Духовность и одиночество Эссе

 ДУХОВНОСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО
ЭССЕ

      Чем больше духовности в тебе самом - тем более зыбка и малозначима материальная реальность вокруг тебя.
        И наоборот - чем более ты погружен в дела, заботы и проблемы окружающей материальной действительности, тем все больше слабеет в тебе духовное начало, становится все более зыбким, призрачным и сомнительным.
          Это непреложный закон нашей жизни.
          Дело не в том конечно, что все духовное принципиально несовместимо с материальным и «телесным» - подобно тому  как небо никогда не сольется с землей. 
           Нет конечно.
          Дело в том, что за духовность в человеке отвечает его сознание. И когда человек все больше и больше погружается во внутреннюю  жизнь своего сознания (и тем самым в скрытую от посторонних глаз   стихию своей духовности) он одновременно все меньше и меньше становится поглощен окружающей его реальной материальной действительностью.
              Чтобы не рассуждать обо всем этом сугубо отвлеченно, вспомню, как писала в своих воспоминаниях о судьбе Пушкина Анна Керн, Муза его поэтического шедевра «Я помню чудное мгновенье» и одна из возлюбленных Пушкина. 
            Анна Керн называла самым творчески плодотворным периодом для Пушкина как поэта годы его жизни в Михайловском, где Пушкин был менее всего окружен светом и светской жизнью и более всего предоставлен самому себе и погружен в себя.
           В одиночестве и в окружении живой природы поэзия Пушкина в годы его ссылки в Михайловское действительно расцвела необычайно.
            Пушкин и жил тогда погружением в себя, вдохновением, жизнью собственного сознания, своими грезами и поэтическими фантазиями, дерзновенными взлетами  и порывами своего духа.
               Но не жизнью внешней, материальной и полной забот и суеты.
               От этого последнего Пушкин был в Михайловском избавлен совершенно.
                С другой стороны жизнь в светском Петербурге после женитьбы на Наталии Гончаровой буквально душила Пушкина как поэта и мучила его как человека. Это хорошо известно.
                У Пушкина были тогда надежды оставить аристократический Петербург и жить в Михайловском. Но Наталья Николаевна, молодая супруга Пушкина и блистательная светская красавица была конечно решительно против такой одинокой  жизни в деревне в далекой от столицы  с ее светским блеском и  развлечениями  захудалой Псковской губернии.
                И мечты Пушкина о возвращении в благословенное Михайловское остались только мечтами. А ведь это одно может быть только и могло спасти Пушкина от близкой уже тогда гибели на дуэли…
               На самом деле и мир сознания человеческого - реально существует. И это вовсе не мир одних лишь грез и поэтического воображения.
               Это и мир мысли, мир разнообразных впечатлений и наблюдений над жизнью, мир построений разума, а порой и естественных логических умозаключений.
                Но чем меньше внешних событий вокруг человека, чем меньше действует в жизни он сам - тем богаче и насыщеннее обычно мир его сознания.
                Тогда жизнь человеческая неразрывно сливается с жизнью сознания, уходит в глубины незримого мира… И тогда именно расцветает творчество.
                Жизнь сознания именно в творчестве собственно и выражается наиболее зримо - в поэзии и вообще в художественном слове, в музыке и живописи…
                Не в толпе же, не на службе в многолюдном офисе, за компьютером и за официальным рабочим столом клерка или менеджера творит художник. 
                Художник творит в одиночестве - только когда он остается в глубоком смысле наедине с собой и вдали от суеты мира.
                Живые впечатления от мира вокруг, живое осмысление окружающей жизни конечно и тогда наполняют сознание истинного художника-творца  -  он же создает твои творения не как оторванный от всего видимого и действительного «взгляд и нечто», а как отклик на некие волнующие его реалии бытия. 
                Но и все таки без самоуглубленности и без определенного отвлечения от окружающего мира с его текущими заботами в творчестве никогда ничего значительного и яркого  не получится.
                Для сугубо материалистической философии всегда была характерна идея «среды» -  социальной среды (класса или социальной прослойки), национальной среды (нации или народа) и пр.
                Вне своей «среды» материалисты не представляли человека - как рыбу вне реки или моря, медведя вне леса, горного козла вне гор и степного волка без степи.
                Среда в глазах материалиста формирует человека и всецело определяет его облик.
                Это может быть и правда (по крайней мере отчасти правда) применительно к достаточно безликому «среднему человеку». Но не применительно к художнику.
                Правда, но не в отношении настоящего Поэта, настоящего Композитора, настоящего Живописца, которые наделены  несомненным и  большим дарованием.
                Подлинного  художника-творца воспитывает одиночество.
                И прежде всего - духовное одиночество.  Неотделимое от духовной избранности.
                Не благодаря своему дружескому кругу, который окружал его в юности и молодости Пушкин стал Пушкиным, великим Поэтом России - а в известном смысле вопреки этому дружескому кругу.
                Почему никто в том кругу Пушкиным не стал? - Ни милый Дельвиг. Ни благородный и патетический Кюхельбекер… И никто другой.
                Любой дружеский круг - это союз равных или условно равных друг другу людей и дарований. Если такого равенства внутри дружеского круга нет - этот круг неизбежно распадается. 
                Обижен малоталантливый. Чувствует окружающую его злую зависть человек действительно одаренный. И в итоге и тот и другой стремятся отдалиться от этого дружеского круга и выйти из него. Жить по своему.
                А в самом дружеском кругу продолжают «танцевать» и радоваться жизни только благополучные посредственности - те у кого есть «кое какое» дарование, не крупное, но все таки… Те у кого есть какая-то средняя культура…кто по сути и не «от сохи» и не из «дикого края,»  но и не духовная элита…
                Вот им хорошо в любом обычном творческом «дружеском кругу», в любой так называемой «культурной среде» которая соответствует им самим по очень среднему уровню одаренности и духовного развития.
                Это - люди из культурной толпы. И таких людей немало вокруг.
                А истинно творческий человек и человек при этом высокоодаренный - он всегда окружен неизбывным одиночеством.
                Одиночество - это его Избранность, это его Предназначение и это его Судьба.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ), Альманах «ЦАРИЦИН» Выпуск 2 (Волгоград 2022)  и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



               
               
               
               
          


Рецензии