Семья Рерихов символ дружбы России и Индии

Друзья!

Сначала- приятные новости с сайта МЦР.
"Скульптуры русского художника Святослава Рериха (1904–1993) и его супруги, знаменитой индийской киноактрисы Девики Рани (1908–1994), открыты в воскресенье в доме-музее Рерихов, расположенном в долине Кулу в предгорьях Гималаев. Как сообщила корреспонденту ТАСС российский куратор Международного мемориального треста Рерихов (ММТР), сотрудница Международного центра Рерихов Лариса Сургина, первоначально открытие памятников планировалось на 2021 год, однако помешала пандемия коронавируса.
«Наконец мы смогли открыть памятники. Их автор – известный скульптор Алексей Леонов. Это первые скульптуры в полный рост Святослава Рериха и Девики Рани в Индии», – рассказала собеседница агентства.
Сургина считает символичным, что первые такие скульптурные изображения Святослава и Девики появились именно в Кулу, на севере Индии, где расположен мемориальный музей Рерихов и где Святослав провел молодые годы: его отец, знаменитый художник, философ и общественный деятель Николай Рерих (1874–1947) приобрел здесь дом и большой участок.
Первое скульптурное изображение Святослава Рериха в Индии – его бюст – был открыт несколько лет назад в южном индийском городе Тривандрум, в котором есть и улица, которая носит его имя. Святослав и его жена Девика, известная киноактриса и одна из красивейших женщин Индии своего времени, много лет прожили на индийском юге, где в 20 км от города Бангалора расположено их бывшее имение Татагуни. Они завещали, чтобы их усадьба была превращена в научно-культурный центр.
Однако после кончины Святослава и Девики в 1990-е вокруг имения развернулась судебная тяжба – на землю претендовали местные спекулянты недвижимостью. В 2011 году суд вынес решение, по которому властям надлежит исполнить волю семьи и открыть в Татагуни музейный комплекс. Ожидается, что он может открыться в ближайшие годы. Но первые скульптуры в полный рост звездной четы появились в музее Рерихов на севере страны – в долине Кулу.
« Не случайно основатель семьи Рерихов, Николай Рерих, словно отвечая на знаменитые слова Редьярда Киплинга, что Западу и Востоку никогда не сойтись вместе, говорил, что “розы и на Востоке, и на Западе пахнут одинаково хорошо”. Он был уверен и пропагандировал, что культура объединяет народы», – рассказала она.

Торжество открылось традиционной молитвой о мире – шанти пуджа – которую провел брахман местного храма Кришны. Молитва прошла у изображений богов долины, коллекцию которых собрал Николай Рерих. Основатель семьи привил своим сыновьям Юрию и Святославу интерес к Востоку. Оба они занимались различными исследованиями. Но особую известность Святослав Рерих приобрел как художник. За свою культурную и просветительскую деятельность он был удостоен одной из высших наград Индии – ордена Падма Бхушан (орден Лотоса).
На церемонии открытия памятников Святославу и Девике собрались представители общественности, местных властей, дипломаты, журналисты, поклонники творчества и философии Рерихов. Церемония прошла в сопровождении оркестра традиционных инструментов и в полном соответствии с традициями.
«Сегодня мы присутствовали на уникальном событии – открытии скульптурной композиции Святослава Рериха и Девики Рани. Любовь этих двух знаменитых представителей двух великих культур, индийской и российской, символизируют и дружбу между нашими народами. Открытие скульптур произошло в год, когда мы также отметили 75-ю годовщину установления дипломатических отношений между нашими странами», – сказал ТАСС гость мероприятия, руководитель отдела культуры посольства РФ Михаил Ктиторов. Он зачитал приветственное обращение посла России в Индии Дениса Алипова.
Скульптурная композиция открылась рядом с домом-музеем, на склоне горы, откуда открывается прекрасный вид на всю долину, окруженную заснеженными пиками Гималаев. После церемонии прошел праздничный концерт с участием преподавателей и студентов Детской академии искусств им. Елены Рерих и танцевального коллектива школьников из Кулу". ТАСС, 1.05.2022 г.
