Имя и сущность

Имя и сущность. Как они соотносятся меж собой? В диалоге Платона «Федон» мы находим такие слова Сократа: «… два, четыре и всякое число из другого ряда чисел, не будучи само по себе чётным, тем не менее всегда бывает чётным». Если взять за основу это высказывание, то получаем следующее: два есть имя числа, а чётность – сущность числа, два – это зафиксированность в имени эйдоса; чётности, имя, данное для обозначения сущности именуемого. Таким образом, имя не есть сущность именуемого, не есть полная выраженность сущности, но символическое выражение эйдетической сущности именуемого.

И вот главный вопрос: есть ли такая ситуация, когда имя есть полное выражение сущности именуемого? Это можно свести к вопросу о тождестве внутреннего и внешнего. Пример такого явления – Сам Господь Бог. Почему это так?

Святитель Григорий Палама, святой архиепископ Восточной Православной Церкви, оставил всему Православию учение об энергийных эманациях; Божества. Существо Бога не может не проявлять себя, потому что если есть сущность, то необходимо есть и его явление (согласно Алексею Фёдоровичу Лосеву, это диалектическая неизбежность (см. "Диалектику мифа")). Проявления естества Божия есть энергии, которые не тождественны сущности Бога, но при этом и не являются тварными – они есть истечения из сущности Бога, которые именуются благодатию Божиею (то есть, опять же, они необходимо и неизбежно, эти энергийные истечения, исходят из существа Божия). Благодатные энергии не есть нечто само по себе, но они являются Самим Богом, обращённым в этих эманациях к Своей твари, - настолько, насколько тварь способна вместить в себя Господа Саваофа; эти энергии не существуют отдельно и вне Бога; в сущности Божией тварь не может участвовать, а в энергиях – может (поэтому когда святой апостол Пётр в своём послании говорит, что Христос Господь пришёл, чтобы мы стали «причастниками Божеского естества», то это не значит, что мы посредством истинного покаяния будем причастны существу Бога напрямую (это означало бы неразличение меж Творцом и тварью и, как следствие, божественность человека) – мы сможем быть причастны сущности Господа по энергии, исходящей из этой сущности).

И всё это восходит к тезису: «Имя Божие есть Сам Бог». То есть посылка такова, что имя как обозначение сущности есть в то же время энергийное истечение из существа Божия; тогда мы приходим к тому, что слово обладает некоей энергией (что подтверждается святыми отцами, говорящими, что только небытие не обладает энергией. В таком случае, чтобы утверждать, что имя Господне есть некоторым образом эманация сущности Божией, важно доказать бытие слова, то есть что слово имеет бытие, что оно имеет онтологический статус.

Обратимся к Евангелию: Христос Иисус говорил, что человек будет судим за всякое праздное слово (куда входят, согласно святым отцам, пустые, бранные, скверные слова, сказанные в гневе слова и так далее), а тогда совершенно ясным оказывается, что Господь не может судить за то, чего нет, что не являет себя в мире вещественном и в мире духовном. И что же такое слово? Если душа в отношении к безтелесному Богу («ибо Бог есть Дух») является телом (см. «Слово о человеке» или «Слово о смерти» святителя Игнатия Брянчанинова), то слово, которое по отношению к душе и тем более к Богу гораздо телесней, уж и подавно есть тело, хотя и тонко вещественное. Слово не существует как вещь в обычном понимании, но как плоть, как некое тело, телесная осуществлённость мысли, в бытии которой не приходится сомневаться, если принять всё вышесказанное.
Таким образом, в имени Божием есть Сам Бог, Он присутствует в Своём Святейшем имени посредством энергии, или благодати, а это значит, что при постоянном покаянном призывании имени Иисусова на душе со временем как бы напечатлевается лик Христов, освящается человек, обретает вновь потерянное произвольной греховной жизнью подобие Божие.
Так мы получаем православно-философское обоснование делания молитвы Иисусовой, значения имени Иисусова.
1 - принцип оформления вещи; сущность вещи, исходящая из инобытия и находящаяся в нём (согласно блж. Августину, эйдосы есть мысли Бога).
2 - это истечение творческой энергии Бога.


Рецензии