Psiho36 Пушкин и скепсис

 
После прочтения книги @Les Sceptiques grecs@ Ницше заболел - него началось , из которого живы он уже не вырвался . Это (почти) утверждает Виктор Брошар – автор этой книги.  Хотя он писал о том, какую злую шутку сыграл скепсис с философом Карнеадом – основателем после Платона «Новой Академии»

Прим. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ФРИДРИХА НИЦШЕ: НЕЙРОСИФИЛИС ИЛИ ЛОБНО-ВИСОЧНАЯ ДЕМЕНЦИЯ?  В диагнозе Ницше единого мнения нет Но  https://dr-serbsky.livejournal.com/5469.html  уверяет: философу был установлен диагноз третичного мозгового сифилиса, который был подтвержден в др. клиниках Германии и до сих пор остается общепринятым.

Мыслитель называет свою книгу “Так сказал Заратустра” “самой фундаментальной в мировой культуре”. Суть и тон его эпистолярного наследия с октября 1888 года по январь 1889 г отражают нарастание признаков мегаломании, когда он подписывает корреспонденцию именами “Феникс”, “Антихрист” и ”Чудовище”

После первого психотического эпизода в 1889 г (в возрасте 44 лет) Ницше был госпитализирован в психиатрическую больницу. Он находился там с перерывами вплоть до самой смерти 25 августа 1900 г.

За эти 8 месяцев Ницше написал 6 трактатов, в частности “Ницше против Вагнера”, “Желание власти” и “Эссе Homo”. Где и когда Ницше подхватил сифилис, остается предметом догадок, которые наталкиваются еще и на проблему половой ориентации гения …

***

В 1833 году  Пушкин написал строки :

Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох в сума; Нет, легче труд и глад. Не то, чтоб разумом моим Я дорожил; не то, чтоб с ним Расстаться был не рад: Когда б оставили меня На воле, как бы резво я Пустился в темный лес! Я пел бы в пламенном бреду, Я забывался бы в чаду Нестройных, чудных грез. И я б заслушивался волн, И я глядел бы, счастья полн, В пустые небеса; И силен, волен был бы я, Как вихорь, роющий поля, Ломающий леса. Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака И сквозь решетку как зверка Дразнить тебя придут. А ночью слышать буду я Не голос яркий соловья, Не шум глухой дубров - А крик товарищей моих Да брань смотрителей ночных, Да визг, да звон оков.

При жизни Пушкина не печаталось …  Понятное дело ...

Поговаривают будто психо-стихо-творение вызвано потрясшим Пушкина впечатлением от встречи с душевнобольным  Батюшковым

Хотя очевидно, что причина куда как иная – в семье была своя больная – сестра поэта Ольга

Скепсис Пушкина понятен и опасения его – не выдумка или досужий вымысел

В 1856г ЛЕВКОВИЧ Я. Л. В ст. «СТИХОТВОРЕНИЕ ПУШКИНА «НЕ ДАЙ МНЕ БОГ СОЙТИ С УМА»» доказала , что стихотворение надо атрибутировать 1835 годом, который Сурат И.З. назвала суицидальным у поэта.

Н. Л. Степанов: «Еще в 1833 году Пушкин написал одно из наиболее мрачных своих стихотворений — „Не дай мне бог сойти с ума“, особенно трагично передававшее чувство неволи, тягости пребывания во враждебном ему обществе, в котором гаснут и меркнут все живые душевные силы»

(см.  1 Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. М., 1959, с. 29.)

Н. В. Измайлов назвал стихотворение «воплем человека, задыхающегося и ищущего хоть глотка свежего воздуха».

(см. Измайлов Н. В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20—30-х годов. — В кн.: Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975)

Я.Л. Левкович: Стихотворение является памятником особого душевного состояния и построено как поэтическая беседа с самим собою. «Не дай мне бог сойти с ума» стоит в ряду стихов о поэте и толпе, оно как бы завершает этот цикл, символизируя иллюзорность романтического, отрешенного от реальной, повседневной жизни, бегства поэта в природу. Романтический «тяжкий недуг», «безумие» Пушкин включает в реальную жизненную ситуацию. Контекст реалистического сознания выявляет абсурдность романтического представления о безумии. Лишившись разума, поэт лишается и творческого дара. Благополучие даже при условии: «когда б оставили меня на воле» — по существу, благополучие мнимое. От «забот суетного света» нет спасения, бегство от жизни в поэзию невозможно — таков итог стихотворения.


Рецензии