*************
Сохраним «благородное наследие прошлого для славного будущего», – писал Н.К.Рерих. Эти слова стали девизом праздника, который состоялся 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест, в гималайском имении Рерихов. Праздник был организован Международным Мемориальным Трестом Рерихов (ММТР) в сотрудничестве с областным молодежным союзом Nehru Yuva Kendra из города Кулу во главе с его координатором Сонией Чандрой.
Главными событиями Дня всемирного наследия в ММТР стали конкурсы детских рисунков и сочинений, посвященных культурному наследию штата Химачал Прадеш; выступление женской музыкальной группы «Gaytri Mahila Mandal» из городка Джагатсук и театральная постановка студенческого творческого коллектива «Liberation education computer center» из Наггара.
Участники и гости собрались в Зеленом театре ММТР. По традиции, праздник открылся музыкальной молитвой богине знаний и искусств Сарасвати в исполнении учителей детской Академии искусств имени Е.И.Рерих Аншула Кумара, Мамты Тхакур и Анупа Кумара. Индийский и Российский кураторы ММТР Суреш Кумар и Лариса Сургина, работающая в ММТР по направлению Международного Центра Рерихов (Москва), обратились к участникам и гостям праздника со словами приветствия. Выступающие напомнили собравшимся о значимости культурного наследия разных стран и необходимости его сохранения; о Знамени Мира, поднятом над планетой Н.К.Рерихом, как символе охраны культурных сокровищ. Пакту Рериха, утверждающему безусловную защиту культуры в военное и в мирное время, 15 апреля исполнилось 87 лет. Этот первый международный договор сегодня становится все более актуальным и остается действующим и открытым для подписания всеми странами.
В конкурсе рисунков и сочинений приняли участие учащиеся трех школ Наггара: Grooms Public School, Government Senior Secondary School, Sarasvati Vidya Mandir School. Сочинения ребята писали в Конференц-зале ММТР, а рисунки создавали прямо здесь, на территории открытого Зеленого театра ММТР.
Пока юные участники были заняты творчеством, остальные гости имели возможность познакомиться с имением Рерихов – хранящееся здесь наследие великой русской семьи по праву считается национальным достоянием Индии и бесценной частью мирового культурного наследия.
Внимание гостей привлекли мемориальные камни (камни сати) раджей и рани старинного княжества Кулуты. Ранее они находились недалеко от Кастла – бывшего замка раджей в Наггаре. В начале 2000-х годов мемориальные камни были перенесены на хранение в имение Рерихов. Об их исторических и художественных особенностях рассказали присутствующим Индийский куратор Суреш Кумар и Рамеш Чандра.
Замечательным музыкальным подарком стало для гостей праздника выступление женской музыкальной группы «Gaytri Mahila Mandal» Жительницы городка Джагатсук, одетые в яркие традиционные женские наряды, исполнили старинные песни и танцы долины Кулу, а также любимый всеми народный хоровод «нати». Благодаря таким творческим народным коллективам и поддержке их со стороны Nehru Yuva Kendra и других общественных организаций, при содействии правительства штата и администрации района, сохраняются и возрождаются в долине Кулу старинные песенные, танцевальные, ремесленные культурные традиции.
Выступление студенческого творческого коллектива «Liberation education computer center» было посвящено движению девушек и женщин Индии за свои права. Государственное и общественное признание женского равноправия во всех областях жизни является необходимой частью культуры любой страны, любого народа и необходимым условием дальнейшей эволюции человечества. 
...Други!
А теперь- о печальном и тревожном. О попытке  уничтожения высокой культуры силами тьмы в РФ, о злодействе, произошедшем в Москве 17 апреля 2017 года (см. файлы ниже). Увы, несмотря на все усилия руководства МЦР и широкой российской общественности  Музей имени Н.К.Рериха не восстановлен.
И  космическая Карма уже бьет по нашему народу! Ковид, война, лесные пожары и т.д. и т.п. Простят ли Силы Высшие  сиё низкое и вероломное  предательство?

