Светлые

У женщины муж заболел. Бог отмерил срок, за который у них появился сын.  Ребенок только-только начал ходить, как муж заболел. Она бы не справилась, если бы не родные.
Осталась одна. И вот тогда у нее произошел перелом в сознании: она поняла, что ее путь – для других жить. Так, наверное, поступают монашки – по призванию.
Сегодня у женщины крохотная комнатка в коммуналке. За плечами – 68 прожитых лет. За эти годы она заработала сыну на квартиру. Когда он женился, она подарила ему ключи. Она говорила, что была счастлива его счастьем. И сейчас счастлива.
Знаете, бывают такие люди, которые появляются неожиданно там, где они больше всего нужны? Когда смотришь на них, то в голову не приходит мысль, что ты их напрягаешь, что отрываешь от более важных каких-то дел. В голову не приходит! Потому что ты видишь, что быть с тобой в данную минуту – самое важное для них, самое необходимое.
Она пару месяцев просидела у постели своей сестры и подняла ее на ноги. Тихим незаметным участием, почти бессловесным – одним выражением лица и теплотой рук.
Она никогда никому не навязывается, не лезет со своим участием. А появляется, как я говорил, неожиданно.
Был такой период в моей жизни: оболганный и оставленный всеми, кроме матери и сестер, я был в пустыне. Был уверен, «что мой удел катиться дальше, вниз», по словам великого поэта. А она вдруг появилась. С  тихой своей улыбкой. С мягким выражением глаз. Сказала пару слов – на вес золота. Она сказала, что видит во мне то и то, что если я обопрусь на это, то вылезу. Показала мне то, что я в себе не видел. И помогла.
У нее удивительное качество: она не осуждает людей.  У нее не бывает нервных срывов. Она не крикнет человеку срывающимся голосом, что он сам во всем виноват.  С ее лицом так не крикнешь. Ведь лицо – зеркало души. А ее душа – добро.
В коммунальной квартире, где она живет, молодые супруги раскричались, разбудили спящую ненависть,  наговорили друг другу непростительные мерзкие слова.  Решили разбежаться, разъехаться, разлететься. Она вышла из своей комнаты, подошла к ним и что-то сказала – тихое и душевное. И супруги, как дети, пошли за ней на кухню. Она не читала нотаций, не призывала «все забыть» и «все простить». Она дала одному в руки чайник, другому, по-моему, кекс. И попросила разделить его на кусочки. Затем они втроем сели в уголочке и чай пили. После чая молодая вдруг заплакала, обняла эту женщину и благодарила за что-то. А женщина вытирала ее слезы и говорила что-то вроде того, что «будет тебе, будет».
Светлые это люди. Такие – как она – очень светлые.


Рецензии