (Ис.53.6 ; Зах.13.7; Мк.14.27; Деяг.2.23; Рим.8.32; 1 Иоан.4.9-10). Как я упоминал ранее, то, что сделал Христос, Он сделал как публичное лицо, как Представитель нашего завета. Слова подводят меня, когда я пытаюсь передать глубину тайны и удивления, связанных с этим. Точно так же, как мы пали в Адаме, мы (избранные, верующие во Христа) были восстановлены во Христе (Рим.5.12-21). Все мы по природе дети Адама, но по вере мы становимся сонаследниками Христа. Подумайте о том, что происходило, когда Христос умер на кресте. Христос, который сам по себе был безгрешен, стал грехом для нас. Тот, Кто был самым послушным сыном, когда - либо жившим, был проклят Отцом-за нас (Гал.3.13)! Наш грех (грех избранных) был вменен или перенесен на Христа. Наши грехи были искуплены. Бог бросил их в море забвения. Они так же далеки от нас, как восток от запада. Христос платит выкупную цену за наш грех. Мы заслуживаем наказания за наш грех. Но Христос взял этот грех на Себя. Он вызвал гнев своего святого Отца от нашего имени и вместо нас. Цитируя гимн: "На [нашем] месте осужденный стоял". [8] Но, как указывает Павел в 2 Кор.5.21 , [9] здесь также имеется вменение другого рода. Христос не только берет на Себя наш грех, но и нам (тем, кто уповал на Христа) дается Его праведность. И это активное послушание должно учитывать конечный акт послушания Сына Отцу - искупление [10]. Это то, что иногда называют "сладким обменом" - и это так и есть. Христос заплатил выкупную цену за наше освобождение и искупление, и это, оказывается, не что иное, как Он Сам. Христос - наш Заместитель и наша цена выкупа. Итак, вы видите, что мы не принадлежим себе, потому что нас купили по дорогой цене (1 Кор.6.20, 7.23).
Когда мы подходим к концу нашего рассмотрения образа выкупа, нам напоминают, что мы не принадлежим самим себе. Христос, как сказал нам Стотт, является нашим Искупителем, и у Него есть "имущественные права" на нас как на своих искупленных [11]. Иисус, как Глава или Представитель нашего завета, является нашим Господом. Как Павел сказал старейшинам Ефесянам, Бог пролил свою "собственную кровь" за церковь (Деян.20.28). Как купленные, мы должны избегать постыдного и вредного поведения (2 Пет.2.1)) и нам напоминают, что мы являемся храмом Святого Духа индивидуально и коллективно (1 Кор.3.16-17, 6.18-20). Как купленные, мы не освобождены, чтобы уйти сами, но мы стали рабами Христа (Рим.6.15-23), Который приносит нам истинную свободу. Искупление не только освобождает нас от греха и гнева, но, что более важно, ведет к спасению (со всеми его преимуществами и обязательствами).

Примирение: Бог восстанавливает наше разрушенное общение

Рассматривая искупление с точки зрения примирения, мы переходим от шума и суеты рынка к теплому семейному кругу. Мы переходим от аукционного блока к дому и очагу. Примирение указывает на то, что мы находимся во вражде с Богом. Или, говоря точнее, Бог воюет с нами. Павел говорит нам, что по своей природе мы дети гнева и непослушания (Еф.2.3). Это иудаизм, указывающий на то, чем мы больше всего характеризуемся. Помните, как Иисус называл своих учеников Иакова и Иоанна "сынами грома" (Мк.3.17)? Иисус имел в виду, что эти два брата характеризовались громом, что, вероятно, относится к их вспыльчивому характеру. Мы по своей природе (то есть в силу того, что находимся в Адаме) находимся под Божьим гневом и отчуждены от него (в результате мы также отчуждены от наших собратьев, от нашего окружения и от самих себя). Мы в большой беде. Мы были созданы для общения с Богом, и теперь это общение разорвано на части. Мы непримиримые враги Бога, и Он решительно выступает против нас в нашем грехе. Таково наше жалкое состояние без благодати.
