О творчестве М. А. Булгакова Гл. 6

       Истоки чудовищных экспериментов над душами людей.
   (Вслед публикации «Чудовищный эксперимент над жизнью» по произведениям
   М.А.Булгакова).
    Глава шестая «Искажение» любви»
А раз так, то перечислять все эти «анти» можно, наверное, ещё долго – думаю, в целом понятно. А вот что означает «покой», видимо, не ответит никто – да ведь у Бога «мест много».  У Бога – а у сатаны?…
   Во время недавнего очередного просмотра фильма В.В.Бортко невольно возникла мысль, что в финале рисуется что-то наподобие «страны эльфов» - в переносном смысле, конечно, - в том, что всем хорошо. Думаю, многим в детстве от доброты и чистоты душевной что-то подобное в фантазиях приходило…
Только здесь это снова  лишь на первый взгляд – потому что дарует «счастье» это дьявол, забрав души героев – про отравление, схватившуюся за сердце и упавшую Маргариту, умершего «соседа из 118» знают все, роман читавшие. Такова «цена» «счастья»...
И вот в этой самой «путанице» всё сказанное воспринимается «со знаком минус», в виде перевёрнутом, наверное, как «сатанинский крест».
     Всё, начиная с «бытовых» деталей - лотерейного билета, найденного в корзине                с грязным бельём, разве может что-то хорошее, великое с грязного белья начинаться?
   А сохранённый после бала сатаны, несгоревший роман Мастера из-под кошачьего хвоста «выходит» – разве это не  «логическое продолжение»?
Всё, заканчивая одной из главных тем всей русской литературы, – темой любви.
 Итак, как же  встречаются будущие любовники?
 Кстати, именно это слово произносит Маргарита после бала сатаны, требуя вернуть ей Мастера. Не «возлюбленного» или «любимого»,  а именно «любовника» - а «понятие» это, как всем хорошо известно, означает изначально греховную связь. Так это и был, как мы помним, бал «грешников».
И слов: «вышла замуж» или «женился» - вроде бы не звучит. Была тайною женою -                но всё же супружество не только притягивающую друг к другу страсть предполагает.   
Так как же они встречаются? Маргарита идёт неизвестно куда с «тревожными, жёлтыми» цветами. Обеспеченная, любимая мужем тридцатилетняя женщина, изначально добрая, словно выходит на поиски чего-то – оттого что жизнь её пуста и лишена смысла. Всё, с любовью их связанное, предстаёт изначально как трагическое «предзнаменование». Так что выбор между обеспеченной жизнью и любовью, как, на первый взгляд  может показаться, явно, не главное. Жизнь пуста – и вместо её смысла находит Маргарита в конце концов дьявола. Находит, влюбившись в того, кто в романе своём отрицает Воскресение Христово и Богоотцовство, кто встречи с сатаной жаждет,  как было уже сказано ранее. Кстати, только ещё знакомя читателя с героиней, М.А.Булгаков уже произносит по отношению к ней слово «ведьма». Тоже «пророчество», очевидно…
Кто-то считает, что к сатане Маргариту приводит Мастер, кто-то – наоборот – только суть от того не меняется – приходят оба – сознательно, горячо того желая.  Наверное,  встречу их Воланд изначально и «устроил», прочитав роман Мастера.
Словно «переворачивается» с ног на голову и само понятие любви  - писатель устами Мастера сравнивает её с убийцей, что поражает ножом. Странное и страшное сравнение… Предсказание трагедии, обречённости - судя по всему, того, что герои будут убиты, и дьявол заберёт их души.
Куда? Вопрос риторический – но здесь названо это «покоем»…
Впрочем, если устами Иешуа отрицается Бог как Отец, то всё «перепутано» изначально.   
    Помнится, как любившие друг друга и родительского согласия не получавшие тайно венчались – в Боге соединения искали, а не в князе тьмы. Ещё одно «анти»...
 Итак, все помнят, что оба герои не были свободны. То, что  касается Маргариты, в какой-то мере ясно, а Мастера?
«Варенька, Манечка, полосатое платье, музей…». Гротеск, доводящий идею до абсурда – он в беспамятстве женился или его «опоили» и заставили?! Тоже, наверное, некое «приготовление»  к союзу, дьяволом уготованному.
Если Маргариту ещё изначально путь не «гложет», но хотя бы «посещает» совесть – она хочет честно поговорить с мужем, то для Мастера супруга, с которой стол и ложе делил, просто обесценилась до уровня старой, забытой, ненужной, выброшенной вещи.  Да и вообще, думаю, заметно, что герой несколько высокомерен...
 И совершенно невозможно представить, чтобы у «любовников» были дети – они просто                в эту дьявольскую «картину мира» не «вписываются» - потому что дети как правило – символ чистоты, дети к Богу приближены…
  Известный священнослужитель Андрей Кураев сказал, что в романе звучит тема «бесплодия», отражённая в образе «зацветающих вишен», среди которых будут жить Мастер и Маргарита. Зацветающих, от которых  плода никогда не будет.
Очевидно, это – логическое «завершение» того, что начинается весною на улице Москвы.
А по сути того, что герои не способны создать привычную для русского человека семью, предполагающую изначально некую ответственность за находящегося рядом. Именно потому, наверное, и соединяет Мастера и Маргариту сатана, убив и забрав с собою их души...
Вспоминается почему-то рассказ «Натали» И.А.Бунина, созданный, конечно, ранее булгаковского романа. Хотя, наверное, не «почему-то» - ведь Натали тоже называет  себя «тайной женою» Мещерского.
Рассказ, в котором  невозможно без волнения читать последнее объяснение героев, и без ужаса читать о том, как Натали умирает в преждевременных родах. Страшное наказание Мещерского за то, что любовь единственную не уберёг, «разменявшись» на блудную страсть. Тоже, очевидно, «бесплодие» - подобных отношений.  Главному герою с этим жить до конца дней и каяться. И пусть И.А.Бунин никогда не являл собою примера высокого благочестия – не нам о том судить – но так или иначе рассказ заставляет задуматься, осознать, что за забвение некой нравственной «нормы», за предательство любви приходит наказание.
  А в романе  М.А.Булгакова никаких «раскаяний» – и, как и многое другое в романе, «логическое» завершение. Им становится «уход» «без Креста» в финале, когда кухарка, испугавшись угроз Азазелло, не совершила Крестного Знамения. И почему-то такой финал окружён «ореолом» романтическим, словами о  взаимной любви. Да ещё и полётом на конях, о которых мы уже ранее  говорили…    
               (Финал последует)    


Рецензии