Вл.Назаров
*************
1.Пять лет назад был захвачен и разгромлен общественный Музей имени Н.К.Рериха

28 апреля 2017 года была остановлена работа общественного Музея имени Н.К.Рериха. Произошел незаконный захват наследия Рерихов, усадьбы Лопухиных, в которой был размещен общественный Музей, и другого имущества, принадлежащего МЦР, Государственным Музеем Востока при участии Министерства культуры РФ.
И Николай Константинович Рерих, и его сын Святослав Николаевич, и патриарх русской культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев много размышляли о путях развития России. Они были убеждены, что не экономика, а культура является основой государства и движущей силой прогресса. Ведущую роль в этом процессе они отводили, прежде всего, общественной, а не государственной форме культуры. Именно поэтому как никогда актуально звучат сегодня слова Святослава Николаевича Рериха, основателя общественного Музея, обращенные к сотрудникам и друзьям: «Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы – благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!»
Руководство и сотрудники Международного Центра Рерихов намерены при поддержке общественности добиваться справедливости всеми законными способами. Воля Святослава Николаевича Рериха должна быть неукоснительно выполнена. Общественный Музей имени Н.К.Рериха будет обязательно возвращен и восстановлен.
Сегодня мы предлагаем вспомнить трагические события захвата и разрушения Музея.

ЗАЯВЛЕНИЕ
Международного Центра Рерихов
о вооруженном захвате усадьбы Лопухиных,
осуществленном Государственным музеем Востока 28–29 апреля 2017 г.
при поддержке силовых структур с целью ликвидации
общественного Музея имени Н.К.Рериха и захвата наследия Рерихов,
принадлежащего Международному Центру Рерихов.
 
Краткая хроника событий
Около 21.00 28 апреля 2017 г. директор Государственного музея Востока (ГМВ) А.В.Седов и его сотрудники в сопровождении специального подразделения без опознавательных знаков, которое нейтрализовало и удалило сотрудника ЧОПа, осуществлявшего охрану периметра усадьбы Лопухиных, не имея на руках вступившего в законную силу решения суда и не дожидаясь решения апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу о расторжении с МЦР договоров безвозмездного пользования и выселении из усадьбы Лопухиных, предприняли попытку захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) и остальных строений усадьбы Лопухиных, в которых МЦР на законных основаниях размещается с 90-х годов прошлого века, и наследия Рерихов, находящегося в Музее. В это время в Музее только завершился концерт известного болгарского музыканта Атанаса Куртева, который оказался свидетелем осуществляемой попытки захвата общественного Музея.
Благодаря вмешательству представителей ОМВД «Хамовники» и вызванного МЦР наряда вневедомственной охраны нам удалось не допустить захвата Музея. Из залов Музея были удалены сотрудники ГМВ и сопровождающие их лица в экипировке без опознавательных знаков, которая может служить доказательством их принадлежности к одному из подразделений спецслужб. Музей был опечатан и сдан под охрану. Однако эти лица, действующие в интересах ГМВ, до завершения освобождения общественного Музея и сдачи его под охрану, уже блокировали входы и выходы из всех строений усадьбы Лопухиных и выставили там свою охрану, тем самым лишив сотрудников МЦР доступа на свои рабочие места.
Директор ГМВ мотивировал свои действия тем, что он пытается исполнить решение суда (якобы вступившего в законную силу) и вынудить МЦР покинуть усадьбу Лопухиных, которая передана ГМВ в оперативное управление. Руководство МЦР представило документы, подтверждающие право нашей организации на безвозмездное пользование строениями усадьбы, и напомнило, что решение суда, обязывающее их освободить, полный текст которого был изготовлен 7 апреля 2017 г., еще не вступило в силу, так как МЦР собирается обжаловать это решение в апелляционной инстанции в установленном законом порядке. МЦР и ГМВ подали заявления в отделение МВД «Хамовники» о случившемся с мотивацией своих действий и просьбой о проведении проверки. Представители МВД убедили нас, что до завершения рассмотрения поданных заявлений и в целях безопасности всего имущества необходимо опечатать все входные двери во все строения усадьбы, всем покинуть территорию, на которой останутся четверо представителей охраны МЦР и ГМВ с каждой стороны, а также вооруженный наряд ОМВД «Хамовники», который будет обеспечивать соблюдение общественного порядка и не допустит незаконного проникновения в строения усадьбы.