К счастью, Бог решил не оставлять избранных в их заслуженном отчуждении, страданиях и боли. Он мог бы сделать это и как раз этим и занимался. Бог сделал первый шаг к примирению с нами, а не мы с Ним. Обратите внимание на этот порядок. Сначала Бог, мы последние. В Писании есть несколько мест, где мы могли бы обратиться к кресту как к основе примирения (например, 2 Кор.5.18-21; Еф.2.16; Кол.1.20-22; Евр.4.14-16, 10.19-25), но для наших целей Рим.5.10-11 - это ключ. Здесь Павел приводит аргумент в пользу постоянной милости Бога. Поскольку мы оправдались, мы имеем мир с Богом (то есть мы примирились). Этот мир не может быть окончательно утрачен. Если Бог продемонстрирует Свою любовь к нам, послав Своего Сына умереть за нас, в то время как мы были Его врагами, насколько больше он останется примиренным с нами живым служением Своего живого и ходатайствующего Сына?! Давайте разберемся с этим. Бог послал Своего Сына, чтобы примирить нас. Он сделал это Своей смертью. Это примирение не может быть окончательно отменено. Бог остается примиренным с нами сейчас и в будущем из-за продолжающегося ходатайственного служения Его Сына, который остается по правую руку Отца. Этот аргумент является тем, что мы называем аргументом a fortiori (от большего к меньшему, или тем, что раввин назвал бы квал-вехомером или аргументом от "легкого и тяжелого"). Павел утверждает, что Бог не может отречься от Себя. Если мы оправдались верой во Христа, у нас есть примирение. И если у нас есть примирение сейчас, оно будет у нас и в будущем [12]. Для наших целей здесь важно видеть, что Бог примирился со Своими избранными благодаря работе Христа на кресте. Это то, что было достигнуто. Бог проявил инициативу. И в свете этого Благая весть проповедуется народам.
Как и следовало ожидать, существует ветхозаветный прецедент для новозаветного учения о примирении. Еще раз рассмотрим систему жертвоприношений. Предложение общения указывало на восстановленные отношения между Богом и грешным израильтянином (Лев.3). Весь смысл жертвенной системы заключался в примирении. Мы видим это в Пс. 32, где нам сказано, что благословен человек, который исповедует свой грех и возвращается к общению. Пс.50 на этот счет еще более ясно. Хотя об этом псалме можно многое сказать, конечным результатом исповеди и очищения является восстановление, то есть примирение: "Не изгоняй меня из Своего присутствия и не забирай от меня Святого Духа Твоего. Верни мне радость Твоего спасения и поддержи меня Духом"(Пс.50.11-12) [13]. В Ис.1.18 Господь призывает свой народ встретиться с ним, чтобы вместе рассудить. Тогда это приведет к прощению греха и удалению обиды.
Кроме того, в Новом Завете мы находим заботу о том, как христианин должен жить в свете примирения, установленного крестом. Перед нашим Господом искупление, - отметил он в Мтф.5.21-24 , когда кто-то пришел, чтобы предложить дар на жертвенник храма и вспомнил, что брат имеет что-то против него (Господа нашего, не говоря уже ли это жестокое чувство было заслуженно или нет), он должен был пойти и примириться с обиженным братом и тогда приди и принести дар у алтаря. Что еще более важно, Павел напоминает нам в Еф.2.11-12, что Господь своей смертью разрушил старую разделительную стену закона, разделявшую евреев и язычников. Как мы знаем из Деяний и Посланий Павла, в ранней церкви шла настоящая борьба за то, чтобы считаться с этой новой реальностью, в соответствии с которой язычники могли стать согражданами Небесного царства, не становясь сначала евреями. Другими словами, евреи и язычники были в равном положении перед крестом. Все они согрешили против святого Бога, и все имели равный доступ к спасению через веру во Христа, которая привела к оправданию. Учитывая этот великий факт искупления и примирения, христиане должны были жить в согласии друг с другом [14].
Подводя итог тому, что мы увидели, взглянув на примирение, мы увидели, что рассмотрение искупления с точки зрения примирения напоминает нам о том, что Бог должен был примириться с нами, прежде чем нас можно было призвать к примирению с Ним. Это можно понять из простого факта, что в Новом Завете примирение представлено как нечто уже совершенное в прошлом и предлагаемое людям сейчас. Мы также видели, что Бог действительно разгневан на нас из-за нашего греха. Следует отметить, что этот гнев является личным и судебным гневом. Это не просто моральный эквивалент того, как ребенок засовывает палец в розетку и его убивает током. Кроме того, Бог примиряется с нами удалением нашего греха и поглощением Его гнева, и то, и другое совершается Богом Сыном на кресте. Наконец, примирение происходит из-за любви Триединого Бога к нам. Все Три Личности Божества участвовали в плане и осуществлении искупления. Это не значит, что любящему Сыну приходилось уговаривать и выкручивать руки непокорному Отцу. Отец, Сын и Святой Дух заключили завет искупления и исполнили завет благодати в истории.

