А я и не знала

   А я и не знала, что можно проснуться от сильного рёва самолета над моим домом в полпятого утра, под утро, когда досматриваешь самый сладкий сон под предвесеннюю капель и первые переливы птиц… а потом внезапный взрыв за окном!..
 
   Я не знала, как страшно сидеть в промерзшем повале ночью и с содроганием прислушиваться к выстрелам противовоздушной техники: если после выстрела идет эхо, значит наши отбиваются, если выстрел без эха – бьют по нам…
  Никогда не прислушивалась к завыванию в вытяжных трубах… оказывается, он похож на звук летящего самолета за окном: высоко, но летит… значит, может быть атака бомбами сверху! Подхожу к окну, осторожно отодвигаю штору, потом жалюзи, тихонько, чтобы не заметил снайпер, приоткрываю окно… тихо. Значит, показалось… можно успокоиться… а смогу ли?..
   Ночь. Снова подвал. Холодно так, что зубы начинают болеть. Укутываюсь в принесенные из дому одеяла, но этого недостаточно, тогда просто укутываюсь «с носом» и согреваюсь своим дыханием… А я и не знала, что в подвале тоже можно выживать…

   Никогда даже представить не могла, что услышу в телефоне навзрыд мольбу моей восьмидесятилетней мамочки, чтобы я бежала отсюда!
- Как? Это невозможно!
- Ты умная у меня! Найди способ спастись! Ради меня! Ради дочери! Ради себя, доченька!
И снова плачь, переходящий в тихое завывание матери, которая боится потерять свою, уже взрослую, но такую родную дочь… но не в силах ничем помочь…
   
   А я и не знала, что можно простоять полночи на коленях под грохот зениток за окном и молиться, но не за себя, а за маму, которая не переживет мою смерть; за дочерей, которым нужна еще будет моя помощь; за не родившихся еще внуков, которым так будет нужна моя любовь и забота…
 
  Я даже представить не могла, как же страшно, когда над тобой летят три истребителя и начинают стрелять, а ты ничего более не можешь сделать, как прижиматься к земле и громко шептать все молитвы, которые только возможно вспомнить в это мгновение…
 
  За сколько минут человек может спуститься с седьмого этажа? Не знаю. Никогда не следила за временем, спускаясь. Но тогда, под звуки подающих бомб на мой микрорайон, я слетала по ступенькам и знала, что в любой миг лестница может сложиться, как гармошка, прямо мне на голову…
 
   А я и не знала, что люди могут быть такими добрыми и открытыми, чтобы оказать помощь друг другу. Меня подобрал автобус баптистской церкви и прихожане всячески помогали до самой границы. Я узнала, что люди с Богом в душе, всегда помогут и поддержат!
 
   Я всегда знала, что война – страшная штука, но даже представить не могла, что у нее есть одна положительная сторона: война – это хорошая проверка людей на дружбу, порядочность и любовь! Те, кто твердили мне о своей преданности, в первый же день войны бросили свои пожитки в машины и натихаря смотались подальше, забыв предложить взять меня с собою… Я и не знала, что они так разочаруют меня…
   Увидев меня уже в безопасном месте, моя дочь тихо произнесет: «Мамочка, ты постарела на 20 лет…»
 
   А я не удивлюсь, и даже не обижусь, потому как все эмоции покинули меня. И пройдет не меньше месяца, когда я смогу улыбнуться… 
   
   А я и не знала, что так буду скучать по тебе…
   Да, мы повзрослели за эти три месяца: три тяжелых, страшных, неожиданных, но таких нужных для того, чтобы понять, что пройдем через все невзгоды!
И я обязательно услышу твой шепот мне на ушко: «Я так по тебе скучал. Наконец-то мы вместе…»


Май, 2022


Рецензии