Сварог и его Сварожичи

Лексика не моя, собрано из цитат.
---
Сварог.
     Сварог -- Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озаренного солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний и, таким образом, являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественный дар, низведенный на землю в виде молнии; отсюда понятно, почему славянин молился огню как сыну Сварога.
     Разбивая громовыми стрелами тучи, Сварог выводил из-за них ясное солнце, или, выражаясь образным языком древности, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы; это картинное, поэтическое представление прилагалось и к утреннему солнцу, выходящему из-за черных покровов ночи, так как ночной мрак постоянно отождествлялся с потемняющими небо тучами.
     С восходом солнца, с возжжением его светильника соединялась мысль о его возрождении, и потому Сварог есть божество, дающее жизнь солнцу — рождающее Дажьбога... Плодотворная сила солнечных лучей и даждьливых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным.
     Это естественное и для всех наглядное явление послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу придан воздействующий, мужской тип, а Земле — воспринимающий, женский. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод: не согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего произвести.
     В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною; с приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимается за свой род». «Не Земля родит, а Небо», — гласит пословица, обозначая тем самым, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, Сварогом, земля бессильна дать урожай. Все основные боги славянские — дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.
     Один из близнецов Сварога в индуитской мифологии -- Шива. Этот Персонаж засветился даже в Чёрной Библии. Считается одним из сыновей Брахмы. Также Сива. Бхарива. Бейревра. Натараджи. Рудра. Бхутанатха. Ашутоша. Твастырь. Твашар. Исвар. Индра. Брахма. Shiva. Bhairava. Beyrevra. Полубог, отвечающий за гуну невежества в материальном мире.
     Сварога Книга Велеса именует Твастырем, то есть Творцом. Он же Тваштар Вед Индии. Образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы (Славянские мифы). Бог неба и духовного мира. Бог небесного огня. Духовный владыка нашей вселенной. Славянский Бог семейного очага. Бог огня, кузнечного дела, семейного очага.
     Небесный кузнец и великий воин. Он супруг Лады и отец многих богов. Саваоф у христиан. Сварог – небесный кузнец – Кузьма-Демьян, Соломон, Никола, Микула. Бог-кузнец, одна из сторон Рода, потомок Ситиврата и Кръта, которые переняли на себя все хтонические черты, оставив Сварогу во владение свет, огонь и эфир, бог-творец и законодатель, отец Сварожичей, демиург, соотносимый с Гефестом ("Ипатьевская летопись", 1114 г.) по мировоззрению восходящему к орфической традиции, возможно с Ильмариненом. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материально материальный мир.
     Разница между Велесом и Сварогом сродни разнице между Вяйнямёйненом - "вековечным рунопевецем" и кователем Илмариненом. С большой долей вероятности можно говорить о том, что пары Таргитай-Колоксай, Сварог-Сварожич, Кузьма-Демьян восходят к одной мифологеме. Ближайший ведийский аналог - Тваштар.
     Сопоставление Сварога, Гефеста и Таргитая происходит таким образом: a). Гефест, бог-кузнец. бог огня, Вселенная - Гефест и все его части. Сварог - бог-кузнец, и законодатель, отец бога огня Сварожича - "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ". Cкифский Таргитай - кузнец и законодатель.
     Три вещи, упавшие наследникам от первопредка Таргитая с неба - символизируют рало - землю, чаша - воду, лук - воздух. Гефест по Гомеровскому гимну учит людей ремеслам. Сварог учит людей ремеслам б). Гефест - отец бога света Аполлона согласно Цицерону. Сварог - отец бога света согласно Ипатьевской летописи (Даждьбог) и германским Хроникам (Радегаст- Сварожич,. также сорбо-лужицкий пантеон по Френцелю и чешский средневековый словарь "Маtеr Verborum), по Даждьбогу-Сварожичу - "Слово Иоанна Злотоуста како первое погани веровали в идолы и требы им клали " - он бог света и живительной силы.