Победа: Бог побеждает всех Своих и наших врагов

Пройдя с рынка через семейный дом, мы теперь подходим к полю битвы. Здесь мы кратко рассмотрим крест как место победы Христа и его народа и место поражения сатаны и его приспешников. Шведский богослов Густав Аулен назвал этот взгляд на крест "классическим взглядом", поскольку он считал, что это был основной взгляд на Библию в ранней церкви [16]. Мы утверждаем, что образ победы - это одна из нескольких взаимодополняющих точек зрения, которые все взаимно усиливают друг друга и поддерживают центральную проблему замены наказания. Павел дает нам классическое место для понимания креста как поражения сатаны. Он говорит нам, что "... вас, которые были мертвы в ваших преступлениях и необрезании вашей плоти, Бог оживил вместе с ним, простив нам все наши прегрешения, отменив запись о долге, которая стояла против нас с ее законными требованиями. Это Он отложил в сторону, прибив гвоздями к кресту. Он обезоружил правителей и власти и поверг их в открытый позор, торжествуя над ними в нем" (Кол.2.13-15 ESV). Как мы видим, торжество над правителями и властями идет параллельно с аннулированием долга. Вы не можете иметь одно без другого. Другими словами, победа Бога предполагает удовлетворение Его Самого.
Еще раз мы можем увидеть предвестник этого в Ветхом Завете и на первых страницах Нового Завета. Бог начинает покорение Своих врагов в саду сразу же после грехопадения со Своего проклятия (Быт.3.14-19) где мы видим, как для нас разворачивается вечный конфликт между народом Божьим (семенем женщины) и людьми этого мира (семенем змия). Этот конфликт завершится тем, что семя женщы сокрушит голову семени змия и в процессе его исцеления получит раны. Есть веская причина назвать Быт.3.15 протоевангелием или "первым Евангелием". Мы видим искупление как победу Бога над Его врагами, олицетворенную в исходе Израиля из Египта (особенно в связи с десятью язвами, которые, по-видимому, были столкновением с конкретными языческими божествами и освобождением на Красном море, Исх.7-12) и в ханаанском завоевании, первоначально под руководством Иисуса Навина и завершенном много лет спустя при царе Давиде (его битва с Голиафом служит иллюстрацией в миниатюре). Мы также видим победоносную смерть Христа, о которой возвещено в противостоянии Илии и пророков Ваала на горе Кармель (1 Кор.18.20-40). В Новом Завете, во время земного служения нашего Господа, мы видим, как Он проходит свое испытание в пустыне (Мтф.4; Мк. 1; Лк. 4) и Его постоянная конфронтация с демоническими силами как предвкушение его победы над смертью. Рассмотрим также комментарии Павла в главе о воскресении (1 Кор.15). Там он напоминает нам, что благодаря воскресению Христа (кульминации и завершению искупления) смерть уничтожается: "Когда тленное облекается в нетленное, а смертный облекается в бессмертие, тогда сбудется написанное: "Смерть поглощается победой". "О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?" Жало смерти - это грех, а сила греха - закон. Но благодарение Богу, Который дарует нам победу через нашего Господа Иисуса Христа" (1 Кор.15.54-57). А в конце Нового Завета мы видим, что Христос победил сатану и грех: "и великий дракон был сброшен, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную, - он был сброшен на землю, и ангелы его низвержены с ним" (Откр.20.2).
Искупительная смерть Христа была победой - над сатаной, грехом и смертью. Но было бы неправильно рассматривать это как какое-то противоречие или противоречие искуплению, заменяющему наказание. Единственный способ, которым крест может быть победой, - это если он действительно чего-то достиг, а именно спасения тех, за кого умер Христос. Это может быть победой только потому, что Христос был нашим представителем и заместителем. В противном случае мы остаемся заинтересованными наблюдателями или зрителями, и крест ничего для нас не делает. Но, слава Богу, крест кое-что сделал для нас. Это принесло нам искупление. Христос принял наше наказание как нашего представителя и победил сатану, грех и смерть. Это не предложение "или/или", а и то, и другое/и. Бог через Своего Сына, Царя Иисуса, крестом победил всех своих и наших врагов.

