О творчестве М. А. Булгакова Гл. 4, 5

       Истоки чудовищных экспериментов над душами людей.
   (Вслед публикации «Чудовищный эксперимент над жизнью» по произведениям
   М.А.Булгакова).
                Глава четвёртая «Искажающий Истину обман»
И вот ещё некая «опасность» – дьявол ложь свою, искажение Истины перемежает                с внешним правдоподобием – например, о Храме Новой Веры, который будет создан                на месте «старого», об историческом «лице» - Понтии Пилате, о мытаре, который бросил деньги и т.п.  А ещё очень похожие по звучанию названия и имена. (Йерушала;(й)им - на иврите. «Ерушалаим, сердце мое, что я спою вдали от тебя?» - слова  скорбного 136 псалма).
 И становится очень легко «смутить» познаниями Истины «неискушённых», духовно «безграмотных», каким показано большинство героев романа – потому что в ином случае князь тьмы был бы не властен.
  Как сказал ведущий программ цикла «Библейский сюжет» Д.В.Менделеев, Воланд                не властен над людьми добрыми – профессором Стравинским, Прасковьей Фёдоровной – в клинике  ни сам он, ни свита не появляются ни разу.  Невольно напрашивается:                «Не властен над  не отрекшимися от Бога», хоть прямо о том и не говорится. Возможно – даже - скорее всего, что добрая, «милейшая» нянечка была сестрой милосердия в годы Первого Мирового пожара, когда были ещё походные церкви.               
А о профессоре мы уже как-то беседовали, размышляя об истинных целителях                в творчестве А. П.Чехова. (См. «Призванные исцелять»). 
Да и вообще – психиатр-атеист  - что-то крайне неестественное...      
                Глава пятая «Учение» антихриста».
   И вот что ещё не заметить просто невозможно -  не раз звучит в финале романа слово «ученик»… В те самые девяностые кто-то даже проводил параллель этих самых «учеников»:  Иешуа - Левий Матфей и Мастер - Иван Бездомный.  Так чему же они «учатся»? 
 Итак, «учился» Левий Матвей у того, кто был повешен на столбе и не воскрес, кто говорил, что ничего из записанного на козлином пергаменте он на самом деле не говорил, что «эта путаница будет продолжиться долго», что истина  в больной голове Понтия Пилата и т.п. Чему «учился»?! Очевидно, как ни страшно это звучит, - искажать слова Писания, а после идти на поклон к дьяволу – думаю, эту «сцену» все помнят. Оттого-то, наверное, и ставится «ученик» в один ряд с «рабом». И слова о «Свете» и «покое» в таком случае теряют смысл, звучат просто нелепо. (Изначально слово это означает: «лишено красоты» – Красоты Божественной, очевидно). А Иешуа же, как мы знаем, не воскрес…
Вот уж, действительно, «путаница» вместо «учения» -  «путаница»,  в которой пребывали многие, веры насильно лишённые в годы тридцатые, и многие по лености души и разума,к скорби великой, пребывают ныне… 
А чему должен «научиться» Иван у Мастера?! Видимо, как показывают события романа, искать дьявола, прислушиваться к нему и перед ним преклоняться… Очень страшно                на самом деле... 
Вот и не отпускает его болезнь и, словно подверженный гипнотическому воздействию, ждёт он нового полнолуния. Одним словом -  «научился»…
Кажется, напрашивается ещё один очень страшный и главный, очевидно, вывод – все они «ученики» Воланда, сатаны...
Снова «анти» - антихрист, возжелавший Христа собою «заменить»  - оттого нередко выглядят «деяния» его «привлекательно»...
Нас  о том «предупреждали» русские писатели 19 века:  А.С.Пушкин, Ф.И. Тютчев, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и многие-многие.                А М.А.Булгаков показал свершившееся пророчество…
 (Продолжение следует)


Рецензии