Где зимуют лягушки

Вам кто-нибудь показывал «где раки зимуют»? Если нет – от меня вы об этом не узнаете – это совсем не та, совершенно другая история...

А вот про необычных зимующих лягушек до сих пор вспоминают те непоседливые братья-мальчуганы, которые обошли и разведали самые дальние окрестности своей деревеньки. Осенью и зимой, весной и летом бродили они по округе – то в крепких сапогах или тёплых валенках, то в мягких кедах или лёгких сандалиях. Брели по просторным полям, спускались в укромные овражки, переходили бегущие говорливые ручьи, поднимались по крутым склонам, совершая удивительные открытия...

Случилось это давным-давно, когда зима была милее, снег – белее, а небо – голубее… С начала осени братцы прилежно учились в первом классе деревенской школы. И вот вместе с Новым годом наступили первые зимние каникулы.

Сумеречным, не слишком ранним и не очень морозным утром наши первоклассники позавтракали бабушкиными солнечными блинами. Потом оделись в удобные куртки с глубокими карманами и меховыми воротниками, нахлобучили ушастые шапки… Отец выдал маленьким разведчикам «сухой паёк» и проверил походную амуницию.

- А это – карманные фляжки – наберёте из родника живой воды! – он протянул братцам удобные плоские бутылочки.

- Это почему «живой»? – удивился один братец. - Потому что вода бежит?
- Да, отчего «живой»? – подхватил второй. – Оттого что она журчит?

- Этот источник с давних времён считается животворным. – пояснила мама. – Сами увидите. Отправляйтесь с Богом, а мы ждём вас к обеду!
Заботливое материнское благословение незримо облекло ребят, чтобы надёжно охранять в пути от всяких случайностей и напастей.

Во дворе мальчишки встали на широкие деревянные лыжи. Уверенно переставляя легкие палки из желтого бамбука, вышли за калитку и двинулись друг за другом, прокладывая свежую лыжню...

Бревенчатый дом с резными наличниками отступил за глубокую уличную колею от конных саней. Вот крыша родной обители спряталась за дощатыми сараями, заснеженными копнами соломы и поленницами дров. А навстречу выполз глубокий синий овраг с тоненькой тропинкой, уже заново протоптанной селянами по дну его, поперёк ручья, почти незаметного подо льдом и толстым слоем снега. Но он был там! Мальчики знали это наверняка. Ручей вытекал из деревенского пруда и впадал за овражистой Лубянкой в проворную речку Птору, где летом братья ловили на удочку юрких серых пескарей.

Зима превратила овраг в округлую снежную ложбину. Снег сползал в это тихое убежище от продуваемых ветром полей и отдыхал здесь огромной массой, нависая со склонов в виде белых стен и козырьков. В этих плотных стенах пяткой лыжи можно было вырубить надежную, глубокую пещеру, спуская прямоугольные глыбы вниз... А в сумеречной глубине снежного убежища вдруг обнаружить травянистый бок спящего оврага.

На этот раз путешественники отказались и от строительства пещеры, и от увлекательных спусков-подъемов... Размашистые следы зайца, что проскакал недавно по своим заячьим делам, и аккуратная цепочка лисьего следа тоже не задержали наших лыжников. Зимний день короток. А сегодня надо было успеть гораздо дальше Большого Камня. Этот огромный валун, словно каменный медведь под белой неказистой шапкой, хмуро восседал меж лесистых склонов на дне оврага, храня в своём туловище воспоминания далеких летних дней...

Маршрут тянулся к тому самому Роднику, который летом служил местом привала для всех путников; поил пастухов, грибников, рыбаков сладко-студеной водой, струящейся из-под высокой каменисто-глинистой горы... Отец называл источник «гремучим колодцем». А кто-то и вовсе именовал «ключом», и эти сказочные названия сообщали детям о некой старинной подземной тайне.

Конечно, братцы уже знали, как вода попадает под землю. В летнюю жару она испаряется из прудов, озёр и рек – словно из кипящей бабушкиной кастрюли. Потом поднимается в небо и собирается в мокрые тучи, за которыми скачет в колеснице грозный Илья Пророк. Во время дождя вода просачивается в землю и накапливается – как в цветочном горшке, так что хватает на всю зиму. Подземная влага собирается в ручейки и находит себе выход где-нибудь внизу, на склоне оврага. И почему-то эта чудесная вода не грязнится о песок и глину, а становится только чище.

Прозрачность родниковой воды всегда казалась невероятной – песчинки шевелились на дне, взбадриваемые проворным течением... И каждая из них была различима по отдельности. Округлые камешки выпирали кое-где из пологого дна, а чуть ниже, в небольшой донной ямке, ползали хитрейшие обитатели Родника – ручейники. Одетые в свои домики-трубочки, склеенные из песчинок, соринок и целых палочек, они выдавали себя только медленным, целенаправленным движением, которое оставляло едва различимый след в песчаном покрове дна...