Невольным свидетелем рейдерского захвата общественного Музея, осуществляемого Государственным музеем Востока, стал и И.И.Засурский, член Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации, который не успел уйти после концерта болгарского музыканта Атанаса Куртева. Происходящие в МЦР события по захвату усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов привлекли внимание и М.А.Федотова, Советника Президента РФ по правам человека. 29 апреля Михаил Александрович вместе с членом Президентского Совета по правам человека и развитию гражданского общества А.В.Бабушкиным прибыли в МЦР, но охрана ГМВ пустила их на территорию усадьбы только через час. Выслушав представителей МЦР, ГМВ и советника министра культуры К.Е.Рыбака, Советник Президента по правам человека М.А.Федотов покинул территорию усадьбы Лопухиных.
Подробнее: https://save.icr.su/ru/

Публикации:
А.В.Стеценко. Преднамеренное разрушение Министерством культуры общественного Музея имени Н.К.Рериха – удар по России
Т.В.Логинова. Не отступить от главного (14.09.2017)
Л.Хоменок. Почему в усадьбе Лопухиных не будет государственного музея Рерихов (12.09.2017)
Л.Хоменок. Узаконенная ложь (22.08.2017)
В.В.Байда. А судьи кто?.. (14.07.2017)
М.Р.Озолиня. Ген безнаказанности... (10.07.2017)
Т.В.Логинова. Воры всегда приходят ночью (8.07.2017)
А.В.Стеценко. Ограбление по-государственному без права на защиту (20.06.2017)
Международная пресс-конференция: «Трагическое разрушение в Москве одного из крупнейших общественных музеев в Европе — Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов» (видео) (31.05.2017)
Интервью с Натальей Черкашиной на эстонском Raadio 4 (25.05.2017)
Страна не выдерживает «испытания восприятием культуры». Открытое письмо Совета трудового коллектива МОО «Международный Центр Рерихов» на заявление министра культуры В.Р.Мединского (24.05.2017)
Сообщение Международного Центра Рерихов по поводу выступления министра культуры В.Р.Мединского в Государственной Думе РФ 17 мая 2017 года (24.05.2017)
С.В.Скородумов. «451 градус по Фаренгейту» в постановке Министерства культуры (21.05.2017)
Давид Всевиов: «Вклад Музея Рериха в общечеловеческую культуру замечательный» (21.05.2017)
Заявление Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха в связи с последними публикациями Министерства культуры РФ (20.05.2017)
Открытое письмо Президенту РФ В.В.Путину от отделений и членов Исполнительного комитета Международной Лиги защиты культуры (19.05.2017)
А.В.Стеценко, П.М.Журавихин. Обращение к министру культуры РФ В.Р.Мединскому (19.05.2017)
Заявление Международного Центра Рерихов (12.05.2017)
Захват территории или все по закону: что происходит с музеем Рериха? Интервью с вице-президентом Международного Центра Рерихов А.В.Стеценко // Радио «Соль». 11.05.2017
Я.Сомов. Право на бесправие? (9.05.2017)
Николай Сологубовский: «То, что сейчас происходит — это кощунство» (видео) (9.05.2017)
В.В.Байда. Как МЦР и Музей Востока сохраняют исторические здания (6.05.2017)
Протест против снятия Знамени Мира (1.05.2017)
Директор Одесского Дома-музея им. Н.К.Рериха Е.Г.Петренко: «Наш музей поддерживает Центр Рерихов» (1.05.2017)
Заявление общественности Кузбасса в связи противозаконными действиям Министерства культуры РФ в отношении общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (30.04.2017)
А.В.Стеценко. Опровержение заявления директора музея Востока А.В.Седова (29.04.2017)
Заявление Международного Совета Рериховских организаций в связи с противоправными действиями Государственного музея Востока 28 апреля 2017 года (29.04.2017)
https://icr.su/
******************
2.Лилия Монасыпова. Пять лет борьбы и побед
 
  «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла», – писал крупнейший ученый и защитник культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев.