Умилостивление: Бог одновременно справедлив и оправдывает нечестивых

Теперь мы переходим к рассмотрению искупления, которое приводит нас в священные пределы святого Храма. Мы приходим в присутствие чего-то, что по большей части нам чуждо [17]. Теперь мы стоим в присутствии священников и животных. Мы следим за рубриками жертвенной системы по мере их выполнения. Мы видим, как израильтяне подходят к храму с целью принести в жертву животное. В чем смысл всего этого ритуала? И имеет ли это какое-то значение для нас сегодня? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно откопать старый термин, который когда-то был хорошо знаком большинству англоговорящих христиан.
Я, конечно, думаю об этом странно выглядящем и звучащем слове: умилостивление. Возможно, вы задаетесь вопросом: "Что это значит?" Я так рада, что вы спросили! Умилостивление, слово, которое встречается у короля Якова (а также в  ASV и ESV), означает умиротворение, отвращение или умиротворение гнева. Это, естественно, поднимает вопрос, о чьем гневе мы здесь говорим? Ответ на этот вопрос - Божий. Да, Бог гневается на нас из-за нашего греха. Однако это не значит, что у Бога какой-то космический "приступ раздражения". В отличие от нас, у Бога нет приступов гнева. Скорее, Божий гнев - это Его устойчивое отвращение к греху и злу. Павел указывает, что Бог гневен в Рим.1.18-32. Там мы видим печальную картину греха и деградации, когда человеческая раса скатывается по нисходящей спирали. Из Рим. 1 мы видим, что Божий гнев носит личный характер. То есть, вопреки мнению британского исследователя Нового Завета Ч. Х. Додда [18], гнев Божий-это не какая-то механическая реакция на определенные типы поведения, сродни ребенку, которого убивают электрическим током за то, что он сунул палец в розетку. Напротив, гнев Божий носит личный, судебный и целенаправленный характер. То есть грех приносит еще больше греха, что приводит к большему греху и деградации. Картина, которую Павел рисует в Рим.1, отвратительна, и это включает в себя то, что Бог "отдает" грешных мужчин и женщин их греховным страстям, чтобы они могли пожинать то, что они сшили. Например, утверждалось, что обсуждение Павлом гомосексуальность представляет его не только как греховное поведение, которое закончится наказанием, но что оно само по себе является формой судебного приговора, вытекающего из подавления знания Бога и обмена истины на ложь. Другими словами, есть Бог, и Он гневается на нас за наше непослушание.
Итак, Бог гневается. Но он также и любящий Бог. Оба этих описания верны. Это может ошеломить человеческий разум, но не представляет непреодолимого препятствия для Бога. Именно на кресте встречаются гнев и милосердие [19]. Бог установил план искупления в вечности, и крест лежит в основе этого плана. Этот план предполагал, что Сын Божий примет на Себя человеческую природу, смиренно подчинится воле Отца и умрет за грехи избранных. Поступая так, Бог смог быть справедливым (то есть Ему не пришлось бы идти против своего святого и праведного характера или, наоборот, ему не пришлось бы идти против своей любящей природы) и оправдывать нечестивых. Иисус Христос поглотил бы гнев Отца, чтобы он мог спасти людей для себя. Богу не пришлось бы закрывать глаза на грех или махать рукой, как будто грех не имеет никакого значения. Те, кто думает, что грех - это мелочь, не задумывались всерьез о серьезности греха [20]. Нам также напоминают, что искупление является выражением любви Бога Отца в той же мере, в какой оно является выражением любви Сына. Нет никакой внутренней борьбы по поводу того, должен ли Отец прощать тех, кто связан с Сыном.
В Новом Завете есть четыре основных отрывка, в которых мы находим слово умилостивление [21]: Рим.3.21-26, Евр.2.17, 1 Иоан.2.1-2 и 4.10. Мы кратко рассмотрим  Рим.3.21-26. Здесь Павел обращается к основанию оправдания только верой в дело Христа для нас.  Основой нашего оправдания как безбожных врагов Бога (по Рим.5.1-11) является то, что Христос был выдвинут в качестве умилостивления. То есть Бог-Отец выдвинул Своего собственного Сына, чтобы Ему взять на Себя наказание, заслуженное Его народом (Ис.52-53 , 1 Пет.1.18-21,  2.21-25). Поступая так, Бог смог сохранить Свою целостность, отстаивая Свою справедливость и Свое милосердие. Наше спасение не является результатом компромисса у Бога. Сын впитал в себя гнев Отца за тех, кто принадлежит Ему. Поэтому теперь нет осуждения для тех, кто во Христе Иисусе (Рим.8.1)).