Наконец голубые прозрачные тени тонких берез подвели наших путешественников к Роднику, тихо-радостно струящему свою незамерзающую воду. Все русло его, доходя до деревенского ручья, блестело водной гладью, отдавая в зимний воздух легкое марево тумана.

Лыжные следы братьев подползли к знакомому руслу, натыкаясь на заячьи и лисьи отпечатки босых лап... И внезапно словно летнее солнце проглянуло сквозь серую небесную мглу. Оно раскрасило «живой уголок» родника в яркие природные цвета. И тут же где-то в кустах звонко затенькали синицы. Да, это был кусочек лета, обитающий у косматого склона седой горы. Пучки ярко-зеленой травы тут и там торчали из водной глади, присыпанные у берегов сияющим снегом. Жёлтый песок трепетал в переливах воды, а в том месте, где Родник соединялся с деревенским ручьем, темнел маленький омут.

Вспомнилось, как перелистывая старый семейный альбом с чёрно-белыми фотографиями, братья обнаружили вдруг красочную почтовую открытку с репродукцией художника Поленова.

Придя в себя, путешественники сняли лыжи и подкрепились «сухим пайком». Зачерпнув ковшиками ладошек чистой холодной водицы, сделали по крохотному глоточку. Вспомнив о домочадцах, достали из глубоких карманов стеклянные фляжки и наполнили их волшебной «живой водой». Потом ребята пробрались к ручью вдоль водяной дорожки и замерли у прудка, вглядываясь в его темно-прозрачную глубь...

- Видишь, там, в глубине, будто шевелится кто-то большой, – таинственно прошептал один из братьев.
- Да что ты, какому зверю захочется прохлаждаться в ледяной воде, да еще зимой? – рассудительно засомневался второй.
- Гляди, гляди – он свернулся в клубок на самом дне, посреди водорослей! – уже выкрикивал зоркий наблюдатель.

Держась за тонкую ветку ивы, мальчик легко скользнул ближе к чуть дрожащей на ветру поверхности воды.
- Лягушки!!! – крикнул он с восторгом, разгадав тайну загадочного подводного клубка.

Несколько десятков хладнокровных зеленых подводников, сплетясь в огромный ворох, пребывали в зимнем оцепенении. Лёгкое течение родниковой воды шевелило водоросли, убаюкивая сонных лягушек. Да, они спали. Они зимовали целой кучей – те изумрудные создания, что скакали и ныряли летом поодиночке, устраивая раскатистые, горласто булькающие переклички; таращили желтоватые немигающие глаза из русла длинного ручья.

Это лягушиное семейство собралось со всей длины оврага в незамерзающий маленький омут и спало; на виду у самой зимы с ее колючими морозами и холодным снегом... Какая яркая, завораживающая картина… Но братьям уже пора-пора домой!

Сделав на прощание ещё несколько осторожных глотков чистой подземной воды, мальчишки заскользили обратно в деревню. Укатывая собственную лыжню, они гадали промеж себя – а видят ли лягушки сны, и именно сейчас, зимою... и, если да, то какие?

- Они собрались в кучу, потому что вместе теплее! – предположил один братец, – а ещё их оживляет целебная родниковая вода. Заметил какая она вкусная?
- Папа говорил, что лягушки не мёрзнут, потому что у них холодная кровь, – напомнил другой, – наверное вместе им веселее! И они радуются во сне, оттого что вода такая чистая и, вправду, живая…

А впереди лыжников ждал теплый и уютный деревенский дом – заботливые родители, старшие сёстры, строгая бабушка, пушистая кошка Мурка... И тут мальчики вспомнили, что на зимние каникулы к праздничному Рождеству должны съехаться городские гости – тётушки и дядюшки со своими детьми – старыми друзьями деревенских братьев. Вот будет славная ребячья компания! Пожалуй, не хуже, чем у лягушек…

Как хорошо, когда у людей есть тёплый и уютный дом!
Как здорово, если в нём живёт большая, крепкая семья!

Скрип снега отдавался в берегах оврага звучным, хрустящим эхом, деревня выползала серыми сараями, белым высоким дымом над трубами... Скоро слышны стали человеческие голоса, хлопанье калитки, скрип колодезного ворота... Овраг выпускал путешественников наверх, к дому, чтобы там, уснув после обильного свежего воздуха у теплой печи, они снова увидели эту удивительную компанию зимующих лягушек – сказку, сотворенную волшебным Родником.


Рецензии
Так же как летняя "Громыхающая телега", зимний рассказ "Где зимуют лягушки" написан очень давно - кажется, что и он был всегда. По объёму он второй в сборнике "Про тебя и про меня". В разных вариациях этот рассказ тоже был опубликован в нескольких журналах, в том числе братиславском издании Вместе/Spolu - 2008. Предлагаемая здесь версия подготовлена для радио Благовещение, где и прозвучала впервые зимой этого года.
В оформлении использованы рисунки воспитанников художественной студии московского Дарвинского музея (руководитель Т.Валкина)

Константин Савкин   11.05.2022 09:06     Заявить о нарушении