     Таргитай - отец Коло-ксая, у которого лук, - символ бога Света, который только он мог согнуть. Даждьбог - прародитель по Слову о Полку Игореве славян, Колоксай - прародитель сколотов - праславян. в). Гефест - отец или создатель Солнца-Гелия по орфическому гимну, это его часть.Сварог - отец Даждьбога, отождествляемого также с Гелиосом.
     Таргитай - отец Солнце-царя. Об этом боге ходят довольно противоречивые сведенья. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба. По легенде Сварог бил по камню, который принесла русалка Рось, чтобы у нее родился сын от Перуна.
     И, когда Сварог бил по камню, то искры сыпались во все стороны, и из этих искр и родился Тарх – Дажьбог. Поэтому доподлинно неизвестно кто его настоящий отец Перун или Сварог. Само имя бога связывают с санскритским «свар» - Небо, а так же Свет. Сварог - кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем.
     Сварог - хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог так же считается отцом бога Огня Семаргла и Стрибога, а так же всех своих воинов Ратичей. Сварог очень способствовал развитию знаний. Так же мы находим сравнения Сварога с Гефестом (греч.). Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо.
     Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост.
     Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом». На определенном этапе становления древней славянской религии важнейшую роль играл бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел.
     Имя его носит общей для индоевропейских народов характер и связана с индийским словом "сварга" - Небо. Культ Сварога со временем распался на культы его сыновей - Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Даждьбог, судя по всему, играл важную роль в представлениях древних славян. В "Слове о полку Игореве", сохранившем множество мифологических образов, русские люди названы потомками бога солнца. Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу».
     Раньше им обозначали дневной путь солнца по небу, потом им стали называть небо вообще, небесный свет. Род выделил из себя отдельно мужское начало Бога Сварога и женское начало Богиню Ладу. Сварог - родоначальник большинства славянских богов, поэтому они - Сварожичи. Сварог - Отец Дажьбога – прародителя русов. Сварог создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). Потом Сварог отошел от дел, передав власть своим потомкам, и не любит, когда его имя произносят просто так.
     День празднования его приходится на 14 ноября - Сварожки (день Кузьмы и Демьяна). Чтят и отца и сына - Сварожича-Огня. Сварога и Семаргла день - 21 ноября. Замещён праздником Михаила архангела. Сварог сварганил (сварил, создал) землю.
     Слово "сварганить" значит - сотворить. Он нашел волшебный камень Алатырь, произнес магическое заклинание — камень вырос, стал огромным бел-горюч камнем. Бог вспенил им океан. Загустевшая влага стала первой сушей.
     В индийских Ведах это творение названо Пахтанием океана. Алатырь он использовал и для других важных целей: ударял по нему молотом — из разлетающихся во все стороны искр рождались новые боги и ратичи — небесные воины. Сварог - мужская половина, ипостась Рода. Также бог-творец. Он завершает творение Вселенной, устраивает "поднебесную", достает с помощью уточки Землю из первичного Океана.
     Он населил Землю, создал первых людей из камня, научил их кузнечному ремеслу. Дал им законы. Сварог - небесный кузнец. Когда он ударил молотом по "бел горюч камню", родился бог огня Сварожич-Семаргл. Сварог бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Сварог разбивал лучами— стрелами небесный покров, открывал небо и солнце, посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружие, ни украшения; разжигал искрами вдохновение в сердцах и душах мастеров.
     Сварог — капризный бог, он редко кому открывал свои тайны. Представляется в облике молодого плечистого кузнеца, молчалив и строг; покровительствует кузнецам, коих называют его внуками — сварожичами. Сварог Четырехликий Бог. Его 4 лика означают то, что он владыка 4 сторон света на земле, а в космосе - владыка четырехмерного пространства.
     Перун – сын Сварога и Лады. Сварог создал Синюю Сваргу — страну в небесах, где живут наши славные предки. Яркие звезды — это их сияющие очи, которыми деды и прадеды взирают с небес на наши земные дела. «Сварганить» до сих пор значит - чудесным, мастерским образом сотворить. Варить и «варганить» можно только при помощи огня и воды («вар» - санскр. вода).
     Сварог - источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он заботился о людях: дал им Солнце—Ра (отсюда наше слово радость) — и огонь, на котором можно было приготовить пищу и у которого можно было согреться в лютую стужу.
     Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка. Одним из самых важных дел Отца Небесного Сварога стали созданные им Малое и Большое Кола (круги) времен — земных и космических.
     Легенда следующим образом сообщает о появлении Сварога: Род родил Свaрога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтоб он - мир осматривал во все стороны, чтоб ничто от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он. Путь Свaрог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб начинался день, а на смену дню - прилетала ночь.
     Только не увидел он Земли-матушки. Тогда Сварог попросил Рода вдохнуть в уточку силу великую бурей грозную и заклял Сварог уточку достать из глубин морских Землю. Та три года плавала в глубинах и, наконец, принесла в клюве горсть земли. Из этой горсти Сварог создал Землю-матушку. Три подземные свода он в ней учредил - три подземных, пекельных царства. А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля – держать ему много тысяч лет Землю-матушку. Так была рождена Мать Сыра Земля. Так, на Земле, она и упокоилась. Если Юша-Змей пошевелится - Мать Сыра Земля поворотится.
     В Велесовой Книге говорится о Свароге: Сварог есть Отец, а прочие - суть сыны его. И мы должны были покоряться ему, так же как покорялись родителю, потому что Он - Отец нашего рода. И этот род - воины от Кия до князей киевских. Сварог, который создал нас, сказал Орею: "Сотворены вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы - сыны творца, и будете как дети мои, и Даждьбог будет отцом вашим. И вы должны слушаться, и он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и что творить.
     И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и растопчете роды иные, которые извлекают свои силы из камня, и творят чудеса- повозки без коней, и делают разные чудеса без кудесников. И тогда всякий из вас будет ходить словно кудесник, и пропитание для воинов будет создаваться с помощью заклятий. Но воины станут рабами многословия, и от многих тех словес вы лишитесь мужества, и станете рабами дани и золотых монет, и за монеты захотите продаться врагам.
     И тогда вам боги скажут: "Любите завет отца Орея! Он для вас - свет зелёный и жизнь! И любите друзей своих, и будьте мирными между родами!" Установили славены после исхода из Семиречья роды для себя, и потому боги - причина родов, и так стали иметь они родные те роды. Сварог - Отец, а прочие - суть сыны Его. И мы должны были покоряться Ему, так же как покорялись Родителю, потому что Он - Отец нашего рода.
     И этот род - воины от Кия до князей киевских. Сварог. Сварог всегда ожидает русичей. Сварог - старший бог Рода божьего и Роду всему - вечно бьющий родник, что летом протек от кроны, зимою не замерзал, живил той водою пьющих! Сварог. Когда русский воин умирает, то он идёт по Сварожьим лугам со словом Перуницы, воспевая Матерь русскую, Сва Матерь свою. И Сварог небесный промолвит: "Ты ступай-ка, сын мой, до красы той вечной! Там увидишь ты деда и бабу.
     О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца веков! Той красе ты ещё не внимал, но и греки Ясуни не знали. Вы же все не такие, как греки, вы имели славу иную и дошли до нашего Ирия, здесь цветы увидели чудные, и деревья, а также луга.
     Вы должны тут свивать снопы, на полях сих трудиться в жатву, и ячмень полоть, и пшено собирать в закрома Сварога небесного. Ибо то богатство иное! На земле вы были во прахе, и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни". По южнорусскому преданию, Сварог сотворил Землю из первобытной грязи, отцедив воду. Сохнет Земля, зеленеет, украшает себя цветами да деревьями. Увидел то Сивый (Дьявол), повел тучи рядами на Землю, стал грозить всему живому. Тогда Сварог вырвал дуб с корнем да и начал Сивого гонять.
     Тот на тысячи мелких капель рассыпался, пал на Землю губительным дождем — все цветы почернели, листья увяли. Рассерженный Сварог повелел дождю остановиться: капли в воздухе летают, а на Землю не падают. И подул на них Сивый, чтоб к Земле прибить. Тогда-то и позвал Сварог Громислава, повелев: "Разбей дождь, чтоб ни одной капли не осталось!"