В 2014 году в России Указом Президента от 24.12.2014 № 808 были утверждены «Основы государственной культурной политики» [1].
Обоснованием для реализации «Основ» была названа стоящая перед государством «задача в исторически короткий период осуществить экономическую и социальную модернизацию страны, выйти на путь интенсивного развития, обеспечивающего готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира», где также отмечалось, что «это возможно только при условии планомерных и последовательных инвестиций в человека, в качественное обновление личности. В недавнем прошлом такие вложения были явно недостаточными, что создало угрозу гуманитарного кризиса».
К наиболее опасным для будущего России возможным проявлениям этого кризиса отнесены снижение интеллектуального и культурного уровня общества, девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров, рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения, деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости России, атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежение правами других.
Все эти проявления мы реально наблюдаем в окружающей жизни и часто думаем, что нам нечего противопоставить влиянию источников, сеющих нетерпимость, психологию потребления и безответственности, обесценивающих общечеловеческие понятия дружбы, любви, семьи.
Линию, которая укрепляет ценности, нужно проводить сознательно, поэтому появление «Основ государственной культурной политики» можно рассматривать как попытку провести более длинную линию. Ведь задачи, озвученные в «Основах», затрагивали необходимость приложения сил не только в сфере искусства, сохранения культурного наследия, но и в области воспитания, просвещения, детского и молодежного движения.
Без развития общественной формы культуры, которую представляют организации, не связанные бюрократическими рамками, «Основы» воплотить почти невозможно. Для эффективной реализации любых указов важны люди, для которых строки документа – не красивые слова, а отражение запросов современности на заполнение духовного вакуума, который и порождает описываемые выше признаки кризиса.
Примером организации, чья деятельность направлена на осознание гражданами важности такого явления как культура, является Международный Центр Рерихов (МЦР), созданный по инициативе Святослава Николаевича Рериха. Именно МЦР Святослав Николаевич передал наследие своих родителей.
Более четверти века общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в усадьбе Лопухиных (Москва, Малый Знаменский переулок) был открыт для посетителей. Постоянная экспозиция этого Центра-Музея раскрывала творческое и научное наследие членов семьи Рерихов. Учитывая, что каждый был выдающимся в разных областях человеческой деятельности, концепция экспозиции позволяла подчеркнуть привлекательность их стремлений в раскрытии дарований в науке, искусстве и общественной деятельности, понимания, что жизнь предоставляет возможности реализации для тех, кто действует. Важные векторы усилий семьи Рерихов были отражены в залах Центрально-Азиатской экспедиции, Пакта Рериха, посвященного первому международному документу о защите культурных ценностей, а также в зале Живой Этики и др.
Возвращаясь к «Основам», отметим, что целями государственной культурной политики названы: укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала. Таким образом, можно утверждать, что одна только музейная экспозиция общественного Музея имени Н.К.Рериха работала в ключе достижения озвученных в «Основах» целей.
Но МЦР занимался не только музейной работой. Велась научная деятельность по осмыслению наследия Рерихов. Людмилой Васильевной Шапошниковой, генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха МЦР, была сформирована научная школа рериховедения. Ежегодно проводились общественно-научные конференции; работал лекторий, посетители которого имели возможность расширить свои знания в области истории, философии, культуры, ознакомиться с биографией и творениями выдающихся людей. В МЦР организовывались разнообразные мастер-классы, велась активная издательская деятельность. Усадьба Лопухиных, памятник XVII–XIX веков, в стенах которого располагался МЦР, была восстановлена из руин и отреставрирована благодаря меценатам и помощи общественности без копейки государственных средств.
Однако, многогранный труд, приносящий много полезного для общества, не только не был оценен и поддержан государством, но, напротив, чиновниками была запущена машина по уничтожению МЦР и его общественного музея.
