Смотрины

 Три раза в жизни, обычно приходят  смотреть на человека: когда он родится, при венчании и на проводы его в Вечность.
Первый этап
Вот появился на свет ребенок, и Бог в акте творения дал этому новорожденному человечку - личности, - Свой образ.
Дитя оглашает мир своим криком, - мать и отец радуются, а родные и друзья смотрят на него, и желают ему, от чистого сердца, - здравия и долгих лет жизни.
Но что же наша жизнь? Почти то же, что и жизнь листочка на древе!
Второй этап
Удивительно, как красива юность, особенно в подвенечном наряде. Все невесты прекрасны, как цветущее дерево: яблоня, или абрикос …. во время своей весны.
Но как, оказывается, короток этот миг цветения. Все взоры гостей и родных, пока прикованы только к ней, - юной и беззаботной.
И вот, сбросила не веста  с себя белоснежное покрывало и открывается тайна. Какая?  А для чего этот человек родился и расцвел? Для чего же, дан ему образ Божий?
И это истина! Так как, не все, что красиво цвело, приносит в мир качественные плоды.
И это то,  -  и удивительно.
Третий этап
Это время перехода человека в мир иной, или проще сказать, -  к праотцам. Вся жизнь человека является подготовкой к этому часу, это - ответственейший экзамен.  И цель христианской жизни, —  не в том, чтобы копить средства на «достойные» похороны – черный день, а  в том, чтобы мы были максимально близки к Богу.
В нашем храме, при настоятеле Дионисии, родственники  могли заказывать чтение Псалтири по усопшим. В лавке был список  чтецов, которые получили благословение на это.  Но так получилось, что когда  заказали требу, первый раз за год, никого не оказалось в городе.  А я, на тот период, исполняла обязанности старосты.
Звоню клиросным, - но те, под разными предлогами, отказались. Кто мертвяков боится, а кто тесто поставил.
Благочестивая христианка приехала на похороны из Петербурга. Пришла в Петропавловский храм, и заказала матери отпевание. По обычаю, пока покойник лежит в доме, у православных принято  читать Псалтирь, как бы от его имени. И, прочитав объявление, об этой услуге в нашей церковной лавке, верующая дочь попросила прислать чтеца на дом.
А читать то, и не  кому!
Звоню сестрам во Христе, которые в Воскресной гостиной изучали церковнославянский язык: Тамаре и Надежде,  и прошу их помочь мне. Я, конечно, и одна бы справилась в другое время, но от долгих, постовых служб осип голос. И по-другому, решить эту проблему, - тогда не было вариантов.
Сестрицы согласились!
За нами, в установленный час, приехала машина, и отвезла на самый край Аткарска. 
Встретила нас миловидная женщина и отвела в комнату, где  уже стоял гроб с её матерью.
Я, по национальности мордовка, и в нашем народе, исстари принято  относиться к покойникам благочестиво.
А как это?
Три дня умерший родственник, должен находиться в своем доме, если к тому нет препятствий. А нанятый чтец, или родственники, во все время нахождения покойника дома, читали Псалтирь, зажигая  лампаду, свечи и воскуряя душистый ладан. В исполнении этого обычая, нас наставляли мамы, бабушки, а кого то  и крестные.
Как всегда, – отвлеклась на историю…
Так вот, разложили  мы служебные книги, - и начали читать служебные тексты.
Так, чинно и неторопливо, дошли до 17 кафизмы. А их в Псалтири, -  Давидовой   всего двадцать.
И вдруг, эмоциональная Тамара Ивановна воскликнула: «Ольга Васильевна, смотрите, - она улыбается!».
Тут только, и я взглянула на покойную. Действительно! Лик, ну никак язык не поворачивается сказать лицо, изменилось со времени нашего прихода. Она улыбалась, лежа в перине розового облака из  кружев, в изголовье. Позвали её дочку, которая ждала батюшку и суетилась по этому поводу. Взглянув на свою маму, она с нежностью сказала: «Жизнь её была очень трудной. Долгое время  она жила со  снохой. Но никогда не жаловалась на жизнь, была верующей, и нас учила быть всегда  с Богом. Задолго до смерти дала мне наказ: - во что одеть. И строго приказала, чтобы священник проводил её в вечный путь».
Вскоре приехал батюшка, и провел обряд по исходу души и прочее.
Другой, не менее поучительный  рассказ, о подготовке к смертному часу.
Недавно, в Пасхальные дни, умерла моя соседка. Очень хорошая женщина была. Вырастила дочь и двоих внучек. Мы 25 лет прожили в мире с этой семьёй. Не сказать, чтобы дружили, но и никогда не выясняли отношений, как это иногда бывает.
