Вторая встреча с Сезарией Эворой

    Следующая встреча произошла  через полгода в  городке Миндело 10 ноября 1982 года. Эта дата мне запомнилась, как и многим другим моим соотечественникам, благодаря  событиям происшедшим в СССР, с этого дня начался период "гонки на лафетах", но об этом по порядку и позже.
    У нас оставались работы на последнем, по заданию острове Санту-Антан. Отправиться туда можно только из порта Миндело,  но это,  возможно, было сделать только  с использованием  океанского буксира. Был ноябрь – время штормов и необходимо было выбрать безопасное время для перехода и высадки. Океан уже не был столь же спокоен и ласков, все время шел большой накат и беспокоящая зыбь.
    К вечеру, оговорив все дела на следующий день, я возвращался в отель из управления порта и проходил мимо причалов для яхт, которые отстаивались после многодневного плавания.
    Было по-прежнему жарко около тридцати градусов. После захода солнца жара спадала, но еще было светло. От стоянки, по плавпричалу, к выходу двигалась колоритная группа, впереди шел мужчина, в  нескольких метрах следом за ним несколько женщин и скрипач.
    Наши пути с мужчиной пересеклись и он, увидев во мне европейца, стал интересоваться моим происхождением, т.е. откуда я прибыл, вероятно, искал земляка.
 - Еnglish?
 - No!-
 - Deutsche?
 - No!– Идущая за ним группа остановилась, и стала наблюдать, за диалогом.
 - Espa;ol?
 - No!
   В наблюдающей за нами группе я узнал Сезарию, она меня тоже узнала и улыбнулась, но ничем не выдала нашего знакомства и того, что я из России, только кивнув, поздоровалась. К этому времени у нас уже были двухкассетники "Sharp",  "Fillips" и т.д. и уж, конечно, были кассеты с записями песен Эворы, которые мы выуживали из радиовещательных программ.
 - Italiano?
 - No! – Продолжал я игру в «Угадай страну»
 - Franco?
   Cезария уже смеялась, увидев, беспомощность вопрошающего, и понимая, бесперспективность его любопытства.
 - Тhe turk?
 - No!
   Вопрос о следующей  национальности уже повис на языке, а я уже открыл рот, что бы признаться в своем гражданстве, но Cезария опередила меня и что-то стала объяснять вопрошающему, пару раз мелькнуло – Руссия, отчего у слушателя округлились глаза и вопросом стало не только лицо, но и он весь.
    Потому как заход советских пароходов в Миндело вообще-то были крайне редки. А уж яхт из нашей страны там и вовсе не бывало. Оттого его интерес еще более вырос, потому, как живого россиянина он никогда не  видел. Он дружелюбно пожал мне   руку, и отправился дальше по своим делам. Через несколько минут рассыпались и отстали  по своим делам скрипач и несколько женщин сопровождающих Сезарию. Далее мы пошли вдвоем.
 – Ты живешь в «Grand hotel»? – спросила Сезария.
 - Si. Я туда и иду.
 - О, так вот почему, меня позвали сегодня вечером там петь.
 - Значит, я тебя вечером увижу.
 - Конечно, если ты спустишься в ресторан. А я пришла, вот улица направо по ней пройти в гору и будет мой дом.
   Я посмотрел на часы. До ужина было время.
 - А можно я пройду с тобой, и ты покажешь, где ты живешь.
 - Пойдем, посмотришь на дом моего папы, сейчас в нем живет вся наша семьямои сестры и брат.
    Мы свернули в более узкую, составленную из двух, и одноэтажных домов улочку,  медленно поднимающуюся  вверх к центру острова.
    В отличии от центральных улиц, эта не была асфальтирована, но были выделены проезд и тротуары, мощеные природным камнем, которого на островах было в изобилии. Мы прошли несколько сотен метров и остановились у ничем не примечательного, двухэтажного дома, окрашенного в белый цвет и застекленными окнами с открытыми ставнями в виде жалюзей. Застекленность окон и побелка здания говорили о некотором достатке. Вставленные стекла были  не у всех окон в городе, многие обходились просто жалюзями, но сквозь них внутрь помещений проникал не только жар с улицы, но и мельчайшая пыль красноватого цвета, которую постоянно приносил ветер с Африканского континента. За несколько дней  ее слой из микронов превращался в миллиметры. По этой причине все поверхности в помещениях протирают по несколько раз на дню.
    Сезария толкнула дверь, было незаперто и мы вошли в некоторую прохладу здания. Прихожей не было, сразу же налево поднималась лестница на второй этаж, а направо кухня с электроплитой, и раковиной водопровода, что было  роскошью. 
    Разделочный стол, несколько полок с утварью и тумбочка  с  закрытой дверцей, да пару табуретов – вот, пожалуй, и весь интерьер. Причем деревянных деталей было по минимуму, и было видно очень бережное к ним отношение. Дерево на островах большая редкость  и поэтому представляет – ценность и его сохранность требует особого ухода. Пол на кухне и во всем доме по традиции был цементный. Мы вошли в большую комнату, по-нашему гостиную.  Два окна делали ее очень просторной светлой. Стены были из естественного материала без обоев, но отделаны, чем-то белым. Под потолком висела лампочка, не с абажуром, а при легком отражателе.
     Мебель была очень скромной. Посередине по-хозяйски расположился круглый стол, вокруг которого стояло четыре задвинутых, без выкрутасов стула, да пара комодов, на которых устроились часы, и какие-то религиозные статуэтки: дева Мария, Иисус осеняющий крестным знамением, распятие, да ангелочки. Икон или картин, фотографий, репродукций, других украшающих интерьер вещей на стенах не было. Как и в любом доме республики, на комоде хозяйничал динамик радиовещания, большинство программ которого были песенно-музыкальны.
    Традиционный диван, укрытый белым покрывалом, с парой подушек, все не вычурно, без украшений. У большинства жительниц огромное уважение к чистому белью, одежде.
    На берегу у каждого населенного пункта устроены, импровизированные прачечные, в камнях выдолблены углубления, заполняемые океанской водой.
В них стирают, поласкают и ни каких следов от соленой воды на вещах не остается.
    Сушат, здесь же на камушках, расстелют, прижмут голышами, и через полчаса собирай – чистое, сухое и выглаженное. Причем делается это с утра - до зноя. Вот и здесь все дышало чистотой, это традиция.
    В другие комнаты она меня не приглашала, и на второй этаж мы также не поднимались. Я распрощался до вечера и проследовал в гостиницу.
Продолжение следует.


Рецензии
....да, здорово! Сезара необыкновенная! Я её сразу приняла, её голос, манеру, чистую природу!!! Здесь же открыла ссылку на её концерт, послушала....и написала комментарий:
"Браво! Это магия!!! И голос! и ансамбль!!!! Невероятное природное исполнение!!!...и такая лёгкая простота в исполнении песен и поведении!!! ...и скрипочка!!!! и саксофон!!! Это всё для тех, кто умеет слушать и чувствовать!!!
Почему-то я увидела в ней М.К. - конечно, другой колорит....но тоже завораживает пением.
Рада Вашей интересной встрече! Продолжение, правда, следует?
СПАСИБО!!!!

Тамара Дворянская   25.11.2022 13:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.