В 2015 году Министерство культуры РФ передало усадьбу Лопухиных в оперативное управление Государственному музею Востока (ГМВ). Новый управляющий в 2017 году расторг с МЦР договор о безвозмездном пользовании помещениями усадьбы, при этом главным аргументом ГМВ и Министерства культуры являлись планы по созданию в ее стенах Государственного музея семьи Рерихов. Ради этих планов была варварски разрушена живая, уникальная постоянная экспозиция общественного Музея МЦР, в которую вложено немало средств и труда, разбиты дорогостоящие витрины, уничтожены диорамы, макет карты Центрально-Азиатской экспедиции. Был осуществлен рейдерский захват бесценных музейных экспонатов, принадлежащих МЦР. Заявленный Государственный музей семьи Рерихов так и не создали, по прошествии пяти лет усадьба Лопухиных стоит пустая. Пространство, которое можно назвать оазисом культуры, где каждый из посетителей мог найти что-то вдохновляющее, сегодня стало пространством серых стен.
Судьба вывезенного из усадьбы Лопухиных художественного наследия и архивных материалов Рерихов вызывает у общественности тревогу, поскольку павильон № 13 на ВДНХ, где ГМВ разместил экспозицию из числа незаконно изъятых у МЦР картин, не приспособлен для хранения живописных полотен.
Прошло пять лет со дня разрушения Музеем Востока постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха и захвата усадьбы Лопухиных. Остановила ли Международный Центр Рерихов потеря серьезной части наследия и в первую очередь музейной экспозиции от реализации значимых просветительских проектов? Гражданская позиция сотрудников МЦР и рериховских организаций не позволила прекратить просветительскую деятельность. МЦР продолжает воплощать идеи, которые несет наследие великой семьи, ведет музейную работу, проводит выставки, продолжает издательскую и просветительскую деятельность, знакомя людей с многогранным наследием семьи Рерихов, обладающим большим потенциалом в укреплении культурного пространства. Актуальность мероприятий МЦР, направленных на приобщение молодежи к национальной культуре, пробуждение интереса к истории своей страны, осознание непреходящей ценности исторических памятников не вызывает сомнений.
Примером таких мероприятий являются выставки «Пакт Рериха. История и современность» и «Пакт Рериха. Мир через Культуру». С 2012 года и до сегодняшнего дня они проходят в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Выставки производят большое впечатление на посетителей, поскольку раскрывают значение культурного наследия и обращают внимание на актуальные вопросы сохранения мировых ценностей для будущих поколений. Отдельный раздел выставочных проектов посвящен истории формирования международной правовой системы защиты культурных ценностей. «Договор об охране культурных и научных учреждений и исторических памятников», известный также как Пакт Рериха, был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. На его основе разработаны «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов» (принята 14 мая 1954 г.), «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия» (принята в 1972 г.) и другие документы ЮНЕСКО. Актуальность Пакта Рериха заключается не только в том, что он вводил безоговорочную защиту культурных ценностей. Небольшой по объему документ подразумевал защиту не только архитектурных объектов, но и музеев, научных, образовательных и культурных учреждений, и что немаловажно – персонал упомянутых выше учреждений. Иными словами, Пакт Рериха обеспечивал высокий статус защиты всем учреждениям культуры и их работникам, выдвигая на первый план идеи просвещения.
Международный Центр Рерихов не ограничивается проведением выставок, но и поддерживает практические проекты по сохранению культурного наследия России. Сотрудники МЦР оказывают поддержку проекту Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих по восстановлению уникального памятника Пскова – Анастасиевской часовни (архитектор А.В.Щусев, фрески Н.К.Рерих), входящей в состав Государственного Псково-Изборского объединенного музея-заповедника. Для привлечения внимания к памятнику, оказанию благотворительной помощи в его восстановлении, а также популяризации народных художественных промыслов и ремесел народов России Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих и Международный Центр Рерихов учредили Всероссийский благотворительный конкурс декоративно-прикладного искусства «110 лет Анастасиевской часовне в Пскове» [2].