Работаю в палисаднике, и вижу: как четверо мужчин выносят  тяжеленые носилки из соседского дома, а на них покрытое скатертью, - тело. Соседка была в возрасте,  - страдала от гипертонии. И как сегодня принято говорить, - неожиданно умерла.
На третий день после кончины, гроб  с телом привезла похоронная служба из морга, и установила на улице. Собрались родственники и знакомые. Дочь с внучкой стояли у гроба. Остальные же, - переговариваясь о погоде, рассаде и дороговизне в магазинах, часто поглядывали на ритуальщиков, всем своим видом, как бы говоря: «Пора уж увозить».
Те, видя настроение публики, быстро  погрузили гроб в машину и все…
При жизни, соседка была светлая, как мне казалось через забор, а в гробу лежала  совсем другая женщина, с темными волосами и очень недовольным лицом.
Цыганка Татьяна, подойдя к гробу, поправила  покойнице волосы под платок. Чужая женщина пожалела покойную, которая, как безродная, возлежала с растрепанной прической на смертном одре.
Темно серый платок, и халат черно болотного цвета, дополняли удручающую картину. В морге предоставляют за деньги  только  услуги по замораживанию тела и приготовлению его к погребению. А любовь к покойникам в прейскурант не … входит.  Три дня их восьмидесятилетняя мать и бабушка, находилась в морге, и чужие руки небрежно одели её в Вечность.
«Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна», - поется в каноне ко Господу нашему Иисусу Христу во время  панихид в храме.
Но люди не провидели в этих похоронах, для себя и для своих детей, страшного урока: «Мясо в яму». Кстати, и своего мужа, отца и деда проводили также, на проезжей улице. И только матушка Ольга, оказавшись случайно ли, на этой улице, сказала  тогда несколько добрых слов о покойнике. На неё удивленно смотрели стоявшие вокруг гроба, - наверное, не принято было  у них так провожать. Ведь мотивация атеиста, и тепло хладного «крещенного», - в том, чтобы поскорей  пропустить этот «неприятный» период… и жить дальше, не думая о смертном часе.
Другой  эпизод
Несколько лет назад умерла свекровь нашей  прихожанки, - раба Божия Валентина. В четыре утра её сын Вячеслав, позвонив нам, сообщил о смерти мамы. Пригласили двух  сестер из храма, убрали усопшую по православному обычаю, - омыли, одели и положили на стол, так как гроб еще не  был привезен. Зажгли лампаду и воскурили благовоние. Валентина лежала как живая, хотя и умерла от рака четвертой степени.
И что дивно? Сильно действующие лекарства от боли, которые ей выписали, она, со слов её любимой снохи Наташи, после  Соборования  уже не принимала.
Красивое и спокойное лицо было у православной Валентины, и какое то умиротворенное выражение было на нем. Как будто, говорило нам, что выполнила все, - что ей было Создателем определено на земле…
Но как же, все таки, приготовиться к последнему часу в своей жизни?
Важнейший час человека во все времена, - это его смерть. «Во всех делах твоих, помни о конце твоем, говорит Библия». (Сир. 7,39)
На Руси был хороший обычай, при жизни приготавливать себе смертную одежду, сохранившийся и до нашего времени.   Жена собирала «смертный узелок» себе и мужу.  Платочек, платье  и покрывало выбирала  женщина при жизни, чтобы в Вечность идти нарядной. И, как правило, близкие родственники готовили тело для погребения: обмывали, одевали в приготовленные ею же одежды. А кто то,  из родных, или верующих соседей, - читали 17 Кафизму.
Сами по себе, конечно, погребальные наряды и престижный гроб, не являются пропуском в Царствие Божие. Все должно быть просто и достойно. На Афоне, например, хоронят не в гробу, а завернув  монахов в простыню.
Вера Богу  и содеянные дела являются определяющими в загробной участи человека.
Человек, - ты бессмертная личность, и поэтому готовь себя к смертному часу пока ты на земле, - «Да наглая смерть не похитит тя  неготоваго…». Великое счастье «верующих»  Богу: - их вера дает возможность подготовиться к Вечности.  А человек, не верящий  в бессмертную жизнь, окажется перед ужасной правдой, но  уже после своей смерти. 
Вот, поэтому, так ценна  земная жизнь любого человека, и ценность её  не зависит от его здравия и долголетия на земле, а только от свободного выбора им добра или зла, так как все добрые дела и помыслы вечны.

Белова О.В.
город Аткарск
2022 год.


Рецензии