И теперь мы вернулись к началу. Как же так, спросите вы? Мы начали этот раздел с вопроса о том, как система жертвоприношений древнего Израиля относилась к нам или к работе Христа. Левитская система жертвоприношений указывала на грядущего Агнца Божьего, который возьмет на себя грехи мира. Что еще более важно, жертвы Ветхого Завета обрели свою силу после смерти Христа на кресте (Евр.9.11-10.18). Как говорит нам автор Послания к Евреям, бесконечное повторение и принесение жертв изо дня в день и из года в год не могли очистить совесть, рассматриваемую как таковую. Взгляните на это так: ветхозаветная система жертвоприношений подготовила народ Божий, чтобы они могли понять значение смерти Сына на кресте. Но действенность дела Христа на кресте обеспечила эффективность ветхозаветных жертвоприношений. Итак, мы видели, что Бог относится к греху с предельной серьезностью. Бог не может закрывать глаза на грех. Это должно быть искуплено. Мы также видели, что это искупление достигается Сыном Божьим, Иисусом Христом. Именно тем, что Он берет на себя наш грех, Он устраняет греховный проступок и отводит гнев Божий от Своих избранных. На кресте Христа мы видим, как встречаются гнев и милость. Бог способен быть справедливым и оправдывать нечестивых.

Крест и Воскресение: проклятие и оправдание Иисуса

Теперь мы подходим к пятой и последней словесной картине Нового Завета для искупления. Мы переехали с рыночной площади к семье, с поля боя на территорию храма. Теперь мы оказываемся в суде. Оправдание - это заявление о том, что кто-то прав или не виновен в неправильных поступках. Это заявление о том, что кто-то праведен. Это не значит сделать кого-то праведным. Противоположностью оправданию, конечно, является осуждение. Опять же, осуждение - это не признание кого-то виновным, а признание его или ее вины. Рассмотрим, например, Втор.25.1-2, "Если между людьми возникает спор, и они приходят в суд, и судьи решают между ними, оправдывая невиновного и осуждая виновного, то, если виновный заслуживает того, чтобы его избили, судья должен заставить его лечь и избить в его присутствии несколькими ударами, пропорциональными его проступку". Дело в том, что судья не делает человека, обвиняемого в преступлении, невиновным или виновным. Он стремится определить, кто виновен или невиновен, а затем объявляет решение, основанное на доказательствах. Иными словами, оправдание является судебным и не связано с нравственным преобразованием (т. е. освящением).
Возможно, вам интересно, как все это, хотя, несомненно, все это важно, связано с пониманием искупления. Эти два понятия тесно связаны друг с другом. Я хотел бы предположить, что смерть Христа на кресте была проклятием, и отмена этого проклятия была оправданием [23]. Я считаю, что у нас есть библейское основание для таких выражений [24]. Я хотел бы взглянуть на проклятие Иисуса за нас на кресте, Его оправдание его воскресением и наше оправдание союзом с Ним, Который является нашим Главой в завете. Если мы споткнемся в любом из этих моментов, я бы смиренно предположил, что мы не понимаем серьезности греха, глубины любви и жертвы Христа за нас и того, как мы можем извлечь пользу из Его работы, совершенной в истории более 2000 лет назад.