     Великан своею дубиной так поусердствовал, что даже Земля стала качаться и вода по ней разлилась. "Сдуй ее, чтоб вместе была!" — приказал грозный Сварог. И начал Громислав дуть на воду. Дует здесь — а она там просачивается, дует там — а она здесь протекает. Рассердился он, да как дыхнет за один раз, духу набравши, так и сделалось Черное море! "Ну, будет тебе, Громиславе! — изрек Сварог. — Ложись спать!"
     Лег Громислав и заснул, а Сварог прикрыл его полями — горами, чтоб не тряслось все, когда проснется. И лежит он, Громислав, спит до самого Страшного суда. Тогда и проснется — сразу все моря разольются! Имя бога происходит от ведического "svargas" - небо; также в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди.
     Потом "Дид божий" Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление богам, своим детям и внукам - Сварожичам. Тот мир — первое творение Сварога. Мир, в котором мы живем сейчас,— второе творение Сварога, как и мы, живущие в нем люди. По этому преданию, первый мир был рай, или, говоря по-древнему, Ирий или Ярий, то есть светлый, яркий, лучезарный мир, в котором жили Сварожичи. Этот Рай - Ирий - Ярий был на Земле - Персти. В те времена, гласит предание, весь мир пребывал в спокойствии и тишине.
     Сварожичи жили радостно и счастливо. А так как мир освещался всегда лазурным светом и ночи не было, то не было и тайн и секретов, а с ними не было и зла. Тогда на земле царила вечная весна, и природа была настолько богата, что Сварожичи не работали, как нынешние люди, чтобы пропитаться. Так продолжалось долгое время, пока Сварог - Творец не отлучился с Персти-Земли и не ушел творить звездные миры.
     За себя он оставил старшего Сварожича — Денницу, которому и поручил управлять Сварожичами и всем Лазурным миром. Тогда Деннице пришла мысль попробовать творить, как это делал сам Сварог. Денница сотворил людей, помощников себе, и начал с ними править Лазурным миром. Но поскольку люди не обладали свойствами и знаниями Сварожичей, они начали делать ошибки, и от этих ошибок произошло в Лазурном мире первое зло.
     Против зла и действий Денницы восстали все Сварожичи, кроме тех, кто подчинялся Деннице непосредственно. Недовольства против Денницы породили столкновения, а столкновения разделили весь Лазурный мир на два воюющих лагеря: Денницу и его приверженцев— и верных заветам Сварога Сварожичий. Разгневанный борьбой, Денница решил захватить чертоги Сварога и уничтожить защищавших их Сварожичей, верных Сварогу.
     Началась война. Верные Сварогу Сварожичи: Перун, Велес, Огонь, Стрибог и Ладa — крепко держались в чертогах Сварога. Перун, сотрясая небеса, громом и молнией сбрасывал нападающих с Лазоревых небес, где стоял чертог Сварога. Вихрем-ураганом сбивал их Стрибог. Огонь жег-палил бунтующих, и те, обожженные падали на Персть. Велес и Ладо победными песнями поддерживали защитников, бросаясь в бой с врагами во все места, где враг одолевал защитников.
     И вот прибыл Сварог. Простер свою десницу, и все замерло. Взмахнул— и все бунтовщики, как горящие звезды, посыпались дождем с небес на разрушенную Персть, на то место, где когда-то стоял Рай-Ирий, где теперь дымились развалины, горели леса и высохли реки и озера. Горящей звездой сверкнул падающий Денница— и вместе со своими единомышленниками пробил землю, и земля поглотила в своей пучине бунтующих.
     Так, погиб первый мир, первое творение Сварога. Так родилось зло. И поднял Сварог свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью. А поверх тверди сотворил новый, более прекрасный Лазоревый мир и перенес туда Рай-Ирий и провел туда новую дорогу— Звездный путь, по которому течет Рая-река, чтобы этим путем достойные Рая-Ирия могли достичь его. И залил водою горящую Персть, потушил, и из разрушенного, погибшего Лазурного мира создал новый мир, новую природу, и назвал его Землею, что значит "пребывать в страдании".
     И повелел Сварог всем бунтовщикам искупить свой грех и забыть свое прошлое, рождаться людьми и в страданиях только совершенствоваться, чтобы достичь, что утеряли, и вернуться очищенными к Сварогу, в Рай-Ирий.
