Один из полуторки газ-АА
С 12 сентября 1941 года по март 1943 года открылась эта единственная транспортная магистраль. Когда Ладога замерзла в условиях постоянной бомбежки и капризного нрава озера Ладоги, ежедневно шли машины полуторки. Более 20 тысяч водителей работали на таких полуторках – ГАЗ-АА.
Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля — 152 дня. За это время было перевезено 361 109тонн различных грузов, в том числе 262 419тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч беженцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам, с 25 декабря были увеличены нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 граммов, а служащим, иждивенцам и детям на 75 граммов
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс.тонн различных грузов, в том числе свыше 100 тыс.тонн продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек. 8 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
Иногда по этой дороге за сутки водители делали по две поездки в открытой машине, без дверей. Почему без дверей? А чтоб успеть выпрыгнуть в ледяную воду и попытаться самому не уйти на дно. Но чаще машина с грузом вместе с водителем уходила в считанные минуты на дно. Более 4000 машин, в одной из которой за рулем сидел Григорян Михаил Агаджанович, ушедший на войну из Баку. Дома ждали его малые дети, два сына- Роберт и Лева.
О войне говорить не любил мой свёкор. Как- то я заметила, как он, собирая хлебные крошки возле тарелки, отправляет в рот. Я протянула ему кусок хлеба.
- Спасибо дочка, - сказал он,- у меня это привычка с войны.
Вот тут я и осмелилась спросить его о той Дороге. Вначале он молчал. Долго молчал. Я обняла его, понимая, что невольно сделала ему больно.
- Простите меня, я понимаю вас, мой папа тоже не любил говорить о войне.
Он посмотрел на меня, спросил где воевал мой отец, а потом поделился тем, что водителям, которые должны были выехать, давали двойной паек. Все водители, кого он знал, отдавали полностью свои пайки, когда добирались до точки назначения, а когда вывозили детей, то отдавали женщинам, которые сопровождали ребятню. Он говорил, что парой водители не спали по несколько дней. По весне бывало местами приходилось разгружать и переносить груз вручную. И сон был врагом, с которым он боролся в пути. Не было страшнее момента, когда впереди идущая машина уходила под воду. Уходила быстро, вместе с водителем и тяжелым грузом. Ужас был в том, что самому, идущему вслед надо было удержать на льду свою тяжелую машину, не попасть в воронку и двигаться дальше.
- Вцепишься в такой момент в баранку, мысленно молишься то ли за ушедшего, то ли за то, чтобы самому довезти еду.
Сказал, вздохнул и замолчал, прошептав: «Эх, сколько из них отдали жизни свои!»
Говорят, что у маяка Осиновец есть музей «Дорога Жизни» и монумент напоминающий разорванное кольцо.
В 2012 на Румболовской горе на Калужском шоссе около Всеволожска, (10 км Дороги Жизни) стоит бронзовая скульптура в натуральную величину с надписью «Памяти машины-солдата» — памятник легендарной ГАЗ-АА, в народе - «полуторке» ( арх. С. М. Исаков)
Ну а где же имена тех, 20000, кто сидел за рулем?
Свидетельство о публикации №222051101374