Еще одним важным мероприятием, в котором МЦР принял деятельное участие, стала международная конференция «О проблеме сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга», прошедшая 4–5 декабря 2021 года и организованная Санкт-Петербургским союзом ученых (СПбСУ) в партнерстве с общественными организациями, исследовательскими и научно-образовательными центрами России, зарубежными учеными, экспертами ИКОМОС Санкт-Петербурга. Конференция проводилась с целью найти решение проблемы сохранения важнейших ландшафтно- и градообразующих исторических объектов, расположенных в границах объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО № 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников». В частности, рассматривался вопрос комплекса архитектурно-археологических памятников Охтинского мыса, являющегося важнейшим свидетельством истории этих земель, борьбы Руси за выход в Балтику и разносторонних культурных связей со странами Западной Европы. Конференция обратилась к государственным органам с просьбой обеспечить постановку выявленных на мысу фортификационных сооружений в полном объеме на государственную охрану в качестве недвижимых объектов культурного наследия и запретить любое строительство на этой территории [3].
Важным направлением в работе МЦР является изучение и популяризация наследия Л.В.Шапошниковой. С этой целью организуются чтения, продолжает экспонироваться фотовыставка работ Людмилы Васильевны «По маршруту Мастера». Выставка прошла по многим городам России, странам СНГ и Европейского союза. Основа ее экспозиции – фотографии маршрута путешествия, которое совершила Л.В.Шапошникова в 1975–80-е годы, повторяя крупнейшую в ХХ веке Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха.
Также Международным Центром Рерихов уделяется внимание работе с детьми и молодежью. Примером может быть проект конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса». Конкурс вызвал большой интерес во всем мире. За четыре года в нем приняли участие более 20 тысяч детей из 28 стран. Конкурс был учрежден в 2016 году Благотворительным Фондом имени Елены Ивановны Рерих и Международным Центром Рерихов при поддержке Российской академии художеств, Международного Союза педагогов-художников, Ассоциации музеев космонавтики России, Российской академии естественных наук. Участниками конкурса становятся дети от 5 до 14 лет. Лучшие работы юных художников выставляются в музеях и картинных галереях. Из отзывов посетителей выставки – детей и взрослых, можно заключить, что подобные мероприятия удивляют, вдохновляют творить, оставляют положительные впечатления [4].
С 1992 года Международный Центр Рерихов ежегодно проводит международные научно-общественные конференции, являющиеся площадкой для обсуждения важных проблем современности и обмена опытом. Традиции продолжаются и сегодня, даже в условиях пандемии научные мероприятия проводятся на онлайн-платформах. Если посмотреть тематику конференций, проведенных за последние пять лет, то можно заметить, что они отвечают запросам современности на повышение роли культуры в жизни общества: «Мы любовью Родины богаты» (к 115-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха) (2017), «Учение Живой Этики и его актуальность в современном мире» (2018), «Россия – Восток: искусство, философия, культура. 145 лет со дня рождения академика Н.К.Рериха, 115 лет со дня рождения академика С.Н.Рериха, 140 лет со дня рождения Е.И.Рерих» (2019), «Философия космической реальности и новое научное мышление. К 100-летию создания Живой Этики» (2020), «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия» (2021). В конференциях принимают участие ученые из разных стран мира, в связи с этим они являются мероприятиями, направленными на укрепление международного сотрудничества в сфере культуры и науки.
Сотрудники МЦР проводят онлайн экскурсии по виртуальной экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха. 13 декабря 2018 года, в день памяти Николая Константиновича Рериха, Международный Центр Рерихов открыл сайт «Музей, который потеряла Россия», где представлены виртуальные панорамы всех залов общественного Музея имени Н.К.Рериха до его захвата и разрушения.