     По другому преданию, Сварог повелел Деннице стать светилом дня до окончания веков, чтобы освещать новый мир — Землю, оказывать людям помощь, согревать их сердца, чтоб через это тепло люди почувствовали правду — и в этом было искупление Денницы, породившего зло среди Сварожичей. Поэтому его стали величать Дажбог, ибо он давал тепло, траву для скота и хлеб для людей, и сами люди, памятуя, что они потомки первых людей, сотворенных Денницей, величали себя Дажбоговы внуки. Перуну и Стрибогу повелел Сварог быть защитниками земной правды и хранителями ее, защитниками людей и всего живущего.
     Перуну еще было поручено изливать семя-жизнь на Землю, а Стрибогу— гнать тучи по лесам, полям и лугам, чтобы из них изливалось семя-жизнь, а в знойные дни навевать прохладу природе и уставшим людям.
     Как гласят легенды, Алатырь-камень упал с неба, и на нем были начёртаны письмена с законами бога Сварога. Под тем камнем сокрыта вся сила земли русской, и той силе конца нет. Вселенная сложно вращается (вокруг многих осей) и это движение именуется колесом Сварога, укрепленного у Полярной звезды. Имеется много уровней и осей вращения. Земля вокруг своей оси - за сутки. Земля вокруг солнца - за год. Земная ось, как ось волчка, сама медленно вращается.
     Полный оборот этого вращения происходит примерно за 26 000 лет. Это вращение приводит к тому, что медленно сменяют друг друга зодиакальные созвездия, видимые в момент весеннего равноденствия на севере. Полный оборот делится на 12 зодиакальных Эр, каждая из которых длится 2160 лет. Это время именуется Коло (круг) Сварога. Одним из воплощений Сварога является Див – невероятное существо: вихрь-человек, молния. Сварог у чехов, словаков и украинцев – Рарог. Согласно "Влесовой книге", Сварог относится к русскому пантеону языческих богов. Сварог - как и Стрибог, - отец Дажьбога. Он олицетворение небесных стихий, самого неба.
     Его сын Сварожич - огонь и, наверное, Солнце, то есть, это одновременно Хоре и Дажьбог. Сварожич, разумеется, лишь эпитет или, выражаясь более точно, отчество. Можно было бы с полным основанием записать: Дажьбог Сварожич и Хоре Сварожич - это было бы абсолютно верным. Сварог известен и у западных славян под таким же именем. Некоторые исследователи выводят Сварога из "огненного духа" славян Рарога, или Рарожека.
     Но санскрит сохранил слово, которое, видимо, было утрачено на прародине и не оставило заметных следов в славянских языках. "Сварга" означает "небо" "небесный". Унесённое индоевропейскими переселенцами понятие "неба" высвечивает праславянскую древность на рубежах III и II тысячелетий до н.э (Петухов). Сварога Книга Велеса именует Твастырем, то есть Творцом.
     Он же Тваштар Вед Индии. Образ Твастыря Сварога в Индии слился с образами ведийского Тваштара, а также Исвара (Господа Шивы), Индры (хозяина Сварги) и Брахмы. Шиваиты отождествили творческую силу Сварога с Творящим Шивой, также поступили и поклоняющиеся Индре. Браманисты отождествили творящее Слово Сварога с Брахмой, состоящим из Вед. Потому славянская иконография Сварога подобна индуистской иконографии Брахмы (Славянские мифы).
+++++++++++++++++++++++

Свар.
     Относится к третьей снизу из семи высших планетных систем Вселенной. Сваргалока - райские планеты материального мира (Веды). Древнеиндийское слово "сварга" переводится "свар" - небо, "га" - хождение. Долгое время у славян небо называлось сварга. "Свара", "свариться" - значит ругаться, браниться, быть как небо в ненастье. У индийцев слово "сваха" значит благословление. У русских сваха - человек, нашедший и благословляющий на супружеский, божественный союз молодых (Веды).
+++++++++++++++++++++++

Сварга.
