Кладбище, как памятник истории
Местность, куда пришли карелы, была обезлюжена от мора, болезней и разбойников в конце ХVI века. Карелы заселили ее, подняли, освоили, держали и преумножали четыре века. В этих деревнях чередовались понятия: любовь, рождение, жизнь, смерть и память об умерших родичах.
Число карел Карело-Кошевского погоста бывшего Бежецкого уезда за 250 лет с 1650 года к началу XX века возросло с 74 человек до 1910 человек или в 25,8 раза. За годы советской власти карелы этой местности силой или добровольно разъехались по городам и весям, далеко оставили могилы отцов и матерей, а также свою малую родину с названием Карело-Кошево.
Советская власть разбросала тверских карел по всей стране под видом кулаков, переселенцев в Карелию или для строительства городов. После поколения дедов, могилы наших родственников раскиданы по городам и весям, а порою они вообще неизвестны. Сколько людей в нашей стране так и не узнали до самой своей смерти, где покоятся их родители, братья и сестры, переселенные и высланные в другую местность. Остается только предполагать, а где будем лежать после смерти мы и наши потомки, оторванные ветром судьбы от своей малой родины. Будут ли они помнить о ней?
Осталось лишь кладбище, как памятник о карелах, на нем лежат все двенадцать поколений наших предков. Здесь покоятся потомки основателей карельских деревень: Петряйки Головкина, Душки (Евдокима) Афанасьева, Акинши Захарова, Терентия Федорова, Климента Игнатьева и Калины Артемьева. Покоятся под крестами и без них наши родные, наши далекие предки, многих из которых мы не знаем и никогда не узнаем, всего около 15 тысяч человек. На старом деревенском кладбище с могучими березами лежат карелы всего Карело-Кошевского прихода, начиная со второй половины ХVII века и до наших бабушек и дедушек, отцов и матерей. Всего здесь захоронено двенадцать поколений карел, начинают хоронить уже тринадцатое поколение.
Стирается память о карелах, при советской власти село Карело-Кошево сначала назвали Кор-Кошево с непонятной приставкой «кор». Затем стали называть просто Кошево в отличие от села Русское Кошево, у которого прежнее название не изменялось. Старую школу разрушили, новую построили в деревне Бережки, ее стали уже называть не Карело-Кошевской, а Бережковской. Но учить в ней уже некого, все карелы этой местности умерли и разъехались. И как память о них сохранилось лишь кладбище и разрушенная церковь на погосте Карело-Кошево.
Побывав на кладбище, люди заходят в построенную Белоусовым Александром из деревни Гремячиха деревянную часовню Сретенья Господня. Она по старой привычке на замок не закрыта, лишь накинут крючок в петлю. В часовне установлено 17 икон разных размеров и пустая коробка для пожертвований на ремонт Сретенского храма.
3 декабря 2005 года в городе Хельсинки я посетил выставку финской художницы Инны Коллиандер (1905-1985 г.г.), которая была открыта в музее «Атенеум» в связи со 100-летием со дня рождения художницы. Меня поразила одна ее картина, посвященная любви, где изображены могилы предков, расположенные друг над другом, из поколения в поколение. А на земле над этими могилами двое влюбленных разжигают костер жизни. Скоро от этого костра у них появится новая жизнь, и так будет продолжаться из поколения в поколение. Жизнь на земле не умрет, пока есть Любовь, надо любить друг друга, свою малую родину и свой народ.
Есть какая-то надежда, что кладбище в селе Карело-Кошево сохранится долгие годы, так как сюда, в центр России, еще придут русские люди из переполненных городов и других мест, чтобы снова пахать землю и отстраивать деревни. Ведь людям всегда нужен хлеб, а он в городах не растет. Я лично уверен в этом, так как не могут долго быть в нищете и упадке деревни и села центра России, где именно и зарождалось наше государство. Если в ХVII веке деревни в центре России зажили нормальной жизнью через полвека после погрома и запустений, то есть надежда на то, что к концу ХХI веке вновь возродятся деревни на нашей малой родине.
Свидетельство о публикации №222051201599