Сначала нам нужно рассмотреть, как Христос был проклят за нас. Павел говорит нам в Гал.3.13, что "Христос искупил нас от проклятия закона, став проклятием для нас, ибо написано: "Проклят всякий, кто повешен на дереве..." Павел здесь ссылается на Втор.21.23: это говорит нам о том, что любой человек, повешенный на дереве, проклят Богом. Христос действительно и воистину проклят, когда Он висит на кресте, и нам нужно бороться с этим фактом. Мы должны отнестись к этому серьезно. Христос не играл в игры. Это были не парады. Христос не притворялся проклятым. Он был действительно и по-настоящему осужден, потому что висел на кресте. Но как это могло быть? Это, конечно, было не за Его собственный грех. Он был безгрешен и был полностью послушен воле своего Отца (Евр.4.15, 9.14; 1 Пет.1.19). Напротив, Он был осужден за наши грехи. Точно так же, как Адам был главой или представителем завета, так и Иисус Христос был им для Своего народа. Помните, что мы, потомки Адама, стояли под проклятием Божьим за его и наши грехи. Христос, придя, чтобы быть нашим Поручителем, взял на Себя наш грех и понес проклятие в Своем теле на дереве. Он действительно попал под хмурый взгляд Отца. Как еще мы можем понять тайну оставленности (Мтф.27.45-46; Мк.15.33-41)? Отец не отвернулся бы из-за какого-либо греха, совершенного лично Сыном? Пропади пропадом сама эта мысль! Но наш Господь стоял на нашем месте. Он был нашей заменой. Он был ценой выкупа. Он действительно был проклят. Он действительно был осужден. Крест был местом осуждения. Если бы история закончилась здесь, она не закончилась бы хорошо. И в данный момент я не думаю об апологетической необходимости воскресения. Мое внимание сосредоточено на искупительном значении креста. Крест нуждается в воскресении.
Кальвин был прав. Мы никогда не должны думать о кресте без воскресения и никогда не должны думать о воскресении без креста. Итак, Христос подвергся Божьему проклятию за то, что был повешен на кресте. Он взял наш грех на Себя. К счастью, на этом история не заканчивается. Есть еще кое-что, за чем нужно следить. Поскольку Христос был пригвожден ко кресту под облаком осуждения, требовалось, чтобы произошло обратное. Если бы Христос не воскрес из мертвых, проклятие осталось бы [25]. Если Христос остается в гробу, он все еще находится под проклятием. Более того, мы все еще в своем грехе и являемся самыми жалкими из всех людей (1 Кор.15.17). Теперь, если распятие было проклятием Христа, а Его воскресение является отменой этого проклятия, тогда мы можем с полным основанием сказать, что воскресение Христа было его собственным оправданием. Так говорит Павел в 1 Тим.3.16: "Поистине велика, мы исповедуем, тайна благочестия: Он был явлен во плоти, оправдан [26] Духом, увиден ангелами, провозглашен среди народов, уверован в мире, вознесен во славе". Воскресение было Божьим знаком одобрения великой жертвенной работы послушания Его Сына. Павел в Рим.4.23-25 напоминает нам, что "Но слова "это было засчитано ему" были написаны не только ради него, но и ради нас. Это будет засчитано нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, который был предан за наши грехи и воскрес для нашего оправдания". Иисус был проклят за нас, и он был оправдан за нас.
Но вы, возможно, задаетесь вопросом, как мы можем извлечь пользу из того, что Христос сделал вне нас и для нас. Как напоминает нам Жан Кальвин, пока Христос остается на расстоянии от нас, то, что он сделал для нас, не будет иметь для нас никакой ценности [27]. Мы приходим к получению пользы от совершенного Христом искупления через применение этого к нам Святым Духом. Святой Дух соединяет нас со Христом верой, и поэтому мы принимаем участие в благах искупления (Рим.5.12-21, 6.1-14, Гал.2.15-20, Еф.2.1-10, 4.17-24, Кол.2.6-15, 3.1-17)  [28]. Будучи соединены со Христом, мы получаем пользу от Его совершенно святой жизни и послушания Отцу (его исполнения завета дел), и мы получаем пользу от совершенной раз и навсегда жертвы Христа. Другими словами, двойная связь, в которую нас втянул Адам (требование, чтобы мы предлагали совершенное, личное и вечное послушание и чтобы мы были обязаны возместить ущерб за нарушение закона Божьего), отменена и исправлена [29]. Это может быть правдой только в том случае, если Христос был нашей карательной заменой.

Вывод

Мы прошли полный круг. Мы рассмотрели язык, на котором в Новом Завете объясняется значение креста. Мы обнаружили, что крест Христов понимается под пятью взаимодополняющими взаимосвязанными словесными изображениями. Мы рассмотрели распятие как искупление, примирение, победу, умилостивление и оправдание. Мы едва коснулись поверхности. Но я верю, что вам дано ощутить глубину и богатство божественного откровения об искуплении. Мы должны быть обеспокоены как фактичностью креста Христова, так и его богословским и искупительным значением. В третьем и последнем разделе мы обратим наше внимание на краткую историю того, как Церковь боролась с искуплением, пытаясь понять его.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии