Кладбище, как памятник истории

Кладбище, как памятник истории

Местность, куда пришли карелы,  была обезлюжена от мора, болезней  и разбойников  в конце ХVI века. Карелы заселили ее, подняли, освоили, держали и преумножали четыре века. В этих деревнях чередовались понятия: любовь, рождение, жизнь, смерть и память об умерших родичах.
 
Число карел Карело-Кошевского погоста бывшего Бежецкого уезда  за 250 лет с 1650 года к началу  XX века возросло с 74 человек до 1910 человек или в 25,8 раза. За годы советской власти карелы этой местности силой или добровольно разъехались по городам и весям, далеко оставили могилы отцов и матерей, а также  свою малую родину с названием Карело-Кошево.

Советская власть разбросала тверских карел по всей стране под видом кулаков, переселенцев в Карелию или для строительства  городов. После поколения  дедов,  могилы наших родственников раскиданы по городам и весям, а порою они вообще неизвестны. Сколько людей в нашей стране так и не узнали до самой своей смерти, где покоятся их родители, братья и сестры, переселенные и высланные в другую местность. Остается только предполагать, а где будем лежать после смерти мы и наши потомки, оторванные ветром судьбы от своей малой родины. Будут ли они помнить о ней?

Осталось лишь кладбище, как памятник о карелах, на нем лежат все двенадцать поколений наших предков.  Здесь покоятся  потомки основателей  карельских деревень: Петряйки Головкина, Душки (Евдокима) Афанасьева, Акинши Захарова, Терентия Федорова, Климента Игнатьева и Калины Артемьева. Покоятся под крестами и без них наши родные, наши далекие предки, многих из которых мы не знаем и никогда не узнаем, всего около 15 тысяч человек.  На старом деревенском кладбище с могучими березами лежат карелы всего Карело-Кошевского прихода, начиная со второй половины ХVII века и до наших бабушек и дедушек, отцов и матерей. Всего здесь захоронено двенадцать поколений карел, начинают хоронить уже тринадцатое поколение.
 
Стирается память о карелах, при советской власти село Карело-Кошево сначала назвали Кор-Кошево с непонятной приставкой «кор». Затем стали называть просто Кошево в отличие от села Русское Кошево, у которого прежнее название не изменялось. Старую школу разрушили, новую построили в деревне Бережки, ее стали уже называть не Карело-Кошевской, а Бережковской. Но учить в ней уже некого, все карелы этой местности умерли и разъехались. И как память о них сохранилось лишь кладбище и разрушенная церковь на погосте Карело-Кошево.

Побывав на кладбище, люди заходят в построенную Белоусовым Александром из деревни Гремячиха деревянную часовню Сретенья Господня. Она по старой привычке на замок не закрыта, лишь накинут крючок в петлю. В часовне установлено 17 икон разных размеров и пустая коробка для пожертвований на ремонт Сретенского храма.
 
  3 декабря 2005 года в городе Хельсинки я посетил выставку финской художницы Инны Коллиандер (1905-1985 г.г.), которая была открыта в музее «Атенеум» в связи со 100-летием со дня рождения художницы. Меня поразила одна ее картина, посвященная любви, где  изображены могилы предков, расположенные друг над другом, из поколения в поколение. А на земле над этими могилами двое влюбленных разжигают костер жизни. Скоро от этого костра у них появится новая жизнь,  и так будет продолжаться из поколения в поколение. Жизнь на земле не умрет, пока есть Любовь, надо любить друг друга, свою малую родину и свой народ.

Есть какая-то надежда, что кладбище в селе Карело-Кошево сохранится долгие годы, так как сюда, в центр России, еще придут русские люди из переполненных городов и других мест, чтобы снова пахать землю и отстраивать деревни. Ведь людям всегда нужен хлеб, а он в городах не растет. Я лично уверен в этом, так как не могут долго быть в нищете и упадке деревни и села центра России, где именно и зарождалось наше государство. Если в ХVII веке деревни в центре России зажили нормальной жизнью через полвека  после погрома и запустений, то есть надежда на то, что к концу ХХI  веке вновь возродятся деревни на нашей  малой родине.


Рецензии