     Иегова. Адонай. Саваоф. Яхве. Падший Ангел. Христианский бог. Ипостась Сварги, создателя миров. Небесное царство Сварога и Богов, звездное небо, вселенная (наша галактика). Частью Сварги считается Галактика. Часть небесного царства Богов, часть звёздного неба, вселенной, нашей галактики, Млечного Пути. Сварга - на санскрите означает Небо, Небесный (Петухов).
     В Велесовой Книге можно усмотреть в одном месте божественное персонифицирование Сварги. Языцы и костобокие разили русичей-чехов у Припяти и со злобой отсекали головы своих врагов и ели, а также воровали быков наших. Эта борьба с ними продолжалась двести лет. Эти костобокие ждали помощи от самой Сварги и перестали трудиться, но были поглощены лирами.
     В Ветхом Завете говорится, что Яхве-Адонай-Иегова-Саваоф является ангелом господним, притом явно Падшим ангелом. Ибо во-первых, он отделяет свой избранный народ -Израильтян, то есть богоборцев (на еврейском языке слово «израиль» - богоборец), от всех других народов; во-вторых, обещает своему богоборческому народу землю, принадлежащую Славяно-Ариям; в-третьих, обучает свой народ тому, как с помощью мошенничества обворовать Египтян: «И дам народу сему (т.е. Израильтянам) милость в глазах Египтян; и когда пойдете (т.е. сбежите от Египтян), то пойдёте не с пустыми руками.
     Каждая женщина (Израильтянка) выпросит у соседки своей и у живущей в доме её (т.е. у Египтянок) вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и Оберте Египтян. Будет ли светлый Ангел, а тем более Всевышний Бог, обучать кого-либо подлому обману? Былины. Васильев Мих. Васнецов.
+++++++++++++++++++++++

Сварожитц.
     Также Сварожич.
+++++++++++++++++++++++

Сварожич Овинник.
     Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед. Сварожичу было посвящено особое празднество - именины овина, справляли их осенью. Истопив овин, садились тут же за пиршественный стол, приносили жертву богу и вкушали подобающую еду в честь Сварожича Овинника. Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю.
+++++++++++++++++++++++

Сварожич овинник.
     Сварожичу было посвящено особое празднество — именины овина, справляли их осенью. Истопив овин, садились тут же за пиршественный стол, приносили жертву богу и вкушали подобающую еду в честь Сварожича-Овинника. Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю.
+++++++++++++++++++++++

Сварожич старший. Денница.
+++++++++++++++++++++++

Сварожич.
     Сварожич-овинник. Ридегост. Рарог. Гефест. Дети Сварога звались Сварожичами.
     По представлениям славян, один из сыновей Сварога олицетворял земной огонь и звался Сварожичем. По мнению авторов, разные вариации имен одного и того же бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Соотносим с Гелиосом, сын Сварога. Дед славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве»–даждьбожии внуки). Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст (зап. слав), Радигош.
     Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед. Сварожичу было посвящено особое празднество - именины овина, справляли их осенью. Истопив овин, садились тут же за пиршественный стол, приносили жертву богу и вкушали подобающую еду в честь Сварожича-Овинника.
     Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. По представлениям славян, один из сыновей Сварога олицетворял земной огонь и звался Сварожичем. Об этом боге еще в XI в. писал немецкий историк Дитмар в своих "Хрониках", где много внимания уделено балтийским славянам: "В земле редарей есть город по имени Ридегост, Ретра, треугольный, с тремя воротами, окруженный со всех сторон лесом, огромным и священным для жителей. В двое ворот могли входить все, а третьи, что на восток, меньшие и никому нe доступные, ведут к морю. В городе нет ничего, кроме храма, искусно построенного из дерева.
     Стены его извне искусно украшены чудесною резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и панцири; на каждом нарезано его имя. Главный из них Сварожич; все язычники чтут его и поклоняются ему более прочих богов".
     Крупнейший культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно уничтожался и отстраивался вновь – 953 г. разорялся Оттоном Первым, в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом Вторым и был окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против язычников баварского герцога Генриха Льва.
     Бронзовые изображения богов лютичей и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища.