Лекторий МЦР, ведущий начало с 2008 года, также продолжает свою работу. Тематика лекций включает самый широкий круг вопросов: творческую биографию семьи Рерихов, различные направления мировой культуры и науки. «Космизм в философии: от прошлого к будущему», «Николай Рерих. Триптих «Жанна д’Арк», «Эволюция человека и человечества в музыкально-философской доктрине А.Н.Скрябина», «Камиль Фламмарион как космист» – вот лишь краткий список лекций, прочитанных за последний период.
Не прекращается издательская деятельность, сотрудники МЦР продолжают работу с наследием семьи Рерихов.
Так день за днем, год за годом, невзирая на сложности, сотрудники Международного Центра Рерихов напитывают пространство культуры.
Культурная деятельность МЦР продолжается в условиях непрекращающихся судебных процессов по отстаиванию своих прав и возврату принадлежащего ему наследия Рерихов. Пока справедливость не восстановлена. Между тем Международный Центр Рерихов остается единственным законным владельцем изъятого у него наследия Рерихов, которое он в течение многих лет добросовестно сберегал и исследовал.
Наследие Рерихов несет важный посыл. Оно направлено на пробуждение творческих сил человека, на актуализацию его лучших качеств, осознание своих лучших способностей, на укрепление внутренней культуры.
Николай Рерих называл работу людей сферы культуры целительной: «Труд работника Культуры подобен работе врача. Не одну болезнь знает истинный врач. Врач не только спасает от уже случившегося, но он мудро предусматривает на будущее. Не только изгоняет болезнь, но он работает над оздоровлением всей жизни… Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоян¬ном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество…» [5].
Проблемы сегодняшнего дня особо проявляются среди детей и молодежи – наркотизация, рост депрессий и тревожных расстройств, кризис института семьи. Культура является целительным источником, способным напитать пространство смыслов, к которому у молодых сердец всегда есть особая жажда. Но мы должны им что-то предложить. Многогранная работа Международного Центра Рерихов – пример того, как именно можно напитывать пространство смыслов. Вопрос, почему эта работа не только не поддерживается, но ей всячески мешают, остается открытым. Вспоминаются слова Людмилы Васильевны Шапошниковой, звучавшие в ее последнем интервью корреспонденту журнала «В мире науки» Наталии Лесковой: «…Причина проста – отсутствие нравственных ориентиров, национальной идеи, которой может и должна стать культура. Наука, кстати, – это часть культуры. Идея главенства культуры, науки, духовности стоит в центре философского наследия Рерихов» [6].
«Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития», – говорится в «Основах государственной культурной политики». Получат ли положения любого документа практическое воплощение или останутся красивыми словами на бумаге – зависит от людей, от граждан страны. Гражданское самосознание – это в первую очередь гражданская совесть.
Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Среда действия совести не только бытовая, узкочеловеческая, но и среда научных исследований, художественного творчества, область веры, взаимоотношения человека с природой и культурным наследием. Культура и совесть необходимы друг другу. Культура расширяет и обогащает “пространство совести”» [7].
Несмотря на то, что Международный центр Рерихов лишен наследия Рерихов, его сотрудники продолжают быть носителями духовных идей семьи Рерихов, являют пример гражданской совести – продолжают утверждать приоритет и высокую миссию Культуры.
Источники:
1. Об утверждении Основ государственной культурной политики. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 01.04.2022).
2. Всероссийский благотворительный конкурс декоративно-прикладного творчества «110 лет Анастасиевской часовне в Пскове». Режим доступа: (дата обращения 01.04.2022).
3. Резолюция Международной научной конференции «О проблеме сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга» (4–5 декабря 2021 года). Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7252 (дата обращения 01.04.022).
4. Благотворительный фонд имени Елены Рерих. Отзывы с выставок «Мы – дети Космоса». Режим доступа: (дата обращения 01.04.022).
5. Рерих Н.К. Культура – почитание Света. Режим доступа: https://lib.icr.su/node/711 (дата обращения 01.04.022).
6. Культура должна стать национальной идеей. Режим доступа: (дата обращения 01.04.022).
7. Лихачев Д.С. Русская культура. Режим доступа: https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215 (дата обращения 01.04.022).
https://icr.su/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
12 мая 2022 года.


Рецензии