     Имя Радегаст звучало бы здесь как Радигош, Радогощ – на его роль претендуют два городища – это либо Погар на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на реке Нерусса, к северу от Севска и к западу от Крома.
     Священным животным Даждьбога – Радегаста считался лев, Сварожича изображали либо с львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами. Отметим, что корень “рад”обозначал у славян солнечный свет, отсюда и “радуга”–солнечная дуга. Того же “солнечного”корня и слово “радость, радасть” – т.е данное лучами (ср. лат. radiо) солнца. Отсюда имена Радегаст, Радогош состоят из трех слов: Рад –солнечный, “да”, «до» по аналогии с Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а “гаст”, “гош”семантически близко со словом “гость”.
     Иными словами, эти имена, возможно, обозначают: “гость дарующий солнце и солнечный свет”, или посланник богов, принесший силу света и солнца в дар. В этом случае восточнославянский Дажьбог и западнославянский Радегаст суть разные имена одного и того же бога – Сварожича. Корольков.
     Об этом боге еще в XI веке писал немецкий историк Дитмар в своих «Хрониках», где много внимания уделено балтийским славянам: «В земле редарей есть город по имени Ридегост, треугольный, с тремя воротами, окруженный со всех сторон лесом, огромным и священным для жителей.
     В двое ворот могли входить все, а третьи, что на восток, меньшие и никому не доступные, ведут к морю. В городе нет ничего, кроме храма, искусно построенного из дерева... Стены его извне искусно украшены чудесною резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и панцири; на каждом нарезано его имя. Главный из них Сварожич; все язычники чтят его и поклоняются ему более прочих богов».
     Далее рассказывается, что, когда городу угрожало какое-нибудь несчастье, из вод шумного моря показывался огромный белый сверкающий зверь и угрожающе скалил белые клыки. Некоторые славянские племена почитали Сварожича еще и как бога войны и побед. Сварожичу было посвящено особое празднество — именины овина, справляли их осенью. Истопив овин, садились тут же за пиршественный стол, приносили жертву богу и вкушали подобающую еду в честь Сварожича-Овинника. Потом обмолачивали хлеб и мяли коноплю.
     У западных славян, в частности у чехов и словаков, сохранилось почитание Рарога, чем-то напоминающего Сварожича. Это светозарный огненосный дух, связанный с древним поклонением огню, домашнему очагу, живущий в нем, обогревающий жилье. Согласно некоторым поверьям, Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей человек должен высиживать на печи. Рарога представляли в виде хищной птицы или дракона, с искрящимися, пламенеющими перьями, вырывающимся из клюва пламенем — или просто в виде огненного вихря. Сварожич во многом близок древнегреческому богу дыма и пламени Гефесту, мифическому кузнецу.
     Исследователи русского языка утверждают, что дохристианским названием кузнеца было также слова «сварожич», то есть человек, связанный с огнем. Сам кузнец в мифах наделялся порою сверхъестественными свойствами. Стоит вспомнить хотя бы кузнеца Никиту Кожемяку, который мало что одолел Змея Горыныча, так еще запряг его в плуг и пропахал знаменитые Змиевы валы, после чего утопил в Черном море. Это могущество скорее божества, чем обыкновенного человека.
+++++++++++++++++++++++

Сварот.
     Можно отождествить Кузьму-Демьяна (Бориса-Глеба) и других поздних заместителей со Сваротом и Сварожичем Семарглом (Славянские мифы).
+++++++++++++++++++++++

Сварт.
     На славянство Готов-гето-руссов указывают имена их князей или предводителей, гетманов. При чтении этих собственных имен нельзя забывать, что они дошли до нас в латинской и греческой переделке: следовательно, в большинстве случаев мы не всегда можем восстановить их точное первоначальное произношение.
+++++++++++++++++++++++


Рецензии
Шива и Сива - скорее всего один и тот же персонаж. Вероятно это производное от русского имени - Сила. "В" и "Л" часто перетекают друг в друга, "Свобода", "Слобода". Еще в 19 веке было имя Сила, Сил Силыч, кажется есть у Чехова.

Михаил Бучельников   26.05.2022 13:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.